Коллеги, вопрос в тему, раз уж речь идет о выступающих частях.
Речь-то идёт, а данных нет
А какие то замеры по типовым движетелям для маломерных судов попадались кому в литературе?
Только старые советские данные
В общем-то их не так и много наиболее употребительных (ПМ, колонки, наклонные валы, водометы )
Ну, в принципе, есть ещё "днищевые приводы" (IPS, Zeus), несколько вариантов консольных приводов. Но не самые распространённые, да.
По наклонным валам данные есть, как традиционные "судостроительные", так и по спортивным применениям для очень высоких скоростей (и в нескольких вариантах, например, для prop-riders). Т.е. тут типовые методики оценки. Но это не расчёт
ПОК/ПЛМ -- нет и таких
Консольные -- там проще оценить, но в некоторых вариантах есть осложняющие ситуацию детали.
"Днищевые" -- я данных не встречал, толком ничего не прислали производители, но я не сильно интересовался ими.
И думается сопротивление устройства определяется больше мощностью (то бишь размером редуктора ПМ и колонки, диам. наклонного вала).
Не совсем так.
Для подводных частей ПЛМ/ПОК в разных диапазонах скоростей превалировать будут разные факторы. В основном, да, площадь поперечного сечения и удлинение корпуса редуктора, заострение входящих кромок, форма/профиль выходящих, форма и размеры килька, качество поверхностей, площадь и форма вырезов водозаборников. Сильно влияет заглубление оси гребного вала, влияние нелинейное, сложное, наиболее подробные данные я видел в "Водно моторный спорт" Вейнберга, выше уже дали ссылку, но насколько там точные данные, я не скажу, по опыту -- "похоже", но это не то же самое, что "точно соответствует" На характеристики винта оказывает влияние и отстояние от винта до деталей подводной части (ну и, соответственно, угол отброса лопастей, а это -- уже шаг к пониманию балансировочного сопротивления).
Для высокоскоростных лодок, в основном -- спортивного типа, подводные части ПОК/ПЛМ дорабатывают, заостряют и удлиняют входящие кромки, плавнее профилируют выходящие (это иногда важно, т.к. сильно влияет на работу винта), есть заводские варианты подводных частей с уменьшенным сопротивлением, в основном в области высоких и очень высоких скоростей, наиболее известны Mercury Racing, сейчас выпускают только для высоких и очень высоких мощностей: http://www.mercuryra...ndrives/#drives и http://www.mercuryra...se-applications
Но конкретных замеров, повторю, я не встречал. Степень влияния оценить пытался, но у меня проблемы с абсолютными значениями, потому для "это для себя". В целом у многих похожие впечатления от доработок подводных частей, и примерно сопоставимые данные по приросту скоростей, на лодко-спортивных форумах иногда проскакивают. Вложу пример такой переделки, они в целом типовы, это скандинавы делали. Для спорта больше ограничений, т.к. UIM позволяет только ограниченные доработки.
Помнится в старых справочниках есть замеры сопротивления для подводной части отечественных ПМ, а вот по наклонным валам и колонкам как-то не попадались.
По валам -- смотрите сами, а старую советскую ПОК в бассейне тягали, вложу скриншот. Обратите внимание на абсолютное значение сопротивления в сравнении с "Нептун-23" или "Вихрь". Есть подозрение, что методика замеров была близкой, и выполнялись они в одном бассейне, потому данные сопоставимы.
Впрочем, почти все эти агрегаты имели слишком толстые и притуплённые входящие кромки, неудачно выполненные выходящие (что приводило к ухудшению работы винта, весьма заметному), иногда -- слишком близко расположенный к деталям подводной части винт.
Прикрепленные изображения