Лавировочные качества высокобортных яхт
#1
Отправлено 03 декабря 2005 - 15:20
#2
Отправлено 03 декабря 2005 - 23:57
#3
Отправлено 05 декабря 2005 - 13:35
#7
Отправлено 05 декабря 2005 - 14:29
Нет, голый корпус...А мачты уже стояли? И паруса на них? Пусть закрученные на закрутках или зачехлённые.
Я спрашиваю про тот случай на якоре.
#8
Отправлено 05 декабря 2005 - 14:33
Я думаю надо делать высоту борта надо как получается для нормального внутреннего обустройства. Важнее другое, что помимо проработки подводной части надо еще уделить внимание и надводной, чтобы увеличить этот эффект. Т.к. понятное дело что на клиновидных яхтах с большим заострением носа выше КВЛ этот эффект будет меньше.Если она не будет при этом приносить вреда, в том смысле в каком от нее ожидают пользу, то польза будет однозначно, только в другом. Вопрос - где граница? Как не передорщить?
#10
Отправлено 05 декабря 2005 - 15:48
#13
Отправлено 14 декабря 2005 - 11:11
Это просто не хватает площади бокового сопротивления, или киль(шверт) большого удлиннения. Крыло большого удлиннения плохо работает при больших углах атаки.Из опыта эксплуатации микрухи с полубаком, единственно что чуствуется, это при швартовке в сильный ветер, высокий борт мешает, иногда едет туда куда хочет. А места внутри ощутимо больше.
В общем, чтобы яхта не сваливалась на очень малых скоростях, надо иметь фальшкиль большой площади и небольшого удлиннения.
#14
Отправлено 14 декабря 2005 - 12:09
Что-то это всё шаманством попахивает... Я вполне верю, что рыская на сильном, порывистом ветру, который резко меняет направление, яхта иногда может получать ход и какое-то время выбираться на ветер. Но ключ тут в якоре! Якорь создаёт практически бесконечное боковое сопротивление , при резком отходе ветра лодка просто обязана получить ход вперёд, если у неё высокий борт. Однако с ещё большей радостью лодка будет получать ход по ветру, любым курсом, хоть кормой вперёд, когда якорный канат ослабевает на очередном заходе!Еще один практический факт. При стоянке на одном якоре в 7-8-ми бальный ветер за косой (волны нет) на моей 14-ти метровке, выяснился интересный момент. Она в процессе рыскания выходила на ветер почти до уровня якоря периодически развивая скорость в 3-4 узла. Наиболее устойчивым положением было заведение второго якоря с кормы так, чтобы носовой якорный конец был где то под 45гр к ветру. При этом кормовой конец был нужен больше для одерживания яхты, чтобы она не шла вперед.
Еще в книге Колса "Под парусом в шторм" я прочитал о том, что некоторые яхты обладают свойством, при штормовании без парусов носом к волне (в бейдевинд), выбираться на ветер. Ну прочитал и забыл А вспомнил только после ходовых испытаний 6-ти метровки. Ибо другого объяснения подобному явлению я не нашел.
Господа, чудес не бывает! Если бы был хоть малейший шанс заставить лодку лавировать "под голым корпусом", то конструктора гоночных яхт из кожи бы вон вылезли для использования этого эффекта!!!
Как-то даже неудобно в такой компании напроминать о теории парусных яхт, но приходится! А то разговор дойдёт до полного отказа от парусов и строительстве минияхт с высотой борта как у авианосца... Аэродинамическое сопротивление корпуса ВСЕГДА вредное, кроме фордака! Если оно не тормозит яхту на бейдевинде, то увеличивает дрейф на бакштаге, вощем найдёт способ повредить.
#15
Отправлено 14 декабря 2005 - 12:34
Что за теория парусных яхт такая? Библия, догмат? Не читал.Как-то даже неудобно в такой компании напроминать о теории парусных яхт, но приходится! А то разговор дойдёт до полного отказа от парусов и строительстве минияхт с высотой борта как у авианосца... Аэродинамическое сопротивление корпуса ВСЕГДА вредное, кроме фордака! Если оно не тормозит яхту на бейдевинде, то увеличивает дрейф на бакштаге, вощем найдёт способ повредить.
Ну ладно, если серьезно говорить, то я очень даже допускаю возможность лавировки яхты без парусов. Подветренный борт может успешно работать на подсос, более того, он расположен как и парус с определенным углом атаки - так генуя обычно повторяет с подветра очертания борта, например. В сильный ветер тяга вполне может оказаться достаточной для того чтобы заработал нормально киль на подъем. Пока не вижу никаких причин для сомнений в таком эффекте
#16
Отправлено 14 декабря 2005 - 12:42
Якорь создаёт практически бесконечное боковое сопротивление , при резком отходе ветра лодка просто обязана получить ход вперёд, если у неё высокий борт.
Если якорь брошен не точно с наветра и корма не оттянута, то лодка действительно будет забираться на ветер. Представьте себе силы действующие на воздушный змей. Вот такая же картина будет. Что касается лавировки без парусов, то я тоже почему-то сильно сомневаюсь. Имхо дрейф будет сильно больше чем полезное продвижение по курсу, в связи с чем при "переходе на другой галс" вы по генеральному курсу будете оказываться все дальше и дальше. Соответственно и с парусами данный эффект приносит лишь вред.
#17
Отправлено 14 декабря 2005 - 14:15
Конечно аэродинамически эффективнее не иметь корпуса вообще, а только паруса. Но это невозможно.
Вопрос в том, чтобы правильно спроектировав надводную и подводную часть яхты сделать ее более способной к лавировке, особенно в сильный ветер, когда способность лавироваться повышает безопасность плавания.
#18
Отправлено 14 декабря 2005 - 14:27
Ну понятное дело, что лавировка чисто под корпусом невозможна, не хватит скорости для поворота, разве что крутить оврштаг через фордевинд Хотя выше коллегой Салават-ом описывался подобный случай.Что касается лавировки без парусов, то я тоже почему-то сильно сомневаюсь. Имхо дрейф будет сильно больше чем полезное продвижение по курсу, в связи с чем при "переходе на другой галс" вы по генеральному курсу будете оказываться все дальше и дальше. Соответственно и с парусами данный эффект приносит лишь вред.
Здесь сложность в чем, нужен очень сильный ветер. Тогда яхта приобретает скорость достаточную для противодействия дрейфу.
Вот если яхте хоть чуть чуть помочь разогнаться, например с помощью штормовых парусов, то тогда картина кардинально меняется.
Тут, как уже говорилось, лишь бы корпус не мешал движению, а если он еще и немного помогает
#19
Отправлено 14 декабря 2005 - 15:18
Гммм... Ну догмат, если не хочешь понять написанное. Самый лучший - Мархай, есть учебник для рулевых, Бонд и много других книжек по парусу, если они все недоступны, то есть топик kapitan'а, где в электронной форме выложены главы ещё не дописанной книги kapitan'а.Что за теория парусных яхт такая? Библия, догмат? Не читал.
Ну ладно, если серьезно говорить, то я очень даже допускаю возможность лавировки яхты без парусов. Подветренный борт может успешно работать на подсос, более того, он расположен как и парус с определенным углом атаки - так генуя обычно повторяет с подветра очертания борта, например.
Как парус, так и киль должны иметь угол атаки к набегающему потоку. Причём киль даёт боковое сопротивление тогда и только тогда, когда есть дрейф - угол атаки киля равен углу дрейфа. Именно с этим и связан эффект, о котором говорит Ersh. Ветер пытается повернуть лодку, причём на месте (якорь отдан), а киль этому сопротивляется и работает как ласты - гребёт вперёд, на ветер. У корпуса в этот момент никакого угла атаки к ветру нет (есть конечно, но отрицательный) и как крыло он не работает, а просто создаёт силу пытающуюся повернуть лодку... Это же так просто, если "парусную библию" почитать вдумчиво.
Можно экспериментально проверить, в конце концов... Если ветра нет, а вёсла доставать лениво, то можно придать лодке ход интенсивно работая румпелем или раскачивая лодку - таже фигня - руль и киль как ласты гребут, только теоретическое описание посложнее.
#20
Отправлено 14 декабря 2005 - 15:26
Ничего подобного! У колеги Салавата была совершенно иная задача - отойти от берега, которую он грамотно решил. Выхода на ветер в этом случае не было, наоборот был дрйф под ветер, но правильный - уводящий от береговых опасностей.Ну понятное дело, что лавировка чисто под корпусом невозможна, не хватит скорости для поворота, разве что крутить оврштаг через фордевинд Хотя выше коллегой Салават-ом описывался подобный случай.
#21
Отправлено 14 декабря 2005 - 15:47
Я бы не стал останавливаться на ситуации с якорем, она мне не интересна, т.к. там очень много дополнительных факторов играют роль. Выше были приведены еще два свидетельства от практиков - одно от Адларда Колса, второе от коллеги Салавата. В обоих случаях яхта взбирается на ветер без парусов на свободной воде.Ну догмат, если не хочешь понять написанное. Самый лучший - Мархай, есть учебник для рулевых, Бонд и много других книжек по парусу, если они все недоступны, то есть топик kapitan'а, где в электронной форме выложены главы ещё не дописанной книги kapitan'а.
Не думаю, что Мархай и Бонд категорически отвергли бы такой факт - вроде в их книгах нет главы "Невозможность лавироваться без парусов". Так что ссылки на этих авторов в данном случае не уместны. Могу, кстати, предложить свои собственные изыскания по гидроаэродинамике www.sailtec.narod.ru/research.html. Уж не знаю, помогут они свести разговор к общим категориям или нет
#22
Отправлено 14 декабря 2005 - 16:17
задача - отойти от берега
В общем-то, да, задача ставилась просто убежать от набережной чтобы не разбило о бетон... Просто нырнуть под ветер мешала куча Ассолей, поэтому прошли в галфвинд, немного приведясь... Но картина была ещё та! Без марусов, а три мужчины в открене... Рядом шёл Поларис, так он даже зарифлённый черпанул нижней краспицей...
Потом мы просто увалились и поехали в клубную гавань, опять же без парусов, а те что виранули стакселя пролетели мимо клуба налеко вверх по течению, возвращались когда всё стихло. Те, кого сдуло с палуб доплыли сами, благо дело успели облачиться в жилеты...
#23
Отправлено 14 декабря 2005 - 17:36
Нет, я говорил не о том.Как парус, так и киль должны иметь угол атаки к набегающему потоку. Причём киль даёт боковое сопротивление тогда и только тогда, когда есть дрейф - угол атаки киля равен углу дрейфа. Именно с этим и связан эффект, о котором говорит Ersh. Ветер пытается повернуть лодку, причём на месте (якорь отдан), а киль этому сопротивляется и работает как ласты - гребёт вперёд, на ветер. У корпуса в этот момент никакого угла атаки к ветру нет (есть конечно, но отрицательный) и как крыло он не работает, а просто создаёт силу пытающуюся повернуть лодку...
А именно о возникновении на корпусе силы тяги как на крыле малого удлиннения. Т.к. сила тяги очень мала, а сила дрейфа велика, то и необходим большой фальшкиль, идеальным вариантом которого оказался якорный конец
Перечитайте топик сначала и внимательно.
Отрицательный угол атаки... Чтото новое в аэро-гидро динамике
#24
Отправлено 21 декабря 2005 - 14:54
#25
Отправлено 21 декабря 2005 - 16:11
Несовсем понятна формулировка. Вы имеете ввиду скругление режущей кромки форштевня или плавное закругление подводной части в ДП?Надводная часть корпуса в идеале должна быть:
- со скругленным форштевнем (вспомним профили киля и руля)
Почему?- угол примыкания надводных ватерлиний в носу должен быть по возможности поближе к лавировочному углу яхты с учетом вымпельного ветра (вспомним о настройках парусов)
Мне кажется, что лучше рубку сделать обтекаемой формы. Так до конца и не понял вашу теорию про "лавировку без парусов" Вы бы выложили картиночку с разложением сил действующих на корпус яхты. Может все вопросы и отпали бы.- рубки по возможности не должно быть вообще, лучше поднять надводный борт
Бесспорно.- палуба должна быть как можно глаже, чтобы не оказывать дополнительного сопротивления.
Длинный киль - ИМХО лучший вариант.- фальшкиль должен быть небольшого удлинения, но и не слишком малого, очевидно около 1, чтобы хорошо работать при больших углах дрейфа.
- фальшкиль должен быть большой площади, чтобы обеспечивать достаточное сопротивление дрейфу при малых скоростях.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей