Вот
замечательная заметочка. Оказывается, "Кольскую" погубил вовсе не шторм, а незнамо от чего (чиста случайно) сломавшиеся "гусаки". А так-то буксировать было можно, потому что: "
Буровые на буксире таскают по всему миру, это обычное дело, причем буксировку производят зачастую в условиях более жестких, чем условия зимнего Охотского моря. Не будь эти злополучные гусаки разрушены, ничего бы не произошло, об этом можно уверенно говорить." Какой уверенный товарищ!
"
Ограничение на перегон — 5 баллов по волнению и 7 баллов по ветру." - если следовать этим ограничениям, плавучие буровые по всему миру перестанут буксировать, так как это станет невозможным, запрещенным. Многие, если не большинство, инструкции написаны для того, чтобы начальство потом в случае чего ими прикрылось. Если следовать всем инструкциям, весь флот, от военного до речного, немедленно встанет.
Вот вам и всё обоснование. Оказывается ЦНИИ Крылова и прочие ботаны, считающие разного рода ограничения на нагрузки конструкций домов, самолетов, пароходов и прочих космических аппаратов, работают исключительно для того, чтобы начальство могло прикрыть свою задницу. Реальные моряки и особенно их капитаны, или бывшие капитаны, ставшие начальниками капитанов нынешних, кладут на эти инструкции с прибором, потому что другие реальные капитаны прошлые разы так делали - и ничего с ними не случилось. Стал быть, не случится и в этот раз.
А оно случается. Просто потому, что должно было случиться, неизбежно. Ограничения по внешним условиям, в первую очередь по балльности волнения, всегда носит вероятностный характер. Так же, как и реальное морское волнение. Монетка может пять раз подряд упасть решкой вверх. И даже десять раз. Но она обязательно когда-нибудь повернётся орлом. Ограничения по балльности не может задать чёткую границу, грубо говоря, скажем при высоте волны до 3-х метров - никогда на кувырнётся, а при волне 3,1м - кувырнётся сразу. Волны - разные. При волне 3 м, значительной 3-хпроцентной или с иной обеспеченностью всегда есть вероятность, что одна из многих волн будет выше этой статистической оценки, что приведёт к катастрофе. Но это будет очень маленькая вероятность, скажем, 1 случай на 10000 часов буксировки в таких условиях. И наоборот, даже если волна оговорённой обеспеченности будет выше разрешённой, то это не значит, что катастрофа в течение 8-часового шторма произойдёт. Но её вероятность будет гораздо выше, скажем, 1 случай на 100 часов буксировки. В среднем. Поэтому, не нарушая правила буксировки, капитан тоже рискует (море же), но нарушая их, он рискует гораздо сильней, неоправданно сильней.
Таким образом, буксировать СПБУ можно. Думаю, что на этом форуме не нужно объяснять, что в самых суровых районах случаются "окна" хорошей погоды, в течение которых буксировка без нарушений ограничений возможна. Да, возможно, что ждать "окна" придётся долго, может быть месяцы. Но природа ведь не подстраивается под финансовые планы руководства Газпрома. Ожидание, "простой" стоит денег. Ожидание можно сократить, заплатив за специальное судно, перевозящее такие установки. Скорость у них гораздо выше, окно требуется гораздо короче. Ожидание можно сократить, наплюнув на инструкции, платить за это рано или поздно всё равно придётся, но потом. А такой способ оплаты нынче очень популярен и широко рекламируется. Тем более, что деньгами платить придётся страховщику, ну а человеческие жизни - они у на не так уж дорого стоят. Государство, то есть те же налогоплательщики, выплатят семьям погибших компенсации. А найти на их места новых добровольцев особого труда не составит. В общем, это гораздо выгоднее, чем ждать или фрахтовать специального перевозчика.
Кстати, из Северодвинска на Сахалин "Кольскую" везли именно на таком перевозчике "Трансшельф", который строили для Газпрома, но потом почему-то продали голландцам. Видимо, за ненадобностью.
Вообще, начав копать этот случай, поднимаешь со дна такую прогнившую насквозь тьму, что становится дурно. Так же дурно стало стало основному специалисту в нашем секторе по таким установкам, когда она узнала, что их собираются применять на Сахалине. Слишком хорошо она знала погодные условия в этом регионе и нравы наших "добытчиков". Ну что этим ребятам инструкции по буксировке, когда они и на законы кладут с тем же прибором, ведь бурение производилось по сути нелегально, вопреки запрету экологов. Не годится этот район для буксировки СПБУ своим ходом, слишком большие расстояния, слишком мала скорость. Два месяца в году, июнь-июль, для этого пригодны, но именно два этих месяца вовсю должно идти бурение. А приводить их на точку в средине весны и уводить на зимовку в средине осени - уже не будет таких "окон". Так что "Кольская" - только первая "ласточка", продолжение скорбного списка ждите в ближайшие годы.