Киль плавниковый vs классический. Руль какой лучше
#127
Отправлено 20 мая 2020 - 21:56
Первая картинка нарисована совершенно невнятно. Я вижу на ней вал, развернутый в горизонтальной (!) плоскости.
Тогда понятно, откуда появляется поперечная сила. Достаточно было нарисовать вектор тяги.
Это то же самое, что повернуть подвесной двигатель и удивляться, почему корма пошла в сторону.
Неужели кто-то всерьез верит, что если взять вал с винтом и устанавливать его под разными углами к горизонту, то этот вал поведет в сторону?
#128
Отправлено 21 мая 2020 - 08:43
ДЕЙСТВИЕ ВИНТА.
На переднем ходу двигатель яхты вращает винт по часовой стрелке и корма будет забрасываться вправо, а нос влево.
При реверсе (т.е. на заднем ходу) винт вращается против часовой стрелки и корма забрасывается влево, а нос вправо.
Для яхты, идущей под двигателем, характерно явление, называемое "заброс винтом". Его происхождение объясняется тем, что плотность воды увеличивается с глубиной, следовательно, нижняя лопасть гребного винта работает в воде большей плотности, чем верхняя лопасть. Таким образом создается эффект бокового гребка, который заставляет корму яхты двигаться в направлении вращения винта. Правый, или вращающийся по часовой стрелке, винт вызывает поворот кормы вправо при движении яхты вперед. При движении назад винт будет вращаться в противоположном направлении(против часовой стрелки) и корма будет двигаться влево. Этот эффект хорошо заметен на малом ходу и в наибольшей степени проявляется на заднем ходу.
ДВИЖЕНИЕ ЯХТЫ ПОД ДВИГАТЕЛЕМ.
Эффект заброса кормы можно успешно использовать при управлении яхтой под двигателем. Она будет описывать дугу значительно меньшего радиуса при повороте в направлении, противоположном вращению гребного винта. Следовательно, если винт яхты вращается по часовой стрелке, траектория движения яхты при повороте влево будет иметь меньший радиус, чем при движении вправо, причем как при работе винта на передний ход, так и на задний. Этот эффект в наибольшей степени проявляется при реверсе. Некоторые яхты очень трудно заставить повернуть при реверсе в направлении вращания винта, если скорость невысока. Это может иметь опасные последствия особенно в переполненной акватории порта, поэтому необходимо быстро дать передний ход, держа румпель или штурвал положенными до отказа на борт. Очевидно, когда вам не хватает места для разворота яхты, следует повернуть в том направлении, в котором яхта идет легче. Не надо забывать, что даже при работающем двигателе яхта будет сохранять тенденцию к дрейфу (см. ниже). Если вы управляете малознакомой яхтой, то прежде чем начинать маневрировать, надо лишний раз уточнить направление вращения винта.
Б. Бонд, "Справочник яхтсмена"
Исходя из этого, наклон вала (винта) похоже особого значения не имеет. А вот размер (диаметр винта) - как обычно имеет... значение...
По теме: ходил на разных лодках. Для себя делаю выбор в пользу плавника с бульбом и отдельного полубалансирного руля. Впрочем как обычно никому ничего не навязываю...
Сообщение отредактировал 2191: 21 мая 2020 - 08:47
#130
Отправлено 21 мая 2020 - 10:53
Я ходил на тримаране, катамаране со швертами, яхте с плавниковым килем, яхте с плавниковым и бульбом, кинжальным с бульбом, и даже управлял длиннокилевой, правда под мотором, но со швартовкой в яхт клубе (есть видео на канале). Каждая яхта и плюсы конструкции для своих целей: пофорсить на средиземке - плавник, в путешествие к патагониии - длинный киль. Доверяю опытным капитанам, и можно легко проанализировать, кто на чем, и куда ходить, отбросить исключения из правил, и сделать выводы.
#136
Отправлено 21 мая 2020 - 11:43
Осталось определить что такое "опытный капитан")))
Ведь в данном контексте это поидее должно означать, что капитан заметный опыт на каждом типе лодок, причем как круизерных так и гоночных?
Ну давайте так, выбираешь гонщика, берешь и задаешь вопрос известным спортсменам которые на слуху, они обязательно вам присоветуют, возможно бульбу на "кинжале". Если вокруг света собрался, задай вопрос кругосветчикам, возможно, они тебе скажут, если вы раз в месяц заходите в марину , то плевать на плотность воды под винтом . Анализируете, покупаете - все просто.
#138
Отправлено 21 мая 2020 - 12:14
Ну давайте так, выбираешь гонщика, берешь и задаешь вопрос известным спортсменам которые на слуху, они обязательно вам присоветуют, возможно бульбу на "кинжале". Если вокруг света собрался, задай вопрос кругосветчикам, возможно, они тебе скажут, если вы раз в месяц заходите в марину , то плевать на плотность воды под винтом . Анализируете, покупаете - все просто.
ага, только вот гонщики часто не ходили на длиннокилевых. а кругосветчики никогда всерьез не настраивали лодку и вообще зачастую половину времени моторят в место лавировки.
т.е. они знают только свою лодку, ну и как они могут сравнить разные лодки? не, в теории-то могут, но - точно так же и мы тут сравниваем.
Не, реально опытные люди есть, но - их немного. Большинство из тех кто пишет посты или даже книги, не такие уж и опытные на поверку... Вон пример выше - признанный мировой учебник, а про винт непонятки написаны...
Сообщение отредактировал Kirilius83: 21 мая 2020 - 12:15
#139
Отправлено 21 мая 2020 - 12:59
ага, только вот гонщики часто не ходили на длиннокилевых. а кругосветчики никогда всерьез не настраивали лодку и вообще зачастую половину времени моторят в место лавировки.
т.е. они знают только свою лодку, ну и как они могут сравнить разные лодки? не, в теории-то могут, но - точно так же и мы тут сравниваем.
Не, реально опытные люди есть, но - их немного. Большинство из тех кто пишет посты или даже книги, не такие уж и опытные на поверку... Вон пример выше - признанный мировой учебник, а про винт непонятки написаны...
Нет предела совершенства, никто не истина в последней инстанции. Если бы авторы сомневались в своих профессиональных формациях, никто бы ничего не написал, и никто не дал бы совет.
#140
Отправлено 21 мая 2020 - 13:14
Нет предела совершенства, никто не истина в последней инстанции. Если бы авторы сомневались в своих профессиональных формациях, никто бы ничего не написал, и никто не дал бы совет.
К сожалению то, что дают советы или пишут в интернете, не является признаком компетенции. Люди, купив яхту, на следующий год уже пишут книгу и учат других
#142
Отправлено 21 мая 2020 - 13:59
Под плотностью имеется ввиду - давление. На верхней лопасти давление меньше на нижней больше.
На поверхности вы сможете дышать через трубку в 1 метр а встав вертикально уже не вдохнёте.
Изменение давления в воде примерно 1 атмосфера / 10 метров, на диаметр винта, пусть 0,2 метра, получается 0,02 атм, т.е. около 2% разница в давлении. Изменение плотности будет вообще исчезающе малым и перекрываться другими факторами, вроде того что по одному из бортов выхлоп двигателя выбрасывающий горячую воду. Что то не могу представить как и то и другое оказывает значимое влияние. Картинка о взаимодействии винта с корпусом чисто интуитивный выглядит убедительнее. Хотя конечно многие физически процессы бывает сложно представить а они есть.
#143
Отправлено 21 мая 2020 - 14:07
Кстати, еще про плотность воды - она в первую очередь зависит от температуры которая в приповерхностных слоях на самом деле может резко меняться. Погуглил - в разумном диапазоне изменения температур плотность может изменяться примерно на 0,5%. В принципе этого может и достаточно для создания боковой тяги, только вот тогда она должна сильно зависть от погодных условий, вплоть до изменения направления на противоположное.
#144
Отправлено 21 мая 2020 - 14:25
Изменение давления в воде примерно 1 атмосфера / 10 метров, на диаметр винта, пусть 0,2 метра, получается 0,02 атм, т.е. около 2% разница в давлении.
Такой винт у подвесника до 8 л.с. У дизельного стационара 20 л.с. винт уже примерно 400 мм в диаметре. Умножьте на обороты. Вот что-то и получится...
#145
Отправлено 21 мая 2020 - 14:34
Такой винт у подвесника до 8 л.с. У дизельного стационара 20 л.с. винт уже примерно 400 мм в диаметре. Умножьте на обороты. Вот что-то и получится...
Получится 0,04 атм. И все равно не понятно как давление влияет на заброс, размышления о плотности написал выше. Все конечно чисто умозрительно и может быть ошибочным.
#146
Отправлено 21 мая 2020 - 14:41
Получится 0,04 атм. И все равно не понятно как давление влияет на заброс, размышления о плотности написал выше. Все конечно чисто умозрительно и может быть ошибочным.
ИМХО главное понимать, что эффект есть И уметь при необходимости его учитывать. А откуда он берётся - вторично.
#147
Отправлено 21 мая 2020 - 15:28
У меня длинный киль и 2 руля на Албин Вега 27: родной, за килем, ниже винта, и транцевый, полубалансирный.
Плюсы и минусы.
Длинный киль - сплошные плюсы в плане надежности и прочности. Он - единое целое с корпусом, внутри залит пластиком. Т.е. нет килевых болтов, нет шва на днище, который может протекать, есть ниши под пайолами в киле, даже родной бензобак для солярки внутри киля размещают. Плюс он на 40 см заглублен меньше плавников на аналогичных лодках. Т.е. прочность выше, повредить можно только внешние слои пластика, даже если на полной скорости в камень въехать, или ночь биться на каменной мели, водотечность от этого не появляется. Ремонт - стеклоткань и эпоксидка. Можно - после сезонного подъема.
Купил лодку сразу с двумя рулями. Родной был зафиксирован в ДП. Первые годы пользовался только транцевым. Сейчас пользуюсь обоими. Под мотором пользуюсь родным, под парусами - транцевым. Бывает и сразу двумя на кисляках, при повороте оверштаг помогают оба. И на заднем ходу если оба руля переложить - яхта сильнее поворачивает.
Родной. Плюсы: Стоит за килем, сопротивления не добавляет, ничего на себя не цепляет, полностью защищен килем. На хорошем ходу вперед рулится отлично. При ходьбе под мотором нагрузки на румпель нет никакой. Автопилот выставляет румпель и вообще может долго не двигать. Фактически, можно руль зафиксировать - яхта будет идти прямо. Минусы. На малых ходах не рулится. Задний ход - только с разгона, причем с отключением винта. Задний ход на мелководье нужно давать аккуратно, руль на максимуме осадки, может упереться в бревно на дне и пр. неровности. На месте никак не влияет на яхту, поскольку не находится в потоке от винта. Румпель занимает полкокпита.
Транцевый. Плюсы. Рулится яхта отлично. Хоть на малом, хоть на большом, хоть на переднем, хоть на заднем. Перо находится в потоке от винта, поэтому можно разворачиваться на месте, на мели, например. Румпель не мешает в кокпите. Минус у транцевого руля один. Так как перо находится в потоке от винта - оно испытывает знакопеременные нагрузки под мотором. Румпель в руках дергается под мотором, повышенные нагрузки на автопилот. Но ST4000 справляется.
#148
Отправлено 21 мая 2020 - 17:21
Под плотностью имеется ввиду - давление. На верхней лопасти давление меньше на нижней больше.
На поверхности вы сможете дышать через трубку в 1 метр а встав вертикально уже не вдохнёте.
Давление, про которое вы говорите - гидростатическое. Когда винт не крутится, на верхней лопасти оно тоже меньше, чем на нижней. Но корму при этом никуда не забрасывает. Патамушта давление при этом давит на обе стороны верхней лопасти одинаково, и на обе стороны нижней лопасти тоже одинаково, хотя и больше, чем на верхнюю. А когда винт вращается, на лопасть давит сила, зависящая не от глубины и гидростатического давления на этой глубине, а токмо от разности давлений, гидродинамических, с двух сторон этой лопасти. Так что ни глубина, ни гидростатическое давление на этой глубине не при чём.
#150
Отправлено 23 мая 2020 - 01:12
Ещё в ходу термин "колёсный эффект". Для простоты ориентирования.
Бывает, когда винт далеко от дейдвуда кормы и воде нЕчего омывать, толкать.Читайте не Бонда, а lop*а.
Коллеги, попалась в сети картинка, объясняющая эффект заброса кормы перераспределением давления на корпусе и появлением небольшой разницы уровней за счет кругового движения воды, создаваемого лопастями.
Лично для меня прояснились некоторые эффекты, которые я наблюдал на практике.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей