Друзья, сегодня 30 августа мы наконец-то вышли из канала в средиземку и завтра будем ставить мачту, хочу поделиться опытом с другими людьми которые возможно также захотят шведскую лодку в средиземке.
Наша цель была за максимально короткое время добраться до средиземки (т.к. виза и сезон).
Старт: Вестервик (недалеко от Стокгольма)
Финиш (промежуточный): Gruissan (недалеко от Марселя)
Прошли примерно 1750 морских миль, около 500 ходовых часов. Примерно 80% под двигателем, 20% под парусом.
Наши остановки: Вестервик - Карлскруна - Киль - Брунсбюттель - Амстердам - Гаага - Брюгге - Булонь-Сюр-Мер - Фекан - Шербур-Октевиль - Гренси (на 3 часа) - Роскоф - Камаре-Сюр-Мер - Йе (строительные магазины в пешей доступности, подготовка к снятию мачты) - Руайан (Royan) (сняли мачту) - Сен-Жульен-Бейшевель - Касте-ан-Дорт (старт гаронского канала) - Тулуза (стоянка 2 дня, поход к доктору по страховке) - Нарбонн - Gruissan
В списке нет остановок в канале т.к. они просто были перед шлюзом.
Лодка Albin vega, осадка 1.17, длина 8.25, ширина 2.46, флаг Россия (ВФПС), права дейшкипер и лицензия радиооператора. Страховка только средиземка. Дополнительно приобретается виньетка, месяц за 100 евро.
http://www.vnf.fr - сайт компании Французких каналов
https://www.french-waterways.com/ - информация по Французским каналам
https://www.windy.com/ru/ погода
Навионикс Европа (приложение, 2500р), там также видны течения, приливы и отливы
- чтобы добрать до средиземки за которткий срок, обязательно нужно идти суточными переходами, сутки, лучше даже двое суток. Для такого режима необходимо 2 человека минимум
- как показала практика, вот наши приоритеты погоды: штиль > попутный ветер комфортный > свежий попутный ветер > мордотык > свел и другая неприятная погода
- попутный ветер достаточной силы попадается редко, по этому важно иметь хороший и экономичный дизель, наш нанни потребляет 0.8-1 литр в час, это дает около 5.5 узлов по гладкой воде
- если видите недорогие продукты - закупайте наперед, например во Франции самые дорогие продукты которые мы встретили, а Французкое побережье в этом переходе самое большое
- в марину выгодно приходить после закрытия, тогда можно стоять бесплатно, также можно уходить рано утром и стоять бесплатно, также можно попросить постоять подождать смены течения и это тоже обычно бесплатно (3-4 часа), можно заплатить за 1 день и стоять ещё один в некоторых случаях, обычно не прикапываются
- обязательно наличие хотя бы ручной рации, в некоторые порты необходимо запрашивать вход, это очень просто, даже если вы не понимаете просто спрашиваете "Yes or No?"
- обязательно наличие горна (с балоном например), 2 раза попадали в ситуацию когда он мог бы спасти жизнь, он у нас был в наличии и это важно
- если спиртовая плита, нужно иметь пожарное одеяло
- проверять горизонт нужно раз в 10 минут, если реже - можно столкнуться с кораблями, это очень важно! Однажды нас чуть не переехал контейнеровоз т.к. перед этим проверяли раз в 15 минут
- в приливно отливной зоне нужно двигаться строго по расписанию течений, против течений больше 1.5 узлов лучше не бороться, это изнурительно и невыносимо
- в каналах идти очень запарно и нудно, морем быстрее и проще
- канал де гарона и де миди (южный) довольно мелкие, реально в де миди мы в некоторых шлюзах немного застревали
- в каналах можно купаться, вода не супер чистая, но купаться можно марин довольно мало
- повесьте минимум 4 кранца на каждый борт, желательно сделать кранцевые доски, они могут в нужный момент подстраховать ваши борты (мы поцарапались несколько раз и я жалею что не сделали кранцевые доски, ремонт гелькоута не очень дорогой, но все равно неприятно)
- обязательно закройте всю лодку в канале, мы купили коврики в декатлоне по 2 евро, порезали и закрыли, но это уже после того как мы 3 дня подряд всю дорогу мыли лодку, с деревьев падают споры и их очень тяжело отмывать, иногда приходиться по 5 минут оттирать каждую точку, а их тысячи. Очень рекомендую все закрыть, замотать. Пищевая пленка подходит только для поверхностей по которым не ходите (скользкая)
- Вовремя снимайте паруса или берите как минимум рифы, лучше снять раньше и идти под двигателем, чем потом срывать обрывки или шить на руках
- Обязательно надо иметь хороший якорь и лодку, хотя бы детскую, чтобы сняться с мели (кладем якорь в лодку и отплываем на 50 метров), закидываем и снимаемся
- очень желательно иметь хорошие ходовые огни, эквивалент 20 ват, в Ламанше и вообще в северном море довольно большой трафик, важно чтобы вас видели
- важно иметь радаррефлектор (типо железной штуки которая отражает сигнал радаров)
- Если скорость меньше 3.5 узорв, мы включаем двигатель (т.к. заложено средняя 4 узла)
- Кардан для плиты очень важен, в суточных переходах без кардана очень тяжело (у нас есть, реально важно)
- Важно иметь 1 спальник или типо того, ночью все равно холодно и довольно удобно сидеть в спальнике
- Нет большого смысла покупать дорогую одежду (ну это на мой взгляд, купите в декатлоне)
- В Швеции есть магазины называется "Долларстор", там можно купить сникерсы и подобные шоколадки очень дешево, дешевле чем в России, 500г за 200р примерно, во время шторма важно иметь что-то такое, типо батончиков мюсли, сникерсов и т.д. смешно звучит, но это важно))
- Для подготовки лодки лучше всего взять на 4-5 дней машину в аренду, это сильно упростит и ускорит, в Европе требуется опыт от 1 года, все ездят более менее адекватно
- Страховку кроме как в Ройан нигде не спрашивали, так что можно дополнительную не делать, а сделать только для средиземки (180 евро тут на форуме есть), в средиземке везде спрашивают на сколько я знаю
- Ночью в северном море и атлантике светится плактон, очень прикольно, также можно увидеть много видов медуз, в Июле северное море прогревается до 20 градусов, вполне можно купаться
- Лучше всего стартовать в конце июня или начале июля
- из Бискайского залива лучше убраться до 15 августа, дальше может быть плохая погода
- важно иметь пристежку, невозможно уснуть пока другой не пристегнут )
В целом путешествие довольно сложное (изнурительное), но вполне реальное. Мы с девушкой прошли этот путь, не сказать что было как-то супер интересно, но теперь лодка на средиземке. За весь переход сожгли где-то 350-400 литров топлива, это около 550 евро.
Имея визу на 90 дней в полугодии можно вполне добраться до нужной точки, у нас уже было потрачено 9 дней и по итогу у нас 80 дней. Сейчас осталось где-то 20 дней и мы планируем пойти на Сардинию и далее в Тунис по рекомендации ребят с Купидитас.
Если кто-то хочет или задумывается о подобном - не проблема, главное иметь хороший дизель (желательно новый), т.к. если у вас что-то сломается, то график сбивается и вам придется остановиться где-то до следующего сезона.
По поводу средиземки, ее дороговизна в чем-то преувеличена т.к. тут часто обсуждают большие лодки, например стоянки тут на вегу стоят где-то 15-30 евро, также как и в северной Европе, в Греции вообще есть дешевые государственные стоянки, а в Тунисе можно годовую оформить за 600 евро. Во Франции можно найти за 1800-2000 евро в год, в Турции от 1500 евро в год, в Греции от 1000 евро в год.
По поводу бюджета, он состоит из: еда + топливо + марины + стирка + интернет + расходники для лодки + ремонты, в принципе все
По поводу интернета: в Швеции можно купить очень неплохой интернет по всей Европе, мы купили за 45 евро в месяц 100 гб, работаем, на все хватает
Написал сухо и коротко, но чтобы просто было прочитать, большие и красочные рассказы, дневники это все круто, но когда изучал информацию уходило очень много времени. Кому не понравилось - сорри, я вообще не особо хотел писать это, но считаю своим долгом передать опыт т.к. благодаря этому форуму мы и совершили этот переход. Всем спасибо кто пишет и делится)
Сообщение отредактировал Ильвари: 31 августа 2018 - 00:20