Расход топлива.
Для определения расхода топлива из подручных материалов с использованием нано-технологий была создана электронная установка позволяющая замерять расход топлива не прерывая движение яхты и даже не выходя из кокпита.
Как можно наблюдать на представленной иллюстрации – установка состоит из насоса (то, что с черным завитым проводом); расходного бачка, крантика с красной ручкой и трубочек изготовленных по нано технологиям. Замер электронного времени производился с помощью моего большого пальца и китайского электронного секундомера.
При включении насоса – солярка из канистры, деловито журча, перетекает в расходный бачок, который через кран связан с прозрачной мерной трубкой привязанной слева к фанерке. Для возможности определения объёма на фанерке нарисованы нано-деления. При этом по закону Архимеда в трубке и бачке устанавливается одинаковый уровень. Обратка возвращается через тройник, который виден внизу.
Для производства измерения перекрывается крантик, топливо начинает расходоваться из мерной трубки известного диаметра. По времени расходования определенного объёма – вычислить расход топлива с помощью электронного ноутбука, не представляет сложностей.
Я использовал для этого программу Икс-эль.
Объектом для измерений была яхта Макси 95.
• Длина корпуса, м: 9,5
• Длина по ВЛ, м: 7,8
• Ширина, м: 3,16
• Осадка, м: 1,55
• Площадь парусности, кв.м: 47
• Водоизмещение, т: 5
• Балласт, т: 1,6
• Емкость топливного бака л.: 90
На яхте установлен дизельный двигатель Volvo Penta D1-30:
Максимальная мощность - 27 л.с.
Количество цилиндров – 3;
диаметр цилиндра – 77 мм;
ход поршня – 81,00;
степень сжатия – 23,5:1;
максимальная скорость вращения – 3200 оборотов в минуту.
В качестве движителя на яхте использован трёхлопастной складывающийся винт.
Двигатель на этой лодке установлен внутри салона, что значительно облегчило подключение расходомера к двигателю.
Для производства замеров была выбрана погода с очень слабым ветром.
Производилось по 3 замера на каждом режиме при движении в 2 противоположных направлениях.
Скорость яхты определялась с помощью картплоттера - Гармин 525.
Результаты занесены в таблицу и обработаны.
Вот скиншот результатов вычислений с помощью программы Икс-эль.
Специально для тех, у кого уши вянут от обилия цифирек - по результатам вычислений я построил графики.
Расход топлива на холостом ходу без подключения винта составляет – 736 мл., т.е. – больше, чем на ходу при том же положении ручки управления двигателем и включенной передаче. Сначала мне это показалось несколько удивительным.
По всей видимости, при включении передачи – падают обороты, а подача топлива на цикл остаётся той же самой. При этом затраты на вращение винта и перемещение яхты – незначительны.
Кстати, сопротивление водоизмещающей лодки можно посчитать по методике представленной вот здесь - http://www.recordboa...u/Raschet1.html
По результатам замеров выходит, что при скорости 5 узлов – топливного бака мне должно хватить почти на 300 миль.
Если идти со скоростью более 6 узлов - расход топлива значительно возрастает.
Полученные данные показывают, что на небольших скоростях значительное количество топлива уходит на обслуживание самого двигателя. Если бы на яхте был установлен двигатель меньшей мощности, то на скоростях до 5 узлов – экономические характеристики были бы значительно выше. Тем более, если учесть неоптимальность установленного винта для этих режимов.
Да, и сама возможность складывания винта - отнюдь не повышает КПД.
При ходе против ветра и волны – скорость яхты падает. По моим наблюдениям, при ходе против короткой волны 0,5....1 метр и ветра 8...10 м/сек. яхта может потерять 0,5....1 узел.
Однако, думаю, что расход топлива при тех же оборотах изменится незначительно.
И наоборот. При ходе по ветру скорость может увеличиться до узла – путевой расход при этом уменьшится. Впрочем, когда по ветру – так и паруса можно поставить.
Сообщение отредактировал kapitan: 16 августа 2017 - 15:29