Летом 2019 прошли по Волге от Балаково до границы Саратовской и Волгоградской областей небольшой экспедицией. Проект такой большой выполняли. Искали деревянные «гулянки». Саратовские волгари так называют определенный тип лодок. Рабочие лошадки, которых только в Саратове в 55-м году было 30 000 (архив ГИМС). А уж по волжским селам и деревням вообще тьма. Они есть и сейчас. Но металлические в основном. Мы же искали деревяшку. И очень надеялись найти и мастеров.
Но увы. Мастера ушли. За 800 км правого и левого берега нашлись только две сохранившиеся деревянные лодки. Одна в селе Воскресенское, маленькая - прим. 7.5 метров с двигателем Л3, изящная и легкая. На воде! Ходит! Вторая в селе Ахмат. Большая , рыбацко-промысловая. 8.6 метров, движок стоял Л12. Уже 20 лет на берегу, но под навесом и в прекрасном состоянии. Меня настолько поразила техника сборки корпуса (не видел на Волге такого), множество интересных деталей в шпангоутах, устройстве шпунтового пояса и пр, что мы решили надо хозяина убедить.
Иван Палыч кряхтел , кряхтел, потом махнул рукой - « аа, шут с вами, забирайте, черти». Купили!
Когда лодка, поднятая краном, поплыла по воздуху Палыч незаметно смахнул слезу и прерывисто задышал. Железный старик, 90 лет, служил в ВМФ во Владике, потом вернулся на Волгу и всю жизнь рыбачил. Ясный ум и детальная память. Ох , ну вообще, люди на Реке это отдельная тема. Я вообще не про это. И не про несколько террабайт снятого кино за 800 км обшареных берегов и полтора месяца плаваний. Проект предполагал еще постройку деревянной гулянки. Ну я ее и построил. С сестрой в помошниках. Вроде бы , на первый взгляд, лодка простая. Но я провозился полтора месяца. В классические «пару недель» - не уложился. Правда обшивку вгладь делал первый раз.
Как и что получилось - ниже.
По условиям организаторов Проекта все материалы относящиеся к постройке должны были быть выложены в открытый доступ. Что, собственно я и делаю, здесь на форуме в том числе.
Тут чертежи: https://yadi.sk/d/19JwjFGHETvoUQ
Что там есть. Там теоретические чертежи, планы, таблицы плазовых ординат. Все электронное.
Мы сделали из всего разнообразия два варианта корпусов. С транцем ,чисто моторный , и старинный , рыбацкий с острой кормой. В основе первого - смутные эскизы из КиЯ 30 за 1971 год. Помните? )) Правда там ее скромно называют «Волжанка». Второй вариант , рыбацкий, из моих подростковых воспоминаний, когда я работал помошником рыбака в с.Беленькие. Греб, сети тянул, рыбу вынимал. Помню примерно все достоинства и недостатки этих обводов.
Рисовать взялся Сергей Графов. Я завалил его архивными фотографиями и своими сбивчивыми объяснениями- пожеланиями. И впринципе у него получилось! Когда я распечатал шаблоны и стал «бить» корпус , поправки «на дерево» вышли минимальные.
Что удалось собрать из разговоров по берегам с людьми. Коротко:
«…лодка простая! на трех копынях (шпангоутах) собирали»
« …лыжа (киль)- с соснятины брали , так с середки бревна то»
«…пни (штевни) заранее готовили дубовые кривули, сухостой тоже брали»
«… дак у плотогонов брали бревно за четвертак, с него лодку и рубили, да, с одного…»
«… диаметр? ну как… ну метр самое малое, лучше больше… длина - девять -десять, комель»
«… да за две недели управишься, там делов-то!»
«…как закончат, сразу на берег- топить. Неделю в воде подержишь, потом конопатить»
Что получилось и как.
Лес купил частично кировский на набор, на обшивку - ульяновский. Там у меня друзья и была возможность выбрать необрезные спилы из хороших комлевых кусков кругляка. толщина от 25 до 32 мм. Конечно, северный лучше и все такое, знаю, но увы. С лесом вообще большие проблемы. Ни о каком радиальном распиле и речи не идет. Малосучковая - уже спасибо!
Все привез в конце апреля и сушил до сентября. Мало. Хотя бы год надо. А лучше - пару. В камере сушить - не вариант.
Киль. выклеен из планок 20 мм. Пошла через рейсмус доска 22Х120мм. Длина заготовки - 6 м.
Форштевень - клееный как и киль, размеры те же, кроме длины.
Ахтерштевень - у меня был хороший кусок трехсотого бруса, сухой.
Планка обшивки 20 мм. Ниже ватерлинии подобрал без сучков. Ширина шпунтового пояса - 120мм, на скуле - 100мм (старался избежать «огранки») , а уж борт пошел до 240мм. Планки склеены «на ус» для получения нужной длины. «Ус»- 200 мм.
В киле нет шпунта по всей длине. Схитрил. Сверху килевой балки приклеил доску 22х200. Назвал ее по привычке кильсоном и вокруг нее устраивал первые планки обшивки. На штевнях- шпунт.
Первые три пояса на концах запаривал. Одевал полиэтиленовый рукав, вставлял в него шланг, через который подавался пар из бачка с кипящей водой. Норма традиционная - «полтора часа на дюйм толщины». Тоесть на 20 мм планки время выдержки - час. Дальше заневоливаем на сутки по месту и клеим. Если сборка традиционная, гвозди или шурупы, - сразу в шпунт и можно за следующей.
Собирал на трех шпангоутах - шаблонах, без малковки. Малковал и вклеивал потом,как вывел оболочку корпуса. Сомневался правильно ли нарисовали обводы. Старался как то угадать глазами и чуйкой. Поэтому форму скорлупы держат «мухи». Эти брусочки на эпоксидном клее и удерживают края соседних планок обшивки. В последствии они срубаются и остатки клея зашлифовываются машинкой. Эта штука у меня отработана, умею, следов не остается. Ну и затем устанавливаются постепенно постоянные шпангоуты.
В этом году не успел - наступили холода, весной быстренько все доделаю, в том числе и моторный отсек, брештуки, дейвуд и все такое. Это уже знакомо и просто.
Не смотря на всего три стоящих шпанготута корпус получился достаточно жесткий. Все швы заклеены малярным скотчем до весны уберечь от мусора и пыли. С ними будет отдельная история.
Про клей. Давно работаю эпоксидными составами моего друга Мишы Мазепы (НПО «Дельта»). Он , кстати , тоже саратовец. Конечно же дальше все планки будут посажены на медные шурупы(!) заказал у басурман, жду. Головки будут утоплены и закрыты пробками.
Про мотор. Нашел и восстановил Л6 53-го года. Вещь неубиваемая. НО, после раздумий понял, что он будет тяжеловат . Надо Л3. Буду искать. Редуктора не будет! Реверс должен быть у рулевого в голове. А глазомер - в глазу. Ну и опять же - исторические традиции. Не было их, редукторов.
Про парус. Конечно же до появления движков ульяновского завода все ходили под парусами или на веслах. Поэтому я и оставил киль на 70 мм выступающим за днище. Попробую традиционную мачту и парус с реей. А как лавироваться?! Не швертцы же голландские ставить , право слово, ну Гуляна же!
Про размеры. LOA 7.3м, максимальная ширина 1.75 и смещена по традиции немного в нос, высота борта ( по привальнику) - 90 на миделе. Вес в сегодняшнем состоянии около 200 кг.
Про косяки. Первое. Мастерская как обычно маленькая, ворота подъемные по потолку. Поэтому закрепить штевни к потолочной балке было невозможно. Это не правильно. Всю дорогу приходилось ловить и проверять геометрию взаимного расположения штевней. Две планки по левому борту прохлопали по длине - не дошли в корме до торцевого края шпунта на 8 мм. Понятное дело разрыв залечили, понятное дел, что на прочность не влияет, что один черт - красить и тд. , но осадочек остался.
Второе. Ульяновский лес - тонкомер, смолы много (ну в сосне особенно), при пропарке концов - смола лезет наружу. А это неприемлемо для эпоксидного клея. Поэтому приходилось отбирать елку, или мыть тридцатью растворителями и грубить струганную поверхность рашпилем.
Ну и подписи:
Организатор Проекта «Исследование Гулянки» Культурный Центр Гектор Баракки.
Саратов, ул. Соляная 30
Культурный центр «Дом Гектора Баракки»
Если обнаружатся неточности в чертежах, тексте, появится желание снисходительно похлопать по плечу, критически поплевать, или просто поплевать - я тут:
https://www.facebook...100004468991687
или личными сообщениями на форуме