Перейти к содержимому

Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 1612

#1501 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 11:53

Еще раз затенил пол-панели 100 Вт, получил от МППТ прирост в 20%. Интересно, что с утра было не так? Подозреваю, что с утра были подключены обе панели в параллель. Продолжаю....

 

Да, действительно, когда обе соединил в параллель сначала МППТ стал выдавать то же, что и прямое соединение, потом, при большем затенении прямое стало давать больше МППТ. Мощность при этом соответствует примерно 7-8% номинала. Отключил вторую панель, на одной МППТ все так же дает прирост. В общем-то объяснимо.


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 12:17

  • 1

#1502 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 079 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 14 февраля 2021 - 11:57

Еще раз затенил пол-панели 100 Вт, получил от МППТ прирост в 20%. Интересно, что с утра было не так? Продолжаю....


Может плохой контакт был на подключении кабелей?
  • 0

#1503 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 732 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 14 февраля 2021 - 12:02

Так выражайтесь яснее и однозначнее, я-то тут при чем?

Я, простите, выразился вполне ясно и предельно однозначно. Просто не всё сказал.
Это был типа тест на компетентность -- любому, кто в курсе, было бы понятно умолчание, и никаких парадоксов в моём высказывании он бы не усмотрел.

Но никто не в курсе.


  • 0

#1504 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 12:16

Да еще попробовал DC-DC stepdown, но не получилось поймать рабочую точку при помощи регулятора ограничения тока - сваливается. Надо обратную связь делать, думал, так получится посмотреть...


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 12:43

  • 0

#1505 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 12:20

Может плохой контакт был на подключении кабелей?

Да нет, просто были две разные панели в параллель в условиях затенения. Сейчас воспроизвел снова тот же результат. Одиночная панель с МППТ дает больше и в тени. Сейчас затеню еще больше...

 

Итак, при токе 0,11А с МППТ при прямом соединении показало 0,12А, т.е. все же подтвердилось еще раз: на сильном затенении МППТ уже неэффективен. По току получилось 4,9А на полном солнце и в сильном затенении 0,12А, т.е МППТ "сливает" на мощности около 2-3% от максимально возможной. Т.е. ни о чем.


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 13:05

  • 0

#1506 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 798 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 14 февраля 2021 - 12:35

 Потому и интересно про трейсер посмотреть, но именно на затенениях и сравнивать с прямым подключением. 

Я уже пробовал, причем без акк. батареи. Имено в затенении.

с МППТ дает больше, но не записывал точно,  без подпора, со стороны акк батареи, тяжело нагрузкой ловить максимум,  чуть перекрутил ... и тут происходит следующее;

Контроллер получает питалово от СП, и пытаясь выдушить с неё то, что я даю в нагрузку, сваливает напругу на СП ниже 8-ми вольт, после чего благополучно уходит в ресет :)

Поэтому если без него то можно (руками поработав вместо контроллера :) )  добится "вродебы" больше эффективности, но на самом деле это не так, потому что напруга уже далеко ниже той которая может заряжать акк.

 

С подпором с акка не пробовал, как нибудь сделаю. но это надо отдельно городить схему.

В любом случае Вы и сами "замечаете" что алгоритм МППТ не зря придуман.

Поэтому я весьма скептически отношусь к безапеляционным заявлениям, что МППТ дескать лишнее звено.

 

Может быть! Может быть в каких то ограниченных условиях он и не нужен.

Но допустим у меня, где СП выдают 40+ вольт х/х, и ~33V  точка максимальной мощности, без хорошего контроллера ну совсем никак.

Никакие DC-DC тут не будут хороши так же как МППТ, впрочем... контроллер и есть DC-DC конвертер, только слегка "вумный".


  • 0

#1507 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 12:39

А добавить ~$15 евро и купить, более менее, нормальную стеклянную - идеологические убеждения не позволили чтоли ?
https://www.amazon.d...aps,229&sr=8-37

Мое мнение, учитывая Вашу информацию о качестве - выкините купленное за 40 евро, хорошо если через пару лет.

Та пленка, которая, не деградирует от UV, стОит дороже чем, даже специальное, стекло.
Исходя отсюда, можно делать выводы.

Каб знал, не брал бы, оно ж там не написано, что не стекло. Так же, как и по Вашей ссылке. Но брал больше для тестов. Все панели на лодке, а потестировать хотелось... Вы, кстати, уверены, что по ссылке стеклянная? Я как-то нет...


  • 0

#1508 FlyingSnow

FlyingSnow

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 68 сообщений
  • Из:Las Vegas
  • Судно: Ericson 27
  • Название: Zephyr

Отправлено 14 февраля 2021 - 13:53

Вы, кстати, уверены, что по ссылке стеклянная? Я как-то нет...

Там вообще-то указано в описании, что покрыто стеклом
  • 0

#1509 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 15:11

 

 

Там вообще-то указано в описании, что покрыто стеклом

На четвертый раз нашел.

 

Кстати, подумал: если поставить DC-DC с ОС по входному напряжению - вообще будут обрубать заряд на малой мощности, а городить еще схему слежения и переключения напрямую - занадто для лодочного варианта. Лень. Вот теперь в раздумьях то ли купить эти по 13 за штуку и один на 25, то ли с ШИМом повозиться... (ШИМы-то уже купил... 3 штуки по 4 Евро, какие траты! :lol: )


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 16:50

  • 0

#1510 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 586 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 14 февраля 2021 - 15:39

Может плохой контакт был на подключении кабелей?

 ***censored***  Если посмотреть на    точку   ТММ  на ВАХ  панели  и  подумать  куда она смещается в результате  затенения или нагрева панели ,  не надо быть семи пядей во лбу , и обладать   глубокими знаниями в радиотехнике  , чтобы понять , что нужно замерить и как включить 2 панели  ,   при условии что контроллер позволяет это сделать.


Сообщение отредактировал nvc: 14 февраля 2021 - 20:40

  • 0

#1511 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 16:09

дело не в контакте .      наш электрик самоучка  не понимает как  работает МPPT контроллер с солнечной панелью  и что представляет из себя панель.   Это видно по тому что он меряет  , и какие  делает выводы по результатам измерений .    Если посмотреть на    точку   ТММ  на ВАХ  панели  и  подумать  куда она смещается в результате  затенения или нагрева панели ,  не надо быть семи пядей во лбу , и обладать   глубокими знаниями в радиотехнике  , чтобы понять , что нужно замерить и как включить 2 панели  ,   при условии что контроллер позволяет это сделать.

Поаккуратнее на поворотах, сэр! От Вас конкретно кроме пустых разглагольствований и наездов на коллег, здесь пока еще никто ничего не видел. Если Вы лично не понимаете, что, для чего тестировалось и по какой методике, это не основание обвинять других в непонимании процессов и ТОЭ. ТОЭ-то учили? В каком ВУЗе и в какие годы?

Уже не раз упоминал, еще раз: у меня 0705 ЛЭТИ 1984 год выпуска.


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 16:52

  • 0

#1512 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 586 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 14 февраля 2021 - 20:32

Поаккуратнее на поворотах, сэр! От Вас конкретно кроме пустых разглагольствований и наездов на коллег, здесь пока еще никто ничего не видел. Если Вы лично не понимаете, что, для чего тестировалось и по какой методике, это не основание обвинять других в непонимании процессов и ТОЭ. ТОЭ-то учили? В каком ВУЗе и в какие годы?

Уже не раз упоминал, еще раз: у меня 0705 ЛЭТИ 1984 год выпуска.

Мда  ... 

Если читатели этой темы,  не  до конца  разбирающиеся в радиотехнике  и электротехнике ,   задумаются  перед тем как воспользоваться вашими "советами" ,  значит я не зря потратил свое время.


Сообщение отредактировал mr. Pioneer: 14 февраля 2021 - 20:35

  • 0

#1513 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 16 февраля 2021 - 16:38

А вот вопрос! какое оптимальное соотношение мощности панелей и емкости батарей? Допустим у меня есть 500 Ватт панелей. Сколько оптимально мне надо аккумуляторов?


Сообщение отредактировал alexk61: 16 февраля 2021 - 16:41

  • 0

#1514 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 079 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 16 февраля 2021 - 16:52

А вот вопрос! какое оптимальное соотношение мощности панелей и емкости батарей? Допустим у меня есть 500 Ватт панелей. Сколько оптимально мне надо аккумуляторов?

оптимальное - что имеете в виду? по-моему связи СП и емкости аккумов для лития по крайней мере явной нет. СП не единственный источник энергии для зарядки аккумов, надо смотреть на все в комплексе


  • 1

#1515 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 856 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 16 февраля 2021 - 16:59

Ёмкость акб нужно подгонять под свой энергобаланс, а не под кол-во панелей.
  • 1

#1516 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 16 февраля 2021 - 21:41

Да еще попробовал DC-DC stepdown, но не получилось поймать рабочую точку при помощи регулятора ограничения тока - сваливается. Надо обратную связь делать, думал, так получится посмотреть...

На до ж таким мудаком быть... Вместо ограничения по напряжению крутить ограничение по току и ждать какого-то результата... Инженер, мать его! :lol: (устал к тому моменту так, что руки тряслись - все согнувшись, перекрутившись, на коленях и даже лежа и т.д.... Башка уже не соображала)


Сообщение отредактировал alexk61: 16 февраля 2021 - 21:43

  • 0

#1517 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 16 февраля 2021 - 21:53

оптимальное - что имеете в виду? по-моему связи СП и емкости аккумов для лития по крайней мере явной нет. СП не единственный источник энергии для зарядки аккумов, надо смотреть на все в комплексе

Чего не понятного-то? Берем, как всегда, крайние граничные: имею 1000 киловатт панелей. Нужны аккумуляторы более, чем на ночь - нет, конечно. Имею панелей 10 Ватт. Нужно мне 10000 Ач при условии, что заряжаюсь только от СП? Нет, конечно. Давайте вместе подумаем, учитывая реалии, то заряжаемся и от генератора и от панелей и от берега и ходим в комплексном варианте - выходные и дальние странствия без марин. Мне кажется, что ставить надо примерно 0.5 от мощности панелей: на 100 Ватт 50 Ач. А, может, 25? 100 Ватт в среднем дадут пимерно 25 Ач в сутки, часть тратим днем, часть заряжает батарею, чтоб работала ночью. Т.е. понятно, что ночное потребление - минимум, что надо иметь батарей. А разумный максимум? Интересно услышать обладателей мощных парков батарей и панелей, что они думают, исходя из своего опыта.


  • 0

#1518 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 079 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 17 февраля 2021 - 01:45

Alexk61,
Предлагаете среднее по больнице посчитать? Под какой регион считать, под какое время года, под какое использование лодки и энергопотребляющего оборудования? Для моей электрояхты СП чем больше тем лучше, до тех пор, пока они не сильно портят ходовые характеристики. А аккумуляторов - точно так же чем больше тем лучше до тех пор пока они занимают не сильно много места и веса в доле оборудования лодки. У разных лодок, разного набора оборудование разные СП и аккумы.
Ответил на вопрос что не понятно.

В одном регионе дожди каждый день и пасмурно, в другом - дождь четыре раза в год.
На одной лодке инвертор, бойлер, индукционка на другой пара лампочек.
Как считать, под какой набор?
  • 1

#1519 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 837 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA, LiFePo4

Отправлено 17 февраля 2021 - 08:01

А вот вопрос! какое оптимальное соотношение мощности панелей и емкости батарей? Допустим у меня есть 500 Ватт панелей. Сколько оптимально мне надо аккумуляторов?

Вообще никак не коррелирует. Это зависит от расхода энергии, а не от объема аккумов.

Чтобы энергобаланс был положительный, нужно, чтобы мощность СП была достаточна для покрытия дневного энергопотребления + восполнения потраченного аккумуляторами за ночь.

А аккумуляторов должно быть достаточно для восполнения ночного потребления. 

 

В эти вычисления нужно добавить коэффициенты запаса, и получим мощность и емкость. Чем больше коэффициент запаса, тем в большем диапазоне сезонов года мы будем иметь положительный энергобаланс.


  • 1

#1520 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 февраля 2021 - 08:39

Нет, Вы не понимаете. Хорошо, давайте оперировать средней энергией, получаемой от панелей за сутки, хтоб отвязаться от их расположения, географии и пр. Понятно, что емкости аккумулятора только на ночь не достаточно. Дни бывают солнечными и пасмурными. Вероятно, оптимально иметь аккумуляторов столько, чтоб хватало с подзарядом в пасмурные дни на два или три дня с бережным потреблением. Или есть другие мнения? Или по-другому: емкость батарей в соответсвии с мощностью панелей, допустим, надо брать такую, чтоб за пол-дня солнца заряжались полностью с учетом дневного потребления. Или другое соотношение? Потому и хотелось бы услышать владельцев больших лодок, которые автономно на них живут. Я сейчас как раз пытаюсь определиться, сколько мне надо аккумуляторов. Потребление, видимо, около 150Ач в сутки, если не экономить. СП, видимо, будет около 600 Ватт. Есть вариант докупить 200Ач лития, 100 уже есть. Но, думаю, лишнего мне будет (понятно, что лишнего не бывает, но и деньги платить за то, чем практически не будешь пользоваться, не хочется. 100 Ач было бы в самый раз, но они, сволочи, дорого получаются за Ач. Думаю, 600Вт СП дадут в среднем как раз 150 Ач за сутки, в солнечный день до 300 Ач.


Сообщение отредактировал alexk61: 17 февраля 2021 - 08:41

  • 0

#1521 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 856 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 17 февраля 2021 - 08:43

Да поставьте вы доп.канистру дизеля, вам её на год хватит. Ну потарахтит движок дополнительные 20 часов за сезон только для заряда АКБ, чо с ним будет то..


  • 0

#1522 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 057 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 февраля 2021 - 08:52

Да поставьте вы доп.канистру дизеля, вам её на год хватит. Ну потарахтит движок дополнительные 20 часов за сезон только для заряда АКБ, чо с ним будет то..

Ресшения другие есть. Вопрос-то не о том. И в марине тарахтеть не будешь, равно, как и на стоянке дикой, когда рядом народ стоИт. В марине ввели оплату электричества, так вот, чего мне за него платить, если свое есть? Один из возможных подходов - чтоб хватило на пасмурные выходные, к примеру.... Вообще же, вопрос-то принципиальный и только кажется, что простой и индивидуальный. На самом деле, как и в любой физической задаче, а это именно физическая задача, есть оптимальная величина, от которой каждый в свою сторону может грамотно и обоснованно скорректировать, учитывая личные пристрастия. Как уже указал 10000Ач при 10Вт панелях бессмысленны, так же, как и 10000Вт панелей при 10 Ач батареи. Более конкретно вопрос можно поставить так: за сколько времени панели должны забить батарею в солнечный день (при условии, что они обеспечивают суточный баланс)?


  • 0

#1523 Дмитрий Ростовский

Дмитрий Ростовский

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 127 сообщений
  • Из:Батайск

Отправлено 17 февраля 2021 - 09:13

 Потому и хотелось бы услышать владельцев больших лодок, которые автономно на них живут. Я сейчас как раз пытаюсь определиться, сколько мне надо аккумуляторов.

Я пока не владелец, но строю... По проекту: Катамаран 44 фута - 500А лития 24В, 6 СП по 465 Вт и 2 по 340Вт.


  • 0

#1524 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 079 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 17 февраля 2021 - 09:22

Alexk61,
У меня 400Вт панель заряжает аккум за неделю летом. При этом если не использовать электродвижок энергобаланс положительный почти всегда кроме самых мрачных дней. Если без СП и прочих подзарядок то энергии на домашние нужды хватит недели на две - без экономии. Это если брать энергию с батареи двигателя. Есть также маленькая батарея 12В 200Ач, запасная.

На новой лодке будет минимум 800 Вт панелей, батарея движка будет такая же, а сервисная 12В запасная будет побольше чем 200 Ач.
  • 0

#1525 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 856 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 17 февраля 2021 - 09:42

Ресшения другие есть. Вопрос-то не о том. И в марине тарахтеть не будешь, равно, как и на стоянке дикой, когда рядом народ стоИт. В марине ввели оплату электричества, так вот, чего мне за него платить, если свое есть? Один из возможных подходов - чтоб хватило на пасмурные выходные, к примеру.... Вообще же, вопрос-то принципиальный и только кажется, что простой и индивидуальный. На самом деле, как и в любой физической задаче, а это именно физическая задача, есть оптимальная величина, от которой каждый в свою сторону может грамотно и обоснованно скорректировать, учитывая личные пристрастия. Как уже указал 10000Ач при 10Вт панелях бессмысленны, так же, как и 10000Вт панелей при 10 Ач батареи. Более конкретно вопрос можно поставить так: за сколько времени панели должны забить батарею в солнечный день (при условии, что они обеспечивают суточный баланс)?

 

Ну нет универсального рецепта, зачем сферического коня то обсуждать? У каждого свои потребности. Меня вот, солнечные панели интересуют, только чтобы с проводами не бегать. Чтобы пришел после выходных, и к следующим выходным гарантированно заряжено было. И чтобы емкости АКБ хватало на сутки. Зарядит ли оно там что-то за 3-5-10 дней непрерывного похода - меня мало интересует, если честно. Будет дождь и пасмурно и подсядет АКБ - ну значит заведу двигатель, никто не помрёт. И очень вряд ли, что в это время я буду стоять в марине как раз...


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей