Перейти к содержимому

Фотография

Парусное и гребное оснащение туристического катамарана.

парус проа крабовая клешня академическая гребля туристический катамаран парусный катамаран распашные весла

Сообщений в теме: 8

#1 CenterRime

CenterRime

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 105 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран
  • Название: Орион-2

Отправлено 22 октября 2018 - 16:56

Добрый день.

 

Отчет о постановке парусного и гребного снаряжения на катамаран Рафтмастер КН-3

Катамаран назвали Орион-2 в честь надувной спасательной шлюпки Орион еще советских времен.

http://www.barque.ru...n_s_veslami.jpg

 

На катамаран поставили дополнительное снаряжение

1. Распашные весла и банку для академической гребли.

2. Руль

3. Двойную мачту и парус - крабовая клешня (проа)

4. Трехместную палатку.

 

За сезон 2018 года катамаран прошел около 600 километров по рекам Ресета, Жиздра и Ока

Из них под парусом около 100 км.

 

 

Сшили пробный парус 6м2 из советской бязи 90гр./м с пропиткой разведенным  1/2 акриловым лаком.

IMG_20180825_103755.jpgIMG_20180825_124246.jpgIMG_20180805_101425.jpgIMG_2891.JPGIMG_20180910_102906.jpg

 

http://www.buddism.r...p=&allpages=all

 

Конструкция паруса взята из описаний проекта паруса «клешня краба» уважаемого https://forum.katera...r/11449-utliuk/

Парус прошел по Оке около 100 километров, из них при боковом ветре - около 30км и галсами при встречном  около 15км.

При умеренном ветре полная нагрузка на парус около 40 киллограмм, однако при порывах может доходить до 150.

В шквальный ветер попали один раз, поставили парус горизонтально. Это позволило не убирать парус при относительно непродолжительном  шквальном ветре.

Акриловый лак уменьшил продуваемость примерно в два раза, сезон под умеренными дождями отходил без заметного увеличения продуваемости.

 

Конструкция паруса по сравнению с прямым парусом дала выигрыш примерно в два раза при боковом ветре и позволила под веслами ходить галсами при встречном ветре под углами примерно 45 градусов. 

При сильном попутном ветре  больше 15м/с парус можно ставить в более нейтральное горизонтальное положение. Однако при боковом шквальном ветре в более горизонтальном положении паруса сильно ухудшается соотношение лобового ветрового сопротивления и площади паруса. Поэтому в шквальный ветер отсиживались у берега :)

 

Поскольку наша задача была оснастить парусом именно туристический катамаран, то с условием значительного лобового ветрового сопротивления (палатка и снаряжение) такой результат позволил пройти под парусом около трети маршрута по Оке.

 

Ветровую нагрузку и тягу паруса и весел проверяли так:

Сначала привязали катамаран к электронным рычажным весам и померяли полную гребную тягу. Получилось около 50 килограмм на короткое время (минута). Затем проверили можно ли перегрести попутный ветер при полной тяге паруса. Получилось что при умеренно сильном ветре уже не выгребаешь.

На шквалистом ветре один раз попали на полную тягу паруса при боковом ветре. Один баллон вышел из воды. Если прикинуть необходимую силу приложенную к верхушке короткой двухметровой мачты и вес катамарана в 350кг получается примерно 150 кг. 

При ветре 25м/с расчетная ветровая нагрузка на прямоугольник 6м2 около 220 кг.

https://tehtab.ru/Gu...e/WindPressure/

 
 
Под веслами прошли основную часть маршрута. 
На первой части маршрута по Ресете и Жиздре ставили укороченные весла  260 см - чтобы не стукаться о берега :)
На второй части маршрута по Жиздре и Ока поставили весла 340 см
Длина ручки весла около 110см, рукоятки перекрещены на 100мм. Особых неудобств это не вызвало - быстро привыкли.
К академической гребле привыкли быстро, устаешь гораздо меньше чем при неподвижной банке.
Весло 35мм х 2мм ДТ16Т сломали один раз. Нужно делать веретено весла из 40мм х 1.5 ДТ16т
Также один раз сломали уключину из половины обоймы подшипника - сталь обоймы подшипника твердая, но хрупкая.
 
В целом парусное и гребное оснащение туристического катамарана позволяет существенно расширить возможности сплавного катамарана и путешествовать по замечательным водным маршрутам.
 

 

От всей души благодарю всех участников форума за ценные советы и опыт.


  • 3

#2 ИВ М450

ИВ М450

    -Вечно забаненный

  • Капитан
  • 5 070 сообщений
  • Из:СССР
  • Судно: микро
  • Название: "Корунд"

Отправлено 22 октября 2018 - 20:56

Молодцы.
Вот только клешня не самый лучший парус.
Пересаживались на парусные надувные катамараны.
Будете не ползать а летать.
  • 1

#3 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 955 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 22 октября 2018 - 23:37

Молодцы.
Вот только клешня не самый лучший парус.
Пересаживались на парусные надувные катамараны.
Будете не ползать а летать.

а какой самый лучший парус???


  • 0

#4 CenterRime

CenterRime

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 105 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран
  • Название: Орион-2

Отправлено 23 октября 2018 - 08:47

Молодцы.
Вот только клешня не самый лучший парус.
Пересаживались на парусные надувные катамараны.
Будете не ползать а летать.

День добрый. Задачей оснащения туристического катамарана было максимально расширить оптимальный диапазон водных маршрутов.

На многих маршрутах на длительных участках нет хороших стоянок. Установка палатки на катамаран позволяет устраивать дневной перерыв, совершать переходы в жаркую и дождливую погоду, вставать на стоянки на пляжах и на якоре или приколе.

В случае необходимости палатку можно опустить, что снижает лобовое ветровое сопротивление.

Также необходимо учесть что вес снаряжения на туристическом катамаране на весь сезон около 120 килограмм.

В описываемом оснащении боковой снос частично компенсирован большим рулем - около четверти м2. Также и без учета руля боковой снос катамарана меньше чем например надувной шлюпки, шверборта или яла.

 

Можно сказать что парусный катамаран отличается от туристического меньшим грузом, меньшим сечением баллона, меньшим лобовым воздушным сопротивлением и наличием дополнительных устройств для уменьшения бокового сноса - швертов и килей. 

Площадь паруса для маломерного судна ограничена ГИМС в 5м2 для любых типов маломерных судов. Поэтому серьезный выигрыш в скорости не нарушая правила можно получить только уменьшая величины лобового сопротивления катамарана движению воды и воздуха.

При умеренном боковом и попутном ветре скорость катамарана составляла около 5-7 километров в час - примерно скорость не нагруженной байдарки.

 
Чертеж раскроя паруса 
Proa_sail_blueprint.png
 
От всей души благодарю всех участников форума за ценные советы и опыт.
Попутного ветра и хорошей команды!

Сообщение отредактировал CenterRime: 23 октября 2018 - 09:27

  • 0

#5 acher

acher

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 741 сообщений
  • Из:Чайковский
  • Судно: яхта "мини-куттер"
  • Название: Дельфинъ

Отправлено 23 октября 2018 - 08:58

Весла, конечно, будь здоров!! Вот это размах!


  • 0

#6 CenterRime

CenterRime

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 105 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран
  • Название: Орион-2

Отправлено 23 октября 2018 - 09:01

а какой самый лучший парус???

 

День добрый. Традиционно на катамараны ставят несколько видов парусного оснащения. Каждое из них имеет свои очевидные достоинства и недостатки.

 

Мы можем рассказать о преимуществах и недоработках парусного вооружения «крабовая клешня» 

Преимущества

1. Парус обладает существенным преимуществом на острых курсах по сравнению с прямым парусом. По многим характеристикам превосходит латинский парус.

2. За счет наличия двух дополнительных рей позволяет установить необходимое равномерное натяжение паруса по всей поверхности.  Это также позволяет использовать для паруса более легкие и недорогие материалы.

3. Парус симметричный и позволяет перекладывать галс примерно с теми же усилиями как и при использовании грота.

4. Может быть установлен на относительно короткую (240см) А-образную мачту которую можно изготовить во время прохождения маршрута.

5. При прямых курсах позволяет вынести широкую часть паруса наверх, на более сильный ветер. Для сравнения у грота широкая часть паруса всегда находится внизу на одной высоте.

 

 

Парус очень хорошо себя показал, однако есть и много вопросов которые нужно решить.
Нужно предусмотреть рифление паруса при шквальном ветре. В существующей конструкции для уборки паруса мы ставили парус в боковое положение и опускали одну из сторон паруса вдоль поперечной реи через блок на конце реи.
IMG_20180814_113709.jpg
При сильном ветре парус при этом способе примет полную ветровую нагрузку, которая может доходить до 200 килограмм.
Также пока не удалось найти решения блока крепления поперечной реи паруса к верхушке мачты.
Если использовать полужесткие крепления то рея проседает ниже верхушки мачты и верхушка мачты ложится  на парус.
Если использовать шарнирное шаровое крепление то наклон паруса будет ограничен 45 градусами.
Также нагрузка на крепление примерно в полтора раза больше по сравнению с прямым парусом, поэтому крепление должно быть 
надежным. Например два анкерных шурупа 6мм ввернутые в верхушки мачты гнулись как макароны.
Будем рады любому конструктивному предложению.
 
Благодарю всех за ценные советы и все материалы по парусному оснащению.
Попутного ветра и хорошей команды!

Сообщение отредактировал CenterRime: 23 октября 2018 - 09:03

  • 0

#7 CenterRime

CenterRime

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 105 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран
  • Название: Орион-2

Отправлено 23 октября 2018 - 09:16

Весла, конечно, будь здоров!! Вот это размах!

День добрый.

 

Распашные весла существенно экономят усилия гребца по сравнению с греблей на каное и сплавном катамаране. В среднем за сезон на распашных веслах можно пройти около 600 километров в туристическом режиме - любуясь природой, собирая грибы и ягоды и устраивая дневки в уютных заводях и пляжах :)

 

IMG_2018.jpg    %D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B8%CC%86%D0%BA%D0%

http://www.buddism.r...os/IMG_2018.jpg

http://www.buddism.r...0910_115852.jpg

Система крепления уключины позволяет регулировать высоту и место крепления на раме. В таком случае можно использовать короткие весла на начале маршрута при прохождении небольших речек, где часто приходится буквально пробираться по зарослям и корягам.

При выходе на большую воду длину весла можно надставить дополнительной секцией. В академической гребле длина весла обычно составляет 370см, что задает основной темп гребли. Мы сделали весло немного короче - 340см. Это позволяет грести даже против сильного встречного ветра и при волнении.

Предельная суммарная тяга весел составила около 50 килограмм.  При безветрии тяга на двух веслах около 25 килограмм.

Поскольку при подвижной банке основное тяговое усилие приходится на разгибание ног, то это усилие меньше или примерно равно усилию при ходьбе.

Весла нужно делать крепче чем для гребле на байдарке или прогулочной шлюпке. За сезон сломали весло с веретеном 35х2мм ДТ16Т и одну сварную уключину из половины подшипника.

Для веретена можно использовать трубу 40х1.5 ДТ16Т. Конструкцию уключины думаем изменить, предусмотрев возможность разворота лопасти весла.

Уключина также должна обязательно предусматривать быстрое вытаскивание весла при прохождении препятствий.

На морском яле это достигается при применении уключины-ухвата без жесткой фиксации весла.

images?q=tbn:ANd9GcTdr6h-2Nuw5DCY55Dl8l-

Есть также и другие способы

 

Alpine%20Rowing%20Sailing%20Camping%20061%2C1.jpg?height=200&width=149post-50116-0-71573800-1384183219_thumb.j

https://sites.google...nka-relsy-vesla

https://forum.katera...a-i-ukliuchiny/

 

 

 

Благодарю всех за ценные советы и все материалы по парусному и гребному оснащению.
Попутного ветра и хорошей команды!

Сообщение отредактировал CenterRime: 23 октября 2018 - 09:47

  • 1

#8 ИВ М450

ИВ М450

    -Вечно забаненный

  • Капитан
  • 5 070 сообщений
  • Из:СССР
  • Судно: микро
  • Название: "Корунд"

Отправлено 23 октября 2018 - 15:37

....
Можно сказать что парусный катамаран отличается от туристического меньшим грузом, меньшим сечением баллона, меньшим лобовым воздушным сопротивлением и наличием дополнительных устройств для уменьшения бокового сноса - швертов и килей.
Площадь паруса для маломерного судна ограничена ГИМС в 5м2 для любых типов маломерных судов. Поэтому серьезный выигрыш в скорости не нарушая правила можно получить только уменьшая величины лобового сопротивления катамарана движению воды и воздуха.
При умеренном боковом и попутном ветре скорость катамарана составляла около 5-7 километров в час - примерно скорость не нагруженной байдарки.
....

Парусный катамаран отличается от вашего прежде всего тем,что он изначально сконструирован под парус.На парусном катамаране вы не будете тащился 5-7 кмч в полветра,а полетите со скоростью 10-12 кмч в бейд.
Что касаемо гимса, то вы просто не в курсе, что в гипсе регистрируют парусные яхты.
Ваш же катамаран, как и большинство парусных-разборных надувных катамаранов никакого отношения к гимсу не имеют.
Советую зайти на форум "Под Гиком" там вы найдёте ответы на многие вопросы, чтоизбавит вас от бега по тем граблям по которым уже пронеслись доблестные батальёны ваших предшественников.

Сообщение отредактировал ИВ М450: 23 октября 2018 - 15:39

  • 0

#9 CenterRime

CenterRime

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 105 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран
  • Название: Орион-2

Отправлено 23 октября 2018 - 16:48

Парусный катамаран отличается от вашего прежде всего тем,что он изначально сконструирован под парус.На парусном катамаране вы не будете тащился 5-7 кмч в полветра,а полетите со скоростью 10-12 кмч в бейд.
Что касаемо гимса, то вы просто не в курсе, что в гипсе регистрируют парусные яхты.
Ваш же катамаран, как и большинство парусных-разборных надувных катамаранов никакого отношения к гимсу не имеют.
Советую зайти на форум "Под Гиком" там вы найдёте ответы на многие вопросы, чтоизбавит вас от бега по тем граблям по которым уже пронеслись доблестные батальёны ваших предшественников.

День добрый.

Благодарю за комментарий и советы. Попробую разобраться.

 

1. Какие лодки не нужно регистрировать и получать права

Удостоверение на право управления маломерным судном требуется при следующих условиях:
масса всего комплекта, включающая плавсредство и мотор, составляет более 200 кг;
мощность мотора составляет более 8 кВт.
 
Согласно п. 1 статьи 16  Кодекса внутреннего водного транспорта РФ   Государственной регистрации не подлежат суда
1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
 
2. Какой парус можно ставить с получением прав на управление лодкой
6.8.2. Суммарная площадь парусов должна соответствовать соотношению:
Mзо/Sп = (0,64 - 1,00), где:
Мзо - момент, кренящий судно на 30, (порядок определения - см. ранее), тм.;
Sп - суммарная площадь парусов, кв. м - определяется путем обмера.

 

 

3. Какой парус можно ставить без получения прав на управление лодкой

Для всех маломерных судов не подлежащих регистрации площадь парусности не оговаривается.

Однако для управления парусом более 5 метров раньше были нужны права

Теперь на сайтах предоставляющих услуги по получению прав ГИМС пишут что права нужны только на маломерные суда подлежащие регистрации.

Цитата: Получение прав на управление маломерным судном необходимо при следующих условиях:
вес объекта более 200 кг и мощность двигателя также выше 10 л. ( кВт);

https://dom-i-zakon....nym-sudnom.html

Также:

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
 
управление лодкой без прав: То есть, если ваша лодка с мотором, баком, запасом топлива и другим необходимым оборудованием весит не более 200 кг, а мощность двигателя не превышает 8 кВт, регистрировать ее не нужно. В этом же случае отпадает необходимость получать права на ее управление.

 

 

Верно ли это? Из современной редакции закона следует что на маломерное судно не подлежащее регистрации можно поставить парусное вооружение не нарушающие общие правила установки парусного оснащения (остойчивость)

При этом для управления таким судном не нужно удостоверение ГИМС.

 

В том случае если поставить небольшой электрический мотор до 3.45 кв то можно ли будет проходить шлюзы? 


Сообщение отредактировал CenterRime: 23 октября 2018 - 17:24

  • 1



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами парус, проа, крабовая клешня, академическая гребля, туристический катамаран, парусный катамаран, распашные весла

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей