Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Максимально легкий корпус из дерева


Сообщений в теме: 135

#1 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 00:15

Давайте обсудим технологии производства максимально легкого (условия помягче- очень легкого) корпуса из дерева в единичном экземпляре или малой серией. Из ДОСТУПНЫХ МАТЕРИАЛОВ (т-е, чтоб мне не пришлось квартиру продавать чтоб материал купить на постройку миника) Ссылки на ресурсы поощряются. В частности, интересует технология общивки шпоном как кандидат на максимально легкую. Заинтересованность этим вопросом не пустая- планирую построить 6.3-метровую гоночную яхту. Пластик не хочу, сталь тож отпадает )))))
  • 0

#2 GOLF_stream

GOLF_stream

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 2 271 сообщений
  • Из:Питер
  • Судно: Л6
  • Название: Онега

Отправлено 15 января 2008 - 00:58

можно вспомнить технологию изготовления корпуса-мокока на легендарном истребителе И-16. Однако, кроме веса конструкции важным фактором является её прочность. Особенно на гоночных агрегатах.
  • 0

#3 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 01:22

можно вспомнить технологию изготовления корпуса-мокока на легендарном истребителе И-16.

Однако, кроме веса конструкции важным фактором является её прочность. Особенно на гоночных агрегатах.

<{POST_SNAPBACK}>


Не, ну это все понятно, что прочность это мегаважно.
Вопрос именно и состоит в том, как сделать из древесного сырья (коряво, но вы поняли) корпус с требуемыми проектными характеристиками по жесткости и прочности, но при этом максимально, по возможности, легкий.

А как, простите, фезюляж на Ишаке делали? Я просто не в курсе. Вообще думал что он алюминиевый (помню модель в детстве была- так там заклепки по всему фезюляжу).....
  • 0

#4 Ersh

Ersh

    Sailing Instructor

  • Капитан
  • 2 123 сообщений
  • Из:Котор
  • Судно: Bavaria 46
  • Название: разные

Отправлено 15 января 2008 - 02:09

Да, диагональка из шпона будет наиболее "лёгким" (в смысле веса) вариантом, но и самым тяжёлым в изготовлении :blu: А работа в наше время тоже начинает стоить немалых денег... :shuffle:
  • 0

#5 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 02:15

Да, диагональка из шпона будет наиболее "лёгким" (в смысле веса) вариантом, но и самым тяжёлым в изготовлении :blu:  А работа в наше время тоже начинает стоить немалых денег... :shuffle:

<{POST_SNAPBACK}>


Строить буду сам, поэтому о стоимости работ говорить не стоит. Мое время,к сожалению, стоит весьма недорого...
Ктомуж меня привлкает процесс....

Кстати, а если строить по технологии стрипплэнкинг по временным шпангоутам- намного сие тяжелее будет?
  • 0

#6 Ersh

Ersh

    Sailing Instructor

  • Капитан
  • 2 123 сообщений
  • Из:Котор
  • Судно: Bavaria 46
  • Название: разные

Отправлено 15 января 2008 - 02:23

Кстати, а если строить по технологии стрипплэнкинг по временным шпангоутам- намного сие тяжелее будет?

<{POST_SNAPBACK}>

Лучше диагональки "зверя" нету :D
  • 0

#7 amariner

amariner

    капитан

  • Инженер
  • 2 300 сообщений
  • Из:Kherson, Ukraine
  • Судно: 1/2 tonn
  • Название: yacht Mriya

Отправлено 15 января 2008 - 03:53

Диагональка 3 слоя рейки по 4мм будет и легче шпоновой многослойной и жестче( т.к. толще). Последняя, та же фанера, будет даже тяжелее промышленной фанеры, т.к. у вас пойдет больше клея - или будете вакуумную формовку применять?
  • 0

#8 ЮЛА

ЮЛА

    .......................

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
  • Из:Планета Земля

Отправлено 15 января 2008 - 04:11

А по мне так для легкой лодки лучше нет чем корпус из рейки с хорошей оклейкой стеклом! Это если без развитого набора. А если делать пространстванную конструкцию, имеется в виду развитые элементы набора, то - диагональка будет легче. Лодка с развитой системой набора будет иметь бОльшую жосткость в целом, но меньшую местную прочность, и наоборот, лодка из рейки будет уступать предидущей по общей жосткости, но превосходить по местной.
  • 0

#9 IgorVPonomarev

IgorVPonomarev

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 052 сообщений
  • Из:П-Камчатский
  • Судно: Конрад 25

Отправлено 15 января 2008 - 04:49

Диагональка 3 слоя рейки по 4мм будет и легче  шпоновой многослойной и жестче( т.к. толще). Последняя, та же фанера, будет даже тяжелее промышленной фанеры, т.к. у вас пойдет больше клея - или будете вакуумную формовку применять?

<{POST_SNAPBACK}>


Я когда у Дикса спрашивал о возможности замены на его проекте мини 6.5
фанеры (радиусная скула) на деревянную диагональную, он ответил, что не получится. Прочность и жесткость (видимо при том же весе) не обеспечивается .
  • 0

#10 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 08:50

Диагональка 3 слоя рейки по 4мм будет и легче  шпоновой многослойной и жестче( т.к. толще). Последняя, та же фанера, будет даже тяжелее промышленной фанеры, т.к. у вас пойдет больше клея - или будете вакуумную формовку применять?

<{POST_SNAPBACK}>


Толщина обшивки днища для данного корпуса при изготовлении диагональным методом (шпон или рейка- все равно) по предварительным прикидкам будет примерно от 8 до 10 мм. Пусть будет 9 )))
Это 3 слоя шпона по 3 мм. И та-же толщина слоя будет с рейкой, кстати- т.к. меньше трех слоев без конструкционной оклейки стеклом делать не рекомендуют. А если учесть, что рейки по торцам тоже надо склеивать (дополнительный клей), то для моего корпуса в плане веса что рейка, что шпон- тоже, только в профиль. По крайней мере МНЕ ТАК КАЖЕТСЯ (ужЕ перекрестился).
  • 0

#11 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 08:55

А по мне так для легкой лодки лучше нет чем корпус из рейки с хорошей оклейкой стеклом! Это если без развитого набора. А если делать пространстванную конструкцию, имеется в виду развитые элементы набора, то - диагональка будет легче. Лодка с развитой системой набора будет иметь бОльшую жосткость в целом, но меньшую местную прочность, и наоборот, лодка из рейки будет уступать предидущей по общей жосткости, но превосходить по местной.

<{POST_SNAPBACK}>


Насколько я себе представляю процессы, которые происходят в конструкциях гоночной лодки на дистанции (при форсировании парусами, в частности), то мне видится гораздо более важной ОБЩАЯ жесткость а не местная... Нет?

Простите, а какой Вы метод под рейкой подразумеваете- диагональка или стриппленкинг? Я просто немного не понял что вы имеете ввиду...
  • 0

#12 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 09:05

Я когда у Дикса спрашивал о возможности замены на его проекте мини 6.5
фанеры (радиусная скула) на деревянную диагональную, он ответил, что не получится. Прочность и жесткость (видимо при том же весе) не обеспечивается .

<{POST_SNAPBACK}>


Насколько я могу судить "с высоты прожитых лет" ))))), то диагональка реечная всяко прочнее будет нежели фанерная радиусная скула. Вопрос в другом. Насколько я помню, у Диди мини на скуле всего 6 мм фанеры. Рейку тоньше 3 мм класть не получится- т.е имеем 2 слоя...
Два слоя 3мм рейки на скуле- это экстрим.... Уж больно сие будет чувствительно к концентрированным нагрузкам... Да и опять-же - нужно ТРИ слоя... А тут уже вылезем за весовые лимиты..... ЭТО ИМХО

Кстати, никто не знает, сколько по проекту весит ГОЛЫЙ копус Диди-мини?
  • 0

#13 Vada

Vada

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 887 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: Maxi 84
  • Название: Ласточка

Отправлено 15 января 2008 - 11:50

На мой взгляд, сендвич с диагоналкой. Как сделан корпус у "тауруса"! Корпус у него выклеин на болване. Сендвич. Красное дерево. Два слоя диагонали из твердых пород дерева. Шпон по 4 мм. Потом идет слой легкого дерева, возможно, бальса (не определить - труха практически). Потом идет третий слой из двух слоев твердого шпона. Тоже по 4 мм толщина шпона. Можно по такой методике строить. Только внутренний слой я бы заменил на пенополиуритан ОВ 150-200 кг/м^3. Набор: килевая балка, флоры, перебоки вклеены в готовую скорлупу. Очень, на мой взгляд, приличная технология.
  • 0

#14 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 12:42

На мой взгляд, сендвич с диагоналкой.
Как сделан корпус у "тауруса"! Корпус у него выклеин на болване. Сендвич. Красное дерево. Два слоя диагонали из твердых пород дерева. Шпон по 4 мм. Потом идет слой легкого дерева, возможно, бальса (не определить - труха практически). Потом идет третий слой из двух слоев твердого шпона. Тоже по 4 мм толщина шпона.
Можно по такой методике строить. Только внутренний слой я бы заменил на пенополиуритан ОВ 150-200 кг/м^3.
Набор: килевая балка, флоры, перебоки вклеены в готовую скорлупу.
Очень, на мой взгляд, приличная технология.

<{POST_SNAPBACK}>


Красиво, однако с сендвичем связываться как-то не очень хотелось-бы по причине высокой технологичности и относительно низкого времени жизни... ктомуж без вакуума...
Ваше рацпредложение я положил в копилку, может воспользуюсь им когда речь до постройки дойдет. Спасибо, что откликнулись.
  • 0

#15 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 12:48

А как вы видите заменителем сендвича обшивку шпоном диагональкой по продольной рейке на временных шпангоутах (есть такая технология)? Тот-же двутавр, по сути дела. Кстати, дешевле чем чистая диагональка выходит. Флоры и переборки тоже в готовую скорлупу вкорячиваются. М? Естиь у каго чтоньть по этому поводу почитать-посмотреть? На сайт С.Б. не отсылайте- там уже прочел все от корки до корки...... Вот фотки, чтоб понятней было:

Прикрепленные изображения

  • GBPic01.gif
  • GBPic03.gif

  • 0

#16 Alessandro

Alessandro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 695 сообщений
  • Из:нашараша
  • Судно: сухопутный диван
  • Название: Sofa

Отправлено 15 января 2008 - 13:14

Эту сказку расскажите своим детям на ночь, а у нас в Латышии (Евросоюз) свастика присутствует и на госнаградах и на входе в некоторые учебные заведения и законы как в гитлеровской германии. B)

<{POST_SNAPBACK}>


А поо приводимой Вами технологии временные шпангоуты сделать постоянными и сразу ставить переборки противопоказано? или надо будет сняв временные шпангоуты потом скорлупу изнутри проклеить слоем(ями) и потом уже ставить набор?
  • 0

#17 serj

serj

    катамараномечтатель

  • Модератор форума
  • 7 419 сообщений
  • Из:Геленджик

Отправлено 15 января 2008 - 13:21

У меня здесь, похожий вопрос.
  • 0

#18 temp

temp

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:***
  • Судно: ***
  • Название: ***

Отправлено 15 января 2008 - 13:24

Давайте обсудим технологии производства максимально  легкого (условия помягче- очень легкого) корпуса из дерева в единичном экземпляре или малой серией.

<{POST_SNAPBACK}>

А зачем ОЧЕНЬ легкий корпус? есть вероятность, что придется балластировать.
Корпуса с диагональной обшивкой на продольном наборе получаются очень легкие с очень большой жесткостью, как местной, так и общей. Ремонтопригодность, несмотря на опасения, тоже хорошая. Доводилось восстанавливать пробоины в диагоальной обшивке.
Гоночные яхты по такой технологии строятся. И ходят неплохо. Достаточно посмотреть на четвертьтонник Jaya. Строитель и капитан - Игорь Зарецкий, г.Ярославль. Первые и призовые места на Онеге, Банковском кубке. и т.д.
Так что дерево, как конструкционный материал для судостроения и постройки гоночных яхт....
Методики расчета конструкции корпуса есть а правилах ABS/
  • 0

#19 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 14:01

А зачем ОЧЕНЬ легкий корпус? есть вероятность, что придется балластировать.
Корпуса с диагональной обшивкой на продольном наборе получаются очень легкие с очень большой жесткостью, как местной, так и общей. Ремонтопригодность, несмотря на опасения, тоже хорошая. Доводилось восстанавливать пробоины в диагоальной обшивке.
Гоночные яхты по такой технологии строятся. И ходят неплохо. Достаточно посмотреть на четвертьтонник Jaya. Строитель и капитан - Игорь Зарецкий, г.Ярославль. Первые и призовые места на Онеге, Банковском кубке. и т.д.
Так что дерево, как конструкционный материал для судостроения и постройки гоночных яхт....
Методики расчета конструкции корпуса есть а правилах ABS/

<{POST_SNAPBACK}>


Очень легкий- потому, чо по проекту при длине 6.3 м, ширине 2.4 м, он должен весить не более 300 кг с рубкой-палубой-нутрянкой-шпаклевкой-краской. Это должна быть очень тщательно в весовом отношении построеная лодка.
Поэтому и технологию соответствующую подбираю.

А где про эти правила ABS почитать можно?
Балластировать? Лишний баласт еще никому не мешал )))
А у этой ЯиЯи есть сайт свой?- интересно поглазеть былоб...
  • 0

#20 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 14:02

Мы с Вами хоть и не знакомы, но думаю я, я что "высота прожитых лет" в отношении  яхт у Дикса больше, чем у Вас, сэр. :D  :D  :D

<{POST_SNAPBACK}>


Тут вы правы )))) Сэр )))))
  • 0

#21 serj

serj

    катамараномечтатель

  • Модератор форума
  • 7 419 сообщений
  • Из:Геленджик

Отправлено 15 января 2008 - 14:05

Методики расчета конструкции корпуса есть а правилах ABS/

<{POST_SNAPBACK}>

В сети эти правила есть?
  • 0

#22 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 15:16

А поо приводимой Вами технологии временные шпангоуты сделать постоянными и сразу ставить переборки противопоказано? или надо будет сняв временные шпангоуты потом скорлупу изнутри проклеить слоем(ями) и потом уже ставить набор?

<{POST_SNAPBACK}>


Дело в том, что готовому диагонально-формованому корпусу для поддержания конструктивной жесткости необходимо МИНИМАЛЬНОЕ кол-во шпангоутов. В то-же время, для формовки этого корпуса их нужно чем больше, тем лучше.
Имеем противоречие.... Вариант- сделать часть шпангоутов временными, а часть- постоянными.
Вариант 2- Сделать частый поперечный набор, по нему отфомовать обшивку, а потом превратить его в швейцарский сыр фрезой. Будет такая прикольная ажурная конструкция.
  • 0

#23 plis

plis

    яхтомечтатель

  • Капитан
  • 5 184 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: RIB Аполлон 460

Отправлено 15 января 2008 - 16:26

Дело в том, что готовому диагонально-формованому корпусу для поддержания конструктивной жесткости необходимо МИНИМАЛЬНОЕ кол-во шпангоутов.<...>

<{POST_SNAPBACK}>


Деоло в том, что мировой опыт показывает, на примере авиации, что "максимально лёгкий корпус" это минимальная толщина обшивки и максимально частый набор.

Коллега SKR уже об этом писал.

С уважением.
  • 0

#24 Dr. Bu

Dr. Bu

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 332 сообщений
  • Из:г. Дубна
  • Судно: Minitonner IOR
  • Название: "Joker"

Отправлено 15 января 2008 - 16:57

Деоло в том, что мировой опыт показывает, на примере авиации, что "максимально лёгкий корпус" это минимальная толщина обшивки и максимально частый набор.

Коллега SKR уже об этом писал.

С уважением.

<{POST_SNAPBACK}>


Я разве говорил про редкий набор? Нет. Я сказал про минимальное кол-во шпангоутов! Шпангоуты , в обшем и целом корпусу прочности не прибавляют, они дают жесткость и то при боковых нагрузках (про кручение и изгиб я молчу). А все претензии по прочности нужно предъявдять к стрингерам и обшивке (которая, кстати при диагональной формовке из реек-шпона является частичноесущий).
применяя частые стрингера при минимальном поперечном наборе (подмачтовая переборка, переборка у среза рубки + по одному легкому шпангоуту на полученые три части корпуса, образованные переборками) можно получить легкий корпус. Это мое переосмысление того, что я читал.
ЗЫ шпация поперечного набора в случае рассматриваемого корпуса получается чуть более метра.

А где про это писал коллега SKR?
  • 0

#25 GOLF_stream

GOLF_stream

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 2 271 сообщений
  • Из:Питер
  • Судно: Л6
  • Название: Онега

Отправлено 15 января 2008 - 17:11

Деоло в том, что мировой опыт показывает, на примере авиации, что "максимально лёгкий корпус" это минимальная толщина обшивки и максимально частый набор.

<{POST_SNAPBACK}>

а на примере кораблестроения тот же мировой опыт покзывает то же самое :) Но еще различаются продольная и поперечная системы наборы. Продольная система набора обеспечивает ещё меньший вес конструкции, чем поперечная (при одинаковой прочности), но более трудоёмкая.

Но не надо забывать и про размеры. Ведь на небольшом корпусе при продольной системе набора общая прочность может быть обеспечена и при минимальной толщине обшивки, например, в 2мм. Но этого будет явно недостаточно для местной прочности. Значит нужно обратно увеличивать толщину обшивки, значит можно увеличить шпацию. В пределе можем вернуться опять к диагональной обшивке с несколькоими шпангоутами.

Забавная вещь это кораблестроение :)
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей