Продолжение "Хроник..." Гафельное вооружение - мачты https://youtu.be/iiAK3gDUeS4
Продолжаем готовить шхуну к летнему сезону. Апрель. Хроника экспедиции CHAVA - 4.
Я увидел пожелание в комментариях – подробней рассказать о рангоуте и парусах. Паруса – немного позже, когда спустимся на воду и будем вооружаться, а вот о рангоуте вполне можно поговорить сейчас, пока все на виду.
Что такое рангоут? Отечественная морская школа использует голландскую терминологию, в переводе с голландского рангоут значит «круглое дерево».
Так вот, на парусном судне все, что похоже на круглое дерево и предназначено для работы с парусами относится к рангоуту. На нашей гафельной шхуне это прежде всего две мачты – передняя называется фок-мачтой, а задняя – главная, это грот-мачта.
По проекту мачты стальные из трубы диаметром 152 мм со стенкой 3 мм. Вначале мне показалось неверным такое конструктивное решение, тем не менее, обсуждение вопроса с проектировщиком (Dudley Dix) показало, что в данном случае такой вариант оптимален.
Как ни странно, такую трубу удалось найти почти сразу, на распродаже военного имущества. Оказывается полевые трубопроводы собираются из секций именно такой трубы. Мало того, она имеет настоящую горячую оцинковку внутри и снаружи. Четыре секции для двух мачт были приобретены по цене, эквивалентной 200 долларам США. Для сравнения могу привести цену в 9000 долларов, за которую мне были готовы поставить мачту с гиком из алюминиевых сплавов для варианта парусного вооружения проекта бермудским тендером.
Мачтовые колонны были состыкованы на сварке из шестиметровых секций и усилены корончатыми накладками. Мачты загерметизированы и окрашены по схеме защиты стального корпуса, их внутренние полости не используются. Весь бегучий такелаж проведен снаружи, вся электропроводка также наружная – проведена по вантам.
В отличие о современной практики грот-мачта – составная, и надставлена сверху стеньгой из алюминиевого сплава АМГ-5. Про стеньгу - позже, в следующих выпусках, а закреплена она на грот-мачте классически - с помощью салинга и эзельгофта из стального листа, краспицы, естественно, тоже из трубы нерж. стали, и тоже закреплены электросваркой.
Весь стоячий такелаж лодки организован единообразно. Каждый трос заканчивается огонами с коушами, заплетенными вручную. С одной стороны (сверху) огон крепится к рангоутному дереву через самодельную проставку, с другой стороны — к талрепу, который позволяет регулировать длину и настраивать всю систему. Талрепы самодельные, разных типоразмеров в соответствии с диаметрами тросов такелажа, их размеры и чертежи есть в первой книге о постройке шхуны CHAVA
Верхние огоны вант крепятся к мачте через проставки с двумя щечками и пальцами. Пластина крепления на мачте сплошная, проходит насквозь, и используется для пары вант.
У каждой мачты, по левому и правому борту установлены кофель-планки из лиственницы с бронзовыми нагелями, а на каждой мачте размещены по три солидных утки из нерж. стали (естественно - на электросварке!).
Сообщение отредактировал mkd: 09 апреля 2019 - 14:33