Я полагаю, для таких мелкосидящих плоскодонных корпусов нужно пользоваться теми же методами расчета, что и для швертботов, т.е принимать за цбс таковой шверта и руля (грубо), не учитывая корпус.
Также учтите " топящий" момент от мачты, расположенной близко к носу.
Несимметричное расположение мачт ...ну , тот же чебакко, или джонки. Одним галсом получится выгоднее .
Понял. Если шверт двигать в корму - то альтернативы качающемуся нет. Кинжальный в поднятом состоянии торчать будет очень сильно и мешаться. А качающийся в самый раз вписывается.
Насчёт сдвига мачты - получается что в режиме мотосейлера - не ужас как критично. Ладно...
Теперь касаемо цифр по парусам.
Для иола. Положение ЦП 2,88м от 0 ТЧ(считаю от кормы), высота ЦП от КВЛ 2,66м, площадь парусности 15,35м.
Кэт кеч. ЦП 2,81м от 0 ТЧ, высота ЦП от КВЛ 3,51м. Получается на 0,85м выше иола при площади парусности 14,92м. С виду - неприятно...
Вот не помню, где видел формулы расчёта кренов, сил и терпения.п, связанных с парусностью(((. Может, кто напомнит, где посмотреть?
По площади парусов - думаю, то что получилось это наверное предел, больше не надо. Соотношение парусности и водоизмещения как у "Натали 550"(15 м2 на тонну), а она таки конкретно яхта...