Перейти к содержимому

Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 1895

#1701 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 20 января 2022 - 14:36

Я вас понял, но не могу подтвердить что ловил тени на солнечной панели которые бы заметно снижали мощность, кроме как от паруса при ходе против солнца.

Коллега, тут мне нужно уточнить, что такое существенно :)

В общем примерно, повторю, примерно ибо лабораторных испытаний не было, так вот если на мою панель падает тень от штага (размытая да), перекрывая обе "половинки" СП, то выработка снижается примерно  на 15..25%

Я считаю это существенно.


  • 0

#1702 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 20 января 2022 - 15:30

...
P.S. Напомните пожалуйста (если уже писали гдето) ТТХ Вашей системы ?
Мощность СП, модель контроллера и какие АКБ у Вас ?
А так же толщины проводов от СП к контроллеру и от контроллера к АКБ


У меня две панели по 260 соединены параллельно проводами и разъёмами специально для панелей этого размера, за толщину не скажу, брал весь набор в спец магазине панелей по их стандартам, оттуда-же и контроллер МРРТ Епевер 40 ампер. Аккумулятор литий-железо 200 ампер.
  • 0

#1703 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 20 января 2022 - 16:06

У меня две панели по 260 соединены параллельно проводами и разъёмами специально для панелей этого размера,

"Чернила для восьмого класса" :D Шучу коллега.
Не встречал ни разу разьемов "для панелей этого размера"
Они все одинаковы и называются MC4, единственое вставки в них бывают под толщину жилы провода 4кв/мм или 6кв/мм
Редко бывают под 10кв/мм.
Ну... так должно быть.

за толщину не скажу, брал весь набор в спец магазине панелей по их стандартам, оттуда-же и контроллер МРРТ Епевер 40 ампер. Аккумулятор литий-железо 200 ампер.

Плохо, что неясно сечение провода от СП к контроллеру. Но бывает прямо на проводе написано - не смотрели ?

 

А от контроллера к АКБ тогда сколько ? И длина какая от контроллера до АКБ ?
В Epever 40A влезает, помоему, 16кв/мм провод. Но и этого не так много как может показаться.

 

P.S.
Есть ли у Вас кабель для "тонкой" настройки контроллера (Epever) ? CC-USB-RS485-150U он называется.
Если нет - настоятельно рекомендую его купить.
И да - точную модель контроллера подскажите пожалуйста ?

P.P.S. Мне Epever очень нравится, и я про него много знаю такого, чего не знают даже те кто ими официально торгует.
Ибо добывал информацию напрямую от производителей.
В общем контроллеры у них , на мой взгляд, просто офигенны :)


Сообщение отредактировал nvc: 20 января 2022 - 16:10

  • 0

#1704 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 20 января 2022 - 16:12

Коллега, я чего пишу то и спрашиваю.

В Ваших широтах, ток зарядки с Ваших панелей должен быть под 40 ампер!

А у Вас всего 20 :/


  • 0

#1705 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 20 января 2022 - 17:20

Коллега, я чего пишу то и спрашиваю.
В Ваших широтах, ток зарядки с Ваших панелей должен быть под 40 ампер!
А у Вас всего 20 :/

Ток зарядки зависит же и от степени разряженности батареи? При сильной разрядке ток заряда большой и наоборот. Или ошибаюсь?
  • 0

#1706 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 20 января 2022 - 18:27

Контроллер вот такой

IMG_20220120_091941.jpg

Насчёт сечения проводов не нашел, маркировки нет. От контроллера до аккумулятора такой же провод длина примерно метра два с половиной, три. Разъем для настройки на контроллере есть а вот провода нет.
  • 0

#1707 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 20 января 2022 - 19:00


  • 0

#1708 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 20 января 2022 - 20:57

Ток зарядки зависит же и от степени разряженности батареи? При сильной разрядке ток заряда большой и наоборот. Или ошибаюсь?

В целом не ошибаетесь, но у коллеги лифер, а эта штука пока на 99%  может 98%, не зарядится, ток зарядки не падает. Имеется ввиду режим CC/CV конечно, если он правильно выставлен.

И это при условии достаточной толщины проводов! От контроллера к АКБ.


  • 0

#1709 chack

chack

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 457 сообщений
  • Из:Kiev
  • Судно: В поиске
  • Название: TINA

Отправлено 20 января 2022 - 21:16

Вот так и надо делать. #1699 пост.
Только на гибких резиновых шарнирах, с перекидной угла азимута за 10-15 секунд.
Есть решения.
  • 0

#1710 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 20 января 2022 - 21:23

Контроллер вот такой

Вот user manual на него, на всякий случай: https://midsummerene...ries-manual.pdf

Насчёт сечения проводов не нашел, маркировки нет.
От контроллера до аккумулятора такой же провод длина примерно метра два с половиной, три.

Если там 4кв/мм и даже если 6кв/мм, то это мало коллега!
Смотрите: у Вас ~6 метров провода (плюс  и минус нужно считать вместе)
Удельное сопротивление меди 0.017 Ом на один кв.мм на 1м.
 
Считаю на 6кв мм сечения провода;
Поскольку 6 метров провода то получается что его сопротивление 0.017 Ом
И даже при токе 20 ампер на этом проводе теряется (просаживается)   0.017*20 = 0.34 вольта!!!
Это критично даже для свинца не говоря уже об лифере.

А уж если туда 4кв/мм "вкорячили", то это вообще "курам на смех",при 20А будет 0.68 вольта просадки.

 

Потому и не получается у контроллера тока из себя "выдавить" больше, потому что на проводе всё нахрен падает, а еще есть сопротивление контакта между проводом наконечником и между наконечником и клеммой аккумулятора.
В общем это то, о чем я много писал в теме про литий.
Ибо с нормальными проводами и контактами у меня даже свинцовый аккумулятор заряжается за пять часов до 95% И это с нулевого  заряда, именно с 0% State of Charge.

 

Разъем для настройки на контроллере есть а вот провода нет.

Он нужен! Если не настроить нормально контроллер (а эти настройки доступны только со шнурком из компьютера), то или работать будет не так как надо, или можно вообще лифер ухлопать.
Готовой программы (набора сеттингов) под лифер, в этом контроллере нет. Но путем настроек это можно "сымитировать"
 


  • 0

#1711 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 20 января 2022 - 21:32

Понятно, _если_ тень падает :) это очень существенное если.

На моей лодке, ахтерштаг проходит буквально в 15..20см от передней рамки СП, https://forum.katera...-3#entry2474552

и поэтому от него нередко тень падает. Но благодаря TP конструкции самих СП, снижение производительности получается незначительное.

А были бы целиковые панели, то уже бы ощущалось куда как заметнее.


  • 1

#1712 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 20 января 2022 - 21:50

А нельзя просадку напряжения в проводах компенсировать, повысив выходное напряжение контроллера на величину этой просадки?
  • 0

#1713 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 20 января 2022 - 21:59


  • 0

#1714 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 20 января 2022 - 22:09


  • 0

#1715 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 21 января 2022 - 00:55

А нельзя просадку напряжения в проводах компенсировать, повысив выходное напряжение контроллера на величину этой просадки?

И "сжечь" батареи ? :) У них то четко есть верхний предел по напряжению.

 

Фишка то как раз в том, чтобы "выдавить" ток на той самой разнице в милливольты между напряжением источника и напряжением батареи. Согласно закону Ома.

 

Потому что (сферический конь в вакууме ога :) ) если сопротивление (любое) убрать совсем, то даже при одном микровольте (даже при нановольте ) ток станет бесконечен ну или ограничен током источника и только.

 

Но как только привносим внешнее или внутреннее сопротивление, то ффсё - иддилия закончилась :)

У лифера Rвн мизерное, а у проводов получается на порядок больше, если они тонкие.

И хоть ты тресни, при ограниченном сверху напряжении - нормального зарядного тока не получить.

 

Я искренне не понимаю почему люди, вроде и про закон Ома знающие,  так мало придают этому значения.

А ведь достаточно калькулятора с четырьмя действиями.


  • 3

#1716 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 21 января 2022 - 01:15

 

А ведь достаточно калькулятора с четырьмя действиями.

нафига четыре? Два достаточно... Деление и умножение легко реализуются вычитанием и сложением (про сдвиг я вообще молчу). :lol:


Сообщение отредактировал eliz: 21 января 2022 - 01:16

  • 2

#1717 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 21 января 2022 - 01:27

У TP 3 bypass диода, у sunpower maxeon 3 те же 3 bypass диода

тут вопрос не в трех или шести диодах, а вот в чём:
REC-TwinPeak-Series.jpg REC-TwinPeak-half-cut-solar-cells-shade-tolerant.jpg
Отсюда взял: https://sinovoltaics...e-new-standard/
То есть полных строк как было так осталось три (как и в 99% всех СП) и по диоду на каждую.
 
Но! Видите как они  хитрО "разломали" строки и вывели по средним точкам
В итоге при затенении одной половинки - вторая полностью работает.
То есть, если в обычной панели, тень даже узкая от штага или снасти, пересекает все строки, то имеем значительное падение тока за счет  возросшего сопротивления затененных ячеек.
А в случае TP имеем только половину от этого падения.

 

P.S. красивая арка

Спасибо коллега, я правда оч. старался :blu: :shuffle:

Времени на конструирование, в 3D, потратил месяца три если не больше. Перебрал кучу вариантов, пока не пришел к тому, что и получилось в итоге.

 

Те кто делал, матюкали меня каждый день, "так никто не деееелает, надо вот тут... херак херак согнул  прямыми отрезками и всё" (как ворота блин)... ну  а я их матюкал :D

В общем они старались себе работу облегчить,,,, а вот хрен :)

 


  • 3

#1718 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 21 января 2022 - 01:48


  • -1

#1719 Alexandr29

Alexandr29

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 498 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: Johnson 26
  • Название: Matilda

Отправлено 21 января 2022 - 10:09

На моей лодке, ахтерштаг проходит буквально в 15..20см от передней рамки СП, https://forum.katera...-3#entry2474552

и поэтому от него нередко тень падает. Но благодаря TP конструкции самих СП, снижение производительности получается незначительное.

А были бы целиковые панели, то уже бы ощущалось куда как заметнее.

У меня подобное решение, с той разницей, что лодка поменьше и мощности панелей тоже. 

Три панели по 40 Вт, разделенные на две группы. Одна панель работает на свой контроллер с аккумулятором. Это сеть "важных" потребителей - навигиционные огни и приборы, стартер двигателя.  Две другие соединены в параллель и работают на свой контроллер и аккумулятор. Это сеть "всякой фигни" второстепенной - холодильник, отопитель, мацератор, музыка.

Панели на арке за кормой, но тень от ахтерштага их часто достает.

DSCN6742.jpg    DSCN6757.JPG

 

На этой же арке подвешивается тузик

DSCN6770.jpg


  • 3

#1720 chack

chack

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 457 сообщений
  • Из:Kiev
  • Судно: В поиске
  • Название: TINA

Отправлено 05 февраля 2022 - 13:52

https://www.youtube....h?v=HIgxMKH1czY

Свежее кино про переделку на электроход парусной лодки.

Мотор: https://www.electric...ive-system.html

Батарейки: https://www.lynaclit...latinum-series/


  • 0

#1721 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 05 февраля 2022 - 15:38

_


  • -1

#1722 dr_tansky

dr_tansky

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 910 сообщений
  • Из:Karlsruhe
  • Судно: Dehlya-22
  • Название: Ventura

Отправлено 16 ноября 2022 - 18:25

Хочу установить солнечную батарею на Делию. Имеется монокристаллиновая панелька в анодированной раме на 100 Вт 110х35 см. Увы, пользы от нее на крыше каюты практически 0, поскольку затеняться она будет практически при любом раскладе. Остается единственное место - на корме. Конструкция кормовых релингов не позволяет установить батарею на вертикальные стойки, поэтому решил соорудить подобную конструкцию:

 

Unbenannt.jpg

 

Лодка на картинке не моя, но взял для примера. На моей мягкой обивки на релингах нет)

На релинг с помощью Т-муфты собираюсь поставить гнутый из трубы 22х1,5х1000 мм кронштейн, к которому хомутами будет крепиться панель. Благодаря хомутам, ее можно будет наклонять.

 

Вес батареи 6,3 кг, условия эксплуатации - до 6-балльного ветра с порывами до 7. Хватит ли прочности консоли (муфта из нержи 2 мм, длина каждого колена 50 см.)? Насколько необходимо устанавливать откос (на зскизе показан синим)?


Сообщение отредактировал dr_tansky: 16 ноября 2022 - 18:25

  • 0

#1723 FVS2011

FVS2011

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 430 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 16 ноября 2022 - 19:01

 Хватит ли прочности консоли (муфта из нержи 2 мм, длина каждого колена 50 см.)? Насколько необходимо устанавливать откос (на зскизе показан синим)?

Конструкция может войти в резонанс с частотой качки лодки на волне, частотой вибраций от мотора. Тут и крутильные колебания панели вокруг кронштейна и вдоль воды влево вправо или вверх вниз. Масса возможностей войти в резонанс и сломать себя или релинг. Нехорошая конструкция, надо другое придумывать


  • 0

#1724 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 16 ноября 2022 - 19:37

Хочу установить солнечную батарею на Делию. Имеется монокристаллиновая панелька в анодированной раме на 100 Вт 110х35 см. Увы, пользы от нее на крыше каюты практически 0, поскольку затеняться она будет практически при любом раскладе. Остается единственное место - на корме. Конструкция кормовых релингов не позволяет установить батарею на вертикальные стойки, поэтому решил соорудить подобную конструкцию:

 

attachicon.gifUnbenannt.jpg

 

Лодка на картинке не моя, но взял для примера. На моей мягкой обивки на релингах нет)

На релинг с помощью Т-муфты собираюсь поставить гнутый из трубы 22х1,5х1000 мм кронштейн, к которому хомутами будет крепиться панель. Благодаря хомутам, ее можно будет наклонять.

 

Вес батареи 6,3 кг, условия эксплуатации - до 6-балльного ветра с порывами до 7. Хватит ли прочности консоли (муфта из нержи 2 мм, длина каждого колена 50 см.)? Насколько необходимо устанавливать откос (на зскизе показан синим)?

Треугольник должен быть. Поэтому верхняя рамка и синие подпорки нужны. И все будет Ок. Вопрос только в том, будет ли она там мешать? Вы купаетесь с кормы? Швартуетесь кормой? Выходите с кормы на берег/пирс? Если нет, то отличное место, затеняться не будет. Либо поставить дополнительные стойки на леера и прикрутить к леерам с обоих бортов по одной вертикально. Будет 200Вт. Мешать не будут. 


  • 0

#1725 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 16 ноября 2022 - 21:10

Что-то у меня сомнения насчет размера батареи и мощности...
110*35 не может быть 100Вт.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей