Надо найти ровную площадку (поле), и попробовать поехать по прямой с закрытыми глазами. При малейшем отклонении передних колёс автО БЕЗ ГУРа тут же давлением руля на руку "скажет" об этом. АвтО с ГУРом вряд ли. На лодке примерно так же.
Хотя к особенностям поведения автО с усилителем после автО без оного я хоть и недолго, но всё же привыкал.
Когда рулишь "глазами" что автО, что катером, что моторишь на яхте - всё где-то рядом. Но правильной (оптимальной) настройки парусов при штурвале без ОС (важное условие для правильной работы автопилота) без опыта хождения на румпельной лодке вряд ли удастся достичь. Хотя сейчас специально для яхт есть машинки, у которых есть возможность как включать ОС (рулёжка руками под парусом), так и отключать её (рулёжка под двигателем, рулёжка автопилотом).
Зы: Бывает, что на румпельных лодках очень тугие подшипники (втулки) балера. Тогда и на румпельной лодке может пропасть ОС. Но это не правильно! У меня например, когда лодка на берегу, перо с незакреплённым румпелем поворачивается несильным ветром. ОС "на месте"!
ээ, а зачем мне ехать прямо по кривым дорогам?)))
А если серьезно - даже на прямой автостраде при нормальной подвеске бросаешь руль что на гуре что без - авто едет прямо. если есть гур - это не значит что колеса не встанут "по потоку", точно так же встанут, просто усилия на руле меньше. И даже когда подвеска уже не в порядке и машину ведет - какие проблема придержать руль так что бы машина ехала прямо?
Ну а по поводу закрытых глаз - так это проблема не того что через руль вы дорогу не чувствуете. это проблема того что вы машину только через руль чувствуете, а надо и другими чувствами ощущать, и тогда поворот машины чувствуется и с закрытыми глазами Задницей надо дорогу чувстовать, тогда гур и перестает мешать)))
И на лодке аналогично - надо ощущать именно лодку, как идет лодка, а не только как ведет себя руль. Идет ли лодка прямо, или поворачивает - это надо не по руля, это надо другими органами контролировать, и работу парусов так же. И настройку парусов надо ощущать не по румпелю, а по лодке в целом.
А что до баланса - на штурвале как раз тенденция лодки к уваливанию/приводу наоборот лучше ощущается. чем на румпеле. Дело в том что на штурвале видно четкое положение прямо, а на румпеле - сидя сбоку да еще на борту вовсе не видно положение румпеля, а при малых отклонениях пера усилия тоже малые, и соизмеримы с трением в узлах (а оно на самом деле заметное), в результате на румпеле не чувствуется если он слегка повернут и этого не видно. А на штурвале - точно так же не чувствуется но его видно! И ты всегда 100% знает точное положение пера, причем точнее чем на румпеле: если один оборот штурвала это 45 гр поворота пера, то 10 гр поворота штурвала это всего 1,25 гр отклонения пера - на румпеле этот градус не увидеть, тем более сбоку, а на штурвале видно и пол градуса.
И как результат - на штурвале просто ставишь перо строго прямо, с точностью до полуградуса положение пера, и смотришь куда лодка хочет, привестись или увалиться. А на румпеле такое гораздо сложнее провернуть. Так где лодка точнее ощущается?))) А усилие на пере на штурвале тоже без проблем ощущается - когда штурвал крутишь там же тоже силу прикладывать надо, вот по этой силе нагрузка на перо и видна. Просто она меньше чем на румпеле - но так и рулить легче, меньше устаешь, а малые усилия и на румпеле плохо ощущаются.