Перейти к содержимому

Фотография

Защита электроники при попадании молнии


Сообщений в теме: 124

#26 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 07 апреля 2013 - 01:51

Вопрос очень интересный! Но в вопросах молниезащиты хотелось бы услышать мнения профессионалов.
А что если в грозу бросать за борт кабель заземления, приклепленный к металлической мачте. Это спасет корабль и аппаратуру?

так мачта уже вроде заземлена на киль? Обычно бросают кабеля привинченные к вантам и штагам.. Видел такое. Но думаю, что при прямом ударе не поможет. Знергетика запредельная.
  • 0

#27 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 766 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 07 апреля 2013 - 14:28

так мачта уже вроде заземлена на киль? Обычно бросают кабеля привинченные к вантам и штагам.. Видел такое. Но думаю, что при прямом ударе не поможет. Знергетика запредельная.

около 50 кВт.ч
  • 0

#28 Alexey Zinchenko

Alexey Zinchenko

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 154 сообщений
  • Из:Trogir, Одесса
  • Судно: Beneteau Oceanis 40

Отправлено 07 апреля 2013 - 14:48

Вопрос очень интересный! Но в вопросах молниезащиты хотелось бы услышать мнения профессионалов.
А что если в грозу бросать за борт кабель заземления, приклепленный к металлической мачте. Это спасет корабль и аппаратуру?


Цитата:
"Первый раз за много лет я вытащил из цепного ящика якорную цепь, обнес ее вокруг мачты и закрепил. Оставшуюся часть пронес через палубу и опустил в воду, чтобы обезопасить себя на случай удара молнии и отвести ее энергию за борт."

Из Yachting Monthly, Summer-2011
Перевод А.Н. Зинченко


Еще:
"Иногда на яхтах, где отсутствует система заземления, во время грозы за борт опускают отрезок провода, соединенного с вантой или мачтой. Это неэффективное решение, так как провод не имеет достаточной площади соприкосновения с водой и не может эффективно отдать ей энергию молнии. В крайнем случае, на малой лодке такую схему можно применить при условии, что к концу провода будет присоединена медная пластина площадью не менее 1 квадратного фута, погруженная под воду.
Неразумно использовать в качестве «земли» винт двигателя, даже если он имеет подходящую площадь. В этом случае большой ток пойдет через двигатель, чего допускать нельзя. Еще худшая идея – организовывать «землю» на забортные отверстия. Известны случаи когда молния вырывала их из корпуса и яхты тонули."
  • 0

#29 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 08 апреля 2013 - 02:16

Всем высказавшимся большое спасибо.
Дабы мыслью по древу не растекаться соберу ответы в один пост.

Параметры этого импульзя не предсказать. Поэтому стандартные способы может и будут работать, но без гарантии ( в смысе выхода из строя их и защищаемых цепей).

Можете привести схемки стандартных способов Вам известных ?

Все верно, есть такой момент - нужно обратить внимание на сечение заземляющих проводников и их расположение. Высокочастотный разряд, как справедливо сказано выше, очень не любит повороты и может найти короткий путь, через борт или днище, например.

Да коллега, этим вопросам внимание уделено конечно, мачтовый заземляющий провод 50кв/мм
От вантпутенсов 32 кв/мм. Леера тоже 32 кв/мм
Вот с прямыми линиями не везде получается - ну сами понимаете лодка есть лодка.
Но я читал литературу по заземлению, встретил там рекомендации - радиус изгиба заземлителя минимальный 150 мм,
вот этим рекомендациям и следовал.

Да, 24 супрессора и газоразрядника, и еще и сопротивления последовательно. В хлам все.. Interphase 16 картплоттер и эхолот на помойку. Погорело управление помпами и контроллер СБ.

Коллега примите мои сочувствия по данному поводу http://forum.katera....tyle_emoticons/default/mellow.gif

.... Один из отростков закончился на фонаре пристани. По прямой метров 50-60 до фонаря было. Приборы все выжили. Спасают разрядники и диодики как то. Правда картплоттер уже был подключен через DC-DC изолированный преобразователь и отвязан оптикой от остальных (отвязывал и ставил преобразователь отнюдь не для борьбы с молниями)

Не могли бы Вы коллега привести схемку вашей защиты ?
  • 0

#30 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 08 апреля 2013 - 02:21

Ну а пока V1.1 lightning_protect_1.1.jpg
  • 0

#31 Alexey Zinchenko

Alexey Zinchenko

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 154 сообщений
  • Из:Trogir, Одесса
  • Судно: Beneteau Oceanis 40

Отправлено 09 апреля 2013 - 12:16

Описание молниезащиты есть в "Boatowner's Illustated Electrical Handbook", глава "Lighting Protection" на стр. 74. Ссылка на скачивание книги была здесь на формуме: http://forum.katera....0 от D_Bogatov.
  • 1

#32 krokodil_51

krokodil_51

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 244 сообщений
  • Из:Cамара
  • Судно: Venezia Doral

Отправлено 09 апреля 2013 - 17:16

Ну а пока V1.1


Я вас расстрою :) И от молнии не спасет и работать не будет вообще :) На шинах данных вы супрессорами фронты завалите..., скорость обмена нужно будет снижать...
  • 0

#33 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 09 апреля 2013 - 19:20

Описание молниезащиты есть в "Boatowner's Illustated Electrical Handbook", глава "Lighting Protection" на стр. 74.
Ссылка на скачивание книги была здесь на формуме: http://forum.katera....0 от D_Bogatov.

Большое спасибо коллега!
Скачаем, почитаем, подумаем, сделаем :)
  • 0

#34 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 09 апреля 2013 - 19:23

Я вас расстрою :) И от молнии не спасет и работать не будет вообще :) На шинах данных вы супрессорами фронты завалите..., скорость обмена нужно будет снижать...

Обоснуйте пожалуйста.
Такие TVSы ставятся в схемах защиты Ethernet до 1Gbps и ничего не валят фронты.
Впрочем тут рассуждать можно много, а осциллограф имеется и источники и приёмники сигнала имеются - делов то собрать да померять.
  • 0

#35 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 09 апреля 2013 - 19:43

Увы как обычно без подробностей p1.jpg
  • 0

#36 Alexey_R

Alexey_R

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 138 сообщений
  • Из:Oxford

Отправлено 10 апреля 2013 - 01:33

Кстате заземленная клеть Фарадея где нибуть в рундуке для хранения резервной электроники типа ручного GPS и рации - поможет ли ? Похоже молнее защита не спасает электронику, только людей и сводит повреждения лодки к минимуму. Тут шарил инет на тему - самый большой опыт по молниям конечно в США, во Флориде их похоже больше всего по статистике.
  • 0

#37 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 10 апреля 2013 - 03:02

Кстате заземленная клеть Фарадея где нибуть в рундуке для хранения резервной электроники типа ручного GPS и рации - поможет ли ?

Уже говорили и тут и в других темах.
Да спасает.
Даже заземленная металлическая духовка, ежели присутствует таковая в газовой плите - спасает.

Похоже молнее защита не спасает электронику, только людей и сводит повреждения лодки к минимуму.

От прямого удара конечно очень тяжело построить защиту.
А вот от наведенного эл. магнитного импульса, при ударе недалеко от лодки - можно. И это и хотелось бы сделать.
  • 0

#38 krokodil_51

krokodil_51

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 244 сообщений
  • Из:Cамара
  • Судно: Venezia Doral

Отправлено 10 апреля 2013 - 06:35

А вот от наведенного эл. магнитного импульса, при ударе недалеко от лодки - можно. И это и хотелось бы сделать.


Это уже реальнее. Только вот как проверять свою защиту будете? Как проверить конечный результат? На "столе" не получится, будете ждать реальных событий? Эта задача не так проста, как кажется :(
  • 0

#39 Трибун

Трибун

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 657 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Отправлено 10 апреля 2013 - 10:36

Только вот как проверять свою защиту будете? Как проверить конечный результат? На "столе" не получится, будете ждать реальных событий?

Можно не ждать http://www.tesladown...alek30003Ft.jpg
  • 0

#40 miami

miami

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 626 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: St.Pierre Dory

Отправлено 10 апреля 2013 - 11:16

Увы как обычно без подробностей
p1.jpg

Тут как раз все просто,
либо - 1 вариант ставишь кучу специально разработанных защит и готовишся их менять после сработки.
либо - 2 вариант на период грозы отключаешь ВСЕ нафик :D

Итак давайте последовательно от чего и как защищаемся:
1 Ядерный удар - вся ПП техника горит (ес-но в зоне поражения) ибо от жосткого излучения разрушается разрушается структура полупроводников, исключение - ламповая техника, она жила, живет и будет жить.
2 Разряд молнии - прямой удар или рядом роли не играет, электромагнитная волна все равно наводится.
В любом проводнике достаточной протяжонности будет наводиться ток, соответственно появится напряжение растекания - при этом, чем тоньше путь протекания, тем выше наведенное напряжение.
Отсюда - все антенно-мачтовые сооружения (хотя-бы в период грозы) должны быть заземлены (заводнены :D ) площадь заземления должна быть как можно больше (для снижения напряжения растекания)
Следовательно - защита аппаратуры должна быть предусмотрена на этапе строительства судна, цепочка мачта-корпус-вода в этих целях первична.
Если лодка металлическая - все просто - мачту заземляем на корпус медным толстым проводом и головой не болеем, на антенны ставим калиброванные (рекомендованные производителем аппаратуры) разрядники и все впорядке.
С деревянными и пластиковыми судами сложнее - тут надо предусматривать полное отключение аппаратуры и от антенно-мачтовых устройств, и от питания, с закорачиванием входных цепей (как наиболее нежных).
По большому счету, если используется рекомендованное регистрами оборудование, то производитель проводил испытания своего оборудования на ЭМ воздействие и в документации должны даваться рекомендации по монтажу и защитным доп. устройствам. Прятать аппаратуру в железные и прочие ящики бессмысленно (этож какое гавно надо использовать :blink: ).
Всякое самоблудие конечно может иметь место, но простой вопрос - не ужели кто-то круче производителя :o ?
3 Огни "Святого Эльма" - вот это ВЕЩЬ - вроде не кусает но с аппаратурой творится черте-чё, проще просто выключить.
  • 0

#41 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 766 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 10 апреля 2013 - 11:50

Можно не ждать http://www.tesladown...alek30003Ft.jpg

Можно самому сделать:
http://teslacoil.ru/...oon-tesla-coil/
  • 0

#42 krokodil_51

krokodil_51

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 244 сообщений
  • Из:Cамара
  • Судно: Venezia Doral

Отправлено 10 апреля 2013 - 16:30

Можно не ждать http://www.tesladown...alek30003Ft.jpg

Вы путаете, красивый фокус и молния - между ними нет ничего общего:-)
  • 0

#43 Alexey_R

Alexey_R

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 138 сообщений
  • Из:Oxford

Отправлено 10 апреля 2013 - 16:34

Можно самому сделать:
http://teslacoil.ru/...oon-tesla-coil/

Это все баловство детей развлекать. Серьезные пром размеры я видел при испытании высоковольных прибамбасов - там молния симулируется между здоровенными медными шарами ( по несколько метров в диаментре).

Похоже тут надо пересмотреть весь вопрос о разводке электрики и антенных соединений. Возможность быстрого отключения (и сьема желательно) надо продумать зарание. Просто вырубание кнопок на панели не всегда помогает нужны конкретные такие промышленные рубильники - хотя бы на батарею.

Кстате делетанский вопрос. 12v в принципе три шины - плюс,минус и земля. Если предусмотреть рубилники для отключения от источников питания и заземляния шин плюса и минуса - поможет ли что от критических нагрузок в проводах ?
  • 0

#44 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 766 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 10 апреля 2013 - 16:40

Это все баловство детей развлекать.

Мне сайт понравился! :shuffle:
  • 0

#45 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 10 апреля 2013 - 16:52

....
Можете привести схемки стандартных способов Вам известных ?

...

Давно это было. Выбирались стандартные модули из каталога WAGO. Там (вроде) и примеры расчетов.
  • 0

#46 Alexey_R

Alexey_R

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 138 сообщений
  • Из:Oxford

Отправлено 10 апреля 2013 - 17:11

Давно это было. Выбирались стандартные модули из каталога WAGO. Там (вроде) и примеры расчетов.


Одно такое замечание - как избежать пайки проводов разводки ?

Для развода электрике на водоплавающих - провода необходимо иметь специальные (обычно с покрытием оловом или посеребренные) и все соединения обжимаются и обжим потом герметизируют (например специальным пластиком который сжимается от температуры). Голые провода или распайка - это гарантия гемороя через пару сезонов. В Wago таких соединений не заметил.

Почтому рекомендация о применения TVS (ПОН) вызывает интересный вопрос: А как ? Избегая пайки получить соединение - притом надо учитывать восможность смены выгоревших TVSов в системе.

Предохранители например можно в линию вставить,но что лучше предохранитель или переходные ограничители напряжения TVS ? Вопрос конечно глупый - но хотелось бы просто знать какая система будет более надежна и по возможности проста в обслуживании.

Сообщение отредактировал Alexey_R: 10 апреля 2013 - 17:12

  • 0

#47 Alexey_R

Alexey_R

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 138 сообщений
  • Из:Oxford

Отправлено 10 апреля 2013 - 19:19

Поговорил со специалистом на эту тему. Идея заземлять другие отключенные шины плохая - лучше их оставить изолироваными. TVS на УКВ провод обязательно (нагрузка с антены начинается раньше чем визуально видно грозу). Нормальные провода по стандартам (в Европе и Штатах они описаны). Единственно что не стандартное - надо предусмотреть и потренироватся с быстрым отключением всей электроники Идея аварийных рубильникoв на электропинании с батарей,он говорит не плохая, лучше стандартных выключателей (не пробьет - правда надо наверно их как то от влаги защитить). Резервная электроника в клетку Фарадея. Собственно и все. Oстальное уже обкатано и описано в пособиях. Тут я бы больше верил американцам у них все же гроз больше и защиту лучше делать по американским стандартам (т.e. заземление мачты на внешнию пластину,толшина проводов и их качество и т.д.)
  • 0

#48 Alexey_R

Alexey_R

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 138 сообщений
  • Из:Oxford

Отправлено 10 апреля 2013 - 19:31

И еще если на антенное соединение уже идут помехи зарание и ТVS нужен, но неплохо бы зарание определить угрозу молний.

Вот в штатах замученные грозовыми бурями - подобные прибамбасы предлогают говорят за десятки миль чуят приблежение грозы Lightning Detectors
Думаю полезно если вы еще сомневаетесь - вырубать и выдергивать все электрическое или просто шквал идет.
  • 0

#49 Alexey_R

Alexey_R

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 138 сообщений
  • Из:Oxford

Отправлено 10 апреля 2013 - 22:17

Вот еще пример американских очумельцев:Как по уму заземплить парусник

Вот пример статей от шараги в штатах кто этим профессионально занят:статьи о защите
  • 0

#50 Трибун

Трибун

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 657 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Катер
  • Название: Самопал

Отправлено 10 апреля 2013 - 22:58

По радио грозовые разряды слышны задолго - это может быть сигналом к эвакуации аппаратуры. Про мачты тоже где то читал интересное - в районе Останкино молнии чаще всего бьют не в вершину мачты, а в прилегающую территорию. Там даже служебные подходы закрыты клетчатыми корридорами, как для тигров в цирке. Что физически определяет точку удара и маршрут шнура вовсе не столь понятно и очевидно, как кажется.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей