Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Проектирую катер, прошу помочь советом


Сообщений в теме: 62

#26 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 514 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 04 ноября 2020 - 18:45

...

- если уж рисуете, то знайте: судно носом нужно рисовать вправо, а не как у вас влево. Чертеж сразу будет смотреться более профессионально :)

Это интерестный момент! Отсчет слева направо то есть с кормы в нос а нумерация шпангоутов все равно с носа, то есть справа налево. Запутали совсем эти проектировщики-строители!  :D


  • 0

#27 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 985 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 04 ноября 2020 - 18:52

Это интерестный момент! Отсчет слева направо то есть с кормы в нос а нумерация шпангоутов все равно с носа, то есть справа налево. Запутали совсем эти проектировщики-строители!  :D

Вообще по стандартам сейчас отсчет с кормы, и нумерация шпангоутов тоже с кормы.

 

Но у нас в КБ свой стандарт - нумерация с носа, и левая система координат тоже с носа. Причина: на базе одного корпуса, как правило, строятся модели с разными пропульсивными установками, при этом транец смещается, нумеровать с кормы неудобно. Кроме того, часто имеем на базе одного корпуса суда длиной 12 и 15м - за счет удлинения кормы. Поэтому начало отсчета и нумерации шпангоутов нам удобно иметь в носу.


  • 1

#28 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 514 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 04 ноября 2020 - 19:57

Вообще по стандартам сейчас отсчет с кормы, и нумерация шпангоутов тоже с кормы.

 

Но у нас в КБ свой стандарт - нумерация с носа...

Видимо, не только у вас так, кто-то еще придерживается нумерации с носа. Не вспомню как было на тех судах где работал но планы точно корма слева а нос справа. 

 

https://marinegyaan....-is-zero-frame/


Сообщение отредактировал В. Мельников: 04 ноября 2020 - 19:58

  • 0

#29 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 991 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 04 ноября 2020 - 20:39

Ну самообразование же никто еще не отменял, наверное литературу по данной специальности можно по вашей наводке и на парке победы почитать? 

Пожалуйста, самообразовывайтесь.  :) Это для начала.

  1. Егоров И. Т., Буньков М. М., Садовников Ю. М. Ходкость и мореходность глиссирующих судов. Л., Судостроение, 1978
  2. Волков Л. Д. Основы гидроаэродинамики судов с динамическими принципами поддержания. Уч. пособие, СПб, 1995.
  3. Lai C., Troesch A. W. Modeling issues related to the hydrodynamics of three–dimensional planing. Journal of Ship Research, v.39, №1, March 95, pp. 1-24
  4. Cheng X., Wellicome J. F. Study of planing hydrodynamics using strips of transversely variable pressure. Journal of Ship Research, v. 38, № 1, pp. 30–41, March 1994
  5. Payne P. R. Contributions to planing theory. Ocean Engineering, v.22, №7, pp. 699-729, 1995
  6. Lai C., Troesch A. W. A vortex lattice method for high-speed planing. International Journal for Numerical Methods in Fluids, v. 22, 1996, pp. 495-513
  7. Сбоев А. В. Методика решения задачи о глиссировании по поверхности весомой жидкости. М, ЦАГИ, 1991
  8. Cheng X., Wellicome J. F. Numerical prediction of forces on planing flat catamaran hulls and prismatic hulls. International Shipbuilding Progress, v. 46, № 448, pp. 365-385, December 1999
  9. Zhao R., Faltinsen O., Aarsnes J. Water entry of arbitrary two-dimensional sections with and without flow separation. International Proceedings 21st Symposium on Naval Hydrodynamics, Norway, 1996, p. 408-423
  10. Kornev N. V., Migeotte G., Hoppe K. G. Development of a numerical vortex method for calculation of the 2D water impact problem. South African Institute of Mechanical Engineers Research and Development Journal, November, 2001
  11. Mei X., Yuming Liu, Dick K. P., Yue. On the water impact of general two-dimensional sections. Applied Ocean Research, v. 21,1999, pp. 1-15
  12. Майборода А. Н. Математическая модель гидродинамики для тела, пересекающего свободную поверхность идеальной весомой жидкости. Доклады АН Украинской ССР, №5, 1991, 50–53
  13. Х.Баадер. Разъездные, туристские и спортивные катера. Л:. Судостроение, 1977
  14. Ю.А.Манжос, В.В..Вейнберг, Л.Н.Якушев. Водно-моторный спорт. М:. ДОСААФ, 1985
  15. А.М.Ваганов  Проектирование скоростных судов. Л:. Судостроение, 1978
  16. Колызаев Б.А., Косоруков А.И., Литвиненко В.А.  Справочник по проектированию судов с динамическими принципами поддержания. Л:. Судостроение, 1980
  17. Егоров И.Т. Ходкость и мореходность глиссирующих судов
  18. Егоров И.Т., Соколов В.Т. Гидродинамика быстроходных судов. Л:. Судостроение, 1971
  19. Коврижных Л.Д. Устойчивость глиссирования плоскокилеватой пластины на неполной ширине, Труды ЦАГИ, вып 1972,1978
  20. Ray-Qing Lin and Allen Engle WAVE-WAVE INTERACTIONS BETWEEN A HIGH-SPEED VESSEL AND SURFACE WAVES IN A NONLINEAR TIME-DEPENDENT, SIX-DEGREE OF FREEDOM SHIP MOTION MODEL
  21. Couser P. R., Wellicome J. F., Molland A. F. An improved method for the theoretical prediction of the wave resistance of transom stern hulls using a slender body approach.
  22. Аносов В. Н. Некоторые гидродинамические аспекты проектирования быстроходных однокорпусных и многокорпусных судов переходного режима движения. Труды ЦНИИ им. Крылова, вып. 2 (286), СПб, 1996
  23. Готман А. Ш. Определение волнового сопротивления и оптимизация обводов судов. Части 1, 2. Новосибирск, 1995

  • 1

#30 grigory87

grigory87

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Фрегат М2
  • Название: Акуленок туруру

Отправлено 04 ноября 2020 - 20:59

 

Пожалуйста, самообразовывайтесь.  :) Это для начала.

Спасибо.


  • 0

#31 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 580 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 08 ноября 2020 - 20:11

ris_3_polozhenie_naibolee_harakternyh_toЭти картинки от Мирослава Хуберта. Я приводил их  в КиЯ № 183 в 2003 г. Не понравились? Выбор характерных точек остроскулой лодки в зависимости от относительной скорости. Примитивно и без вычислений. КПД винта для себя берите не выше 0, 5.

Простые расчёты есть в справочнике Хеншке, том 2, но там полезен немецкий судостроительный жаргон. (Henschke Schifbautechnisches Handbuch, B2)


  • 1

#32 grigory87

grigory87

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Фрегат М2
  • Название: Акуленок туруру

Отправлено 11 ноября 2020 - 11:13

ris_3_polozhenie_naibolee_harakternyh_toЭти картинки от Мирослава Хуберта. Я приводил их  в КиЯ № 183 в 2003 г. Не понравились? Выбор характерных точек остроскулой лодки в зависимости от относительной скорости. Примитивно и без вычислений. КПД винта для себя берите не выше 0, 5.

Простые расчёты есть в справочнике Хеншке, том 2, но там полезен немецкий судостроительный жаргон. (Henschke Schifbautechnisches Handbuch, B2)

Спасибо изучу.


  • 0

#33 maxalex

maxalex

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 383 сообщений
  • Из:Новосибирск

Отправлено 11 ноября 2020 - 20:25

 

  1. Готман А. Ш. Определение волнового сопротивления и оптимизация обводов судов. Части 1, 2. Новосибирск, 1995

 

Ада Шоломовна преподавала высшую математику моей дочери в аспирантуре. Потрясающая женщина!


  • 0

#34 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 991 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 11 ноября 2020 - 21:30

Ада Шоломовна преподавала высшую математику моей дочери в аспирантуре. Потрясающая женщина!

Полностью согласен. А сколько в ней энергии, несмотря на возраст! Вашей дочери повезло.


  • 0

#35 maxalex

maxalex

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 383 сообщений
  • Из:Новосибирск

Отправлено 12 ноября 2020 - 01:15

Полностью согласен. А сколько в ней энергии, несмотря на возраст! Вашей дочери повезло.

Я знаю! :)  Я об этом дочери сразу и сказал, как узнал что она  им читает вышку. Экзамен ей сдала дочь и ещё пара человек. Остальные не смогли :)


Сообщение отредактировал maxalex: 12 ноября 2020 - 01:17

  • 2

#36 Mitry

Mitry

    Рулевой 1-го класса

  • Офицер
  • 639 сообщений
  • Из:К
  • Название: -

Отправлено 12 ноября 2020 - 13:58

Ада Шоломовна преподавала высшую математику моей дочери в аспирантуре. Потрясающая женщина!

а какая у нее книга по терверу? А по тензорам? Просто круть.


  • 0

#37 Mitry

Mitry

    Рулевой 1-го класса

  • Офицер
  • 639 сообщений
  • Из:К
  • Название: -

Отправлено 12 ноября 2020 - 14:09

 Я думал попробовать прогнать модель в ANSYS или в компас флоу, но решил для начала позадавать вопросы здесь. Заранее спасибо.

Всегда хотел спросить, что значит "прогнать модель в ANSYS" на практике. Какие задачи, какие постановки, какие сроки? Я вот почти месяц (не каждый день, от случая к случаю, как только попросивший начинает названивать) мурыжу задачку о разрушении угольных пластинок с дырками, пытаясь подогнать разными способами ее под эксперимент, но пока не очень получается. Это к вопросу верификации результатов.


  • 1

#38 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 580 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 12 ноября 2020 - 14:55

К картинкам М. Хуберта можно добавить заметочку из КиЯ №53 о использовании методики А. Ш.  Готман в проектировании  обводов.


  • 0

#39 grigory87

grigory87

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Фрегат М2
  • Название: Акуленок туруру

Отправлено 12 ноября 2020 - 15:28

Всегда хотел спросить, что значит "прогнать модель в ANSYS" на практике. Какие задачи, какие постановки, какие сроки? Я вот почти месяц (не каждый день, от случая к случаю, как только попросивший начинает названивать) мурыжу задачку о разрушении угольных пластинок с дырками, пытаясь подогнать разными способами ее под эксперимент, но пока не очень получается. Это к вопросу верификации результатов.

"Угольные пластинки" это пытаетесь скорость реакции посмотреть? К топливу и теории горения задача нужна?  На счет прогнать модель, лично у меня много вопросов к этому, если бы их не было, я бы сюда не писал. Не бейте больно, но я планировал смоделировать набегающую волну на обводы и при разных скоростях течения посмотреть распределение значения давлений по обводам и через эти данные как то выйти на сопротивление. Пока изучаю литературу. 


  • 0

#40 Mitry

Mitry

    Рулевой 1-го класса

  • Офицер
  • 639 сообщений
  • Из:К
  • Название: -

Отправлено 12 ноября 2020 - 16:37

"Угольные пластинки" это пытаетесь скорость реакции посмотреть? 

нет, это композиты. Углеткань. По поводу гидромеха БАР вам намекал, что дело это... ммм непростое. Да в общем-то и ненужное. Приходилось наблюдать работу расчетчиков-аэродинамиков, у них все здорово получалось, особенно потому что там предварительно все в реальной трубе продули. А здесь вы хотите распределение давлений посмотреть. Эта тема на несколько порядков сложнее, с ней сталкивались и "моряки" и гидросамолетчикиавиаторы, и везде были натурные эксперименты для определенных условий. При этом есть правила (постройки), в которых указаны эти давления. Может вам специалисты подскажут, где искать, что-то типа ГОСТ ИСО 12217 или "Правила постройки и классификации..." 

Представьте, что вы решили построить для себя самолет, тоже транспортное средство повышенной опасности. С чего вы начнете?


  • 0

#41 grigory87

grigory87

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Фрегат М2
  • Название: Акуленок туруру

Отправлено 12 ноября 2020 - 19:24

нет, это композиты. Углеткань. По поводу гидромеха БАР вам намекал, что дело это... ммм непростое. Да в общем-то и ненужное. Приходилось наблюдать работу расчетчиков-аэродинамиков, у них все здорово получалось, особенно потому что там предварительно все в реальной трубе продули. А здесь вы хотите распределение давлений посмотреть. Эта тема на несколько порядков сложнее, с ней сталкивались и "моряки" и гидросамолетчикиавиаторы, и везде были натурные эксперименты для определенных условий. При этом есть правила (постройки), в которых указаны эти давления. Может вам специалисты подскажут, где искать, что-то типа ГОСТ ИСО 12217 или "Правила постройки и классификации..." 

Представьте, что вы решили построить для себя самолет, тоже транспортное средство повышенной опасности. С чего вы начнете?

Это я понял, мыслей уникальный чисто свой обвод слепить у меня уже нет, по крайней мере на первом катере, мне тут советовали катер "Кальмар", думаю его взять за основу в плане обводов, а конструкцию и верхнюю часть переработать под себя.  Но на будущее думаю все равно буду рыть книжки  и пробовать его обсчитать, сравнить в последствии с натурой. Дело не быстрое все это, есть еще основная работа, по мере готовности буду сюда скидывать свои творения с вопросами, надеюсь никто меня бить тапками за это не будет))) Я так понял, что обратная выпуклость носовой части хорошо работает на малой волне, а для большой волны нужны выпуклые носовые обводы. Где то вычитал, что работает этот "нож" на 0,1L то есть если катер 7м то до 0,7 м волну резать будет хорошо. А я как раз и хочу добиться меньшей качки и повышенной мореходности, тк на Ладоге часто бывает так, что все спокойно, а потом неожиданно налетает ветер поднимает волну неприятную даже в шхерах. Поэтому и хочется иметь какой-то запас прочности чтобы до берега дотопать, берега скалистые, еще надо дойти до приемлемого места для швартовки.


  • 0

#42 grigory87

grigory87

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Фрегат М2
  • Название: Акуленок туруру

Отправлено 12 ноября 2020 - 19:46

Обводы кальмара я уже передрал.


Обводы кальмара я уже передрал.

Прикрепленные изображения

  • Обводы кальмар.jpg

  • 0

#43 boatsailq

boatsailq

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 58 сообщений
  • Из:-

Отправлено 13 ноября 2020 - 10:35

Собрался строить катер, набросал черновой вариант корпуса. Хочу сделать 7-ми метровый катер с каютой. 

Соответственно, предполагается его изготовить: из фанеры ФСФ, причем стрингеры с помощью пазов соединять с шпангоутами, как конструктор.

Далее образованные ячеи на внешней поверхности каркаса заполнить пенопластом, который обрезать под поверхности и довести. после уже стеклоткань и эпоксидка, без обшивки фанерой.

Пока соображал это все родилось несколько вопросов:

1. Если наращивать детали не на ус, а на соединение аля пазлы, с доп накладками для жесткости?

2. Тк до окончательной конструкции очень далеко, хотел спросить сколько это добро по итогу может весить и какой лучше мотор под катер ставить? (скорость второстепенна)

3.  Я пока не много прочитал литературы на этот счет, но как появится +/- конструкция я понимаю, что необходимо сделать расчеты на осадку(и центр массы) и на прочность. Прочность думаю посчитать в проге методом конечных элементов, смоделировав силу возникающую во время падения этого добра с 10м высоты в разных проекциях и распределенное давление по корпусу 10 кгс/см2 думаю этого должно хватить и стеклопластик с пределом прочности в 250 МПа я думаю легко это дело пройдет. Вопрос в том, как проверить гидродинамику обводов? Пытался припилить носовую часть аля казанка 2м, чтобы резать волну, исходя из чего тоже вопрос, насколько оправдано лепить такие плоскости, и вообще, какой обвод считается наиболее экономичным в плане сопротивления и соответственно экономии топлива в пределах наших 7м и обычного подвесного мотора?

 

Не увлекайтесь методом конечных элементов в домашнем судостроении, Вы скорее всего не сможете учесть все факторы и правильно выполнить расчеты, лучше построить лодку немного тяжелей чем ходить на грани между пределом прочности с малым весом и лодкой немного перетяжеленной с большей осадкой.

При оклейке фактически болвана стеклотканью Вам необходимо достичь толщины мин 6 мм с учетом грамотного распределения нагрузки на паук. 


  • 0

#44 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 985 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 13 ноября 2020 - 11:19

Не увлекайтесь методом конечных элементов в домашнем судостроении, Вы скорее всего не сможете учесть все факторы и правильно выполнить расчеты, лучше построить лодку немного тяжелей чем ходить на грани между пределом прочности с малым весом и лодкой немного перетяжеленной с большей осадкой.

При оклейке фактически болвана стеклотканью Вам необходимо достичь толщины мин 6 мм с учетом грамотного распределения нагрузки на паук. 

Если он правильно посчитает на падение с 10м, то лодка с гарантией будет в разы прочнее, чем требуется. Стандартный тест на сбрасывание лодок по ИСО12215-5 - это высота 2м; для РИБов то же самое.

Сбрасывание с 6м - это уже в 4-5 раз выше эксплуатационных нагрузок для глиссирующего катера 11м со скоростью 45 узлов.


  • 0

#45 grigory87

grigory87

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Фрегат М2
  • Название: Акуленок туруру

Отправлено 13 ноября 2020 - 11:49

6мм это примерно сколько слоев ткани?
  • 0

#46 grigory87

grigory87

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Фрегат М2
  • Название: Акуленок туруру

Отправлено 13 ноября 2020 - 11:57

Я планировал в разных точках на каркас приложить силу равную по действию этого падения, грубо кинетическую энергию падения веса лодки на локальную площадь на носу, на борту, на транце и на дне лодки. Просто Я так понял при эксплуатации возможна нагрузка падения с гребня волны и наскок на подводное препятствие. Каркас прогнать таким образом не сложно.
  • 0

#47 boatsailq

boatsailq

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 58 сообщений
  • Из:-

Отправлено 13 ноября 2020 - 12:02

6мм это примерно сколько слоев ткани?

А какая ткань?


  • 0

#48 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 985 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 13 ноября 2020 - 12:03

Я планировал в разных точках на каркас приложить силу равную по действию этого падения, грубо кинетическую энергию падения веса лодки на локальную площадь на носу, на борту, на транце и на дне лодки. Просто Я так понял при эксплуатации возможна нагрузка падения с гребня волны и наскок на подводное препятствие. Каркас прогнать таким образом не сложно.

Не нужно этого делать, вы получите абсурд и не заметите этого.

Самый простой способ - берете, например, "Справочник по малотоннажному судостроению" 1987, находите в разделе конструкция корпуса похожее судно (по размерам и скорости), и берете значения сечений и толщин оттуда.

 


  • 0

#49 boatsailq

boatsailq

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 58 сообщений
  • Из:-

Отправлено 13 ноября 2020 - 12:05

Я планировал в разных точках на каркас приложить силу равную по действию этого падения, грубо кинетическую энергию падения веса лодки на локальную площадь на носу, на борту, на транце и на дне лодки. Просто Я так понял при эксплуатации возможна нагрузка падения с гребня волны и наскок на подводное препятствие. Каркас прогнать таким образом не сложно.

Ну раза в 2-3 вы лодку пере тяжелите точно таким способом, FEM тут не причем. 


  • 0

#50 grigory87

grigory87

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Фрегат М2
  • Название: Акуленок туруру

Отправлено 13 ноября 2020 - 12:07

А какая ткань?

Я еще не выбрал, думал взять ЭЗ- 200 либо Т11 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей