Перейти к содержимому

Фотография
* * * * * 2 Голосов

Гидро- и аэродинамика яхт


Сообщений в теме: 5762

#5476 s266

s266

    https://www.youtube.com/user/tyuryakhin1

  • Капитан
  • 1 047 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Natali 700
  • Название: строю

Отправлено 13 августа 2020 - 16:45

1. ИМХО, любая тряпка может стать парусом с точки зрения аэродинамики, а вот крылом нет...,

не согласны докажите обратное...

 

 

Классное выражение, надо запомнить)


  • 0

#5477 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 23 сентября 2020 - 19:00

М...да-а! Чудны дела твои хоспади David Raison

 

Безымянный.png


  • 0

#5478 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 23 сентября 2020 - 21:56

Что с ней не так, с точки зрения гидро-аэро...?


  • 0

#5479 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 24 сентября 2020 - 10:07

Доску для серфинга напоминает.


  • 0

#5480 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 24 сентября 2020 - 10:13

UFO  :)

летающее блюдце. 


  • 0

#5481 Toni Basilio

Toni Basilio

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 159 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 24 сентября 2020 - 10:51

М...да-а! Чудны дела твои хоспади David Raison

Вы посмотрите на другие лодки Давида. Видимо в какой-то момент он получил озарение, что лучшая лодка - это лодка в форме калоши  :)

 

А вообще, с калошеобразными есть один момент. Они имеют преимущество только на одном курсе - галфинг, причём ветер должен быть сильный. На лавировке это чудо понятное дело идёт так себе, на фордаке и бакштаге отстаёт от лодок с более консервативными обводами за счёт большей смоченной поверхности. Зато на галфинде, по видимому, за счёт огромной начальной остойчивости может нести больше парусов и ехать. Ну по крайней мере так в классе Мини, со слов Алексеева В.В.. Думаю, что в классе 40 будет что-то подобное. 


  • 0

#5482 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 24 сентября 2020 - 12:02

Почему бы не иногда не подумать об условиях плавания: волне и ветре, их направлении и скорости? Затем делать выводы.

Я ходил на очень широкой "М" с огромной смоченной поверхностью, но с малым весом.

У Летунова - чемпиона Москвы, была "М"-ка - СКОУ, :)


  • 0

#5483 SKR

SKR

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: нет

Отправлено 24 сентября 2020 - 12:15

За что люблю парус, так это за его непредсказуемость. В нём очень велик вес интеллекта экипажа, особенно рулевого. В гонках это хорошо видно. 

Можно иметь супер навороченную лодку, которая превосходит в своём классе всех, а место на финише она проигрывает обычным, не таким навороченным, но с более мастеровитым и надёжным экипажем.


  • 1

#5484 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 24 сентября 2020 - 12:35

 

А вообще, с калошеобразными есть один момент. Они имеют преимущество только на одном курсе - галфинг, причём ветер должен быть сильный.

Оно именно так и работает. Управление лодкой под геннакером - это работа в районе галфвинда по вымпельному ветру. Постоянно держишь лодку так, чтобы ветроукзатель был "в борт", +/-20 градусов.

Как я уже писал ссылаясь на Бетвейта, подобные скоростные лодки "ходят на вымпельном ветре".


  • 0

#5485 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 24 сентября 2020 - 13:37

Доску для серфинга напоминает.

И почему это плохо? Вы парусные доски часто обгоняете? Вообще-то они тоже разные бывают. Лет 25-30 назад популярны были такие:
shot310.jpg
 
А сейчас популярны этакие:
jp_19_ws_06_superride_fws.png?itok=6Aj4d

Разница между ними в том, что "красивый" вострый нос охотно втыкается в волну и неохотно из неё вылезает, а круглый и "некрасивый" лапоть просто в волну не втыкается. На любых курсах, даже "вымпельных".
Вот так вот не делают:

 

28512cf4314805e6ef852e11eb9d37cb.jpg


  • 2

#5486 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 24 сентября 2020 - 13:40

А в чем проблема данному блюдцу добрать шкоты и с малым креном (ибо остойчивость) на глиссе пойти круто к ветру? Волна? Так она разная бывает и не всегда есть такая в которую втыкаешся.


  • 0

#5487 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 26 сентября 2020 - 08:07

И почему это плохо? Вы парусные доски часто обгоняете?

Нет. Не часто. Ввиду их полного отсутствия в океане.

 

Разница между ними в том, что "красивый" вострый нос охотно втыкается в волну и неохотно из неё вылезает, а круглый и "некрасивый" лапоть просто в волну не втыкается. 

 

Острый нос протыкает волну, а тупой в неё упирается.

Вы можете себе представить гоночный многокорпусник с тупыми носами?


  • 0

#5488 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 26 сентября 2020 - 09:37

Острый нос протыкает волну, а тупой в неё упирается.

Вы можете себе представить гоночный многокорпусник с тупыми носами?

Зато легко можно увидеть гоночный многокорпусник глубоко воткнувшийся в волну ;)


  • 0

#5489 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 26 сентября 2020 - 13:26

Острый нос протыкает волну, а тупой в неё упирается.

Это суеверие.
Острый нос нужен только для удлинения ватерлинии. Если уменьшение волнового сопротивления достигается другими средствами - острый нос не нужен.


  • 0

#5490 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 26 сентября 2020 - 23:17

...
Острый нос протыкает волну, а тупой в неё упирается.

Вот и я так думал в детстве, когда выстрагивал перочинным ножиком кораблики из куска сосновой коры. Всё норовил нос поострей сделать, чтобы лучше воду (и волну тоже) резал. Как ножик кору. Острый носик, правда, быстро обламывался.
Интуиция нам подсказывает, с детских лет, что острый нос хорошо, а тупой плохо. Многие самостройщики, особенно начинающие, питают органическое отвращение к лодкам с тупым носом, вроде форшпигеля. Но поскольку тема не о том, кому какой нос нравится, посмотрим на это дело с точки зрения гидромеханики.
Если взять гладкую воду и поставить на судно мотор с винтом, то острый нос - хорошо, сопротивление меньше, а значит - скорость больше. Правда с острым носом при одинаковой длине водоизмещение получится заметно меньше, чем у судна с полным, поэтому при тех же запасах для плавания по океану любителю остроносых придётся брать лодку побольше. Это если не довлеют всякие меркантильные соображения, вроде повышенной цены за само судно и расходы на его эксплуатацию. А если довлеют - ужиматься с потребностями на борту. Если речь идёт о гонках, то там бывают такие неприятные вещи, как гоночный балл, растущий вместе с длиной, а то и просто ограничения по длине лодки. И тут любителям острых носов можно только посочувствовать: и места меньше, чем у "лаптелюбов", и остойчивость страдает, особенно продольная.
Но скорость-то больше? Тот ещё вопрос для парусника. Ведь у него тяга связана с остойчивостью, а остойчивость выше у "лаптя". И неизвестно, кто кого сборет: меньшее сопротивление при меньшей тяге, или большее сопротивление при большей тяге. Это если мы говорим о водоизмешающем режиме. На глиссировании любой нос, тупой ли, острый ли, висит в воздухе и прежнее преимущества острого носа исчезает, стало быть глиссерам на ровной воде острый нос нужен, как пятое колесо телеге.
Теперь про волны. "Острый нос протыкает волну" - это смотря какую волну. Мелкую острый нос протыкает, мелкая это с длиной порядка длины корпуса и высотой порядка высоты борта. При этом судно идёт как бы по ровной воде с кочками, то есть качку судна мы не учитываем. Годится для прудов и рек, не всегда годится для океанов. А если волна не мелкая, то у востроносого корпуса легко может возникнуть режим, аналогичный режиму срочного погружения ПЛ: корпус скатывается с одного склона волны, нос утыкается в противолежащий и норовит поднырнуть под него, как бы проткнуть волну... до самого дна. Конечно, на мелкой волне и острых курсах "лапоть", теоретически, имеет большее дополнительное сопротивление от волнения, чем "востроносый". Хотя режим "протыкания" более характерен для моторных судов, которые часто идут прямо навстречу волне. Парусники же ходят, как правило, под углом к волне, и чтобы эффективно проткнуть волну под таким углом, наискось, волна должна быть ещё мельче. "Лапоть" в волну не столько упирается, сколько перелезает через неё - волна же не вертикальная стенка. Путь у него, на острых курсах и мелкой волне получается несколько длиннее, зато палуба и экипаж суше. Опять же с точки зрения слеминга круглый нос предпочтительнее, поскольку давление при ударе волны о корпус тем выше (а сам удар тем тяжелее), чем ближе к плоскости поверхность, о которую ударяется волна. Ну и главное: как бы ни упирался "лапоть"  в волну, как бы ни терял при этом скорость, это предпочтительнее кувырка через нос или попытки проткнуть волну до самого дна, не только потеряв скорость, но и, с большой вероятностью, повредив рангоут и паруса.

Вы можете себе представить гоночный многокорпусник с тупыми носами?

Лехко. Я ходил и на востроносых парусниках, и на тупоносых, поэтому от детских иллюзий давно избавился.


  • 3

#5491 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 27 сентября 2020 - 09:52

В. Изратов тоже придерживается таких взглядов, как мне кажется.


  • 0

#5492 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 27 сентября 2020 - 09:59

От Ruddi, с просьбой прокомментировать:

...
Хочу только сказать по поводу носов . В купе с весомым водоизмещением лаптежник и остроносый (к примеру а-ля Колин Арчер) проигрывает в волнении и в сильный ветер . Так что эксперименты это не всегда к добру , так же как олимпийский треугольник , убил мореходов , но добился результатов на мировом уровне .

Как я понял, он утверждает, что "лаптёжник" проигрывает остроносому в волнении и в сильный ветер. Никаких аргументов не приводится - проигрывает, и всё. Ну, такое экспертное мнение, с которым я не согласен. Бывает волна и волна. В каких-то условиях проигрывает "лаптёжник", в каких-то - остроносый. Конечно, мелкую волну, особливо вне океанов, мы встречаем чаще, чем крупную, поэтому острый нос представляется вполне резонным, тем более, что при движении против ветра обычно включается дизель-шкот и движение идёт прямо вразрез волне и противному ветру. Ну, брыжжет, вода по палубе, мы же моряки ёпта, режем волну. Со школы помним: "или у броненосцев на рейде ступлены острые кили?" Под парусом картина слегка меняется, идти приходиться под 45° к фронту волны, и протыкать обрушивающиеся гребни крупных волн кажется уже не столь удачной идеей: удар идёт не вдоль лодки, а аккурат в почти плоский участок борта в носу, сбивая лодку с курса. Можно конечно и проткнуть, чтобы гребень прошёл по палубе, но утверждать, что лодка от этого не затормозится может только большой энтузиаст остроносости. Поэтому такие гребни по возможности избегаем, стараясь не проткнуть, а облизать волну поверху. С круглым носом делать это можно как минимум столь же успешно, что и с острым. Ну а на попутных курсах преимущества "лаптёжников" очевидны любому, кто ходил на таких корпусах.
  • 1

#5493 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 27 сентября 2020 - 10:24

По опыту владения маленькими парусными лодочками "противоположных направлений" - очень острых обводов парусным скифом и тузиком с форшпигелем - могу заявить, что скорость плосконосого швертбота всегда кажется выше, чем на самом деле: уже при ряби он начинает производить изрядное количество шума, при увеличении волнения - сбивает носовыми образованиями макушки волн, образуя веер брызг, который ветром заносится в кокпит. "Байдарка" в тех же условиях бесшумна и приятна; при относительно крупной волне, действительно, проблема "зарывания носа", отсутствующая у тузика, имеет место быть на более быстрой "байдарке".
Могу предположить, что на производство "шума волны" тоже тратится какая-то энергия; иной раз удивляешься, насколько издалека слышно яхту, в силу специфики носовых обводов "разваливающую" воду форштевнем.
  • 0

#5494 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 27 сентября 2020 - 11:51

Шум, брызги и большее доп. сопротивление от мелкой встречной волны у лодок с форшпигелем всё-таки по большей части являются следствием именно его плоской поверхности. У круглого носа - части сферической поверхности - эти неприятные явления если и не исчезают вовсе, то выражены значительно слабее.


  • 0

#5495 a_max

a_max

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 842 сообщений
  • Из:moscow

Отправлено 27 сентября 2020 - 17:49

Теперь про волны. "Острый нос протыкает волну" - это смотря какую волну. Мелкую острый нос протыкает, мелкая это с длиной порядка длины корпуса и высотой порядка высоты борта. При этом судно идёт как бы по ровной воде с кочками, то есть качку судна мы не учитываем. Годится для прудов и рек, не всегда годится для океанов. А если волна не мелкая, то у востроносого корпуса легко может возникнуть режим, аналогичный режиму срочного погружения ПЛ: корпус скатывается с одного склона волны, нос утыкается в противолежащий и норовит поднырнуть под него, как бы проткнуть волну... до самого дна.

Режим подводной лодки может включиться и  у широкого и плоского. Я тоже немного серфингист, когда начинал на вингляйдере с плоским овальным носом, по неопытности стоял ближе к мачте, заныривал в волну на раз, стоит подцепить-и плоская поверхность палубы как крыло затаскивает корпус в воду. Т.е. тут надо еще и центровку менять на сильно кормовую, а как это сделать на стандартной лодке с килем смещенным к носу от миделя. На вострой доске тоже катался, втыкнуться можно, но вот всплывала сразу же.Т.е. пример который вы приводили из эволюции досок-это прежде всего переход на бесшвертовые доски которые ходят на пятке.

Вот вспомнилась статья из МК, моделисты разрабатывали нечто среднее.

Класс40 показанный  кстати тоже не совсем плоский на форштевне то.

Прикрепленные файлы


  • 0

#5496 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 27 сентября 2020 - 20:51

У острого носа меньше плавучесть - значит если он массивен то он занырнет глубже.

ЧТо бы на так глубоко заныривал - увеличиваем обьем. Ну либо уменьшаем массу)))

Если же мы увеличили ширину но всеравно воткнулись в волну выше палубы - то у нас вода на палубе, а палуба широкая - верх всплыть мешает. Опять же надо либо обьем либо меньше массы, ну либо палубу минимальную.

 

Обратите внимание: обьем зависит не только от ширины, но и от высоты  ;)  Т.е. если сделать узкий но высокий нос - то его сложнее будет загнать под воду, а загнав он легче всплывет за счет меньшей палубы. Да и просто через высокий борт брызгам сложнее перелететь.

Но))) Высокий борт имеет выше парусность. Хотя обитаемость растет. (ставим бизань за кормой для компенсации высокого носа?  :D  )


  • 0

#5497 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 27 сентября 2020 - 21:44

Режим подводной лодки может включиться и  у широкого и плоского. Я тоже немного серфингист, когда начинал на вингляйдере с плоским овальным носом, по неопытности стоял ближе к мачте, заныривал в волну на раз, стоит подцепить-и плоская поверхность палубы как крыло затаскивает корпус в воду. Т.е. тут надо еще и центровку менять на сильно кормовую, а как это сделать на стандартной лодке с килем смещенным к носу от миделя. На вострой доске тоже катался, втыкнуться можно, но вот всплывала сразу же.Т.е. пример который вы приводили из эволюции досок-это прежде всего переход на бесшвертовые доски которые ходят на пятке.

...

Вы не с того начинали! Надо было вам походить на эстонской "пагги" или самодельных досках с плоской палубой, вот те ныряли в волну - только в путь! По сравнению с ними виндгляйдер был просто эталоном продольной остойчивости, "авианосцем", хотя, случалось и он в попутную волну заныривал. Нос у него был не такой уж широкий, кстати:

248714_1_b.JPG

Что-то среднее между приведённых выше картинок.

И, да, вышеприведённые обводы это не сравнение швертовых досок с бесшвертовыми, обе доски бесшвертовые, гоночные, для слалома, просто разных поколений с разным пониманием, какой должна быть форма доски в плане, результат жёсткого естественного отбора.

Разумеется любой нос, любой высоты и формы может захлестнуть обрушивающимся гребнем, просто вероятности такого события будут разными. И ведут себя доски с острыми и круглыми носами сильно по разному. Если острый нос на попутной волне воткнулся в воду, то контроль за поведением лодки практически утерян, вы уже не можете изменить курс, остаётся только ждать, чем всё это кончится, тем более, что происходит зарывание быстро. С круглым носом у вас в подобной ситуации ещё есть шанс привестись или увалиться: зарывание происходит гораздо медленнее и манёвренность лодки не утрачивается.


  • 0

#5498 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 27 сентября 2020 - 22:29

Острые носы? да вы просто не умеете их делать! 

https://www.youtube....h?v=0pKJXn2Twd8

Само прошивания на скорости - 2:50

 

ЗЫ так же попалось

http://www.barque.ru...for_large_waves

ну и совсем исторические курьезы:

https://strangernn.l...com/252700.html

 

 

 

ЗЫ похоже надо или шпагу или булаву  :D


Сообщение отредактировал Kirilius83: 27 сентября 2020 - 22:30

  • 0

#5499 a_max

a_max

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 842 сообщений
  • Из:moscow

Отправлено 27 сентября 2020 - 23:16

Приведу еще один "концепт" из МК, уже остроносый :)  . В меру возможностей именно описываемые здесь принципы стараюсь воплотить в  своих эскизах . На мой взгляд  центровка для незарывания в волну важна более, чем форма носа. 

Прикрепленные файлы


  • 0

#5500 kobomaka

kobomaka

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Albin Vega №599
  • Название: Friidu

Отправлено 29 сентября 2020 - 16:57

 Коллеги, такой практический вопрос: Альбин-Вега, коноваловская новая генуя 30%, стоит как доска, ветер 5-6 м/с от Ю-В, движение вдоль южного берега Маркизовой лужи в бейдевинд, волны нет. Т.е. условия идеальные. Грот не стоит. Решил поупражняться в настройке генуи. Сначала подвигал ползун каретки шкота для регулировки твиста. Нашёл положение, когда колдунчики заполаскивают одновременно по всей высоте паруса. Отрегулировал натяжение шкота так, чтобы пузо  находилось на 40% хорды. Попробовал идти, ловя курс так, чтобы и подветренные и наветренные колдунчики струились ровно вдоль паруса. Но тут выяснилось, что удержать устойчиво такой курс не получается, хоть застрелись, то перекручиваешь, то уваливаешься. Пробовал растравить шкот, чтобы сделать вход паруса более круглым - особо не помогает. Слегка увеличил твист, чтобы расширить диапазон правильной работы паруса в центре, а курс держать по верхним и нижним колдунчикам. Стало полегче, но до устойчивого движения далеко. При этом чувствовалось, что лодка ощутимо разгоняется, когда удаётся удержать правильный курс. Решил, что нужно удерживать курс ориентируясь не непосредственно на колдунчики, а на береговые ориентиры, а по колдунчикам только проверять. Так стало получше, но назвать общий результат удовлетворительным нельзя.

 Теперь вопрос: такое движение, когда колдунчики струятся с обеих сторон паруса устойчиво, скажем в течение минуты, это недостижимая идеализация? Недостаточно тренированный рулевой? Длиннокилевая лодка медленно реагирует на движения руля? В отсутствие грота несбалансирована лодка?


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей