Перейти к содержимому

Фотография

Гребная лодка с минимальным сопротивлением. Что это ?


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 127

#1 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 04 октября 2020 - 19:01

Поводом к созданию этой темы послужило следующее ... Я сделал трёхсекционную физкультурную лодку матрёшечного сложения длиной 5 м и шириной 45 см по ватерлинии (см. фото 6). Лодка была задумана как дов. резвая, но всё - таки сделать её по чисто  спортивному стандарту я не решился, потому что при ширине ВЛ ок. 30 см остойчивость исчезает, как таковая.  У меня при посадке на дно можно спокойно сидеть, не переворачиваясь. Но и не более того. При удобной посадке на высоте 15 см и выше остойчивость исчезает полностью, и лодка перестаёт отличаться от чисто спортивной.

  Сделал глиссирующие аутриггеры (см. фото 2). Надо сказать, что аутриггеры - штука очень тонкая, и оптимальные настройки удалось поймать далеко не сразу. Зато когда поймал, лодка отлично поехала. Остойчивости - за глаза. Доп. сопротивление, вносимое аутриггерами, оцениваю, как минимальное. Если я загоняю лодку в поворот, а потом нажимаю на внешний к повороту аутриггер, лодка на это практически никак не реагирует. Аутрииггеры скользят по поверхности воды, и касаются её очень неб. участком днища. Перенос веса на борт лодки картину не меняет.  Если лодка стоит на ровном киле, оба аутриггера нах. несколько выше уровня воды. При гребках байдарочным веслом происходит переваливание с одного аутриггера на другой. 

  Поскольку остойчивость обеспечиваетсяч г. о. аутриггерами, а от центрального корпуса оч. мало, что зависит, встал вопрос, зачем я сделал такую широкую лодку, и не следовало ли сделать по этой схеме лодку, скажем, 25 - 30 см ? И должна ли это быть классическая лодка, либо это д. б. что - то типа торпеды (полуторпеды), на которой гребец сидит сверху на платформе, соединённой стойками с упомянутой торпедой ? 

 

Что касается аутриггеров, то с ними всё ясно. Если водоём заросший, лучше выбрать глиссирующие. Если чистый, лучше крыльевые, ибо у них наим. сопротивление из всех. Что касается главного корпуса, то всё уже не так однозначно.  Обычно его делают в виде лодки (как у меня сейчас). Но что - то я засомневался, что это верно. Что если низ корпуса сделать  полнее ватерлинии ? Полное погружение мэйнхула вызовет массу проблем по стабилизации. Помимо поперечных кренов придётся отслеживать продольные. И кроме того, как - то нужно будет отслеживать глубину погружения. Поэтому МПВ - трим, как мне кажется, слишком уж сложен для самостроя. Быть может, хорошим вариантом является почти полностью погруженная труба, приближенная к капле ?

 

На первом фото - действующий рекордсмен суточного перехода (245 км). Ширина ВЛ - 23 см. Водоизмещающие аутриггеры  - оба выше воды.  

 

Катамаран тоже неплох, но по площади смоч. поверхности должен проиграть аутриггерному триму. Плюс там большие сложности с греблей байдарочным веслом. 

Форма подводной части обычной гребной лодки представляется мне неоптимальной. Если полностью снять с корпуса функцию по поддержанию остойчивости, его можно безнаказанно затачивать только под минимальное сопротивление. Или я ошибаюсь ? 

Прикрепленные изображения

  • щх.jpg
  • щх 2.jpg
  • щх 3.jpg
  • сти.jpg
  • ке.jpg

Сообщение отредактировал Бамбула.: 04 октября 2020 - 19:37

  • 1

#2 Раблампы

Раблампы

    Каждая мечта имеет свою цену.

  • Мастер
  • 3 755 сообщений
  • Из:Воронеж
  • Судно: "Фанбот-370"
  • Название: "Нарушитель".

Отправлено 04 октября 2020 - 19:52

Аутригеры будь они, хоть глиссирующие, а хоть не глиссирующие ситуацию поправят и контур мидель-шпангоута позволят изменить как угодно, но как же мобильность и транспортировка в лифте и т. д. по сухопутной части маршрута ? Дело идёт к гаражному хранению ? Вы задумали новый V- образный корпус ? (как на спортивном каноэ, на котором я один сезон ходил в юности.) 


  • 0

#3 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 04 октября 2020 - 19:56

Матрёшка шириной 25 см всяко лучше матрёшки шириной 45 см. 

Но речь не об этом щас.  Речь о форме подводной части лодки. Предполагаю, что всё, что далеко от торпеды, проиграет. 

 

https://youtu.be/NaltO23Hmf4


Сообщение отредактировал Бамбула.: 04 октября 2020 - 23:12

  • 0

#4 весломан

весломан

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 473 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: SUP и каяк из СПК

Отправлено 05 октября 2020 - 04:40

Торпеда расположенная вблизи поверхности имеет повышенное сопротивление. Все это написано в учебниках. NaltO23Hmf4&featur- кто-нибудь построил это чудо?


  • 0

#5 Раблампы

Раблампы

    Каждая мечта имеет свою цену.

  • Мастер
  • 3 755 сообщений
  • Из:Воронеж
  • Судно: "Фанбот-370"
  • Название: "Нарушитель".

Отправлено 05 октября 2020 - 05:30

Матрёшка шириной 25 см всяко лучше матрёшки шириной 45 см. 

Но речь не об этом щас.  Речь о форме подводной части лодки. Предполагаю, что всё, что далеко от торпеды, проиграет. 

 

https://youtu.be/NaltO23Hmf4

Будите строить ?  


  • 1

#6 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 07:38

Торпеда расположенная вблизи поверхности имеет повышенное сопротивление.

Чтобы торпеда имела минимальное волновое сопротивление, её нужно утопить на несколько её собственных диаметров. Но я уже писал выше о том, что такую торпеду понадобится стабилизировать на этой глубине и придумть эффективный смпособ борьбы с продольным креном, потому что при задействовании одной лишь силы Архимеда это может не получиться. 

 

Если же торпеда выглядывает сверху краешком, её явно легче приручить. И по сопротивлению это всё равно лучше, чем в случае с обычной лодкой, где подводная часть миделя вообще не похожа на круг. У меня, к примеру, это сглаженная трапеция высотой 15 см и с основаниями 45 и 30 см соответственно. Даже после трёх стаканов круг здесь не мерещится. Пока я не поставил аутриггеры, это было объяснимо. Но если они уже поставлены, какого чёрта у меня такая подводная часть мэйнхула ? 

 

Будите строить ?  

Пока просто пытаюсь понять, какой на самом деле д. б. лодка. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 05 октября 2020 - 08:45

  • 0

#7 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    сторонник СКР и РУДДИ

  • Инженер
  • 13 646 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 05 октября 2020 - 07:58

....Пока просто пытаюсь понять, какой на самом деле д. б. лодка. 

Два каноэ с полукруглым поперечным сечением корпусов и общей "дырявой" палубой. Или лодка с "W".  (По В. Изратову.) :)


  • 0

#8 Михаил Мухин

Михаил Мухин

    дежурный по веслам

  • Капитан
  • 5 078 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: Гребная лодка

Отправлено 05 октября 2020 - 08:01

 

Пока просто пытаюсь понять, какой на самом деле д. б. лодка. 

С бульбом
scale_2400


  • 2

#9 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 08:02


Два каноэ с полукруглым поперечным сечением корпусов и общей "дырявой" палубой. Или лодка с "W".  (По В. Изратову.)  :)

Катамаранная схема проиграет по площади смоченной поверхности. Полукруглое сечение сразу же отпадает по той же причине. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 05 октября 2020 - 08:04

  • 1

#10 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 08:06

С бульбом

Там, где бульб,  всё нормально. Ну а там, где нет бульба  ? В районе миделя ведь никаких изменений. 

 

У различных геометрических фигур различное соотношение периметра и площади. Наибольшая площадь при одном и том же периметре - у круга. Поэтому, например,  труба по площади смоченной поверхности выиграет у полутрубы того же точно периметра. 

 

Две трубы проиграют одной. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 05 октября 2020 - 08:43

  • 1

#11 Zakhar8

Zakhar8

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 46 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 05 октября 2020 - 08:47

Два корпуса имеют сопротивление интреференции от наложения волн. И смоченная поверхность. Однокорпусник должен  иметь развал бортов, тогда ватерлиния может быть уже. Но минимум сопротивления это схема с аутригерами. Носовую волну можно убирать бульбом или крылышком, можно плоской формой днища носовой части давать волну, убирающую носовую волну от входа водоизмещения в воду. Такая же история с кормовой волной- надо сформировать ей антиволну


  • 1

#12 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 08:52

 Однокорпусник должен  иметь развал бортов, тогда ватерлиния может быть уже. 

При выраженном развале бортов подводная часть корпуса имеет сечение сильно ущербного месяца. Это оч. далеко от трубы. А значит, мы имеем проигрыш по смоченной поверхности. И это уже невозможно ничем исправить. 

 

Борта, как мне представляется, нужно не разваливать в стороны, а заваливать внутрь. 


  • 1

#13 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    сторонник СКР и РУДДИ

  • Инженер
  • 13 646 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 05 октября 2020 - 08:58

Катамаранная схема проиграет по площади смоченной поверхности. Полукруглое сечение сразу же отпадает по той же причине. 

Вы правы. Один, вроде меня, пытался применить радиусные обводы для "Оптимальной яхты", не зная условий плавания. Передумал и стал делать "Оптимальный проект яхты".
 


  • 1

#14 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 09:08

 радиусные обводы 

Сами по себе они не гарантируют минимальную смоченную поверхность. Важно, чтобы подводная часть главного  корпуса была поближе к замкнутой трубе. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 05 октября 2020 - 09:10

  • 0

#15 Danev

Danev

    Читая - редактирую

  • Администратор
  • 15 895 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 05 октября 2020 - 09:15

Опять начинаются рассказы про "хорошо бы".  Вычисления на уровне средней школы говорят, что при равной площади "полумесяц" будет иметь смоченный периметр ровно в корень из двух раз меньший чем у полного круга.


  • 0

#16 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 09:23

 "полумесяц" будет иметь смоченный периметр ровно в корень из двух раз меньший чем у полного круга.

Так вот и я про то же талдычу ... А самое - то главное, что при ширине по спортивному стандарту полумесяц, один хрен, не остойчив. Так и хрен ли за него борться тогда ?


Сообщение отредактировал Бамбула.: 05 октября 2020 - 09:32

  • 0

#17 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 09:34

А ещё ведь надо учесть, что у реального лодочного полумесяца плоскость  выше воды, и часть периметра, которая могла бы несколько улучшить картину, просто пропадает. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 05 октября 2020 - 09:35

  • 0

#18 Михаил Мухин

Михаил Мухин

    дежурный по веслам

  • Капитан
  • 5 078 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: Гребная лодка

Отправлено 05 октября 2020 - 11:36

Не скажу про все типы лодок. Но со спортивными байдарками и каноэ легенда гласит так. Сначала были очень старые формы и тех и других, особенно каноэ. Начиная с Мельбурна 56г.. Я пришел в греблю в 72 году. От тех пылились пара лодок в глубине эллинга. Примерно до начала 90 х все было единообразно. Все в виде ромба при виде сверху. Ниже ватерлинии- пол трубы. Все было из шпона, клееного под вакумом на болване. Самые классные корпуса- датские, Струер. Были и наши краснодеревые. Но у датчан шпон был бледно желтый. И покрыт сверхпрочным секретным лаком, который у нас называли жидким стеклом.
      И пришла эпоха стеклопластика и карбона. Первые пару лет корпуса по форме ничем не отличались. И вдруг прорыв. Дальше если где ошибусь,не судите строго. Вдруг в течении года появляются две новые формы , одна динамичнее другой, и все ближе к форме веретена. И потом каждый год -два новая модификация, одна совершеннее другой. В результате норма мастера спорта 1980 года сейчас едва тянет на 1 разряд., если не второй.
    Переходим к главной байке. Откуда такое обилие модификаций корпусов. На гданьской судоверфи работал ничем не примечательный инженер.Была программа для служебного пользования, типа Фришип, или еще какая. Берлинская стена, Союз развалился, соц .лагерь. И парня чуйка не подвела. Вот он-шанс. Похоже инженер в молодости махал веслами. И притырил прогу. Сейчас это фирма Пластекс. 
    Бамбуле с такими тонким вопросами туда надо, прямо к тому бывшему инженеру с судоверфи.
http://www.plastexboats.com/
K-1-P%C5%81YWAK-2-rzuty-wi%C4%99kszy.png
      


Сообщение отредактировал Михаил Мухин: 05 октября 2020 - 11:40

  • 2

#19 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 12:02

Суть изменений понятна - обузили корпус?  и скорость подросла.  Если сделать ещё уже и поставить аутриггеры, вроде как ещё сильнее подрастёт. А если оседлать торпеду, опять подрастёт. Но что - то не видно таких лодок на воде. И либо я чего - то не понимаю, либо это просто проявление консерватизма. Типа, нормальные пацаны не должны плавать на торпедах ...


Сообщение отредактировал Бамбула.: 05 октября 2020 - 13:41

  • 0

#20 Alexander K.

Alexander K.

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 95 сообщений
  • Из:C.-Петербург
  • Судно: Л 6
  • Название: Ника

Отправлено 05 октября 2020 - 18:03

Опять начинаются рассказы про "хорошо бы".  Вычисления на уровне средней школы говорят, что при равной площади "полумесяц" будет иметь смоченный периметр ровно в корень из двух раз меньший чем у полного круга.

 

Так вот и я про то же талдычу ... А самое - то главное, что при ширине по спортивному стандарту полумесяц, один хрен, не остойчив. Так и хрен ли за него борться тогда ?

 

Читайте внимательно сообщение Danev: у круга смоченный периметр будет в корень из двух раз БОЛЬШЕ, чем у равного по площади полукруга (у него ведь смочена только часть периметра). Т.е. переходя к погруженной торпеде, мы снижаем волновое сопротивление, но увеличиваем смоченную поверхность.


  • 0

#21 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 3 589 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 05 октября 2020 - 18:04

Про корпус с минимальным сопротивлением, на нерусском.


  • 1

#22 serj

serj

    катамараномечтатель

  • Модератор форума
  • 7 402 сообщений
  • Из:Геленджик

Отправлено 05 октября 2020 - 18:29

 

https://youtu.be/ZJrTGr2Ehps


  • 0

#23 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    сторонник СКР и РУДДИ

  • Инженер
  • 13 646 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 05 октября 2020 - 18:30

Ещё можно подумать о вертикальной качке лодки, поскольку иногда опираетесь вёслами о воду. И о изменении скорости в период проводки вёсел в воде.


  • 0

#24 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 18:40

Читайте внимательно сообщение Danev: у круга смоченный периметр будет в корень из двух раз БОЛЬШЕ, чем у равного по площади полукруга (у него ведь смочена только часть периметра). Т.е. переходя к погруженной торпеде, мы снижаем волновое сопротивление, но увеличиваем смоченную поверхность.

1. Согласен. Это я лоханулся. 

2.А точно ли нужно оставлять у торпеды отн. удлинение на уровне 15 с учётом специфики её подводного обтекания ? И если нет, и ей достаточно иметь удлинение , скажем, раза в полтора меньше, не появится ли возможность отыграть  проигрыш по см. поверхности ? 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 05 октября 2020 - 18:46

  • 0

#25 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 425 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 05 октября 2020 - 18:45

Желательно бы услышать хотя бы вольный пересказ на великом и могучем ... Можно даже с примесью ненормативной лексики. Народ ждёт ! 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 05 октября 2020 - 18:50

  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей