Перейти к содержимому

Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 1366

#1276 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 044 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 08 августа 2020 - 10:56

Коллега NVC не знаю параметров вашего контроллера, озвучьте для понимания...
У меня контроллер на входе 200 вольт, выход 100 А...
Входное напряжение  от СП в 64 В, треть от номинала, думаю в данном варианте  с КПД должно быть все хорошо,

Я немного не понял.
На входе 200 вольт - это максимальное напряжение по паспорту ? Если так, то нам этот параметр мало о чем говорит.
Это просто максимальная напруга которую контроллер может принять на вход не повредившись при этом.

А вот "от СП 64V" - это в каком режиме ? Это паспортные данные или реально полученные ?
И да Вы не написали напряжение системы в лодке (на выходе конотролера) 12 или 24 вольта ?
Ибо я так и не понял, 64/3 = 21.33 - так на сколько же вольт лодочная система ?

В целом, судя по вышенаписанной информации, если в лодке 12 вольта а на входе 48 (64 на холостом ходу может быть)
То потери на конверсии будут сравнимы с "зеленым" графиком от контроллера 4215N.

 

В общем для более точного моего ответа - укажите пожалуйста

1) сколько вольт на входе контроллера

2) сколько вольт на выходе контроллера (напряжение системы лодки)

 

А если сможете привести схемку с СП и конотроллерами,  то будет совсем неплохо.


  • 0

#1277 lvov

lvov

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 400 сообщений
  • Из:spb
  • Судно: Oceanis 40.
  • Название: Alexandra

Отправлено 08 августа 2020 - 19:44

Я немного не понял.
На входе 200 вольт - это максимальное напряжение по паспорту ? Если так, то нам этот параметр мало о чем говорит.
Это просто максимальная напруга которую контроллер может принять на вход не повредившись при этом.

А вот "от СП 64V" - это в каком режиме ? Это паспортные данные или реально полученные ?
И да Вы не написали напряжение системы в лодке (на выходе конотролера) 12 или 24 вольта ?
Ибо я так и не понял, 64/3 = 21.33 - так на сколько же вольт лодочная система ?

В целом, судя по вышенаписанной информации, если в лодке 12 вольта а на входе 48 (64 на холостом ходу может быть)
То потери на конверсии будут сравнимы с "зеленым" графиком от контроллера 4215N.

В общем для более точного моего ответа - укажите пожалуйста
1) сколько вольт на входе контроллера
2) сколько вольт на выходе контроллера (напряжение системы лодки)

А если сможете привести схемку с СП и конотроллерами, то будет совсем неплохо.

У меня стоят 4 СП по 330 W, паспортный выход напряжения 64 Вольт каждая.... Все работают параллельно ,но разделены на две группы т.е. с двух параллельных пар идут свои провода к контроллеру... Контроллера два 200/100 А, производства МПО Энергия Доминатор , но система коммутации позволяет СП коммутировать как на каждый все четыре или по парам на контроллер ... При этом в контроллерах один назначается ведомым, другой ведущим или эта функция отдается инвертору, тогда оба контроллера назначается ведомыми... Напряжение на кате 12 Вольт и при подсоединении контроллера к батареям он переключается на нужное напряжение автоматически.... Реальное напряжение на входе в контроллер видел 57 до 61 В

Прикрепленные изображения

  • 81E7F301-995E-4A06-A615-5E209D4BFDDD.jpeg
  • D20EB2CC-87AD-4837-BB43-99A4D34304DC.jpeg
  • 2947F6F1-2DDB-4B46-B024-3F058DF4DD43.jpeg

Сообщение отредактировал lvov: 08 августа 2020 - 19:49

  • 0

#1278 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 044 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 08 августа 2020 - 20:23

У меня стоят 4 СП по 330 W, паспортный выход напряжения 64 Вольт каждая....
.......
Напряжение на кате 12 Вольт и при подсоединении контроллера к батареям он переключается на нужное напряжение автоматически....

Ага я понял, ну система не совсем простая, но и не сложная.
Значится по эффективности:
Инструкция на контроллер тут: http://www.invertor....00_250_2017.pdf

Увы графиков нет, но зато есть примечание (стр. 9)

Лучшая эффективность достигается при входном напряжении контроллера, которое в два раза превышает напряжение АКБ

А на странице 5 есть табличка и там есть такая строчка:

КПД при полной нагрузке 12В: 95% / 24В: 96,5% / 36В: 97% / 48В: 98% / 96В: 99%

Нет правда зависимости от входного напряжения.
Но цифры оочень близки к ранее мной приводимым графикам.

Исходя из этого я делаю еще раз заключение, что для Вашего случая можно ориентироваться на вышепривденный зеленый график.
Или на тот трехмерный из исследователской работы.
Оно всё +- одинаково для всех MPPT контроллеров.

И да, как у Вас сделано всё в параллель так пусть и остается.
Последовательно не нужно - только ухудшите коэффициэнт преобразования.
Панели у Вас неплохие, но насколько вижу это от GRID систем, то есть реальных солнечных электростанций, которые еще и обратно в сеть могут давать.
Или вообще служить в составе большой промышленной солнечной эл. станции.
Потому и напряжения у них высокие, а токи соответственно пониже.

Те самые пресловутые потери на проводах снижаются.
Да и контроллеры (ну если судить читая инструкцию) весьма неплохи.

Насчет вентиляторов, их обычно в MPPT контроллерах нет, по причине довольно высоких КПД. То есть в тепло рассеивать мало чего есть.

В моих 4210N их тоже нет. Да и в целом чет не припомню MPPT с вентиляторами.
Может уже совсем какие мощные на сотни ампер в электростанциях. Но это не наш случай :)

 


  • 0

#1279 lvov

lvov

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 400 сообщений
  • Из:spb
  • Судно: Oceanis 40.
  • Название: Alexandra

Отправлено 09 августа 2020 - 18:34

Ага я понял, ну система не совсем простая, но и не сложная.
Значится по эффективности:
Инструкция на контроллер тут: http://www.invertor....00_250_2017.pdf
 

Панели у Вас неплохие, но насколько вижу это от GRID систем, то есть реальных солнечных электростанций, которые еще и обратно в сеть могут давать.
Или вообще служить в составе большой промышленной солнечной эл. станции.
Потому и напряжения у них высокие, а токи соответственно пониже.

Те самые пресловутые потери на проводах снижаются.
Да и контроллеры (ну если судить читая инструкцию) весьма неплохи.
  :)

 

 

     Я исходил в подборе  когда строил систему на работу с литием... Все одной фирмы, все согласуется и управляется в различных конфигурациях.... есть все дополнительные опции для этого.  Контроллер "Доминатор" с режимом зарядки лития , Инвертор "Гибрид" он же зарядник на торах 3 КВ весом 27 кг, тоже  имеют режим под литий и с входами от ВМС ов для управления ими , которые тоже их производства... В контроллере три программируемых мощных реле которыми можно отключать генераторы двигателей от перезаряди лития по выставленному порогу, оставляя из работать на свои кислотные....  Изучив инструкции, пообщавшись с их специалистами, представительство МПО в Петербурге оказалось в моем районе и абсолютно адекватными, остановил выбор на них... После института продолжительное время работал на Вычислительных центрах и занимался пуско-наладкой их, понятие в этом вопросе надеюсь имеется.... Пока контроллеры-инвертор-СП обеспечивают кат энергией включая 100 литровый опреснитель, холодильник, 100 литровый морозильник и льдогенератор и быт.... пока на кислоте, потом перейду на литий... с верфи пока батареи живые...


  • 1

#1280 foboss

foboss

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 598 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Scanmar 33
  • Название: Eliza

Отправлено 10 августа 2020 - 07:05

В этом году получили практический опыт использования солнечной батареи.

 

Парусная лодка 26 футов, С завода установлены 2 кислотных аккумулятора общей емкостью около 200 Ач.

Двигатель подвесной Меркруизер 9,9 с генератором и стартером.

Для повышения автономности была куплена (алиэеспресс) гибкая солнечная батарея мощностью 100 ватт.

Выбор определялся необходимостью обеспечить оперативное снятие - установку и хранение внутри лодки. По размерам батарея точно "вписалась" на крышу рубки под гиком.

 

Поход проходил в течении 3-х недель в июле по маршруту Онега - Белое озеро - Рыбинское - Москва. Подключение к береговому электричеству было в Петрозаводске (100% заряда батареи) и кратковременное подключение (1час) в Калязине. На Онеге, Белом озере,  Шекснинском и Рыбинском водохранилищах двигатель использовался кратковременно для захода-выхода в места якорных стоянок.

 

Потребители - электронные гаджеты 5 человек(включая ноутбук через инвертор), навигационное и радиооборудование (Плоттер, 2 рации, измерительные приборы, авторулевой, приемник навтекс), стартер двигателя, светодиодное освещение, помпа воды, помпа фекального танка, электродвигатель шверта (4-6 раз в день), вебасто (1 раз за поход).

 

Что могу сказать - батарея оказалась не бесполезна! Недостатка в электричестве не испытывали, несмотря на то, что посередине маршрута вылезла какая-то проблема с генератором мотора, он перестал выдавать полную мощность.


Сообщение отредактировал foboss: 10 августа 2020 - 07:06

  • 0

#1281 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 613 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 августа 2020 - 20:54

Без холодильника не интересно. Телефоны и планшеты будем считать потребителями?! Ноут какой? Они очень разные. Сколько времени? Надо все подробнее. Какой контроллер? Иначе инфа ни о чем совсем.


Сообщение отредактировал alexk61: 14 августа 2020 - 20:56

  • 0

#1282 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 950 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA

Отправлено 06 сентября 2020 - 20:14

Вот и осень наступила в Подмосковье. За 6 пасмурных сентябрьских дней солнечная панель 100Вт под гиком смогла сгенерить только 35Ач. Приехал в субботу, а аккумулятор всего на 75% заряжен. 


  • 1

#1283 KUP1929

KUP1929

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 147 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ал 550
  • Название: Герда

Отправлено 12 сентября 2020 - 14:33

Всем респект и УВАЖЕНИЕ.

Прошу покритиковать: ставлю две группы АКБ.

Пока одна заряжается от СБ - другая отключена от нее и подключена к нагрузке.


  • 0

#1284 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 044 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 14 сентября 2020 - 00:55

Так то ничего.... только зачем ?


  • 0

#1285 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 950 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA

Отправлено 14 сентября 2020 - 06:35

Всем респект и УВАЖЕНИЕ.

Прошу покритиковать: ставлю две группы АКБ.

Пока одна заряжается от СБ - другая отключена от нее и подключена к нагрузке.

Основной вопрос - зачем 2 группы? И зачем раздельная зарядка и нагрузка? Впервые такую схему встречаю. Чтобы покритиковать или одобрить, нужно понимать смысл. Потому что простейшая схема - все панели подключены ко всем аккумам. Такая схема не требует внимания, не требует дополнительных разделителей и переключателей, которые выходят из строя в самый ненужный момент. И позволяет пользоваться сразу всей мощностью аккумуляторов на борту, а не половиной. У меня раньше 3х80Ач стояли свинцовые аккумы в параллель с солнечной панелью 100Вт. Сейчас поменял на 75Ач LiFePo4 c той же панелью 100Вт. Холодильник, отопитель, навигация, приборы, зарядники, инвертор на 2 кВт (включаю редко, по необходимости).


  • 0

#1286 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 403 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 14 сентября 2020 - 09:14

Так то ничего.... только зачем ?

Ну теоретически - чтобы реализовать особохитрые режимы зарядки аккумулятора.

А практически - это всё ни на хрен не надо, вместе с особохитрыми режимами.


  • 0

#1287 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 631 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 14 сентября 2020 - 13:40

Ну, разве что - если при совместной работе заряд акков будет колебаться, к примеру, от60 до 80%, то в раздельной с бОльшим размахом 50-90 и чаще. В принципе, достигать более высокого заряда хорошо для предотвращения сульфатации... но более низкого - плохо...  :innocent:

Скорее плюс здесь имхо в защите от дурака, который забыв какую-то нагрузку высадит весь банк.

А так только половину, некритично.


Сообщение отредактировал Григорий Ш.: 14 сентября 2020 - 13:42

  • 0

#1288 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 950 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA

Отправлено 15 сентября 2020 - 05:53

Ну, разве что - если при совместной работе заряд акков будет колебаться, к примеру, от60 до 80%, то в раздельной с бОльшим размахом 50-90 и чаще. В принципе, достигать более высокого заряда хорошо для предотвращения сульфатации... но более низкого - плохо...  :innocent:

Скорее плюс здесь имхо в защите от дурака, который забыв какую-то нагрузку высадит весь банк.

А так только половину, некритично.

"Дураков" лучше на яхту не пускать. :) Или жестко их контролировать. Большинство участников темы являются и капитанами, и владельцами, и экипажами в одном лице. И вполне способны контролировать потребление электричества, даже если энергобаланс отрицательный. С топливом такая же история. У нормального капитана оно всегда в нужном количестве. А у "дурака" - кончится в самый неподходящий момент, несмотря на наличие двух баков и трех дополнительных канистр. :)


  • 0

#1289 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 464 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 15 сентября 2020 - 08:13

Прошу писать по теме.


  • 0

#1290 KUP1929

KUP1929

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 147 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ал 550
  • Название: Герда

Отправлено 15 сентября 2020 - 21:22

В предлагаемой схеме вообще не нужен контроллер.


  • 0

#1291 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 044 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 16 сентября 2020 - 21:00

Очень тяжело советовать так что либо.

Нет ни параметров акк. батарей ни параметров солнечных панелей.

 

Но в целом, использование СП без контролера.... я лично не приветствую категорически.


  • 2

#1292 ЮЛА

ЮЛА

    .......................

  • Капитан
  • 11 443 сообщений
  • Из:Планета Земля

Отправлено 18 сентября 2020 - 19:57

Прикольная тема!

 

В то-же время, вопрос глупый...

 

Любой источник энергии, на лодке, не лишний!

 

В чём вопрос-то?


  • 1

#1293 KUP1929

KUP1929

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 147 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ал 550
  • Название: Герда

Отправлено 19 сентября 2020 - 12:16

Очень тяжело советовать так что либо.

Нет ни параметров акк. батарей ни параметров солнечных панелей.

 

Но в целом, использование СП без контролера.... я лично не приветствую категорически.ДД. А в чем проблема?

Акк НК 70  Ничего не боятся  СП 120 Вт.


  • 0

#1294 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 044 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 20 сентября 2020 - 13:13

Акк НК 70  Ничего не боятся  СП 120 Вт.

А! Ну так бы сразу и сказали. Тогда да :)
НК 70 трудно чем то "напугать" :)
Диоды обратные не забудьте поставить. Чтобы СП не разряжала ночью аккумулятор.
Но в СП уже часто стоят. Нужно проверять.
  • 0

#1295 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 974 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 08 октября 2020 - 07:31

В этом году получили практический опыт использования солнечной батареи.

 

Парусная лодка 26 футов, С завода установлены 2 кислотных аккумулятора общей емкостью около 200 Ач.

Двигатель подвесной Меркруизер 9,9 с генератором и стартером.

Для повышения автономности была куплена (алиэеспресс) гибкая солнечная батарея мощностью 100 ватт.

Выбор определялся необходимостью обеспечить оперативное снятие - установку и хранение внутри лодки. По размерам батарея точно "вписалась" на крышу рубки под гиком.

 

Поход проходил в течении 3-х недель в июле по маршруту Онега - Белое озеро - Рыбинское - Москва. Подключение к береговому электричеству было в Петрозаводске (100% заряда батареи) и кратковременное подключение (1час) в Калязине. На Онеге, Белом озере,  Шекснинском и Рыбинском водохранилищах двигатель использовался кратковременно для захода-выхода в места якорных стоянок.

 

Потребители - электронные гаджеты 5 человек(включая ноутбук через инвертор), навигационное и радиооборудование (Плоттер, 2 рации, измерительные приборы, авторулевой, приемник навтекс), стартер двигателя, светодиодное освещение, помпа воды, помпа фекального танка, электродвигатель шверта (4-6 раз в день), вебасто (1 раз за поход).

 

Что могу сказать - батарея оказалась не бесполезна! Недостатка в электричестве не испытывали, несмотря на то, что посередине маршрута вылезла какая-то проблема с генератором мотора, он перестал выдавать полную мощность.

 

А для тех, кто собирается ставить  н е с к о л ь к о   панелей, но в целом считает себя "чайником" в этом вопросе, точнее в комплексе "электрических" вопросов, которые надо будет решать одновременно,  вот неплохая статья (к сожалению на английском), которая в общих чертах расставляет все по порядку, увязывая разные ньюансы, связанные с выбором варианта подключения панелей, выбором и прикидочным расчетом контроллеров в зависимости от параметров панелей и типа их подключения, и от аккумуляторов:  

 

https://oceanplanete...lers-for-boats/


  • 1

#1296 Дмитрий Ростовский

Дмитрий Ростовский

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 123 сообщений
  • Из:Батайск

Отправлено 08 октября 2020 - 07:42

Зачем эти сложности (я по английский язык). Русская контора .............., и проконсультирую и расчёты сделаю и подберут оборудование... надеюсь - не реклама?


  • 0

#1297 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 464 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 08 октября 2020 - 08:18

Зачем эти сложности (я по английский язык). Русская контора .............., и проконсультирую и расчёты сделаю и подберут оборудование... надеюсь - не реклама?

Теперь.


  • 0

#1298 Дмитрий Ростовский

Дмитрий Ростовский

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 123 сообщений
  • Из:Батайск

Отправлено 08 октября 2020 - 08:20

Теперь.

ну да, теперь всем понятно стало... Хотя бы оставьте, что они из Новосибирска....


  • 0

#1299 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 464 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 08 октября 2020 - 08:52

Где их только сейчас нет.... контор этих. Тема не про конторы, поэтому статья полезная, а ваш пост нет.


  • 1

#1300 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 613 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 октября 2020 - 11:55

Привожу кривые эффективности из инструкции к контролеру, правда мой 4210N, а график для 4215N,

но только потому, что для 4210N графика с более чем 36ти вольтовыми СП - нет. В остальном они одинаковы.

attachicon.gif4215n.jpg

 

Как видим разница в КПД всё же заметна.

Ясен пень! На фронтах ве начинает больше рассеивать. Предполагаю, что есть контроллеры оптимизированные на 24, 48 и т.д. Вольт.

 

Сезон кончается неприятным фактом. За два года гибкие панели при расположении на леерах деградировали примерно в 2 раза, как тут уже отмечали. Что приводит к размышлениям, что со всем этим делать: менять панели периодически или делать арку и ставить стеклянные. Корма у меня узкая и лишняя парусность мне лично сильно не по душе. Но и энергия тоже нужна...

И, если не писал, синие дешевые китайские контроллеры-таки да, сделаны по уе--щной схемотехнике: когда батарея разряжена - работают в режиме КЗ, т.е теряется около 30% мощности, екраный бабай!. Ну, вот объясните, с какого хрена МППТ намного дороже? там к тому, что в дешевых только контроллер стоит (в общем и целом), который 5 копеек стОит. Посоветуйте МППТ дешевый на 20 и на 30А (для разных вариантов).


Сообщение отредактировал alexk61: 14 октября 2020 - 12:09

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей