Перейти к содержимому

Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 1895

#1501 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 15:53

Еще раз затенил пол-панели 100 Вт, получил от МППТ прирост в 20%. Интересно, что с утра было не так? Подозреваю, что с утра были подключены обе панели в параллель. Продолжаю....

 

Да, действительно, когда обе соединил в параллель сначала МППТ стал выдавать то же, что и прямое соединение, потом, при большем затенении прямое стало давать больше МППТ. Мощность при этом соответствует примерно 7-8% номинала. Отключил вторую панель, на одной МППТ все так же дает прирост. В общем-то объяснимо.


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 16:17

  • 1

#1502 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 14 февраля 2021 - 15:57


  • 0

#1503 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 14 февраля 2021 - 16:02

Так выражайтесь яснее и однозначнее, я-то тут при чем?

Я, простите, выразился вполне ясно и предельно однозначно. Просто не всё сказал.
Это был типа тест на компетентность -- любому, кто в курсе, было бы понятно умолчание, и никаких парадоксов в моём высказывании он бы не усмотрел.

Но никто не в курсе.


  • 0

#1504 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 16:16

Да еще попробовал DC-DC stepdown, но не получилось поймать рабочую точку при помощи регулятора ограничения тока - сваливается. Надо обратную связь делать, думал, так получится посмотреть...


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 16:43

  • 0

#1505 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 16:20

Может плохой контакт был на подключении кабелей?

Да нет, просто были две разные панели в параллель в условиях затенения. Сейчас воспроизвел снова тот же результат. Одиночная панель с МППТ дает больше и в тени. Сейчас затеню еще больше...

 

Итак, при токе 0,11А с МППТ при прямом соединении показало 0,12А, т.е. все же подтвердилось еще раз: на сильном затенении МППТ уже неэффективен. По току получилось 4,9А на полном солнце и в сильном затенении 0,12А, т.е МППТ "сливает" на мощности около 2-3% от максимально возможной. Т.е. ни о чем.


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 17:05

  • 0

#1506 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 14 февраля 2021 - 16:35

 Потому и интересно про трейсер посмотреть, но именно на затенениях и сравнивать с прямым подключением. 

Я уже пробовал, причем без акк. батареи. Имено в затенении.

с МППТ дает больше, но не записывал точно,  без подпора, со стороны акк батареи, тяжело нагрузкой ловить максимум,  чуть перекрутил ... и тут происходит следующее;

Контроллер получает питалово от СП, и пытаясь выдушить с неё то, что я даю в нагрузку, сваливает напругу на СП ниже 8-ми вольт, после чего благополучно уходит в ресет :)

Поэтому если без него то можно (руками поработав вместо контроллера :) )  добится "вродебы" больше эффективности, но на самом деле это не так, потому что напруга уже далеко ниже той которая может заряжать акк.

 

С подпором с акка не пробовал, как нибудь сделаю. но это надо отдельно городить схему.

В любом случае Вы и сами "замечаете" что алгоритм МППТ не зря придуман.

Поэтому я весьма скептически отношусь к безапеляционным заявлениям, что МППТ дескать лишнее звено.

 

Может быть! Может быть в каких то ограниченных условиях он и не нужен.

Но допустим у меня, где СП выдают 40+ вольт х/х, и ~33V  точка максимальной мощности, без хорошего контроллера ну совсем никак.

Никакие DC-DC тут не будут хороши так же как МППТ, впрочем... контроллер и есть DC-DC конвертер, только слегка "вумный".


  • 0

#1507 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 16:39

А добавить ~$15 евро и купить, более менее, нормальную стеклянную - идеологические убеждения не позволили чтоли ?
https://www.amazon.d...aps,229&sr=8-37

Мое мнение, учитывая Вашу информацию о качестве - выкините купленное за 40 евро, хорошо если через пару лет.

Та пленка, которая, не деградирует от UV, стОит дороже чем, даже специальное, стекло.
Исходя отсюда, можно делать выводы.

Каб знал, не брал бы, оно ж там не написано, что не стекло. Так же, как и по Вашей ссылке. Но брал больше для тестов. Все панели на лодке, а потестировать хотелось... Вы, кстати, уверены, что по ссылке стеклянная? Я как-то нет...


  • 0

#1508 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 19:11

 

 

Там вообще-то указано в описании, что покрыто стеклом

На четвертый раз нашел.

 

Кстати, подумал: если поставить DC-DC с ОС по входному напряжению - вообще будут обрубать заряд на малой мощности, а городить еще схему слежения и переключения напрямую - занадто для лодочного варианта. Лень. Вот теперь в раздумьях то ли купить эти по 13 за штуку и один на 25, то ли с ШИМом повозиться... (ШИМы-то уже купил... 3 штуки по 4 Евро, какие траты! :lol: )


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 20:50

  • 0

#1509 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 14 февраля 2021 - 19:39

Может плохой контакт был на подключении кабелей?

 ***censored***  Если посмотреть на    точку   ТММ  на ВАХ  панели  и  подумать  куда она смещается в результате  затенения или нагрева панели ,  не надо быть семи пядей во лбу , и обладать   глубокими знаниями в радиотехнике  , чтобы понять , что нужно замерить и как включить 2 панели  ,   при условии что контроллер позволяет это сделать.


Сообщение отредактировал nvc: 15 февраля 2021 - 00:40

  • 0

#1510 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 февраля 2021 - 20:09

дело не в контакте .      наш электрик самоучка  не понимает как  работает МPPT контроллер с солнечной панелью  и что представляет из себя панель.   Это видно по тому что он меряет  , и какие  делает выводы по результатам измерений .    Если посмотреть на    точку   ТММ  на ВАХ  панели  и  подумать  куда она смещается в результате  затенения или нагрева панели ,  не надо быть семи пядей во лбу , и обладать   глубокими знаниями в радиотехнике  , чтобы понять , что нужно замерить и как включить 2 панели  ,   при условии что контроллер позволяет это сделать.

Поаккуратнее на поворотах, сэр! От Вас конкретно кроме пустых разглагольствований и наездов на коллег, здесь пока еще никто ничего не видел. Если Вы лично не понимаете, что, для чего тестировалось и по какой методике, это не основание обвинять других в непонимании процессов и ТОЭ. ТОЭ-то учили? В каком ВУЗе и в какие годы?

Уже не раз упоминал, еще раз: у меня 0705 ЛЭТИ 1984 год выпуска.


Сообщение отредактировал alexk61: 14 февраля 2021 - 20:52

  • 0

#1511 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 15 февраля 2021 - 00:32

Поаккуратнее на поворотах, сэр! От Вас конкретно кроме пустых разглагольствований и наездов на коллег, здесь пока еще никто ничего не видел. Если Вы лично не понимаете, что, для чего тестировалось и по какой методике, это не основание обвинять других в непонимании процессов и ТОЭ. ТОЭ-то учили? В каком ВУЗе и в какие годы?

Уже не раз упоминал, еще раз: у меня 0705 ЛЭТИ 1984 год выпуска.

Мда  ... 

Если читатели этой темы,  не  до конца  разбирающиеся в радиотехнике  и электротехнике ,   задумаются  перед тем как воспользоваться вашими "советами" ,  значит я не зря потратил свое время.


Сообщение отредактировал mr. Pioneer: 15 февраля 2021 - 00:35

  • 0

#1512 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 16 февраля 2021 - 20:38

А вот вопрос! какое оптимальное соотношение мощности панелей и емкости батарей? Допустим у меня есть 500 Ватт панелей. Сколько оптимально мне надо аккумуляторов?


Сообщение отредактировал alexk61: 16 февраля 2021 - 20:41

  • 0

#1513 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 16 февраля 2021 - 20:52


  • 1

#1514 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 16 февраля 2021 - 20:59

Ёмкость акб нужно подгонять под свой энергобаланс, а не под кол-во панелей.
  • 1

#1515 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 февраля 2021 - 01:41

Да еще попробовал DC-DC stepdown, но не получилось поймать рабочую точку при помощи регулятора ограничения тока - сваливается. Надо обратную связь делать, думал, так получится посмотреть...

На до ж таким мудаком быть... Вместо ограничения по напряжению крутить ограничение по току и ждать какого-то результата... Инженер, мать его! :lol: (устал к тому моменту так, что руки тряслись - все согнувшись, перекрутившись, на коленях и даже лежа и т.д.... Башка уже не соображала)


Сообщение отредактировал alexk61: 17 февраля 2021 - 01:43

  • 0

#1516 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 февраля 2021 - 01:53

оптимальное - что имеете в виду? по-моему связи СП и емкости аккумов для лития по крайней мере явной нет. СП не единственный источник энергии для зарядки аккумов, надо смотреть на все в комплексе

Чего не понятного-то? Берем, как всегда, крайние граничные: имею 1000 киловатт панелей. Нужны аккумуляторы более, чем на ночь - нет, конечно. Имею панелей 10 Ватт. Нужно мне 10000 Ач при условии, что заряжаюсь только от СП? Нет, конечно. Давайте вместе подумаем, учитывая реалии, то заряжаемся и от генератора и от панелей и от берега и ходим в комплексном варианте - выходные и дальние странствия без марин. Мне кажется, что ставить надо примерно 0.5 от мощности панелей: на 100 Ватт 50 Ач. А, может, 25? 100 Ватт в среднем дадут пимерно 25 Ач в сутки, часть тратим днем, часть заряжает батарею, чтоб работала ночью. Т.е. понятно, что ночное потребление - минимум, что надо иметь батарей. А разумный максимум? Интересно услышать обладателей мощных парков батарей и панелей, что они думают, исходя из своего опыта.


  • 0

#1517 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 17 февраля 2021 - 05:45

_


  • 1

#1518 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 17 февраля 2021 - 12:01

А вот вопрос! какое оптимальное соотношение мощности панелей и емкости батарей? Допустим у меня есть 500 Ватт панелей. Сколько оптимально мне надо аккумуляторов?

Вообще никак не коррелирует. Это зависит от расхода энергии, а не от объема аккумов.

Чтобы энергобаланс был положительный, нужно, чтобы мощность СП была достаточна для покрытия дневного энергопотребления + восполнения потраченного аккумуляторами за ночь.

А аккумуляторов должно быть достаточно для восполнения ночного потребления. 

 

В эти вычисления нужно добавить коэффициенты запаса, и получим мощность и емкость. Чем больше коэффициент запаса, тем в большем диапазоне сезонов года мы будем иметь положительный энергобаланс.


  • 1

#1519 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 февраля 2021 - 12:39

Нет, Вы не понимаете. Хорошо, давайте оперировать средней энергией, получаемой от панелей за сутки, хтоб отвязаться от их расположения, географии и пр. Понятно, что емкости аккумулятора только на ночь не достаточно. Дни бывают солнечными и пасмурными. Вероятно, оптимально иметь аккумуляторов столько, чтоб хватало с подзарядом в пасмурные дни на два или три дня с бережным потреблением. Или есть другие мнения? Или по-другому: емкость батарей в соответсвии с мощностью панелей, допустим, надо брать такую, чтоб за пол-дня солнца заряжались полностью с учетом дневного потребления. Или другое соотношение? Потому и хотелось бы услышать владельцев больших лодок, которые автономно на них живут. Я сейчас как раз пытаюсь определиться, сколько мне надо аккумуляторов. Потребление, видимо, около 150Ач в сутки, если не экономить. СП, видимо, будет около 600 Ватт. Есть вариант докупить 200Ач лития, 100 уже есть. Но, думаю, лишнего мне будет (понятно, что лишнего не бывает, но и деньги платить за то, чем практически не будешь пользоваться, не хочется. 100 Ач было бы в самый раз, но они, сволочи, дорого получаются за Ач. Думаю, 600Вт СП дадут в среднем как раз 150 Ач за сутки, в солнечный день до 300 Ач.


Сообщение отредактировал alexk61: 17 февраля 2021 - 12:41

  • 0

#1520 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 17 февраля 2021 - 12:43

Да поставьте вы доп.канистру дизеля, вам её на год хватит. Ну потарахтит движок дополнительные 20 часов за сезон только для заряда АКБ, чо с ним будет то..


  • 0

#1521 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 февраля 2021 - 12:52

Да поставьте вы доп.канистру дизеля, вам её на год хватит. Ну потарахтит движок дополнительные 20 часов за сезон только для заряда АКБ, чо с ним будет то..

Ресшения другие есть. Вопрос-то не о том. И в марине тарахтеть не будешь, равно, как и на стоянке дикой, когда рядом народ стоИт. В марине ввели оплату электричества, так вот, чего мне за него платить, если свое есть? Один из возможных подходов - чтоб хватило на пасмурные выходные, к примеру.... Вообще же, вопрос-то принципиальный и только кажется, что простой и индивидуальный. На самом деле, как и в любой физической задаче, а это именно физическая задача, есть оптимальная величина, от которой каждый в свою сторону может грамотно и обоснованно скорректировать, учитывая личные пристрастия. Как уже указал 10000Ач при 10Вт панелях бессмысленны, так же, как и 10000Вт панелей при 10 Ач батареи. Более конкретно вопрос можно поставить так: за сколько времени панели должны забить батарею в солнечный день (при условии, что они обеспечивают суточный баланс)?


  • 0

#1522 Дмитрий Ростовский

Дмитрий Ростовский

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 147 сообщений
  • Из:Батайск

Отправлено 17 февраля 2021 - 13:13

 Потому и хотелось бы услышать владельцев больших лодок, которые автономно на них живут. Я сейчас как раз пытаюсь определиться, сколько мне надо аккумуляторов.

Я пока не владелец, но строю... По проекту: Катамаран 44 фута - 500А лития 24В, 6 СП по 465 Вт и 2 по 340Вт.


  • 0

#1523 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 17 февраля 2021 - 13:22

_


  • 0

#1524 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 17 февраля 2021 - 13:42

Ресшения другие есть. Вопрос-то не о том. И в марине тарахтеть не будешь, равно, как и на стоянке дикой, когда рядом народ стоИт. В марине ввели оплату электричества, так вот, чего мне за него платить, если свое есть? Один из возможных подходов - чтоб хватило на пасмурные выходные, к примеру.... Вообще же, вопрос-то принципиальный и только кажется, что простой и индивидуальный. На самом деле, как и в любой физической задаче, а это именно физическая задача, есть оптимальная величина, от которой каждый в свою сторону может грамотно и обоснованно скорректировать, учитывая личные пристрастия. Как уже указал 10000Ач при 10Вт панелях бессмысленны, так же, как и 10000Вт панелей при 10 Ач батареи. Более конкретно вопрос можно поставить так: за сколько времени панели должны забить батарею в солнечный день (при условии, что они обеспечивают суточный баланс)?

 

Ну нет универсального рецепта, зачем сферического коня то обсуждать? У каждого свои потребности. Меня вот, солнечные панели интересуют, только чтобы с проводами не бегать. Чтобы пришел после выходных, и к следующим выходным гарантированно заряжено было. И чтобы емкости АКБ хватало на сутки. Зарядит ли оно там что-то за 3-5-10 дней непрерывного похода - меня мало интересует, если честно. Будет дождь и пасмурно и подсядет АКБ - ну значит заведу двигатель, никто не помрёт. И очень вряд ли, что в это время я буду стоять в марине как раз...


  • 1

#1525 syoma

syoma

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 792 сообщений
  • Из:Germany
  • Судно: Beach Catamarans
  • Название: Topcat K1, K4, F2

Отправлено 17 февраля 2021 - 13:54

 

 

Более конкретно вопрос можно поставить так: за сколько времени панели должны забить батарею в солнечный день (при условии, что они обеспечивают суточный баланс)?

 

Я бы во первых все расчеты перевел с ампер-часов в киловаттчасы. Так считать легче, так как амперчас при 12В и 36В - это разное количество энергии. 

 

Далее для расчета следует отталкиваться от установленной мощности солнечных батарей. В зависимости от этого, направления и угла по картам для данного региона можно получить среднюю дневную выработку электричества. 

 

Предположим, что вы этот этап прошли и получили цифру в 2кВтч, например. Т.е. ваши СБ в среднем за день на протяжении месяца будут выдавать данное количество электричества. Проверьте, что данная цифра покрывает ваши потребности с запасом. Если нет, то вам нужно будет позаботиться о других источниках энергии.

 

Естественно, средняя выработка не значит, что так будет каждый день. Может быть, что день был пасмурный и панели выдали 0, а может быть солнечный и панели выдали 5кВтч и так 3 дня подряд. То есть батареи нужны под сглаживание этой неравномерности. Для этого нужно знать пиковую генерацию - т.е. сколько кВтч можно получить от ваших СБ за день при идеальных условиях на данной широте в данный месяц и сравнить это со средней генерацией. Предположим, вы получили 3кВтч, так как летом эти цифры не должны сильно отличаться, если только у вас не сезон дождей.    Это в принципе говорит, что с вероятностью 66% вы восполните свой запас энергии в течении дня и 33%, что батареи не выдадут желаемые 2кВтч. Соответственно, если вы возьмете батарею емкостью в одну дневную выработку - т.е. 2кВтч, то вы с вероятностью 33% останетесь без электричества на следующий день, если предыдущий день был пасмурным. Плохо? Да. При этом еще плохо то, что если СБ выдаст пиковые 3кВтч вам может быть трудно залить это в свои батареи, так как их емкости не хватит. Берем батарею в 2 дневных выработки - т.е 4кВтч. Тогда вероятность уменьшится опять на 33% от 33% - вероятность двух пасмурных дней подряд - т.е. до 11% и так далее. С 6кВтч батарей шансы остаться без электричества на третий пасмурный день уже около 3% - что, скорей всего уже оптимальный показатель.  

 

Вот так я бы считал. Учтите, что этот расчет не является оптимальным с точки зрения общей стоимости кВтч от такой системы. Она будет минимальной при минимальной батарее или вообще ее отсутствии, но тогда вы будете иметь электричество только при солнечной погоде. Также тут считается худший вариант, что цикл потребления вообще не совпадает с генерацией - то есть вы заряжаете днем, а потребляете ночью. В реале они частично или полностью накладываются друг на друга, что немного смягчает требования к количеству батарей.   :)


Сообщение отредактировал syoma: 17 февраля 2021 - 13:59

  • 3



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей


    Bing (1)