Я всегда рекомендую регистрировать строящееся судно кастом.
Это грамотный совет, но с одним примечанием, судно Ваше и недостроено, Вам говорят - забирайте. А это физически не возможно. И круг замкнулся.
Это верно с одним примечанием: территория где строится судно на время строительства должна быть Вашей - Вы должны на нее оформить договор аренды, чтобы если верфь сдохнет или что-то пойдет не так Вы могли достроить и забрать.
А если судно зарегистрировано в реестре строящихся судов и находится на чужой территории, то если это катамаран с Композитного кораблестроения то это не проблема его вывести, а если это судно не транспортабельно по дорогам, то это ничего не даст.
И вопрос: кто более прав клиент или верфь в корне не верный - оба правы по свему и со своей точки зрения.
Вопрос надо перефразировать: Кто должен владеть инициативой? Вот тут ответ однозначен, клиент, потому что он кредитует стройку.
Соответственно если разругались, то у верфи на клиента есть следующие рычаги.
1. Объявить себя умышленно банкротом - однозначно, что за ООО ничего не стоит, поэтому если у Вас нет желания выдавать бланковые кредиты, то надо брать директора верфи в поручители.
2. Заморозить стройку и никто не пускать на свою территорию достраивать - вот поэтому и нужно иметь права на территорию.
3. Со всех субподрядчиков собирать откат за доступ, причем не маленький, а 30% - опять таки вопрос доступа.
4. Все что не было изначально вписано в договор - выставить с кратной нормой прибыли, а Вам же уже некуда деваться, судно не забрать, доступа к нему нет, а предположим дейдвуд не вварен, а верфь согласна вварить только за 1 млн рублей, не нравиться - забирайте так. Доступ и еще раз доступ, причем с подключением электричества.
5. Строить как получится, дело в том, что Техрегламент расплывчатый и требований как таковых нет. Вот простроите судно, а Вам класс 4.2. - и привет. Выше страховку уговаривали уметь, не будет у Вас страховки за пределами 12 мильно зоны. Соответственно строить надо сразу под правила не ГИМСа - тогда к судну возникают требования. Регистрировать можно и в ГИМС и сразу указать под какой класс.
Вот если Вы пришли с таким набором на верфь и Вас послали по большинству пунктов, то можно идти на следующую.