Спасибо огромное!
Весь вопрос как раз - соотношение волна-ветер. По Вашему опыту на основных курсах каково реальное соотношение? Мне бы хотелось быть уверенным, допустим, ветра 10 попутного (или 5, где предел при идеальной настройке парусов?) Где предел, чтоб паруса не хлопали? Волна 2,5 с разных направлений. Паруса настроены не на скорость а на верорулевой. примерно в таком разрезе из вашего опыта. И все же, какой из трех пилотов Вам больше понравился, стоят они серьезно. Убило хлопать своими парусами ничью.
Ну и мы для себя решили: наш формат средние и длинные переходы. Да, надо, чтоб перо вынималось из воды, иначе, как повороты крутить?
Тут немного смешалось, но попробую рассказать. Паруса хлопают по двум причинам
- сильно меняется вымпельный ветер когда мачта качается (ветроуказатель крутится на топе +-90 градусов и более, вплоть до вращения на 360 если ветра совсем нет :-) )
- лодка качается из-за чего под действием силы тяжести гик старается занять нижнее положение и тоже начинает болтаться.
С первым практически ничего сделать нельзя, я обычно просто подбираю шкоты больше чем надо, чтобы минимизировать хлопки (которые совсем не безвредны для парусов). А со вторым фактором очень просто побороться используя preventer (завал таль по русски) для того чтобы зафиксировать гик в пространстве. У меня два превентера постоянно заведены и выведены в кокпит, так что это секундное дело.
Так что немного эксперимента и это явление можно побороть до приемлемого уровня. В принципе если есть 3-5 узлов ветра уже все будет неплохо.
Если паруса будут настроены на ветрорулевой это практически тоже самое что настройка на скорость (повернутый руль чтобы удержать несбалансированную лодку на курсе - отличный тормоз).
Для того чтобы сделать поворот не надо перо вынимать из воды. На легкой лодке (Albin Vega) я крутил повороты оверштаг используя сам windvane. Hydrovane как перо поставили в начале похода, так оно там и стояло до его окончания (включая маневры в маринах), но это потому что его неудобно снимать. На Monitor and Holland оно складывается элементарно потянув за веревочку.
Еще есть возможность управлять используя самый маломощный (дешевый) румпельный автопилот (он рулит виндваном, а уже тот рулит яхтой) потому что в этом случае он работает без какой-либо нагрузки. Лично я такую конструкцию не городил, но она вполне жизнеспособна.
Опасения о том, что баллер сломается из-за расстояния до воды беспочвенны по двум причинам - там нет баллера на №1 и №2 из моего списка и на самом деле чем больше плечо, тем большее усиление дает эта конструкция, поэтому производитель НЕ рекомендует ставить слишко низко (причем чем больше яхта тем более весомое эта рекомендация).
А в №3 там есть баллер (который весьма тяжелый пруток нержавейки наверное что-то в районе 32 мм в диаметре и идет он на всю длину в трубе с наружным диаметром 55 мм) и рулит он сравнительно маленьким балансирным пером.
Да, корректировка курса это 2 секунды потянуть одну веревочку (которая заканчивается около выхода в кокпит) сантиметров на 5-10, не сильно отличается от нажатия кнопки "+10", значительно больше времени уходит на подстройку парусов, которую многие обладатели мощных автопилотов просто игнорируют, постокольку не замечают до тех пор пока он справляется и выигрывает в битве с ветром за удержание лодки на курсе.
В любом случае я спокойно доверяю вахту сыну 13 лет когда яхта идет под ветрорулевым (не в Ла-Манше конечно, а в Северном море вполне себе было много раз) потому что я знаю что у нас не получится самопроизвольный поворот, мы не встанем в левентик итд. Диалог типа "Пап, мы что-то слишком пошли на юг" , "Ну подправь через 15 минут если ничего не изменится" вполне обычное дело. Причем "подправь" включает в себя подправить курс и подправить паруса. Если ветер менятся каждые 10 минут, то там никакой автопилот не поможет - бездельничать не получится.
Автопилот очень полезен под мотором (поэтому должен быть :-) ) и для того чтобы освободить руки для какой-то операции, например чтобы одному рифы взять, грот поднять.... У меня их было 4 (в разное время конечно) и 2 из них ломались, причем поломки был механическими и не устраняемыми в море на коленке.
Ответ на вопрос какой лучше достаточно сложный
Надо ответить для себя на два вопроса - приемлемы ли веревки в кокпите к штурвалу или румпелю или нет (ну и не гидравлика) и плясать оттуда. С румпелем есть вариант с "обратным румпелем".
Holland самый дешевый (набор стоил 1100 евро из которых 200 была доставка в Россию, ну и надо было еще уговорить доставить - это был первый отправленный сюда), долгий но интересный в сборке (мне понравилось - лего для взрослых). Имеет простор для улучшения, сделан из деталей широкодоступных в любом месте мира. Интересная особенность - есть несколько оригинальных деталей, но на КАЖДУЮ оригинальную деталь есть чертеж как сделать ее из подручного материала (проката).
Работает без особых нареканий.
Монитор известный продукт сделан качественно, и отличный служба поддержки. Я когда его купил и поставил через пару тысяч миль перетерлась оплетка на одном из тросе, я подумал ну ладно - проверил, вроде не за что не задевает, переставил трос все повторилось еще через пару тысяч миль, но так как поход закончился отложил решение этой беды до следуюшего лета, а зимой получил письмо с вопросом - на какой адрес выслать новые блоки и тросы, потому что была выявлена проблема с профилем канавки в блоке нового образца, которая вызавает перетирание и они внесли изменения. Получил, проблема исчезла.
Hydrovane - наиболее сложная конструкция и не ремонтируемая в полевых/удаленных местах. Любые части надо заказывать (все есть у производителя, доставка быстрая, запчасти дорогие). Мне его стукнули когда лодка была зашвартована в марине зимой (как всегда никто ничего не видел и не слышал) погнули трубу вала, снял заказал оставил внизу чтобы весной поставить.... начал ставить - трещина на верхнем креплении (но ее там не было когда снимал) и следы желтой краски на нем... заказал все поставил отходили 2500 nm в этом году при подъеме на берег обнаружил лопнувшее кольцо внизу, на работоспособность не влияет, но надо менять....