Из книги "Модели и любительские суда на воздушной подушке" - Ежи Бень:
Экспериментальные модели служат для проведения испытаний
более совершенных АВП. В процессе их создания возникает возможность
выявления конструктивных недостатков и эксплуатационных особенностей будущих АВП
Из опыта могу сказать. что управление моделями очень схоже с управлением настоящими СВП
(довелось порулить Марсом и Стрельцом), при подобных схемах ВП, приёмы вождения достаточно подобны
не смотря на существенную разницу в размерах, и особенно в весе.
А на моделях экранопланов можно воочию пронаблюдать довольно специфические, чисто экранные явления,
не присущие другим видам ЛА...
Что касается выявления конструктивных недостатков,на моделях порой можно отследить такие вещи,
которые не вычислишь никакими расчётами, не диагностируешь в трубе, не предскажешь какими-то умозрительными заключениями.
Вот пример:
Если для
вот такой модели
экранолёта (тип "С") очень полезны для поперечной устойчивости отогнутые вверх дополнительные плоскости, так называемые ОЧК (отьёмные части крыла) или по-простому "уши":
Для достаточно
высоко летающего, и оснащённого элеронами аппарата такое решение вполне себе хорошо...
А вот для аппарата (тип "А"), летящего исключительно впритирку к экрану, обнаружилось, что такие "уши" только ухудшают
его устойчивость, модель, изначально оснащённая ими ну никак не хотела нормально лететь:
Все попытки поставить их под другим углом ни к чему хорошему не привели, и... тут помог случай:
в одном из заездов одно из этих ОЧК отвалилось.
(т.к. место их крепления было уже изрядно прослаблено возникшими переделками)
Тогда я решился попробовать запустить модель оторвав и второе "ухо".
После этого моделька просто замечательно полетела, и окончательно приобрела вот такой вид:
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал S_Vladimir: 16 октября 2011 - 12:53