Позанудствую.
Коллеги хочу получить консультацию, в Риге шел по Даугаве в сторону моря острым курсом левый бейдевинд ветер по анимометру был 15-20 узлов, рифы не брал и шел очень бодро, так как это была прогулка раб дня в залив не планировал.
Бейдевинд это и есть острый курс, а левым или правым может быть галс. То есть "шёл... левым галсом в бейдевинд" - понятнее.
Когда дошёл до залива решили на разворот через оверштаг и в марину.
Оверштаг это поворот, то есть - смена галса. Разворот - это смена направления движения на противоположное. Типично для автомобилей или моторных судов. Смысл фразы понятен, но слух коробит.
Так как курс был острый бейдевинд что грот что стаксель был набит на максимум.
Полный бейдевинд - всё равно острый курс, а "острый" бейдевинд лучше (принято) называть крутым.
Когда лодка перевалила через оверштаг я перекинул стаксель на другую сторону и продолжил разворот.
Перевалить можно через левентик - это когда носом стоишь прямо против ветра и все паруса полощутся. Перевалить через оверштаг нельзя, его надо закончить/выполнить/сделать. Если вы его закончили, то оказались на новом (правом) галсе и для разворота (то есть, для того, чтобы двинуться в обратном направлении) вам нужно увалиться до бакштага правого галса, при условии, что ветер не меняет направления. Если вы действительно закончили поворот оверштаг, то не только стаксель, но и грот должен оказаться на "другой" стороне. Из сказанного вами этого не следует: создаётся впечатление, что стаксель у вас оказался с одного борта ("другого"), а грот остался на прежнем, а значит поворот оверштаг вы так и не закончили.
И вот тут меня ждал сюрприз даже при полной перекладки руля лодка отказывалась разворачиваться она бодро набрала 7 узлов и с такой скоростью полетела прямо в берег.
Так, выясняется, что поворот вы всё же закончили, грот тоже на "другой" стороне, и начали уваливаться, но, скорее всего, недостаточно потравили гикашкот, а руль, вероятно, переложили полностью на уваливание слишком рано, так что он не столько уваливал лодку, сколько тормозил её движение.
Я уже был готов снять паруса со стопоров как она по тихоньку начала уваливаться в нужную мне сторону лодка шла в сторону берега метров 200-300 как мне потом сказали надо было отдать грот он лодку приводил на ветер.
Ну, отдавать грот наверное не стоило (кому?) а потравить гикашкот соразмерно курсу и вымпельному ветру - безусловно. Да и со стакселем аналогичную процедуру провести.
Вопрос это особенности длинокилевой лодки? Или на обычной плавниковой такой эффект тоже может быть?
Скорость реакции эти лодок, и швертботов, на перекладку руля конечно отличается, но если грот не травить при уваливании, то аналогичный эффект может случиться у всех. Похоже, вы просто ещё плохо чувствуете свою лодку