Да нет, вполне конечной, если рассуждать не в вакууме, а хотя бы отталкиваться от двух вещей: круиз/гонка и размер. Долго можно будет искать человека, который на крейсере 40+ футов захочет махать двухметровым бревном на небаллансирном руле, так же как и сложно представить штурвал на гоночной двадцатке.
именно
но люди же контраргумент штурвалу на крейсере начинают приводить пример сугубо гоночных болидов, причем небольших, скромно умалчивая о штурвалах на больших гоночных, для океана и кругосветок.
естественно на швертботах штурвал непрокатит. и даже на драконах и подобном небольшом - там слишком легкие и маневренные лодки ,и гоняются они на коротких дистанциях где постоянно идет маневрирование.
ну и совсем неочевидный факт - лодка со штурвалом ощущается совсем по другому. естественно человеку, привыкшему к румпелю, поначалу будет не привычно. первые пару часов скорей всего будет вообще непонятно как им рулить. то, что штурвал менее информативен (что вовсе не означает что он не информативен вообще) не означает что лодку чувствовать не будешь - это как раз наоборот заставит учиться чувствовать именно лодку а не румпель, задействовать другие каналы информации. после этого и на румпеле лучше рулить выйдет.
Все дело в том что на советских лодках штурвал - редкость, и мало кто к нему привык. Я же начинал именно на штурвале и лет 5 на нем отрулил в дальних походах, и уже потом перешел на румпель. При этом у меня с румпелем тоже нет никаких проблем, просто он требует повышенного внимания к себе + обычно это старые лодки с мягко говоря фиговой эргономикой. Начина с той же л6 этого не замечаешь, но вообще-то подобная организация кокпита, свойственная старым классическим лодкам, очень неудобна и в гонке и на переходе, есть гораздо более удобные. И там не приходиться ставить автопилот потому что рулить очень утомительно Но это уже не о штурвале разговор, а в общем о лодках.