Отправлено 14 марта 2009 - 17:31
Дома решил повесить занавески на стальной тросик 3мм. Наварил кронштейнов, наплёл огонов, растянул на вертлюгах.
Всё вышло крепко и по конструктивистски брутально.
Упомянул об этом (похвастался) в письме одному товарищу, который в числе прочего, поработал годик в цирке воздушных акробатов.
Не гимнастом, правда, но рабочим сцены. Его ответный рассказ настолько поразил меня, что осмелюсь привести его здесь полностью.
Отдельный восторг вызывает то, как забавно исказилась у цирковых морская терминология.
Надеюсь, что модераторы простят мне этот маленький офф-топ.)
_________________________________
Я вот в цирке тож научился, типа [цит.] "заплетать стальной трос так, что бы на конце образовывалась бы петля" [конец цит.] По-научному называется "ЧАЛИТЬ". Типа - однажды мне надо было зачалить аж 16 концов у 8-ми тросов для 4-х цирковых трапеций. Причём троса семижильные, т.е. 6 жил в оплётке и одна, типа, седьмая, тоже стальная идёт в сердечнике, там, где у шестижильных (поплоше) капрон-нейлоновый шнурик, вокруг которого всё и обёрнуто. А диаметр тросов был 7 мм, и в каждой петле должен был быть закреплён стальной колыш, причём грамотно - не нарушая свивания-сплетения жил, но в усмерть зажат образованной свежезаплетённой петлёй. КОЛЫШ, кстати, это такой изнутри повторяющий форму петли стальной желобок, чтоб петля не перетиралась об то в чё она будет продета. Для каждого диаметра попер. сечения троса и радиуса закругления петли (зависящего от упругости данного типа троса и конечной задачи, ради которой вся фигня и делается) есть свой стандарт. При правильном подборе колыша к диаметру сечения и R закругления он настолько образует с тросом единое целое, что выдерживает тестовое испытание "на многоразовые рывки" при критической нагрузке не менее десяти норм статического усилия, паспортного для данного типа троса. Т. е. несколько часов бравые цирковые техники при помощи силовых лебёдок и лексических богатств русского языка поднимают и роняют из под купола цирка (с 20 метровой высоты) парочку бордюрных бетонных блоков на 18,5 метровом тросе, а потом смотрят - если колыши на концах стали хоть чуть-чуть люфтить, то работу "ЧАЛЬЩИКА" бракуют и всё опять с начала.
Причём, врубись, не только самый малый люфт - это вообще недопустимо - даже геометрия оплётки "внутри-вокруг" колыша после испытаний должна остаться ровненькой, жилка к жилке, если хоть один стежок-виток вытянулся, прослаб или съехал, то это тоже сразу в брак. То есть с самого начала жилки протягиваешь до посинения пупка. Но пассатижью нельзя, т.к. можно случайно надломить жилку об их кромку и в жилке может даже и не надорваться, а просто резко перегнуться одно из составляющих её волокон. Чтобы жилку в правильном месте пропустить, применяют такой инструмент - "ЧАЛКУ". Чалка похожа на большое мощнецкое шило, только вместо острия у неё косо срезанная трубка, типа гигантской иглы от шприца. А жилки протягивают только круглогубцами, причём губки ещё и обматывают матерчатой изолентой. В конечном итоге в месте где они самосплетаются должно быть не менее 10-ти витков для каждой жилы, включая осевой сердечник. Чтобы не запутаться, надо всё время считать, где начать, сколько и где пропустить, и где-какую через сколько продеть. Похоже на то, как бабушки вяжут на спицах сложные узорчатые трикотажные резинки - типа: две петли снизу, эта идёт навстречу, затем пропустить, две скинуть и через одну... А чтоб колыш плотно сел, надо с самого начала правильно найти место вхождения первых витков. Слишком далеко - будет после испытаний болтаться, а слишком близко - колыш развернёт и он будет сидеть в петле не ровной симметричной "капелькой", а кособоко и при испытаниях его может вообще выдавить из петли. Причём у свежей, необкатанной нагрузками петли есть своя упругость, но все деформации должны рассредотачиваться до "оборота" вокруг колыша. Основной рывок приходится на место самосплетения, оно после испытаний должно удлинниться на пару мм за счёт дополнительного уплотнения плетения.
А самое бредовое, что после отбраковки (неизбежной, примерно 10 % готовых тросов бракуется, для цирковых это нормально) ВСЕ 8 ТРОСОВ С 16 КОЛЫШАМИ НА КОНЦАХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АБСОЛЮТНО ОДИНАКОВОЙ ДЛИННЫ. Т.е. - мало точно попасть размером петли в колыш, мало обжать равномерно, но плотно и строго по оси колыша, мало сделать так, чтобы обе петли были в одной плоскости (чтоб акробатку на трапеции не закручивало в полёте) ТАК ВЕДЬ ЕЩЁ И РОВНЁХОНЬКО В ОДИН РАЗМЕР НАДО ПОПАСТЬ. При длинне около 12 метров допускается разбег в 1, максимум в 2 мм. Троса, кстати, в цирке применяют исключительно уже заранее искуственно состареные - специально растянутые, чтоб не пружинили и минимально крутились при натяжении. Для этого их отдают в специальные мастерские при цирковых училищах (в РФ есть только в Мск и в Питере) где на специальной машине их в сильно натянутом виде аккуратненько накручивают на барабаны большого диаметра и так хранят в течении нескольких месяцев. Всё равно, кстати, когда артист "прилетает" и с лёту всей массой цепляется за перекладину, то даже такой "состареный" трос начинает натягиваясь так крутиться, что специальная "машинка для гашения вращения" аж свистит и мал-мала нагревается. Это несмотря на то, что у неё внутри 200-тый подшипник запрессован, мотоциклетный, сухого качения. А троса одинаковыми должны быть, чтобы четыре воздушных акробатки одинаковой массы (достигается грузильцами на костюмах) одновременно прилетали в одно и тоже место под куполом, при условии, что они примерно одинаково толкаются в один музыкальный момент из четырёх строго промерянных и пристрелянных на репетициях точек.
_________________________________