Змей утонул. Утопить аппарат на воздушной подушке задача не слишком простая, однако, при определённом стечении обстоятельств выполнимая. 27 марта, совместно с напарником производили переход из Балахны до Нижнего Новгорода. Температура воздуха около 10 мороза, сильный верховой ветер. На участке чуть выше Козинского переката, основное русло полностью забито торосами. Покружившись и не найдя прохода, пошли воложкой под правым берегом. Воложка узкая, с сильным течением, свободная от льда. Через примерно 2км, на воложке начался лёд. Кромка льда завалена торосами, при подходе к кромке сходу выйти на лёд не удалось, кое как отвалили , стали крутиться возле кромки льда, выискивая подходящее место. Чтобы оценить обстановку, развернул катер против течения и ветра, и подрабатывая маршевым двигателем потихоньку спускался к кромке. На лёд начали выползать кормой. Корма пошла вверх, залезая на торос, нос придавило вниз. Я и напарник в это время находились в носовой части. Вначале процесс происходил медленно, корпус вылез почти на половину под углом около 30градусов и остановился. В какой-то момент, равновесие нарушилось, носовую часть подхватило течением и подвернуло под кромку льда. Экипажу удалось спастись, аппарат перевернуло и прижало течением к кромке льда. В таком положении он и был оставлен, под углом примерно 45градусов. Наружу не выпускало течение, под воду не пускали баллоны. Сегодня пытались искать с Сергеем Приходько, найти не удалось. Кромку льда под которой торчал аппарат унесло, аппарат видимо тоже.
Байки из склепа или аварии на СВП и аэроботах
#2
Отправлено 29 марта 2011 - 15:34
Змей утонул.
Утопить аппарат на воздушной подушке задача не слишком простая, однако, при определённом стечении обстоятельств выполнимая.
27 марта, совместно с напарником производили переход из Балахны до Нижнего Новгорода. Температура воздуха около 10 мороза, сильный верховой ветер. На участке чуть выше Козинского переката, основное русло полностью забито торосами. Покружившись и не найдя прохода, пошли воложкой под правым берегом. Воложка узкая, с сильным течением, свободная от льда. Через примерно 2км, на воложке начался лёд. Кромка льда завалена торосами, при подходе к кромке сходу выйти на лёд не удалось, кое как отвалили , стали крутиться возле кромки льда, выискивая подходящее место. Чтобы оценить обстановку, развернул катер против течения и ветра, и подрабатывая маршевым двигателем потихоньку спускался к кромке.
На лёд начали выползать кормой. Корма пошла вверх, залезая на торос, нос придавило вниз. Я и напарник в это время находились в носовой части. Вначале процесс происходил медленно, корпус вылез почти на половину под углом около 30градусов и остановился. В какой-то момент, равновесие нарушилось, носовую часть подхватило течением и подвернуло под кромку льда.
Экипажу удалось спастись, аппарат перевернуло и прижало течением к кромке льда. В таком положении он и был оставлен, под углом примерно 45градусов. Наружу не выпускало течение, под воду не пускали баллоны.
Сегодня пытались искать с Сергеем Приходько, найти не удалось. Кромку льда под которой торчал аппарат унесло, аппарат видимо тоже.
Сочувствую ! как же так? Этак .... слов нет ...
хорошо , что сами не пострадали.
Мои соболезнования.
Сообщение отредактировал Edi: 29 марта 2011 - 15:35
#3
Отправлено 29 марта 2011 - 16:53
#4
Отправлено 29 марта 2011 - 20:40
Было воскресенье, 27 марта. Температура воздуха около 10 мороза, сильный верховой ветер
Ничто не предвещало беды.
Ни незаконтренные фундаментные гайки двигателя
Ни травящие скеги, заткнутые лампочками
Ни аварийное состояние насоса-лягушки (да и была ли она с собой ?)
Ни непредсказуемо глохнущие двигатели
Ни плохая, даже по меркам СВП, управляемость (следствие отсутствия рулей)
Ни антиэргономическая компоновка органов управления
Ни кабина в виде норы, залезание и вылезание в которую представляет собой фокус в стиле "человек-змея"
Ни отсутствие на борту весел, якоря с концом достаточной длинны, отпорника.
Отчего же все произошло ?
Змея конечно очень жалко, но в данной ситуации надо радоваться что никто серьезно(надеюсь) не пострадал.
Иван, насколько я понимаю, Вы и были пассажиром, очевидцем и потерпевшим. Прокомментируйте пожалуйста со своей стороны, в какой степени вышеперечисленные пункты способствовали развитию аварии.
#5
Отправлено 29 марта 2011 - 21:03
#6
Отправлено 29 марта 2011 - 21:13
Вышеперечисленное видимо можно отнести к недостаткам конструкции и эксплуатации....
Отчего же все произошло ?
Однако аппарат перевернулся с закреплеными двигателями, с лягушкой лежавшей в кабине, с работающим маршевым двигателем (заглох обмакнувшись в воду) нагнетатели работавшие на х.х. встали при касании воды вентиляторами. Вместо весла-отпорника была лопата, но и она утонула. Чего делать веслом не понятно было ни тогда ни сейчас.
Выводы которые я сделал для себя.
1. Нефиг было выходить при таких погодных условиях и ледовой обстановке.
2. Спасжилеты нужны и зимой тоже.
3. Иногда, есть смысл просто тупо повернуть назад, и выходить ровно по своим следам туда откуда пришёл.
4. Перед выходом на воду всегда качать скеги до упора. Лучше застрять на надутых скегах на твёрдой поверхности, чем утонуть в воде на полуспущеных.
5. Выходить на лёд желательно на скорости и носом вперёд. Пусть лучше аппарат повиснет на торосах в виде кучи трубок и тряпок, а команда останется неискупаной. Хотя этот вывод неоднозначен.
6. Нагнетатели наверное нужно было добавить до полного газа.
...и т.д. см. п.1
Подо льдом темно, холодно, и страшно...
Снаружи значительно лучше и можно построить ещё много аппаратов на воздушной подушке. Так что, особенных поводов для соболезнований не вижу. Для всего что плавает, всегда есть шанс утонуть. А я теперь должен поставить большую свечку в церкви Архистратига Михаила, которая видна на правом берегу Волги, напротив Козинского переката.
При взгляде на церковь со стороны Волги, её загораживают несколько памятников, стоящих вдоль обрыва...
#7
Отправлено 29 марта 2011 - 21:15
Сергей привет! Произошедшее конечно плачевно, но... твой Змей просто так не утонет, не надо отчаиваться, проедь по течению посмотри, поспрашивай, может кто что видел или сам куда прибился? Был бы рядом с тобой-тоже пошел бы искать, но я далеко, кто близко может поможете искать Змей!?!
Изза выше пречисленных пунктов не факт что он не утонул или не был затянут под лед , а если течение сильное то очень далеко протащить подо льдом может.
Но если всеже повезет и его обнаружишь , то все еще спасти можно.... даже двигатели.
Сергей , как только двигатели вытащищь из воды не ленись и полностью их разбери сразуже в течении буквально пары часов , высуши детали и смаж смазкой каждую детать .... сама вода не страшна , страшно когда воздух сырые поверхности окисляет.
Хорошо что никто не пострадал , но труд тоже жалко , ведь столько сил вложено.
Сообщение отредактировал Edi: 29 марта 2011 - 21:28
#8
Отправлено 29 марта 2011 - 21:31
Змея конечно очень жалко, но в данной ситуации надо радоваться что никто серьезно(надеюсь) не пострадал.
Иван, насколько я понимаю, Вы и были пассажиром, очевидцем и потерпевшим. Прокомментируйте пожалуйста со своей стороны, в какой степени вышеперечисленные пункты способствовали развитию аварии.
Нет, это был не я. В силу некоторых причин (связанных с СВП-эксплуатацией) я с недавних пор к Смирнову личную неприязнь испытываю и общаться с ним не хочу.
А так предпосылки следующие - особенности "моисеевской" схемы конструкции СВП и особенности строителя и водителя.
Моисеевская схема (по ней построены "стрельцы") есть плоская платформа (из дюралевых труб) накрытая тряпочной палубой. Снизу палубы имеется два надувных скега, передняя и задняя завесы. Сверху палубы есть каркас кабины, по бокам кабины тряпочные воздуховоды подающие воздух от двигателя (сзади) в подушку (в переднюю часть подушки).
Скеги имеют довольно незначительный объем, достаточный для обеспечения плавучести и остойчивости в статике. (при этом продольная остойчивость может быть даже меньше поперечной, распространенное у катамаранов явление.)
Воздуховодов у Смирнова не было, но переделывать (расширять) каркас кабины ему было лень (оправдывалось это аэродинамическим сопротивлением.)
В результате, аппарат, построенный по такой схеме, имеет неприятную особенность - "заныривать" в воду на ходу. Т.е. если плоская и расположенная довольно низко палуба попадает под воду (в волну, например, или при съезде с крутого пляжа), она работает как антикрыло и аппарат погружается, резко при этом тормозясь. В крайних случаях возможен даже переворот.
Примерно это и было продемонстрировано "змеём". При крене на нос (остойчивость продольная невелика) носовой кусок палубы вошел в воду, на него стало давить течением, противодействовать этой силе нечем (объем скегов мал) и все перевернулось.
Предотвратить это можно было увеличив объем плавучести, например закрепив в носу сверху палубы надувную емкость. Таковая емкость Смирнову была выдана(на халяву, отмечу), но приделать её он не удосужился.
Ну и общее настроение у Смирнова было "а, это фигня, это ерунда, это потом". Ну вот "потом" вот такой вот результат.
#9
Отправлено 29 марта 2011 - 21:34
Искать пытались, как я уже писал.Сергей привет! Произошедшее конечно плачевно, но... твой Змей просто так не утонет, не надо отчаиваться, проедь по течению посмотри, поспрашивай, может кто что видел или сам куда прибился? Был бы рядом с тобой-тоже пошел бы искать, но я далеко, кто близко может поможете искать Змей!?!
Вчера гуляли по берегу, к тому месту подойти близко не смогли, удалось рассмотреть только, что за прошедшие сутки картина изменилась, и того куска льда под которым торчал Змей уже нет.
Желающие помочь в поисках имеются, Аэроход готов был дать Хивус. Сегодня утром ходили на Стрельце, с Приходько. Зашли со стороны острова, на который я вылез с напарником искупавшись. Посмотрели на поток воды, который уходит под лёд. Картина очень напомнила мясорубку. Можно предполжить, что льдины приплывающие сверху протоки мнут и утаскивают всё что попадается на пути. Осмотрели полыньи которые ниже по течению, ничего не нашли. Скорее всего, остатки аппарата сейчас под ледяным затором в протоке.
Скоро начнёт прибывать вода и начнётся ледоход. Если даже аппарат сохранит плавучесть, его потащит вместе со льдом, в виде кучи тряпок и трубок. Когда вода начнёт спадать, кучу обязательно вынесет на какую нибудь отмель, или в пересыхающую протоку. Вот тут Змей и найдётся! Дальше всё зависит от того кто найдёт. Возможно, начнут изучать, подумав что это происки инопланетян, а может быть очистив от обрывков тряпок просто утащат в цветмет.
#10
Отправлено 29 марта 2011 - 21:46
Не уверен и не могу гарантировать что ёмкость помогла-бы. И не могу рекомендовать это проверить....
Предотвратить это можно было увеличив объем плавучести, например закрепив в носу сверху палубы надувную емкость.
Вопрос о влиянии дополнительных объёмов плавучести в носу СВП "Змей" так и останется неизученым. Как и вопросы об аэродинамической насадке и расходе топлива.
Ну и вообще. Мой аппарат, хочу строю, хочу топлю
(на всякий случай уточню, это шутка, топить аппараты не надо, в них люди, даже если они плохие СВПстроители)
Сообщение отредактировал S_smirnov: 29 марта 2011 - 22:04
#11
Отправлено 29 марта 2011 - 22:06
Не уверен и не могу гарантировать что ёмкость помогла-бы. И не могу рекомендовать это проверить.
Вопрос о влиянии дополнительных объёмов плавучести в носу СВП "Змей" так и останется неизученым. Как и вопросы об аэродинамической насадке и расходе топлива.
Ну и вообще. Мой аппарат, хочу строю, хочу топлю
(на всякий случай уточню, это шутка, топить аппараты не надо, в них люди)
Да-уж! Золотое правило - как вы судно назовёте, так оно и поплывёт! Уполз под лёд! Жалко конечно.....
#12
Отправлено 30 марта 2011 - 00:14
Странно,как вообще пришла Вам в голову мысль выходить на лёд кормой вперёд?!5. Выходить на лёд желательно на скорости и носом вперёд.
Какая предполагаемая сила должна была вытолкнуть его на лёд через торосы? Течение+ ветер?
Пользуясь тягой двигателя,это как-то надёжнее,да и процесс более управляемый. ИМХО,решающая причина ЧП-это ошибочное решение капитана,а не конструктивные дефекты судна.
#13
Отправлено 30 марта 2011 - 06:46
Это единственное решение которое пришло на тот момент. При выходе носом по ветру и течению, получалась слишком большая скорость даже без тяги главного двигателя (т.е. без управляемости). На глаз, при такой скорости и высоте торосов, ничего хорошего не ожидалось. Возможно, удалось-бы перевернуть аппарат через корму.Странно,как вообще пришла Вам в голову мысль выходить на лёд кормой вперёд?!
Какая предполагаемая сила должна была вытолкнуть его на лёд через торосы? Течение+ ветер?
Пользуясь тягой двигателя,это как-то надёжнее,да и процесс более управляемый. ИМХО,решающая причина ЧП-это ошибочное решение капитана,а не конструктивные дефекты судна.
Самое правильное решение, это развернувшись дать газу, и идти обратно откуда пришёл. Непринятие такого решения главная ошибка капитана. Остальное следствия.
#14
Отправлено 30 марта 2011 - 08:45
#15
Отправлено 30 марта 2011 - 12:14
#16
Отправлено 30 марта 2011 - 20:55
#17
Отправлено 30 марта 2011 - 21:50
#19
Отправлено 30 марта 2011 - 22:15
#22
Отправлено 31 марта 2011 - 05:42
в свете этих событий предлагаю и в дальнейшем делиться опытом при попадании в критические ситуации и положения . Все мы учимся сами и опыт других весьма кстати будет особенно начинающим в ПЕПЕЛАЦЕвождении.Методики и школы вождения как я понимаю нет - может кто займется - напишет ????Надеюсь, что не только я буду опытнее.
#23
Отправлено 31 марта 2011 - 10:43
Методика вождения для каждого аппарата индивидуальна,т.к. разные органы управления зачастую разные, но общего все равно много. Главное, это в сложных условиях держать нос против ветра и на подъем, и не бояться дать полный газ, т.к. маневрирование при этом максимально эффективное. (Из практики испытателя)в свете этих событий предлагаю и в дальнейшем делиться опытом при попадании в критические ситуации и положения . Все мы учимся сами и опыт других весьма кстати будет особенно начинающим в ПЕПЕЛАЦЕвождении.Методики и школы вождения как я понимаю нет - может кто займется - напишет ????
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей