Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Расчёт длины шкотов и брасов


Сообщений в теме: 31

#1 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 305 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 09 октября 2019 - 06:17

Всем привет!

Подскажите, как расчитать длину шкотов и брасов для спинакера, яхта 28 футов.

Надо сейчас (сегодня), и до лодки боюсь съездить не получится, чтобы обмерить имеющиеся старые.

Диаметр по ощущениям был 10мм (если не ошибаюсь).

Кстати вопрос.

Яхта 1978 года. Лодку купил с поменянными фалами. Шкоты стакселя тоже были не старые (скорее всего были поменяны вместе с фалами).

Остальные концы и верёвки ещё рабочие, но явно не новые.

Есть подарочная карта на 150 евро на концы Robline. Ввиду того, что явно ничего нового не надо, думаю взять конец про запас. На ум приходит взять 10мм, который если что можно и на брасы, как уже выше указывалось. Или есть другие идеи? Что обычно перетирается, рвётся в первую очередь.

p.s. Ни разу не гонщик, но в этом году гонялся раз в месяц примерно. Ну и раз в неделю на полдня чисто покататься. Спинч на гонках дёргали через раз, и то, при не очень сильном ветра, так как на борту обычно 2-3 человека. На покатанках тоже иногда доставали, если ветер позволял.

Заранее спасибо!

 


  • 0

#2 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 285 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 09 октября 2019 - 06:46

Длина брасов - минимум такая что бы от блока у лебедки (на конце браса завязан узел и выхлестнутся он недолжен) брас мог обойти вокруг штага и дотянутся до вант, в идеале - обратно в кокпит. Т.е. с нормальным запасом - две длины лодки. Это для случая уборки спинакера от вант, или прямо в кокпит/люк - брасы растравили и втянули на лодку, брасов должно хватить.

Есть вариант одного сплошного браса - от одного угла спинакера в кокпит и от туда ко второму углу. Тогда можно сделать заметно короче (один длиной порядка 2,5 корпуса в место двух по 2 длины? не знаю), и веревок в кокпите будет поменьше, но сам не пользовался. нюансов не знаю.

Для стаксель-шкотов - на вскидку длина шкота примерно равна длине лодки, это выходит с нормальным запасом. Хотя еще влияет насколько далеко в корму поставлены лебедки и если второй штаг на баке (который шкоту обходить надо). Так-то если шкотовый угол генуи почти до лебедки - то и шкота должно хватать от лебедки до лебедки (через бак, с большой слабиной).

 

Толщина шкотов/брасов - определяется ухватистостью. Их же руками дергать, тонкий неудобно дергать. В идеале по ухватистости 12..14 мм, но это скорее для шкотов стакселя, толстые брасы будут тяжелыми - это плохо в слабый ветер, спинакеру будет их не поднять из воды. В идеале иметь два комплекта брасов: легкие на штили и тяжелые на свежий ветер. Ну либо смотрите в какой преимущественный ветер вы собираетесь, под него подгадывать - потоньше или потолще.

10 мм - в целом норм, не слишком тяжелые, при средних нагрузках без проблем, а в сильный ветер не факт что уже парус поставить отважитесь))
8 мм - из практики скорее нижний предел, еще работать можно но когда фалы надо сильно набить уже хочется поухватистей.

Лебедки - заметно снижают усилие на веревках, и более тонкий конец не так неудобно тянуть. Но с лебедкой менее оперативно работать выходит, там же ручку еще крутить надо. Аналогично блоки.

В общем все от усилия зависит)))


Сообщение отредактировал Kirilius83: 09 октября 2019 - 06:50

  • 0

#3 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 931 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 09 октября 2019 - 12:06

Обсуждение необходимости вязать стопорные узлы на брасах перенес сюда.

https://forum.katera...nia-o-zamene-p/

Эта тема - о длине и толщине брасов. 

 

Если гоняться не планируете, то брасы прослужат Вам очень долго. Дольше шкотов.


  • 0

#4 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 305 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 09 октября 2019 - 12:53

Я гоняюсь иногда. Как уже выше указывал, примерно раз в месяц по гонке (без фанатизма, хотя на крайнем кубке половину времени на лавировке фальшборт был в воде). В этом году спинч ставили до 5-7  м/с. Что будет в следующем году, не знаю. Основная проблема пока что – гоняемся в основном вдвоём с дочкой. Иногда братан присоединяется. Постепенно поднимаю планку ветра. В дальнейшем вообще хочу ставить спинч в одиночку. Но тут опять будет снижение ветрового порога до 5 метров (и не факт, что для одиночки его возможно будет поднять). Иногда ставим на покатанке, потренироваться и побегать.

Был в магазе – пощупал концы. Субъективно (по тактильным ощущениям и на вид), у меня нынешние брасы/шкоты 8 мм. На стакселе 10. Но в магазе эти концы (как мои старые шкоты) продаются как швартовные. Вообще, шкоты хотел поменять сразу, как лодку приобрёл – они на ощупь скользкие (с лёгким блеском). Поэтому уговорился на новые стаксельшкоты Sirius XTS 10 мм и такие же 8 мм на спинакер. Единственное, со стаксельшкотами погорячился. Взял 27 метров. Думаю, что замного (правда старые шкоты тоже довольно длинные).

Вопрос по круговой проводке шкотов. Получается, что шкоты к парусу надо крепить узлом? Карабины через блоки не протащишь (в случае со спинакером), да и огоны, как на старых стаксельшкотах уже не катят.


  • 0

#5 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 285 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 09 октября 2019 - 13:12

Во первых - гуглите материала тросов и их свойства. Не все достаточно прочные, не все стоят под солнцем.

 

По шкотам - делается огон, в него мочка/серьга/такелажная скоба (шакл по сухопутному). Я обычно огон с бензелем делаю по середине шкота, получаю сразу правый и левый. Можно два отдельных, но тогда два огона выходит. Для надежности перед накладкой бензеля можно прошить толстой ниткой, прям в ручную иголкой.

Круговая стаксель шкотов - не встречал, как мне кажется, неудобно. На узел впринципе делают, впринципе ходит, но коуш таки предохраняет от перетирания, а без него трется.

 

Имейте ввиду - шкотам тянутся под нагрузкой можно, хотя это неудобно - вроде добрал, а парус еще не набился.

Фалам тянутся нельзя! Даже для круизера ненабитая передняя шкаторина сильно снижает скосроть и мешает лавировке, а уж для гонок тем более. Причем пока ставили - вроде набита. а дунуло по сильнее - уже и провисла, и фиг доберешь...


  • 0

#6 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 931 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 09 октября 2019 - 13:14

Был в магазе – пощупал концы. Субъективно (по тактильным ощущениям и на вид), у меня нынешние брасы/шкоты 8 мм. На стакселе 10.  Вообще, шкоты хотел поменять сразу, как лодку приобрёл – они на ощупь скользкие (с лёгким блеском). Поэтому уговорился на новые стаксельшкоты Sirius XTS 10 мм и такие же 8 мм на спинакер. Единственное, со стаксельшкотами погорячился. Взял 27 метров. Думаю, что замного (правда старые шкоты тоже довольно длинные).

Вопрос по круговой проводке шкотов. Получается, что шкоты к парусу надо крепить узлом? Карабины через блоки не протащишь (в случае со спинакером), да и огоны, как на старых стаксельшкотах уже не катят.

8 мм можно, но ИМХО в руках держать трудно. Если через лебедку - нормально.

Длина одного шкота - от конца рельса на палубе, вокруг мачты (или бэби штага), до шкотовой лебедки, пара шлагов, до стопора и еще полметра. И второй такой же.

Если шкот один, то длина как у двух выше упомянутых.

Один общий или два - дело вкуса. Можно и так, и так.

Насчет карабинов, узла и блоков - не понял.


  • 0

#7 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 285 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 09 октября 2019 - 13:23

Да, по поводу управления: поставить спинчь фигня, веселее его убирать))) Учитесь в первую очередь его убирать, именно в сильный ветер - часто бывает что воткнул в легкий ветерок, а потом поддуло, и ты несешься на полном ходу и чешешь репу - как же его убрать-то. А если еще и камни рядом - то вообще труба. Удобнее его убирать на чистом форлдаке, спрятав спинч за гротом, там ветра меньше. На острых курсах - есть варианты протащить под гиком, что бы он об гик сложился и не раздувался. В общем главное его загасить.

В брочинге - брас не трогать! спинч улетит вверх но работать не перестанет, будет тянуть за топ. Травить шкот, что бы спинч заполоскал как генуя.


  • 0

#8 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 305 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 09 октября 2019 - 13:40

8 мм можно, но ИМХО в руках держать трудно. Если через лебедку - нормально.

 

Насчет карабинов, узла и блоков - не понял.

Обычно пользуемся стаксельными лебёдками и утками.

На данном этапе имею 2 спинакершкота (браса). У каждого на конце карабин, для пристёгивания к парусу. Другой конец пропускается через блок и в кокпит. Если делать круговой шкот, то ввиду того, что на обоих концах будет карабин, через блоки его не протащишь. Поэтому концы к парусу придётся привязывать (напр беседочным).

Стаксельшкоты. Имею 2 штуки. На каждом стексельшкоте на одном конце по огону. Пропускаю огон в люверс на шкотовом угле, и потом в огон пропускаю коренной конец шкота. Так же и со вторым шкотом. (не могу найти название узла). Ходовые концы пропускаю через кипы на палубе и вяжу восьмёрки, чтобы не выхлестнулись. При использовании кругового шкота огон может быть только на одном конце. Второй придется вязать в стакселю узлом. Если не понятно, то придётся риаовать.


  • 0

#9 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 305 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 09 октября 2019 - 13:46

, веселее его убирать))) 

 

Именно. Обычно поднять не проблема. Вообще, для этих целей задумал пошить чулок для спинакера (хотя для одиночки что так, чито этак, всё геморно).

 

На коротких дистанциях кроме того, что спинч надо убрать, так его ещё и надо приготовить для постановки после бейдевинда. И вот тут для одиночки всё очень грустно. Надо лавироваться или складывать спинч. Даже для двоих, это может быть проблематично, если нужно постоянно лавироваться.


  • 0

#10 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 285 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 09 октября 2019 - 13:47

блоки могут и на веревках жить, снимаясь вместе с ними.


  • 0

#11 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 931 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 09 октября 2019 - 14:35

Если делать круговой шкот, то ввиду того, что на обоих концах будет карабин, через блоки его не протащишь.

При использовании кругового шкота огон может быть только на одном конце. 

Теперь понял. Насчет круговых шкотов и брасов ничего сказать не могу, поскольку никогда не пользовался.

На мой взгляд это неудобная система. Но это чисто субъективно. Другие могут думать иначе.


  • 0

#12 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 084 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA

Отправлено 09 октября 2019 - 17:03

Стаксель-шкот удобнее иметь единый. Складываете веревку пополам, продеваете петлю в люверс, в петлю - два конца. Затягиваете. Получается минимальный по размеру узел, чтобы не цепляться за ванты. И самый простейший. 


  • 0

#13 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 305 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 09 октября 2019 - 17:04

 
По шкотам - делается огон, в него мочка/серьга/такелажная скоба (шакл по сухопутному). Я обычно огон с бензелем делаю по середине шкота, получаю сразу правый и левый. Можно два отдельных, но тогда два огона выходит. Для надежности перед накладкой бензеля можно прошить толстой ниткой, прям в ручную иголкой.
.

То есть не сплесень, а тупо бензель? Держать будет? Я просто не могу в сети найти видео для заделки огона посредине конца.
И таки да, раборал в море, там мочек не было, а были именно такелажные скобы, или просто скобы.
  • 0

#14 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 305 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 09 октября 2019 - 17:08

Стаксель-шкот удобнее иметь единый. Складываете веревку пополам, продеваете петлю в люверс, в петлю - два конца. Затягиваете. Получается минимальный по размеру узел, чтобы не цепляться за ванты. И самый простейший.

Не выхлёстывается, из за того, что один конец не загпужен? Дома кольца детские на шведской стенке. Приходится делать пару штыков, чтобы узел не скользил.
  • 0

#15 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    На кривой дорожке.

  • Капитан
  • 15 833 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 09 октября 2019 - 17:22

Не выхлёстывается, из за того, что один конец не загпужен? Дома кольца детские на шведской стенке. Приходится делать пару штыков, чтобы узел не скользил.

От верёвки зависит. Мягкая териленовая держится.

Плюс в отсутствии мочки или карабина, больно бьющих по голове.

Минус в необходимости иметь второй комплект шкотов для сменного стакселя


  • 0

#16 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 931 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 09 октября 2019 - 17:24

Не выхлёстывается, из за того, что один конец не загпужен? 

Узел там и не может выхлеснуться.

А вот коуш поэтому работает нормально. Нагруженный шкот работает практически по оси коуша, как если бы был один.


  • 0

#17 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 183 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 09 октября 2019 - 17:28

Насчет круговых шкотов и брасов ничего сказать не могу, поскольку никогда не пользовался.

На мой взгляд это неудобная система. Но это чисто субъективно. Другие могут думать иначе.

Пользовался ещё в 90-е. неразрезными (круговыми) брасами. Отказался в пользу отдельных.  :)  Отдельные ИМХО удобней.  :)

Брасы у меня всю жизнь 8-ка. Кевлар. В любой ветер без проблем. Лёгкие брасы 4-ка. :) стаксельшкоты 12, гикашкоты 10.

 

Стаксель-шкот удобнее иметь единый. Складываете веревку пополам, продеваете петлю в люверс, в петлю - два конца. Затягиваете. Получается минимальный по размеру узел, чтобы не цепляться за ванты. И самый простейший. 

Если турист и стаксель один на весь сезон - нормально. Если человек гоняется (как сам говорит) - то если придётся менять стаксель - будет жуткий гемор. Лучше иметь хороший карабин. 


Сообщение отредактировал 2191: 09 октября 2019 - 17:30

  • 1

#18 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 084 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA

Отправлено 09 октября 2019 - 17:33

Не выхлёстывается, из за того, что один конец не загпужен? Дома кольца детские на шведской стенке. Приходится делать пару штыков, чтобы узел не скользил.

Нет. Я весной завязываю, осенью отвязываю. 

Безусловно, такой шкот удобен, только если у вас одна генуя на закрутке. Если вы собираетесь менять стакселя, то цеплять к люверсу придется карабин. И даже в этом случае единый шкот удобнее двух отдельных концов и узел легче и меньше получается. Тогда вообще без узла. Продеваете шкот в карабин и в середине делаете петлю маркой.


  • -1

#19 CVY

CVY

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 738 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Нептун-2

Отправлено 09 октября 2019 - 18:27

Если человек гоняется (как сам говорит) - то если придётся менять стаксель - будет жуткий гемор. Лучше иметь хороший карабин.


Ну уж прям жуткий, одну скобу отдать-заложить. Если на лодке хоть какая-то команда есть совсем не долго, а если штаг/ликпаз один то вообще наверное самая быстрая из операций в процессе смены паруса. Разве что парус под работающим поставить нельзя. Но для этого, мне кажется, лучше второй комплект шкотов завести.

П.с. опять мы к количеству штанов и смене парусов пришли, пора снова все сносить в соседнюю тему.
  • 0

#20 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 931 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 09 октября 2019 - 18:37

Ну уж прям жуткий, одну скобу отдать-заложить.

Речь шла про привязывание шкота узлом к парусу. Причем протягивании его всего через петлю.


  • 0

#21 CVY

CVY

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 738 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Нептун-2

Отправлено 09 октября 2019 - 18:43

Речь шла про привязывание шкота узлом к парусу. Причем протягивании его всего через петлю.


Да, виноват, не так прочитал. Честно говоря даже подумать не мог чтобы его наглухо без скобы привязать.
Но вариант продлевать коренной конец отдельных шкотов в люверс и потом в круг с точки зрения замены тоже не быстрый.
  • 0

#22 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    На кривой дорожке.

  • Капитан
  • 15 833 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 09 октября 2019 - 18:48

Можно использовать мягкий шакл.

 

1541425663757_bulletin


  • 1

#23 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 285 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 09 октября 2019 - 19:25

То есть не сплесень, а тупо бензель? Держать будет? Я просто не могу в сети найти видео для заделки огона посредине конца.
И таки да, раборал в море, там мочек не было, а были именно такелажные скобы, или просто скобы.

Эээ, сплесень делается на витом тросе, на плетеных - бензеля. Вы же не витой покупать собрались?)))

На дайниме и подобном - отдельный разговор.

 

Мочка и скоба - одно и тоже, кто как называет. И шакл тоже самое. И серьга. Такелажная скоба - это офиц название, остальное - сленг.

Вот клеванты - это другое. Карабины - третье, но они совсем разные бывают.

 

Ну а привязываение - если узел правильный в правильном месте на правильной веревке, чего ему не держать-то? 


Сообщение отредактировал Kirilius83: 09 октября 2019 - 19:26

  • 0

#24 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 305 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 10 октября 2019 - 06:10

 Вы же не витой покупать собрались?)))

Уже купил. не витой. https://www.robliner...ail/sirius-xts/

У меня на шверботе (Fireball) на стакселе был длинный шкот. Складывал пополам, и пропускал через люверс.

Точно. Ничего не выхлёстывалось. В эти выходные опробую новый шкот.

А старые останутся как запасные.

 

Стаксель на штаге на раксах. Менял и в одиночку. Руль на автопилот и на бак. Экшн был при 9мс, против волны на баке. Американские горки отдхают.


  • 0

#25 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 305 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 10 октября 2019 - 08:50

Насчёт карабинов. Я когда ходил на Л-6, у нас на стаксельшкотах стоял мощный карабин, причём он был из оцинковки (от бедности, так как дело было в 90-е годы). Карабинчик был будь здоров.

Когда стаксель болтало, им убить можно было.

Скобу ставить не хочу, так как есть тенденция к выкручиванию шпильки под нагрузкой.

Присоветуйте, какие лучше карабины использовать? Как-то я выпал их этой темы, так как всё время вязал напрямую.

Что говоряз за альпинистские, Вроде лёгкие...


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей