Перейти к содержимому


Фотография

По Кандалакшскому заливу на микрухе.

Кандалакшский залив

Сообщений в теме: 79

#1 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 16 Ноябрь 2016 - 19:50

Традиционно,  ограничение по времени -  3 недели.

На авто (туда): Москва – Кандалакша 16 - 17.07 . Одна ночёвка по дороге. Сначала заехал на б/о «Эдем» (сразу после Петрозаводска, останавливались там в 2010 г., сейчас это уже «загородный клуб»: http://edem-karelia.ru/), но мне категорически ответили, что больше с трейлерами на постой они не принимают («бизнес по-русски»), поэтому применил прошлогодний вариант (http://forum.katera....ежскому заливу): ночевал на бывших рулёжных дорожках заброшенного аэродрома Гирвас, но уже около карьера, т.к. меньше вероятность, что окажусь на пути местной публики. 17.07 примерно в полдень оказался в Кандалакше.

 

Морская часть: 18 – 27.07, примерно 615 км (траектория на рисунке),  Кандалакша – Колвица – Ильинская – Умба – Кузрека – Кашкаранцы – Кузомень – Гридино – Соностров – Кереть – Сидоров – Ковда – Княжая – Кандалакша.

 

Неоценимую помощь в подготовке оказали наши уважаемые коллеги: AlexanderLi  (Кандалакша)  и Денис Колмаков (Северодвинск).  Саша и Денис, ещё раз: огромное спасибо, вашу моральную и фактическую поддержку ощущал постоянно!

 

Сухопутное продолжение (только авто): 28.07 – 01.08, Кандалакша – Ловозеро – Ревда/Карнасурт – Кировск/Кукисвумчорр – Апатиты – Кандалакша.

 

Возвращение (обратно): 02 – 03.08, одна ночёвка между Киришами и трассой М-10. За ночь колёса авто ушли в грунт (потерял минут 40) и в р-не Валдая лопнула покрышка у прицепа (потерял час). Больше никаких неприятностей не было.

 

Всё запланированное в целом выполнил, результат: полезные и приятные знакомства, музеи, походы, куча литературы, сувениры, впечатления.  Принципиальные отличия от прошлого года: тёплый прием в Кандалакше и невероятно удачная погода, чем и объясняется прохождение морской части всего за 10 ходовых дней (было заложено 14). Появившееся «резервное» время и было использовано на суше.

 

Навигация на базе:

Garmin GPSMAP 78s + карты Белого моря от «Дальсвязь» и ТОПО Росиия 6.18

Планшетник + Ozi + привязанные сканы растровых  карты ГУНиО (полный комплект по Кандалакшскому заливу) и Генштаб (пятисотметровки по морской и сухопутной части).

MaxSea на ноутбуке был, но опять не использовал.

 

Напоминаю, что планшетник  не может управлять автопилотом (АП), не герметичен, но карты на нём гораздо подробнее. Навигатор управлять АП может,  но морские карты на нём с куда меньшей детализацией.

 

На стадии подготовки собрал в кучу всевозможные точки и информацию по Заливу, взятую из открытых источников, из путешествия 2010 г., из профильных тем (благодарность остальным коллегам!), а так же указанные Сашей и Денисом в переписке. Точек было набрано, разумеется,  С ИЗБЫТКОМ. Файл точек (может, кому понадобится) Wp_2016.gpx, открывать можно в Ozi (через «импорт»), в Google Earth и в MapSource.

 

К каждой точке – спутниковое фото, аэрофото (при наличии), обычные фото, прочая информация (объем чудовищный).

 

Общий принцип буквенного дополнения к номерам точек на стадии подготовки:

Z – точка на территории заповедника.

K – кордон заповедника (в т.ч. и нежилой)

A – точки, подсказанные Сашей

L – точки на суше по автомобильному маршруту

 

Для отчёта свёл все дневные морские траектории (Garmin и Ozi) в один файл (2016_Garmin_Ozi.gpx), т.к. периодически работал кто-то один из «приборов».  В файле будет видно – откуда (Gar/Ozi). Открывать – аналогично.

  

Прочие технические штучки – как в прошлом году.

Погода – Интернет, факсы, СМС от Саши.

Телефонная связь и интернет – МТС.

Доступность СМС/телефонии – 70% маршрута.

Доступность Интернета – 50% маршрута.

Приливы заранее распечатаны из двух программ.  

 

Техническая информация в приложенных файла (архивы). Лирика по маршруту - позже.

Прикрепленные изображения

  • Маршрут_2016_Ozi.jpg
  • Маршрут_2016_Google_Earth.jpg

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал DmitryK: 17 Ноябрь 2016 - 05:18

  • 17

#2 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 17 Ноябрь 2016 - 10:34

Кандалакша.

 

Яхт-клуб. Управление заповедника. Посещение г.Крестовая.

 

   Надеюсь, что Саша добавит (раскроет) подробности про город, а  от себя изложу очень кратко относительно  полезной для меня инфраструктуры, достопримечательностям, событиям.

   Удобство слипования и хранения авто с трейлером в полноценной марине (охрана; понтон/причал;  кафе; размещение; рембаза; эллинги; паркинг; пресная вода; сварка; слип и т.д.) даже не обсуждается. Сайт: http://яхт-клуб-канда.рф/  Тут же базируются разнообразные местные плавсредства,  с  капитанами коих моментально завязывается разговор «в тему». Тем более приехал в воскресенье и погода вроде бы хорошая.  Особенности: на воде (в ковше) места в обрез, что для меня не важно – скинулся и отвалил; слип очень крутой, но на тракторе есть навесной фаркоп (шар 50 мм) – спускал на воду с его помощью, на берегу места полно, ещё ведутся работы по благоустройству, но основа уже создана. На выходе из устья р. Нива (прямо напротив клуба) есть обозначенная на картах осыхающая мель (назвал её «Добро пожаловать!»), с ней надо быть осторожней. Как я понял и зимой клуб функционирует, только меняются акценты (снегоходы, мероприятия).

    Ещё раз передаю привет и спасибо всему доброжелательному персоналу и лично директору Скопинову Алексею!

    Вечером в день приезда (17.07)даже не стал слиповаться, т.к. эмоции переполняют, встречи, знакомства. Только закупка топлива (две заправки в центре города) и продуктов, регистрация моего похода в местной службе спасения (http://51.mchs.gov.ru/folder/1319979) Заметил, что взяли мою бумажку с неохотой, т.к. очень много работы «туристы так и прут….», но знакомство оказалось очень полезным (позже). Саша  любезно предложил подняться  на г. Крестовая, которая рядом и вид с которой на город и залив великолепные. Завершение дня - вечернее посещение кафе в городе. Из несомненных судоводительских полезностей с  городского сайта - таблица приливов: http://kandalaksha.o...tic/priliv.html  Достопримечательности (для изучения) изложены и на сайте клуба и на городском.

   Уже утром в понедельник (18.07) зашел в управление (там же и музей: http://www.kandalaksha-reserve.org/) Кандалакшского заповедника, который всего в 100 м от клуба с резонным вопросом: «а можно ли… ну если вдруг… ну а пообщаться с учёными… интересно же…  тихий у меня мотор… ни одно живое существо не пострадает…».

    Ответ был корректный, но чёткий:  категорическое НЕТ! Единственный момент, где сотрудник пошёл навстречу,  относился к Кемлудской осыхающей перемычке (она сильно сокращает маршрут; позже), относительно которой мне в устной форме было сказано «ладно уж…». ризнаюсь, что карты запретных территорий заповедника у меня были заранее распечатаны, точки на них были расставлены, да и предполагаемый ответ был примерно известен.     В тот день в музей (а он на первом этаже) только заглянул, сфоткал расписание и убедился, что и посещение и экскурсии (при разумном числе гостей) – БЕСПЛАТНЫ. Посещение - позже.

    На г. Крестовая удобно подниматься не от города (со стороны трассы), а с обратной стороны, где автодорога на Умбу проходит через своеобразный перевал, откуда до вершины около 10 мин почти без учащения дыхания. Были втроем: Саша, его супруга Елена и я. Снаряжение: бинокль, фотоаппараты, одна из бумажных навигационных карт, которую взял в путешествие. Уже стоя на горе, именно для «визуализации», идентифицировали большинство островов вершины Кандалакшского залива, чему я был несказанно рад. Поначалу погода испортилась и даже пошёл дождь, но в итоге – отличный вид и впечатления. Согласен с авторами прочих отчётов, вершина Кандалакшского залива очень напоминает Норвегию.

 

Здесь выкладываю фото в клубе и на горе Крестовая.

 

Точки на спутниковых фото:

1 - ковш клуба

2 - ковш управления заповедника

3 - здание/музей управления заповедника

4 - мель "Добро пожаловать!"

5 - мель в реке Нива

6 - памятник жертвам оккупации (мыс Монастырский наволок)

7 - сгоревшее здание туркомплекса

8 - начало подъема на г. Крестовая

9 - вершина горы

10 - губа Малая Питкуля

11 - лабиринт "Вавилон"

 

- вид на клуб с воды (управление заповедника - зднание сзади)

- 6 фото в клубе

- 3 фото уже по возвращении (валю мачту)

- три фото металлических шаров, в избытке лежащих на волноломе клуба; это НЕ ядра - шары (нашёл 5 типоразмеров) отправляли на "мельницы" норильских заводов; здесь был склад.

- мель "Добро пожаловать!" на средней воде

- вид из клуба в сторону Колвицы

- 7 фото на (с) г. Крестовая; Саша, Елена и я; прятались от дождя под кабиной верхней станции подъемника; на последних двух - губа Малая Питкуля и остров с лабиринтом

-

Прикрепленные изображения

  • Устье р. Нива.jpg
  • 00_P1010022.JPG
  • 01_P1011008.JPG
  • 02_P1010678.JPG
  • 03_P1011013.JPG
  • 04_P1011010.JPG
  • 05_P1010681.JPG
  • 06_P1011052.JPG
  • 07_P1010671.JPG
  • 08_P1010683.JPG
  • 09_P1010684.JPG
  • 10_P1010675.JPG
  • 11_P1010673.JPG
  • 12_P1010672.JPG
  • 13_P1011004.JPG
  • 14_P1010997.JPG
  • Гора Крестовая.jpg
  • 15_P1010015.JPG
  • 16_P1010007.JPG
  • 17_P1010016.JPG
  • 18_P1010009.JPG
  • 19_P1010020.JPG
  • 20_P1010021.JPG
  • 21_P1010018.JPG

Сообщение отредактировал DmitryK: 17 Ноябрь 2016 - 10:35

  • 13

#3 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 17 Ноябрь 2016 - 13:42

Кандалакша.

 

Музей заповедника.

Городской музей.

Монастырский наволок.

 

    В музей природы на экскурсию попал уже после возвращения с Кольского. Помимо очевидной экспозиции (животный мир, природа, границы заповедника, научная работа) внимание привлёк стенд, посвященный серебряным рудникам на о. Межвежий (Порья губа; территория заповедника): карта острова, разрез шахты, информация.  Эксурсию проводила Ольга Алексеевна, огромное ей спасибо!  Ещё раз ссылка на экспозицию самого музея: http://www.kandalaks...seum/museum.htm

----------------------------------------   

   Отступление. Помимо лоции, другим «первоисточником» относительно мест моего путешествия в дальнейшем будут две главы из книги академика Максимова С.В. «Год на Севере», 1856 г. (Терский берег Белого моря и Карельский берег). Скачать/почитать/посмотреть оглавление можно здесь: http://royallib.com/..._na_severe.html   Книга написана великолепным  языком, в повествовании природа, промыслы, диалоги и сцены из быта, поговорки.  Рекомендую. В частности, по поводу о. Медвежий, приведу цитату:

«…..На самом высоком и крутом из островов Порьегубских - Медвежьем, покрытом кустарником, мы останавливались и с трудом могли различить четыре рудокопные ямы: Орел, Надежду, Курт и Боярскую. Эти ямы, зарываемые временем и непогодами, служат последним, отживающим, наглазным признаком существования на острове Медведе с 1740 по 1790 год разработки серебряной руды и строений при этом прииске. Разработка производилась частными людьми, но "Берг-коллегия, усмотрев прииск сей в делопроизводстве неспособным, оставила оный". Около ям этих промышленники до сих еще пор находят куски свинцового блеска….».

---------------------------------------

     В городской музей (http://www.museum-kanda.com/) попал в день отъезда на Кольский. Музей находится на первом этаже жилого дома. Разделы экспозиции: история края и промыслов, полезные ископаемые, промышленное развитие, город и война. Самое приятное, что в музее обо мне уже знали в «фоновом режиме», т.к. экскурсовод Валентина – дочь директора яхт-клуба. Валентине так же - огромное спасибо!

 

     На Монастырский наволок я попал с Сашей и его однокашниками, накануне вернувшись с Кольского. Все мы ожидали «отмашку» на посещение ГЭС (позже), поэтому и появилось время. Наволок -  очень красивое и историческое место. Монастырь:https://ru.wikipedia...ский_монастырь Съемки фильма и последствия: https://ekodozor.ru/...she-na-pamyat/ Фотоальбом: http://wikigogo.org/ru/113062/

 

- 10 фото из музея природы; обратите внимание на карту: к Кандалакшскому заповеднику относятся несколько групп островов в Заливе и Айновы острова в Баренцевом море.

- 6 фото из городского музея

- два фото Монастырского наволока с воды

- в контровом свете памятник жертвам интервенции

- два фото с Наволока на яхт-клуб и на р. Нива

- три информационных плаката; дети -молодцы!

- два фото берега в р-не Наволока

- сгоревший туркомплекс, как промежуточный этап спора хозяйствующих субъектов

Прикрепленные изображения

  • 00_P1010687.JPG
  • 01_P1010685.JPG
  • 02_P1011031.JPG
  • 03_P1011041.JPG
  • 04_P1011032.JPG
  • 05_P1011039.JPG
  • 06_P1011043.JPG
  • 07_P1011034.JPG
  • 08_P1011035.JPG
  • 09_P1011036.JPG
  • 00_P1010699.JPG
  • 01_P1010695.JPG
  • 02_P1010696.JPG
  • 03_P1010689.JPG
  • 05_P1010697.JPG
  • 06_P1010692.JPG
  • 00_P1010993.JPG
  • 01_P1011000.JPG
  • 02_P1011091.JPG
  • 03_P1011063.JPG
  • 04_P1011056.JPG
  • 05_P1011080.JPG
  • 06_P1011084.JPG
  • 07_P1011074.JPG
  • 08_P1011070.JPG
  • 09_P1011075.JPG
  • 11_P1011081.JPG

Сообщение отредактировал DmitryK: 17 Ноябрь 2016 - 13:44

  • 10

#4 Ёшкин Кот

Ёшкин Кот

    Морской Котик

  • Капитан
  • 2 591 сообщений
  • Из:Парижу

Отправлено 17 Ноябрь 2016 - 13:54

Как-то "расхристанно" и неуютно выглядит Кандалакша на фото... .   ^_^

Мне так почему-то запомнился прям таки ХРУСТАЛЬНО-ЧИСТЫЙ, буквально "звенящий" воздух солнечным погожим летним деньком, ни в каких потных "турциях" такого не увидишь... .   :rolleyes:

И на закате, когда идешь по фарватеру - ГОЛУБЫЕ СОПКИ в лучах заходящего солнца, тоже такого больше нигде не видывал... . 


  • 0

#5 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 003 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 17 Ноябрь 2016 - 14:21

Знакомое местечко. В 92 г. вид был еще более расхристанным, так что прогресс есть. Правда это называлось тогда уже не собственно Кандалакша а почему-то "Япония", вроде как выселки некие. Когда собирались, приехали менты, расспрашивали и предупредили чтобы были осторожнее - только что таксиста убили... А на горе рядом были какие-то деревянные остатки, говорили лыхный трамплин там хотели строить.

Воздух и море - это точно. Еще там, как отошли, через какое-то время почти при штиле прошел короткий крупный дождь, до сих пор помнится просто фантастическая картина: вода в крупных серебряных "гвоздиках" от падающих капель.   

Прикрепленные изображения

  • 004.jpg
  • 003.jpg

  • 3

#6 Ёшкин Кот

Ёшкин Кот

    Морской Котик

  • Капитан
  • 2 591 сообщений
  • Из:Парижу

Отправлено 17 Ноябрь 2016 - 14:41

Знакомое местечко. В 92 г. вид был..............

 

Не... - я впервые был аж в далёком нынче уж 71-м., вот на этой геройской посудине:

 

 

0_5c94f_92d7c84f_XL.jpg

 

Всё лето "оморячивались", шлындрая по всему Белому и Баренцеву морям "туда-сюда-обратно"... .   

И всё лето 72 года - аналогично, только на другом у/с.

А на юное сознание впечатления "ложатся" вельми рельефно и ярко...!!!   :rolleyes:

 

Так что смотрю на фото сиротливых тусклых развалин - эт што...??? эт хде...???    :o

 

Прям вспоминается невольно классическое:

 

 

Клуб на улице Нагорной - стал общественной уборной,
Наш родной Центральный рынок - стал похож на грязный склад,
Искаженный микропленкой, ГУМ - стал маленькой избенкой,
И уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ. 

:D  :D  :D


Сообщение отредактировал Ёшкин Кот: 17 Ноябрь 2016 - 15:11

  • 0

#7 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 17 Ноябрь 2016 - 14:48

..... а почему-то "Япония",

.......говорили лыхный трамплин там хотели строить.

 

Точно. Слышал. Возможно, Саша пояснит.

----------------------------------------------------------

Ладья "Варвара"

ГЭС Нива III

 

    Так случайно получилось, что во время посещения Монастырского наволока мимо прошла на вёслах ладья «Варвара», с экипажем которой я познакомился ещё утром в клубе и с которыми мы вместе пошли в музей природы. Их маршрут был заявлен как Кандалакша – Беломорск и за их сборами я до этого наблюдал. Честно говоря, было немного не по себе: 7 мужчин и одна женщина при не очень хорошей погоде медленно, но упорно двигались против ветра. Причём у одного ещё утром была распорота рука (поскользнулся на слипе, а в больнице наложили швы). Капитан  сообщил, что три человека – с  опытом, остальные новички, но «это нормально… не первый год». Хорошо  хоть, что в этом месте залив закрыт от волны множеством островов (заповедник). Уже в Москве нашел в И-нете, что всё у них прошло благополучно, но финишем, видимо, стала Кемь. Их фотоотчёт: https://vk.com/album...60519_235428047. Молодцы. Уважаю и завидую. Было приятно пообщаться!

 

     ГЭС «Нива III» – самая нижняя из каскада на р. Нива. Каскад: http://www.tgc1.ru/p...h/niva-cascade/  «Нива III» с  сайта «РусГидро» (там и разрез, позволяющий понять глубину заложения): http://www.lhp.rushy...tsmap/5576.html

     Строительство ГЭС (1938 – 1949) прервала война и выработки под помещения тогда были затоплены. Особенность – первая в СССР подземная (точнее: внутрискальная) ГЭС. Случайно узнал о её особенностях от кого-то в клубе, когда вернулся с моря. Тут же полез в Интернет за информацией и стал искать способ проникновения. Опять же, совершенно случайно, вторично посетив аварийно-спасательный отряд и «сняв» с контроля своё путешествие узнал, что один из сотрудников службы (Николай Петрович) знаком с одним из инженеров ГЭС.  Он тут же позвонил знакомому и тот, после уже своих консультаций, согласился нас принять, как раз через 4 дня, которые я и посвятил Кольскому. ……. На экскурсию нас собралась группа 6 чел., над головами витала лёгкая атмосфера «секретности» и «запретов» (в т.ч. и фото). Пришлось их делать как легально, так и нелегально (Mobius). Позже, в Москве, нашёл профессиональный репортаж, которого секретность, разумеется, не коснулась. Там же и музей, куда нас не водили: http://evgeny-velich...l.com/6511.html

     Очень кратко:  перепад уровней между бьефами – примерно 80 м, т.е. ГЭС – высоконапорная. Нижний – на уровне моря (на фото: SBROS). В машинный зал с погрузочной площадки на уровне земли ведёт шахта, в плане примерно 10 х 10 м, через которую и опускают турбины и генераторы. Машинный зал показался огромным. В потерне нижнего бьефа видна сама порода (скала). Офигеть, до чего серьезное сооружение и грустно, когда узнаешь, сколько людей погибло при строительстве!

    Помимо работы на ЛЭП с повышением напряжения, выходы обмоток генераторов (судя по фото - 10кВ) соединены токопроводящими шинами с Кандалакшским алюминиевым заводом (1,2 км на NNE) напрямую. Наш инженер – гидротехник, он всё знал по своим узлам их и показывал. Позже узнали, что когда экскурсию проводит инженер-электромеханик, акценты в экспозиции, разумеется, меняются.

      Всем в этой сложной цепочке, кто организовал экскурсию – бесконечное спасибо!

 

 

Фото с ладьей.

- так я её увидел, ещё когда сам уходил на маршрут; честно говоря, внимания она не привлекла

- утро их выхода на маршрут (я как раз вернулся с Кольского), очевидная движуха, такелаж, снаряжение, специфическая одежда команды (крайне неудобная во время дождя; вовремя сообразили и «осовременились»); капитан – в красном.

- три фото с Наволока; погода неожиданно стала улучшаться; Саша снимает со стабилизатором изображения; надеюсь, выложит фото команды во время гребли.

 

Фото на ГЭС (прошу прощения за дилетантские термины)

- Гугл; отметил саму ГЭС с подводящим каналом и окончание водосброса в Залив; именно из-за отбора воды в каскад, сама р. Нива значительно обмелела

- парковка, охрана, ж/д пути для подвоза «запчастей» (уровень точки 6)

- разрез ГЭС из кабинета с точками нашей экскурсии (в разрезе нет средней части; см. сайт «РусГидро»)

- площадка над подводящим каналом (точка 1); наш инженер

- там же

- зал аварийных затворов (точка 2)

- место для разгрузки с ж/д вагонов около верхнего отверстия технологической шахты (уровень точки 6)

- шахта «снизу – вверх» из машинного зала (уровень точки 4)

- машинный зал (аналогично)

- два фото в потерне с технологическими задвижками водосбросов (нижний бьеф);  почти на уровне моря (точка 5)

- порода (скала), в которой «вырубали» помещения ГЭС (там же)

- противовесы аварийных затворов

- опять на парковке; старая (отработавшая) турбина гидроагрегата как памятник

- эскиз каскада Нивских ГЭС из кабинета

- табличка на выходе из кабинета; энергетики – народ с юмором

Прикрепленные изображения

  • 00_P1011025.JPG
  • 01_P1011029.JPG
  • 02_P1011046.JPG
  • 03_P1011053.JPG
  • 04_P1011050.JPG
  • 05_P1011055.JPG
  • 06_P1011051.JPG
  • 07_P1011060.JPG
  • 08_P1011061.JPG
  • 09_P1011083.JPG
  • 00_Google Earth 1.jpg
  • 01_P1011106.JPG
  • 02_P1011096 copy.jpg
  • 03_IMAG0016.JPG
  • 04_IMAG0018.JPG
  • 05_IMAG0021.JPG
  • 06_IMAG0025.JPG
  • 07_IMAG0028.JPG
  • 08_IMAG0031.JPG
  • 09_P1011104.JPG
  • 10_P1011103.JPG
  • 11_IMAG0024.JPG
  • 12_P1011105.JPG
  • 13_P1011099.JPG
  • 14_P1011101.JPG

Сообщение отредактировал DmitryK: 17 Ноябрь 2016 - 14:48

  • 15

#8 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 19 Ноябрь 2016 - 20:18

18.07. Губа Малая Питкуля.

 

     По короткому плану первого дня – посетить лабиринт в губе Малая Питкуля (на высокой воде), а к вечеру дойти до Колвицы (на отливном течении), где и заночевать.

 

     В губе М. Питкуля, а до нее рукой подать, можно от города пешком пройти,  просто бросил яхту бортом к пляжу, о котором заранее сообщил Саша и пошёл фоткать. Слабый ветер в навал, вода ещё чуть нарастает – яхта сама будет стремиться к урезу воды, можно не швартоваться, делал так много раз.

    Точно, «популярное место отдыха»: пляж, светлый лес, ручей, чистота и порядок. Лабиринт огромный и в идеальном состоянии. Правда, в отличие от снимков в интернете, «спираль» изрядно заросла. Удалось пройти по щиколотку в воде на следующий, крохотный островок с каким-то знаком. Увы, знак трагический. И не последний в путешествии.

    Хватило буквально получаса. Но для себя сделал вывод, что если вернусь в Кандалакшу поздно вечером, то лучше уж переночевать в этой губе ( в т.ч. на якорях; глубины около 8 м), чтобы не толкаться ночью в ковше клуба.

 

 

- карта 19042 с р-ном губы М.Питкуля. Точка 1 – лабиринт, 2 – моя стоянка (пляж), 3 – знак.

- два фото пляжа

- лес и табличка в нём

- три фото, относящиеся к лабиринту

- два фото знака

- ручей (есть на карте)

Прикрепленные изображения

  • 00_19042.jpg
  • 01_P1010027.JPG
  • 02_P1010044.JPG
  • 03_P1010042.JPG
  • 04_P1010041.JPG
  • 05_P1010032.JPG
  • 06_P1010028.JPG
  • 07_P1010029.JPG
  • 08_P1010035.JPG
  • 09_P1010036.JPG
  • 10_P1010037.JPG

  • 11

#9 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 19 Ноябрь 2016 - 20:42

     Губа Колвица. Ночёвка.

 

    Переход в Колвицу – просто санаторий. Слабый ветер, погода улучшается, вокруг обозначенный фарватер, рыбаки, тюлени. В бинокль видно, что на берегу появились таблички (местн.: аншлаги) – началась одна из территорий заповедника. Прошёл Лувеньгу, показалась губа Колвица. Красота, высокие горы! Белая точка в губе – «Профессор Кузнецов», с судна таскали лебёдкой какой-то ковш. Подходить не стал - видно, что заняты.  Два характерные места, отмеченные мною: точка 3 – очень крутой склон (отметил на топо-карте и на 3D изображении Гугл; для приданию «трагизма» рельефу, рекомендую зайти там в «инструменты» - «настройки» - «рельеф» - максимальный коэфф. рельефности); точка 2 – шоссе рядом и там среди деревьев стояли авто с трейлерами и всё очень напоминало импровизированный слип.

    Вопрос, как провести ночь. Вариантов три: на якоре; у возможного причала в вершине губы (заранее приготовил спутниковый снимок, но чей он?); на осушке. Но по берегам в бинокль видны одно булыганы… Стоп, при внимательном рассмотрении увидел что-то вроде лагуны, бысто поворачиваю, одеваю  плавки,  резиновые тапочки от гидрокостюма, в руки багор. Точно, лагуна, но надо торопиться, т.к. вода активно падает. Вобщем, повезло (точка 1). Встав ногами на каменную гряду, «топчу» дно и вручную завожу судно к берегу на песок, растягиваюсь двумя концами за растительность и заношу якорь руками (заодно купаюсь – вода около 18 град). Время 18.30. Ещё пара часов и «ловушка» захлопывается – лагуна закрывается двумя каменными грядами, напоминающими клешни. Место отличное, берег сухой, даже, если бы ветер раздует от входа в губу, каменные гряды даже на поднимающейся воде волны сломают. Там, оказалось, весь берег такой: гряда, песок, гряда, песок…. Но в бинокль видны именно камни на фоне песка.

     Проверил одну домашнюю заготовку: чтобы на осушке нос сильно не опускался, да и остерегаясь отдельных мелких булыжников (хоть и дно проверил),подложил сухой тонкий ствол под днище примено на расстоянии 1/3 от носа (виден на фото). Транец остался на песке, дифферент минимален. Прием взял на вооружение. Времени даром не теряю, фоткаю и чтобы рано утром спросонья не бегать по дну, ещё и «пробиваю» створ на выход (мимо появившихся отдельных валунов, т.к. «гидрография» обнажилась полностью). Курс на выход из лагуны будет точно на г. Ключихинская (534.6 м). Если бы ориентира впереди не было – поставил бы на берегу вехи или нашёл бы его по корме. Полная вода будет примерно в 03.00 ночи, ну ещё часик я могу поспать, а там придётся валить.

     Сразу обобщая по приливам. До конца путешествия низкая вода будет всегда ночью (для меня - идеальный вариант) и каждый раз, используя осушку, я смогу просыпаться примерно на полчаса позже.

 

- пять фото на переходе из Питкуля в Колвицу

- вхожу в Колвицу; справа характерный крутой склон (точка 3); белая точка – «Профессор….»

- «Профессор…» крупным планом

- 3D избражение губы (больше таких высоких гор не будет)

- часть топокарты Q-36-030cd (пятисотметровка)

- склон в точке 3

- 4 фото с берега: шикарный вечер, осушка, сама лагуна и «Профессор» (вид из бухты)

Прикрепленные изображения

  • 00_P1010047.JPG
  • 01_P1010050.JPG
  • 02_P1010053.JPG
  • 03_P1010064.JPG
  • 04_P1010063.JPG
  • 05_P1010066.JPG
  • 06_P1010069.JPG
  • 07_P1010070.JPG
  • 08_3D.jpg
  • 09_Q-36-030cd.jpg
  • 10_P1010068.JPG
  • 11_P1010075.JPG
  • 12_P1010073.JPG
  • 13_P1010074.JPG
  • 14_P1010077.JPG
  • 15_P1010079.JPG

  • 12

#10 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 20 Ноябрь 2016 - 09:37

19.07

Из Колвицы в Ильинскую.

 

    Заставил себя проснуться в начале четвёртого утра, т.к. дурацкая мысль, что не услышу будильник и останусь снова на осушке спать не давала. Завтрак уже на ходу, экономит время. Предстояло пройти около 55 км вдоль берега. Погода пасмурная, иногда начинается слабый дождик, но ветра практически нет. Мотор. Тоска.

    Из лоции (не менее безрадостная картина): «……Описываемый берег тянется почти прямолинейно, не образуя ни одной бухты. Берег на всем протяжении приглуб. Изобата 10 м проходит параллельно береговой черте, удаляясь от нее не более чем на 5 кбт.»

 

    На примере скриншотов разных карт сразу после Колвицы ещё раз показываю, как меняется «топонимика». Что видим :

1.Топокарта Q-36-030 cd, печать 1971 г., м. Вонючий

2. Карту ГУНиО №19042, печать 1972 г., корректура 1978 г., м. Вонючий, м. Каменистый

3. То же, печать 2010 г., корректура 2016 г., м. Каменистый

   На слух, разумеется, стало приятнее (а там ещё есть был одноимённый створ), только визуальная навигация от этого не улучшилась.

   Ещё наблюдение. Как и в 2010 г., так и в этом, купил несколько недостающих карт (в «Чарт-Пайлоте» и в ООО «ЦКТ» - приемнике Пайлота, вот сайт:http://http://cktspb.ru/ru/). Причём карты без корректуры  не продавали. Приходится доплачивать за корректуру, заключающуюся на 95% уже в каллиграфически написанных словах: отсут., погаш., разр., нежил. Приятно, что не бросает государство картографию «на авось». Все «положительные» изменения – фиксируются.

 

    Чем ближе к Ильинской, тем погода лучше. Больше дождей не будет аж до Сонострова.

Километров за 7 до Ильинской есть, правда, «дефект» в береговой черте. Там на картах показаны некие протоки из озера Ёканское (топо; оно же Келейное  на ГУНиО; смыл здесь менять названия, шпиономания?), образующие вроде бы подобие бухты (в лоции ни слова, да и Саша ещё раньше сказал: «забудь»). На спутниковых фото – не резко, место малопосещаемое. Проверяю, беззастенчиво пользуясь штилем, малой осадкой и отличной видимостью дна. На эхолот, в этом случае, надежды мало, т.к. валуны на дне могут появиться так внезапно (эхолот на транце), что на переднем ходу чревато. Поэтому в самых опасных местах двигаюсь задним ходом – гарантия, что успею среагировать. Чуда не произошло – только подобие бухт, по берегам скалы и валуны с минимумом песка. Но видны ручьи в камнях, уходящие вверх от моря. Видимо, река  Рязанка https://ru.wikipedia...т_в_Белое_море)  В озеро, таким образом,  вообще не зайти (да и его зеркало с воды даже не видно – оно выше) и стоянкой и, тем более, убежищем всё это назвать трудно. Не врёт лоция! А вот для надувных/разборных судов – вполне, если вытаскивать на гранит. Тем более – замечен крест и «малые формы», всегда свидетельствующие, что у кого-то было очень много свободного времени.

 

    В Ильинской был в 2010 г. (с alk68), там всё знакомо. Тот же пляж, стоянки рыбаков/туристов (место пользуется успехом), люди, плавсредства. Предстояло выспаться и принять решение: ночевать тут или идти дальше. Растягиваюсь на якоре и какой-то расщелине на берегу (длинным концом, т.к. вода будет нарастать до 15.30) там, где пляж обрывается у гладкой скалы, буквально касаясь транцем песка. Иду поздороваться и предупредить, что пока сам позже не вылезу из люка – меня категорически не будить. ОК, все на редкость понятливые. Сон с 11 до 15 часов. Проснулся, подтянулся метров 20 (как на пароме), пошёл пообщаться и пофотографировать. Данную группу рыбаков  с  надувнухой и  мотором сюда высаживает частный катер из Умбы. Приходит в оговорённый день забирать. Если проблемы, то на вершине холмов кое-как ловит мобильный.  Вообщем,  это не та  смелая компания, которая в 2010 г. на надувнухе  сама ездила в Чупу за продуктами, пересекая Залив.

 

- составной скрин: этапы создание «позитивного образа» побережья

- 4 часа утра, вышел из Колвицы

- чтобы не гонять порожняк, на перегон взял пассажира (2 фото)

- два скрина р-на оз. Ёканского/Келейного

- шесть фото там-же

- точка впереди – светящий знак на мысе Кочинный (поворот в Порью/Ильинскую)

- скрин Ильинской с карты ГУНиО 19021 (Губа Порья, 1: 25000, печать 1975, коррекция 1978)

- остальные фото в Ильинской; широкие песчаные пляжи находятся на NE берегу внутренней бухты

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg
  • 02_P1010087.JPG
  • 03.1_P1010084.JPG
  • 03_P1010086.JPG
  • 04.jpg
  • 05.jpg
  • 06_P1010098.JPG
  • 07_P1010092.JPG
  • 08_P1010094.JPG
  • 09_P1010091.JPG
  • 10_P1010097.JPG
  • 11_P1010099.JPG
  • 12_P1010096.JPG
  • 00.jpg
  • 01_P1010104.JPG
  • 02_P1010106.JPG
  • 03_P1010105.JPG
  • 04_P1010107.JPG
  • 05_P1010108.JPG

  • 12

#11 Александр Скороход

Александр Скороход

    Юнга

  • Пассажиры
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Полярные Зори
  • Судно: Моторная лодка

Отправлено 20 Ноябрь 2016 - 15:14

Как-то "расхристанно" и неуютно выглядит Кандалакша на фото... .   ^_^

Мне так почему-то запомнился прям таки ХРУСТАЛЬНО-ЧИСТЫЙ, буквально "звенящий" воздух солнечным погожим летним деньком, ни в каких потных "турциях" такого не увидишь... .   :rolleyes:

И на закате, когда идешь по фарватеру - ГОЛУБЫЕ СОПКИ в лучах заходящего солнца, тоже такого больше нигде не видывал... . 

Одно и то же можно снять при разном свете в разное время и с разным ракурсом, получим диаметрально противоположные впечатления. Вот эти снимки https://fotki.yandex...6/album/136209/  могут перекликаться  со снимками Дмитрия, но они веселее, хотя камера моя рядом с его не стояла. 


  • 3

#12 Ёшкин Кот

Ёшкин Кот

    Морской Котик

  • Капитан
  • 2 591 сообщений
  • Из:Парижу

Отправлено 20 Ноябрь 2016 - 15:21

Одно и то же можно снять при разном свете в разное время и с разным ракурсом, получим диаметрально противоположные впечатления. Вот эти снимки https://fotki.yandex...6/album/136209/  могут перекликаться  со снимками Дмитрия, но они веселее, хотя камера моя рядом с его не стояла. 

 Весьма позитивно.

Чувствуется доброе отношение к "предмету"... .    :rolleyes:


  • 0

#13 Александр Скороход

Александр Скороход

    Юнга

  • Пассажиры
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Полярные Зори
  • Судно: Моторная лодка

Отправлено 20 Ноябрь 2016 - 15:26

Как-то "расхристанно" и неуютно выглядит Кандалакша на фото... .   ^_^

Мне так почему-то запомнился прям таки ХРУСТАЛЬНО-ЧИСТЫЙ, буквально "звенящий" воздух солнечным погожим летним деньком, ни в каких потных "турциях" такого не увидишь... .   :rolleyes:

И на закате, когда идешь по фарватеру - ГОЛУБЫЕ СОПКИ в лучах заходящего солнца, тоже такого больше нигде не видывал... . 

Виновато освещение и может быть- ракурс... Снимки этих же мест, но- веселее немного, хотя моей камере до камеры Дмитрия далеко...  https://fotki.yandex...6/album/136209/


  • 0

#14 Ёшкин Кот

Ёшкин Кот

    Морской Котик

  • Капитан
  • 2 591 сообщений
  • Из:Парижу

Отправлено 20 Ноябрь 2016 - 15:32

Виновато освещение и может быть- ракурс... Снимки этих же мест, но- веселее немного, хотя моей камере до камеры Дмитрия далеко...  https://fotki.yandex...6/album/136209/

Ну дык... .

Своё ж, родное снимаете.   :D


  • 0

#15 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 20 Ноябрь 2016 - 15:49

Коллеги, огромная просьба создавать сообщения по существу, а не флудить.

Все могут и должны выкладывать познавательный материал (используя самоконтроль) и должны примерно придерживайтесь того пространственно-временного графика, который заложен в начале темы. Иначе... сами знаете. Если чуть опаздываете от графика, то начните сообщение: "дополнение к сообщению #..., про ......".

-------------------------------------------------------------

Александр Скороход - это наш коллега, судоводитель,  с которым я познакомился в Кузреке, от которого получил кучу полезной информации и которого я пригласил на наш форум. Саша, очень рад, что ты здесь! Отписал в личку.


Сообщение отредактировал DmitryK: 20 Ноябрь 2016 - 15:50

  • 0

#16 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 20 Ноябрь 2016 - 19:20

19.07

Губа Умба; губа Малая Пирья, ночёвка.

 

    Примерно в 16:00 покидаю Ильинскую (как раз – начинается отлив) и двигаю мимо Порьей губы.  Далее – куча мест с узкими губами. Жаль, конечно, что второй раз не попадаю на лабиринт у мыса Аннин крест…. Зато помню, что кто-то мне рекомендовал обязательно посмотреть Старую Умбу - прикидываю и получается, что в неё успеваю засветло. Вопрос с ночёвкой пока открыт, но Малая Пирья рядом, а там всё знакомо (2010). Итак, захожу. 

 

Первоисточники,  как два варианта изложения («лирик» и «физик»):

 

    Максимов С.В. «Год на Севере»/Терский берег:

«….И вот - Умба, лучшее (после Варзуги) селение Терского берега, с огромным забором, глубокою, картинно обставленною высокими скалами рекою. С одной из варак глядит высоко поднявшаяся к небу деревянная часовня, словно орлиное гнездо, чуть держащася на обрывистой, сероватой, гранитной крутизне. С параллели этой скалы и часовни, из-за чащи высоких сосновых деревьев уже сереет своими избами и самое село, - та Умба, которою, как носились слухи, хотели заменить Колу, переведя сюда уездный город с его присутствиями и уездом; та, наконец, Умба, которая пользуется лучшею рекою во всех прибрежьях моря - рекою, порожистою только на две версты выше села, где и устроен забор для семги, охотно посещающей эту реку через два ее рукава….»

   

   Лоция: «….Река Умба впадает в Кандалакшский залив в 1,5 мили к востоку от губы Падан. Расширенное низовье реки напоминает губу и поэтому его иногда называют губой Умба. В нижнем течении реки берега гористые и обрывистые. Посредине устья реки Умба лежит остров Устьянский, разделяющий его на два рукава: западный и восточный. Западный рукав шириной около 1 кбт. в малую воду осыхает. Восточный рукав шириной до 0,7 кбт. и с глубинами от 3 до 7м отделен от моря мелководьем, глу­бины на котором не превышают 1 м. В пределах этого мелководья лежат осыхающие корги. На западном берегу реки Умба, примерно в 5 кбт. от устья расположено селение Умба. К селению по реке могут подниматься лишь малые суда….»

 

Прекрасный видеосюжет из сети: https://www.youtube....h?v=VvdlIKhGK5w

 

    Мои наблюдения. В самом узком месте восточного рукава, где на карте 19020 («Губа Умба, Малая Пирья, Большая Пирья и Сосновая») глубина указана 3,3 м, эхолот на входе и выходе показал 1,9 м. Это маловато, т.к. был в губе примерно  в 20:30 - это чуть после средней воды и по моим расчётам в этой точке должно было быть около 4 м. Вывод, если восточный рукав и не осохнет, то течение в нём (от реки) будет сильное. Течение, кстати, отлично видно и в видеосюжете.

   Уж не знаю, виновата пасмурная погода, вечер или хаотичная дачная застройка Старой Умбы, но мое впечатление очень скромное. Возможно, смотрел только с воды. Да, увидел церковь (а та ли?), реку, мост через нее. По берегам -  трава и валуны. Сфотографировал, но оставаться на ночь и высаживаться на берег, почему-то, не захотелось. Может, просто устал.

    Вылетаю из губы Умба мимо рыбачков на мелях вокруг, машем друг-другу руками. Судя по всему, они думали, что у меня постоянный киль и что я сяду в узком месте на мель, т.е. готовились к «цирку». Увы, я так уже многих разочаровывал.

     Захожу в губ. Малая Пирья, т.е. к пгт. Умба – райцентр Терского р-на.  Как и ожидалось, военные и на мысу (там какая-то воинская часть с бетонными коробами, идущими в воду и очень интересным антенным хозяйством, с 2010 г. ломаю голову, что за конструкция) и на воде какой-то корабль, который меня будет «преследовать» на следующий день аж до Кузреки.  Повезло, старый латанный-перелатанный причал ещё жив! Именно здесь, в 2010 г. мы с экипажем alk68 познакомились с чупинскими яхтами и Юрием Рыбаковым.

  У причала стоял служебный катер с огромным дифферентом и креном (клеили борт чуть выше ватерлинии), поэтому чтобы не мешать его экипажу пришлось перешвартовываться.  Было поздно и разговор с ними, а так же музей, заправку и магазины и оставил на утро.

 

- два скрина с траекторией входа в губу Умба

- служебное судно недалеко от Умбы

- три фото внутри губы Умба

- скрин с картой губы Малая Пирья

- тот самый корабль

- два утренних фото антенны с мыса, где военные

- четыре фото причала и обстановки вокруг при заходящем солнце

Прикрепленные изображения

  • 00.jpg
  • 01.jpg
  • 02_P1010110.JPG
  • 03_P1010114.JPG
  • 04_P1010115.JPG
  • 05_P1010117.JPG
  • 00.jpg
  • 00_P1010120.JPG
  • 01_P1010186.JPG
  • 02_P1010185.JPG
  • 03_P1010123.JPG
  • 04_P1010124.JPG
  • 05_P1010125.JPG
  • 06_P1010127.JPG

  • 13

#17 Денис Колмаков

Денис Колмаков

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 220 сообщений
  • Из:Северодвинск
  • Судно: Рикошет 550 C
  • Название: НЕМО

Отправлено 21 Ноябрь 2016 - 08:07

Дмитрий, судно, которое тебя "преследовало"- судно контроля физических полей (их у нас 2 : Ломоносов и Владимир Перегудов), как правило, они еще закрывают район во время испытаний "заказов", а у Умбы - полигон. По рации на 16-ом не вызывали? Вероятно, когда ты проходил Турий и восточнее, что-то "булькали".
  • 0

#18 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 21 Ноябрь 2016 - 11:49

Да, Денис, он похож: http://russianships....spomog/1806.htm

Нет, рацию не включал, т.к. шёл под мотором – шумно. Тем более, военные вечером 19.07 никакой агрессии не проявляли (скорее – отдыхали) да и из Умбы в М. Пирью – только за угол свернуть. А вот на следующий день (20.07) что-то неуловимое в «физических полях» точно витало. Но не буду забегать вперёд.

-----------------------------------------------

Утро 20.07, Умба

 

Из моего реального разговора с местными жителями:

........

- Какая, на ваш взгляд, самая главная достопримечательность  в посёлке?

- Универсам «Дикси».

........

 

Утвержденный план береговых мероприятий для экипажа на первую половину дня:

Музей поморского быта.

Музей аметистов.

Музей петроглифов Канозера.

Заправка, вода, продукты.

 

     Музей поморского быта находится рядом с причалом: https://vk.com/museum_terskih_pomorov  Интересная и понятная экспозиция, много карт.  Познакомился как с директором (Светлана Смирнова, она на фото), так и с одной пожилой сотрудницей (Светлана Николаевна), которая перевела сказки саами на русский и выпустила их в виде книжки. Мне провели экскурсию и продали нужную литературу (в т.ч. сказки для знакомых). Спасибо всему коллективу и особенно директору, Светлане –она меня правильно сориентировала на пути уже к музею аметистов и рассказала много интересного о современном состоянии дел в Умбе.

 

    Музей аметистов находится в т.н. кампусе (местн.): http://amethystmuseum.ru/ Там, на одной территории, собраны школы, училище, библиотека. На экономичном ходу (пешком) от причала – 10 мин. Вход в кампус – свободный, далее найти библиотеку. Поскольку мне ещё только предстояло пройти мимо Аметистового берега и скалы Корабль – жадно впитывал. Не все экспонаты в музее местные. В частности, огромная жеода при входе – из Бразилии. Впрочем, в «минеральных» музеях это обычная практика (Апатиты, Кировск). Расстроило только то, что хоть отвалы аметистовых шахт легко  доступны (прямо у берега, ещё увидим), но найти в них что-то уже нереально. Экскурсия, вопросы – ответы, сувениры, литература.  Прошу прощения, что не записал имени экскурсовода, что стало хорошей традицией.  Приятный музей, традиционное спасибо!

 

     Музей петроглифов (ещё 10 мин пешком): http://kanozero.su/ Про Канозеро уже заранее знал (Кировск, 2015 г., Беломорск, 2015 г.), литература ещё дома была вся изучена , поэтому экскурсию покупать не стал. Сотрудник музея Роман (привет и благодарность!)пояснил некоторые моменты по сути экспозиции.  Очень современное здание, что стало неожиданностью. Вдоль дороги выстроена великолепная пешеходная галерея (как мне объяснили, ранее было много наездов на пешеходов, особенно зимой).

 

    Обратно к причалу – как раз мимо «Дикси», треугольник замкнулся. Питьевая вода: взять канистры, подняться к одному из двухэтажных домов чуть выше музея поморов, спросить/найти на улице замаскированную колонку, наполнить канистры. Топливо: узнать у местных телефон такси (только частники), позвонить. Рублей за 300 вас свозят на заправку, которая на краю посёлка на трассе (Дт, 95, 98). Как раз мимо «Дикси», бани и музея. Прочее: в музеях, на заправке и в городе есть информационные щиты или раздаточный материал по всей инфраструктуре Умбы и Терского р-на. По числу музеев на одного жителя, Умба стоит, уверен, на твёрдом втором месте в РФ (3 музея, 5000 чел.), уступая только Мышкину (как минимум 5 музеев/6000 чел). Если бы ещё был и нормальный причал/понтон/марина для маломерных судов, то треугольник Чупа – Умба – Кандалакша был бы идеальным для отдыха на воде. Как рассказали местные, во время регат у существующего причала творится такое…. Уверен, у наших коллег – участников регат есть фото.

 

    Ложка дёгтя, которую мне поведал экипаж (3 чел.) того самого катера, который стоял у причала. Читать внимательно. И ведь можно было бы и не выспрашивать, т.к. отвечали крайне неохотно. Это катер гидрографической службы (их зона ответственности на побережье: от Лов-губы до Кузреки), у которого корпус давным-давно выработал весь свой ресурс. Мотор уже неоригинальный. Перед навигацией 2016 г. катер не прошёл положенного освидетельствования (РР) и поэтому используется на воде незаконно. Соответственно, экипаж не получает ту часть зарплаты, которая им положена при его эксплуатации («морские») и не получает средства на ГСМ. Тем не менее, они его ремонтируют и покупают топливо на свои деньги, иначе вообще не смогут следить за навигационной обстановкой (там иначе не подобраться) и их просто уволят. Их участок на этом участке берега остался единственный, который кое-как обслуживается и то, подозревают, только ради военных. А вот их начальству это выгодно, т.к. : денег надо платить меньше (только «береговые»), а если что-то произойдёт с катером и людьми на воде – то виноват будет только экипаж и никак не гидрографическая служба. А они –люди весьма немолодые и очень ответственные. Вот что им делать?

 

- 10 фото, относящихся к музею поморского быта; директор на фото; очень редкий импортный цветной рисунок 1837 г. селения Пялица в Горле: https://ru.wikipedia...i/Пялица_(село)

- 8 фото, относящихся к музею аметистов; жеода «Привет из Бразилии!» в начале.

- 6 фото (начиная с пешеходной галереи), относящихся к музею петроглифов

Прикрепленные изображения

  • 01_P1010168.JPG
  • 02_P1010169.JPG
  • 03_P1010170.JPG
  • 04_P1010171.JPG
  • 05_P1010172.JPG
  • 06_P1010173.JPG
  • 07_P1010174.JPG
  • 08_P1010177.JPG
  • 09_P1010179.JPG
  • 10_P1010180.JPG
  • 11_P1010150.JPG
  • 12_P1010147.JPG
  • 13_P1010143.JPG
  • 14_P1010139.JPG
  • 15_P1010144.JPG
  • 16_P1010137.JPG
  • 17_P1010148.JPG
  • 18_P1010149.JPG
  • 19_P1010155.JPG
  • 20_P1010136.JPG
  • 21_P1010158.JPG
  • 22_P1010160.JPG
  • 23_P1010162.JPG
  • 24_P1010163.JPG

  • 13

#19 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 21 Ноябрь 2016 - 12:44

Умба, Терский р-н. Общее.

 

Сайт района (http://terskyrayon.r...d=111&Itemid=67) , но на стендах информации больше.

Фото по инфраструктуре посёлка и района; у каждой точки на стенде указаны географические координаты; обратите внимание на замечание про иностранцев на сайте и на стенде.

Две последние схемы в оригинальном разрешении в архиве.

Прикрепленные изображения

  • 25_P1010165.JPG
  • 26_P1010166.JPG
  • 27_P1010128.JPG
  • 27_P1010132.JPG
  • 28_2.jpg
  • 28_P1010130_1.jpg

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  Умба.zip   1,13МБ   33 Количество загрузок:

  • 11

#20 a1000

a1000

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 008 сообщений
  • Из:Королев
  • Судно: Рикошет 750
  • Название: Ласточка

Отправлено 21 Ноябрь 2016 - 17:47

Дмитрий, блестяще! Пожалуй и по части краеведения Вы дадите фору Вашему знакомому с Соловков г. Кодоле. 


  • 1

#21 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 22 Ноябрь 2016 - 13:27

Дмитрий...

Андрей, все одно дело делаем. :)

----------------------------------------

 20.07

 

Из Умбы до входа в Кузреку.

  

   Один из самых коротких дневных переходов, но по совокупности полученной информации и впечатлениям – самый насыщенный.

   Выхожу из Умбы днём так, чтобы  обогнув мыс Турий добраться на экономичной скорости до Кузреки к высокой воде (примерно к 16:00). Полчаса-час имею в запасе, т.е. можно будет и притормозить. Погода – сами видите. Хоть меня и Саша и Денис предупреждали о полигоне, но мне даже в голову тогда не приходило, что могу стать «нарушителем физических полей», боялся только оказаться на палубе какой-нибудь поспешно всплывшей ПЛ. Рация разумеется, выключена (меньше знаешь, крепче спишь), в руках фотоаппарат и бинокль, веду тщательное наблюдение за поверхностью моря. В треугольнике губа М.Пирья – губа Сосновая - о. Вольостров наблюдаю следующее:

-  Мой вчерашний знакомый (СФП) стоит неподвижно на вчерашнем месте, а между ним и воинской частью постоянно снуёт катер, перевозящий людей в ярких жилетах.

-  На удалении от него, в разных местах, находятся ещё два судна с надписью ГС. Пока я мог наблюдать и не свернул за Вольостров, они периодически срывались с места, выбирали новое и опять замирали.

   Для меня, разумеется, всё это было непонятно, но забавно. Почему не волновался, что за мной кто-нибудь погонится.   Во-первых, на старой карте 19020 (печ. 1975, корр. 1978), в рукописных комментариях к р-ну №132 который я пересекал, сказано « Район 132 является запретным для постановки на якорь, лова рыбы придонными орудиями лова, подводных и донноуглубительных работ, придонного траления и подводных взрывов». А ещё типографскими буквами: «Плавание всех судов временно запрещено». Путём нехитрых размышлений понял, что постоянного запрета на плавание даже тогда не было. Во-вторых, в самый разгар этой чехарды, с юга (уж не знаю, из-за Турия или с Карельского берега) показался катер без номера, серого цвета, размером с «Ярославца» и военно-морским флагом на мачте (фото ниже). Разошлись встречными курсами довольно близко. Ну уж если он, такой большой, шастает по полигону, то что ждать от меня, с водоизмещением 1 т и минимумом железа на борту?! Тем более, он на меня не обратил никакого внимания. Честно говоря, после этого вообще перестал о чём-то беспокоиться (в этот день) и далее просто наслаждался «глянцевыми» видами берега.

   

Традиционно, слушаем физиков и лириков.

 

   «…..Полуостров Турий выступает от Кандалакшского берега примерно на 6 миль к SW. Он сложен из красноватого гранита и покрыт преимущест­венно хвойным лесом. Высокие берега полуострова обрывисты. Горы на полуострове имеют высоту 60—70 м, в восточной его части находится гора Летняя высотой 171,3 м. Возвышенный массив полуострова Турий хорошо приметен с моря и открывается в виде отдельного острова за 20—301миль.

      Остров Вольостров лежит у западной оконечности полуострова Турий и отделяется от него проливом Вольостровская Салма. Этот возвышенный гранитный остров покрыт редким хвойным лесом. Обрывистые берега острова Вольостров также имеют красноватый цвет, но в отличие от бере­гов полуострова Турий лишены растительности. Берега острова Вольостров приглубы. Изобата 10 м проходит от его южного, юго-западного и северного берегов в расстоянии не более 1,5 кбт.

      Светящий знак Вольостров (шир. 66°37' N, долг. 34°20" О) установлен на западной возвышенности острова Вольостров. Банка Вольостровская каменистая с наименьшей глубиной 3,6 м лежит в 2 кбт. к W от западной оконечности острова Вольостров. Положение банки сомнительно. Банка Вольостровская ограждается восточной вехой….»

 

     «…..- А вон, гляди, и матушка Турья-гора, госпожа Кандалуха-губа, батюшка Олений Рог! - вдруг прервал свою речь кормщик, указывая на последний ясневший остров, за которым чуть-чуть вдали синела безбрежная, непроглядная полоса воды в Кандалакшской губе.

     Последнее присловье его, общее всем поморам, посещающим Кандалакшскую губу, имеет тот смысл, что Кандалакшская губа "куда не едешь - все впереди, все она, все прямо, все в нее угодишь" - объясняли мне кормщики. Турья гора,  гранитный утес с уступами, в 200 футов высотою над морем, у мыса Турья, на Терском берегу, приметна издали, "где-где покажется" (по словам поморов), а Олений Рог (на Оленевском острову, у Карельского берега) с мелкими местами далеко оттянул в голомя Кандалакшской губы, отпрядышами сажен на 50 от берега, между селениями Керетью и Ковдой….»

 

    Мои замечания/наблюдения. Самый юг п-ова Турий – заповедник, а о.Вольостров – это заповедная территория с особым статусом (т.е. при определённых условиях посещаемая). Когда в 2010 г. проходили Вольостровской салмой – об этом даже и не знал. У берега – постоянная движуха из рыбаков. Большинство промысловых изб – обитаемые или посещаемые (как следствие, перед ними вдоль берега отсутствует плавник). В районе п-ова Турий куча «районов» с особым статусом, но судя по маломерным плавсредствам, всем глубоко на это наплевать. Восточная часть полуострова, ввиду наличия грунтовых дорог, очень популярное место отдыха.

 

- скриншот территории полигона (14020) и те корабли (5 фото), которые я наблюдал

- скриншот босточного берега  о. Вольостров (19020)

- сворачиваю за о.Вольостров; снимок в сторону Умбы

- курс на м. Турий

-  снимок СКП через Вольостровскую салму

- три фото на берегу полуострова; виден створ, ограждающий «район №133» и аншлаг заповедника

- три фото непосредственно у мыса; светящий знак; рыбаки

- скриншот карты 19045 («Подходы к Кузреке») и 4 фото в р-не избы Насилово. Популярное место. Романтическому названию соответствует архитектура и атрибутика. Уж не знаю, вытащили на берег судно и переоборудовали или так построили, но место запомнил.

- скринот той же карты  и 3 фото в р-не избы Тетрино (не путать с селом Тетрино в Горле). Когда шёл мимо, ничего не знал, но почувствовал, что для обычной тони слишком много строений. Не поверите, но правду узнал уже много позже в….. Ревде, где мне подарили распечатку с информацией. Изба - не менее популярное место и сюда уже можно добраться на авто. Официально это «Экологический этнографический комплекс «Поморская тоня Тетрина». Там не только историческая, промысловая и охотничья атрибутика, но и имеются крайне редкие  артефакты, в т.ч. детали бомбардировщика А-20 «Бостон»). Очень краткая нформация:https://vk.com/tetrina  Отличный  фотоотчёт группы туристов на каяках здесь (страницы 22,23,24): http://sea-kayak.ru/...e=24&idnews=421

- скриншот, спутник и два фото губы Карж. Ещё в Москве отметил для себя, что место вроде бы удобно для стоянки, да и пляж просматривался. Время было, зашёл: мелководная бухта, в отлив  осыхает почти на половину площади, спокойно подойти можно только в вершину губы по оси бухты (дно – песок; пляж на фото), два остальные берега – песок с булыганами и камнями. На берегу стояли палатки и авто туристов из Москвы и Питера, страшно довольных, что им удалось найти такое замечательное место. Они-то мне и доложили про состояние дна. Это не совсем убежище для меня, но для лёгких судов подойдёт.

-  последние два фото:  дачи у р. Чёрная (4 км к W от Кузреки); снимок дна перед баром Кузреки.

Прикрепленные изображения

  • 00_14020.jpg
  • 01_P1010184.JPG
  • 02_P1010190.JPG
  • 03_P1010192.JPG
  • 04_P1010195.JPG
  • 05_P1010188.JPG
  • 06_19020.jpg
  • 07_P1010196.JPG
  • 08_P1010198.JPG
  • 09_P1010202.JPG
  • 10_P1010204.JPG
  • 11_P1010207.JPG
  • 12_P1010206.JPG
  • 13_P1010209.JPG
  • 14_P1010210.JPG
  • 15_P1010215.JPG
  • 16_19045.jpg
  • 17_P1010221.JPG
  • 18_P1010218.JPG
  • 19_P1010223.JPG
  • 20.jpg
  • 21_P1010225.JPG
  • 22_P1010226.JPG
  • 23_P1010229.JPG
  • 25_19045.jpg
  • 26.jpg
  • 27_P1010233.JPG
  • 28_P1010234.JPG
  • 29_P1010237.JPG
  • 30_P1010238.JPG

Сообщение отредактировал DmitryK: 22 Ноябрь 2016 - 17:41

  • 11

#22 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 343 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 23 Ноябрь 2016 - 16:03

20.07 Кузрека.

 

Согласно новенькой карте ГУНиО №19045 – нежил.

 

    Одно из мест по маршруту, которое я тщательно изучил по спутниковым и обычным фото на этапе планирования. Изучив материалы, пришёл к выводу, что можно войти в полную воду и переночевать. Особую ценность для меня представляли фото устья в полную и малую воду. И они были найдены. Спутниковый снимок , увы, имеет очень низкое разрешение. Из него только видно, что осыхающее  русло имеет сложную форму. Теоретически, этот снимок можно было бы откалибровать и использовать в Ozi, но намывы песка/ила – вещь непостоянная.

 

Опять, физики & лирики.

 

«……..Река Кузрека впадает в море в 2 милях к востоку от реки Чёрная. Устье реки преграждено мелководным баром, через который могут про­ходить лишь шлюпки. На восточном берегу устья реки расположено не­большое селение Кузрека.

Кузрецкий створ знаков (шир. N66 37, долг. O34 49), установлен­ных на восточном берегу устья реки Кузрека, ведет к устью этой реки….» (створа нет)

 

«…….Кузрека - маленькая (10 дворов), грязненькая, старенькая деревушка, заброшенная далеко за устьем реки Кузи, мелкой до того, что по стрежу ее расставлены вехи, обстоятельство, помешавшее англичанам посетить эту деревушку, несмотря на то, что она в то время почти совершенно обезлюдела: все мужское население ее уходило на помощь в Умбу, до которой от Кузреки 30 верст морем. Немногим пополнило мои сведения посещение этой деревушки, помимо семужьей ловли, которая и здесь составляет насущное, главное занятие…..»

    

     Подхожу на полной и гладкой воде: отлично видно дно, камней в русле вроде нет (на самом деле есть единичные – увидел уже поздно вечером, когда начался отлив). На самом малом ходу преодолеваю бар и становится чуть глубже. Замечаю, что в глубине бухты стоит на якоре (буйке?) лодка традиционной конструкции (развал борта, седловатость профиля), но с рубкой. Ну раз уж она там стоит, то я точно дойду хотя бы до нее – осадка примерно одинаковая. Тем не менее, удается дойти почти до моста и ткнуться в берег (точка 1), затем выйти и перевести дух. Выйдя понимаю, что на берегу будет мешать тростник - через него ходить трудно, руками перевожу яхту чуть восточнее (в точку 2). Там полянка, но рядом чей-то дом и авто, т.е. возможен хозяин. Я стучу в окно, намереваясь получить разрешение постоять ночь. Тишина. Снова стучу. И вдруг из дома мат-перемат…. Наконец выходит некто Николай. Выглядит неадекватно и агрессивно, лицо помятое. Расспрашивать его о чём-то естественном и необходимом – даже мысли нет. Вдруг немного приходит в себя (проснулся), очень косноязычно говорит, что не возражает против моего присутствия и даже зовёт в дом. Это тоже нежелательный вариант, отказываюсь, ссылаясь на некие «дела», которые мне срочно надо сделать на судне.  Захожу в воду с якорем, заодно купаюсь. Всё, место окончательное, можно отдохнуть.

    Уж не помню, в какой момент, но вижу другого человека, приближающегося ко мне вдоль берега (с востока). Я насторожен, но у человека: а) на лице улыбка, б) на поясе рация. Это был Александр Скороход, с которым мы и познакомились.  Уже позже, когда яхта осохла транцем, он провёл для меня экскурсию по правому (восточному) берегу Кузреки примерно от родника (точка 3) и до моря (точка 5). Я слушал, фотографировал, потом мы обменялись координатами и он угостил меня пивом под рыбку (дача; точка 4). Самое важное:  та лодка, что я заприметил при входе в устье – его. Саша, ещё раз спасибо за тёплую встречу!

    Что запомнил из беседы. Посёлок, приемущественно, дачный. Асфальтовая дорога идет не до самой Варзуги - ещё километров 20, а дальше грунтовка. ЛЭП в посёлке нет. Родник находится сразу за мостом, достижим пешком или на лодке. Его особенность – он на литорали, т.е. когда начинается отлив, родниковая вода вытесняет из из углубления морскую, можно приходить и набирать воду. Когда с моря идёт крупная волна, то её ломает на баре и в устье она практически не заходит. Забыл спросить про магазин, общественный транспорт и сезонное население посёлка.  Обязательно надо посмотреть  у  Александра очень красивый фотоальбом Кузреки, где отражены различные времена года: https://fotki.yandex...06/album/153142

 

- четыре снимка из Интернета на стадии подготовки: два отлива/два прилива

- наложение треков входа/выхода на спутник

- аналогично, на 19045 с точками из этого сообщения

- плавсредство Александра (снимок его); корпус сшит по его заказу мастером из Кеми, надстройку добавил уже самостоятельно; длина - 5.4, ширина -2; борт 0.57 м; г/п -600кг;  5 чел.; ПМ Хонда 5л.с.

- моя стоянка (точка 2) с разных ракурсов; виден а/д мост

- автодорога Умба – Варзуга и стояние полотна в Кузреке

- родник

- с Сашей на экскурсии

- прочие фото нежил. посёлка; два последних из точки 5 - на восток и на запад (Турий)

Прикрепленные изображения

  • 01_Кузрека, отлив1.jpg
  • 02_Кузрека, отлив2.jpg
  • 03_Кузрека, прилив1.jpg
  • 04_Кузрека, прилив.jpg
  • 00.jpg
  • 01.jpg
  • 02.jpg
  • 03_P1010254.JPG
  • 04_P1010241.JPG
  • 05_P1010240.JPG
  • 06_P1010242.JPG
  • 07_P1010245.JPG
  • 08_P1010248.JPG
  • 09_P1010246.JPG
  • 10_P1010249.JPG
  • 11_P1010250.JPG
  • 12_P1010252.JPG

Сообщение отредактировал DmitryK: 23 Ноябрь 2016 - 16:53

  • 10

#23 Александр Скороход

Александр Скороход

    Юнга

  • Пассажиры
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Полярные Зори
  • Судно: Моторная лодка

Отправлено 23 Ноябрь 2016 - 17:26

20.07 Кузрека.

 

Согласно новенькой карте ГУНиО №19045 – нежил.

Спасибо, Дмитрий, за добрые слова!

Магазина в поселении нет, летом  есть частник с автолавкой, утром работает на левом берегу, к вечеру - дома  на правом, вернее - дальше на взморье его дача.

Общественный транспорт...? На Варзугу из Кандалакши ходит автобус, расписание не знаю, просто встречал его.

Постоянных жителей в Кузреке нет, посёлок считается сейчас дачным, но когда в Марте был там, то на противоположной стороне окно светилось и работал генератор (сетевого электричества нет), и в начале улицы (первый дом слева) встречал хозяина (Юрий).

Выше моего - участок соседа, который сдаёт дом в качестве гостевого, там постоянно живёт работник Михаил (на снимке на "каракате").

Тот грубоватый человек, которого ты первого встретил, не хозяин, он был в гостях у хозяина половины той избы Льва, впрочем имя совершенно не соответствует внешности... Когда я слиповался возле их участка, тоже был  своеобразный наезд, похоже это- стиль знакомства Николая. Если кому придётся, причаливайте у того же дома чуть правее, хозяева - Александр и Яна, отличные люди.

Дачные же участки принадлежат жителям из разных мест Кольского полуострова от Мурманска до Умбы.

Чтобы не заваливать отчёт лирикой, пока ограничусь этим. По теме отвечу здесь. Кому интересно ещё что-то ,- добро пожаловать в личку.


Сообщение отредактировал Александр Скороход: 23 Ноябрь 2016 - 17:27

  • 7

#24 a1000

a1000

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 008 сообщений
  • Из:Королев
  • Судно: Рикошет 750
  • Название: Ласточка

Отправлено 23 Ноябрь 2016 - 19:04

..... По теме отвечу здесь. Кому интересно ещё что-то ,- добро пожаловать в личку.

Наверно вопрос по теме, а рыба какая в Ваших краях ловится? И как ее ловят?


  • 0

#25 Ёшкин Кот

Ёшкин Кот

    Морской Котик

  • Капитан
  • 2 591 сообщений
  • Из:Парижу

Отправлено 24 Ноябрь 2016 - 07:28

Рыба-шмыба... .

Среди простых морякух беломорских усиленно циркулировали слухи об обилии в Умбе женщин нетяжелого поведения... .  :blu:

Якобы, "во времена оны..." - их ссылали туда из Москвы и Питера за соответствующий "антисоциальный", как тогда считалось, образ жизни.

Правда сиё или нет - доподлинно не знаю, ибо бывал там только на рейде на шхуне "Запад", нас курсантов по непонятной причине на берег не пускали (оттого слухи только крепли и становились всё "цветастее"...   :D  ).


Сообщение отредактировал Ёшкин Кот: 24 Ноябрь 2016 - 08:01

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей