Перейти к содержимому

Фотография

Бортовая сеть - внешнее питание


Сообщений в теме: 138

#1 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 17 октября 2018 - 14:56

Собираюсь модернизировать бортовую сеть.

Вопрос: если на входе с берега поставить преобразователь 220В => 12В (например такой https://www.chipdip....roduct/rs-75-12 ), можно ли с него сразу заряжать аккумулятор, или обязательно нужно ставить зарядку аккума отдельно?

Изначально была мысль питание 220В => 12В чисто в бортовую сеть (отключая аккум), и отдельно поставить зарядку акума. Но потом вспомнил схему автомобилей - там же отдельно зарядки аккума нет, на сеть одновременно работают и генератор и аккум, и он сам заряжается сколько ему надо - тогда и на яхте отдельной зярядки ставить не надо, просто подавать в туже сеть 12в с берега, не отключая аккум, а он сам будет заряжаться сколько ему надо? Аналогично если ставить подвесной мотор с генератором - то с него просто два провода в общую сеть, а атм все само образуется?

 

ЗЫ аккум обычный автомобильный, 60..70 Ач. В бортовой сети только ходовые огни, освещение, прикуриватели для зарядки гаджетов (подумываю поставить еще преобразователь 12В => 5В и USB разьемы для зарядки). Ну и понятно что трехпозиционный переключатель питания только с аккума, все выкл, с берега+аккум.


  • 0

#2 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 669 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 17 октября 2018 - 15:26

Гуру подтянутся, скажут, как правильно. Я просто на базе своего опыта. Поэтому - по дилетански. У нас стоял обычный автомобильный зарядник.

Проблема в том, что для зарядки аккумулятора требуется больше 12 в. Поэтому Ваш преобразователь аккумулятор полностью не зарядит. А от автомобильного зарядника сетевые потребители оказываются перегруженными.

Но проблема облегчается тем, что лампы и прочие устройства допускают перегрузку по напряжению. В автомобиле так и есть. Хотя это и не полезно. С другой стороны, подзаряжаться будете у берега. В это время на борту практически все выключено.

По феншую - надо такой, как по ссылке на сеть, и типа автомобильного на аккумулятор. Они оба достаточно маленькие, поэтому места хватит.

Все - ИМХО! 


  • 1

#3 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 17 октября 2018 - 15:44

Преобразователи есть и на 13,5..13,8В, как в автомобиле в сети на ходу. Уже думал об этом, что надо больше 12 для зарядки.

С другой стороны, поскольку прикуриватели и лампочки - всеравно на авто рассчитаны, а там 13,5В, то с автомобильными приборами проблем не будет. Вот с компьютерными - тут да, возможны нюансы.

 

Автомобильный зарядник в сеть - точно есть нюансы, т.к. зарядник регулирует напругу и/или ток по мере зарядки аккума, там обраная связь есть, и дополнительные потребители будут вмешиваться в этот процесс. Потому простой зарядник на питание бортовой сети - ну его, тем более что блок питания аналогичных денег стоит.

Еще конечно можно рассмотреть БП от компьютера :D но сомневаюсь что будет заряжать аккум... Но чисто на сеть - можно, там сразу и 12В и 5В, и даже 3,3В - на какие-нибудь диоды от фонарика например.


  • 0

#4 dreamer

dreamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 645 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: Ямаха30
  • Название: Эрма

Отправлено 17 октября 2018 - 16:37

Генератор двигателя выдает больше 12 вольт от сети ничего при этом не отключается и не перегорает.


  • 0

#5 A.E

A.E

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 914 сообщений
  • Из:Владивосток

Отправлено 17 октября 2018 - 16:42

Тоже не гуру, но имхо предложенный БП или аналогичный на 13,5..13,8В не будет дружить с одним АКБ долго без доп. контроля..

Посмотрите ИБП Волна 3/20А производства Бастион (модель могла измениться). Имеет отдельные выходы для потребителя номиналом 12 В и для АКБ внешней до 60 Ач или встраиваемой до 12 Ач. Последние служат как положено 3-5 лет.

 

Да, правда, габариты больше и цена около 6000


Сообщение отредактировал A.E: 17 октября 2018 - 17:08

  • 0

#6 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 17 октября 2018 - 17:34

если в 12в сети есть постоянно подключенный аккум, то можно без проблем туда пускать ток с зарядного, аккум все излишки напряжения берёт на себя. А вот если окажется что зарядное свои 14.2 вольт гонит в сеть (например если там есть потребители и контроллер заряда подумал что это аккум большой ёмкости) а аккумулятора нет - то да, будет перенапряжение. 

Но сложно представить современный девайс расчитанный на 12в, которому что-то сделается на 14..

 

Тут ещё важно чтоб при запитывании с берега никакие торчащие в воду железки не оказались скоммутированы в бортовую сеть ни по земле ни по напряжению. Причём торчащие в воду не только снаружи но и внутри (типа откачиваюшего насоса)


  • 1

#7 yfafyz

yfafyz

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 339 сообщений
  • Из:РОССИЯ
  • Судно: помошник

Отправлено 17 октября 2018 - 17:52

Использую в таком режиме http://orionspb.ru/s...stvo-vympel-32/

Второй год, полет нормальный. Потребители не горят, акумы не кипят, заряжаются хорошо. 


  • 2

#8 maxster

maxster

    Рулевой 2-го класса

  • Офицер
  • 201 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Beneteau First 375
  • Название: Dancer

Отправлено 17 октября 2018 - 19:56

При зарядке аккумуляторов важен ток. А такой блок питания стабилизирует напряжение. Еще он никак не реагирует на состояние аккумулятора. Зарядить им можно на безрыбье, но ток через аккумулятор и степень его заряда придется контролировать вручную. Перезаряд плохо - акк греется, воняет парами кипящего электролита. При выкипании уровень электролита падает, начинают сульфатироваться и сыпаться пластины. Результат в лучшем случае - потеря аккумулятора.

Не стОит оно того, надо нормальный специализированный зарядник взять. Да, будет дороже. Но аккумуляторы будут жить дольше, так что в дальней перспективе то на то и выйдет.

 
Потребителями во время зарядки пользоваться можно. Только  предварительно рассчитать, чтобы ток через аккумулятор + ток всех потребителей не превышал возможности зарядника. 
 
Вольтаж не проблема, любые 12-вольтовые потребители прекрасно живут в бортовой сети под напряжением 14.2 вольта с генератора стационарного двигателя. А в электронике вообще часто ставят по входу микросхему стабилизатора, которая обеспечивает нормальную работу устройства при входном от 9 до 30 вольт.

  • 0

#9 DmIP

DmIP

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 280 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: п/м судно
  • Название: КИ

Отправлено 18 октября 2018 - 00:25

Современные зарядные устройства типа Стек и др. могут заряжать различные АКБ  (обычные, гелевые, АГМ и т.д.), а также имеют функцию блока питания 12 В -без АКБ. Все уже придумано.

Сам использую самодельный регулируемый блок питания, настраиваемый либо на зарядку, либо на питание бортовой сети без АКБ . Аккумуляторы живут долго.


Сообщение отредактировал DmIP: 18 октября 2018 - 00:34

  • 1

#10 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 18 октября 2018 - 10:38

 

При зарядке аккумуляторов важен ток. А такой блок питания стабилизирует напряжение. Еще он никак не реагирует на состояние аккумулятора. Зарядить им можно на безрыбье, но ток через аккумулятор и степень его заряда придется контролировать вручную. Перезаряд плохо - акк греется, воняет парами кипящего электролита. При выкипании уровень электролита падает, начинают сульфатироваться и сыпаться пластины. Результат в лучшем случае - потеря аккумулятора.

Логично, согласен, я так тоже изначально и думал.

Но как тогда аккумы в авто живут, не пойму? Там же генератор выдает ток без учета потребностей аккума, и регулятор как раз регулирует напряжение, выдаваемое генератором, но не ток (если ничего не напутал). При этом в нормальной эксплуатации аккум как раз почти всегда на зарядке - утром стартер крутанул и весь день подключен к сети с условно неограниченным током, годами - и норм, не кипит... А генер 60..70 ампер выдает, а то и за 120А...


  • 0

#11 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 547 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 18 октября 2018 - 11:04

Естественно на генераторе в авто стоит регулятор. Он учитывает степень заряда аккумулятора. Что мешает поставить любое зарядное устройство на яхту? Зачем этот блок питания, что вы привели ссылку в начале топика? 


  • 0

#12 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 18 октября 2018 - 11:32

У меня от 220 два зарядника (вроде Стек) заряжают стартовую (72) и сервисную (115) батареи. От сервисной бортовая сеть на 12в и от неё помпа, прикуриватели, навигатор, огни, АИС. Седьмой год проблем не ощущаю, но и одновременно 12 и 220 практически не использую - или/или, если только помпа водяная запустится при заряде аккумов.


  • 0

#13 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 18 октября 2018 - 12:22

Естественно на генераторе в авто стоит регулятор. Он учитывает степень заряда аккумулятора. Что мешает поставить любое зарядное устройство на яхту? Зачем этот блок питания, что вы привели ссылку в начале топика? 

А как он учитывает? Я не представляю как он разделяет потребителей - там же все в одной куче, и фары и зажигание и аккум, и прочее. Как мне видиться - он просто поддерживает заданное напряжение и выдает ток сколько сеть попросит.

 

Потому что задача не аккум зарядить, а бортовую сеть запитать. И я вовсе не уверен что это сможет сделать любая зарядка. А зарядки, которые могут работать источником питания - аналог этого БП с доп функцией зарядки. Можно и зарядку, но - там ведь либо зарядка либо источник питания?

А вопрос-то в другом - можно ли заряжать источником питания, тем более что на практике (и в авто, и выше пост) похоже так и делают. Да и на яхтах - при наличии стационарного двигателя или генератора на подвесном тоже ведь нет отдельной зарядки, просто выдают 12В в сеть и все.


  • 0

#14 DmIP

DmIP

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 280 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: п/м судно
  • Название: КИ

Отправлено 18 октября 2018 - 12:23

Естественно на генераторе в авто стоит регулятор. Он учитывает степень заряда аккумулятора. Что мешает поставить любое зарядное устройство на яхту? Зачем этот блок питания, что вы привели ссылку в начале топика? 

   Генератор на авто никак не учитывает степень заряда акб, он тупо выдает свои 14 В на все потребители (зимой напряжение может повышаться).   Считается,что генератор не дает 100% заряда акб , работающих в буферном режиме.

    Специальное сетевое зарядное устройство формирует специальный профиль заряда для каждого вида АКБ с повышением напряжения в конце заряда до 14,5 -15,5 В и последующим отключением ЗУ или перехода его в режим оддержания 13--13,5 В. Таким образом АКБ набирает свои 100% емкости.

Получается, что на авто АКБ не набирают полной емкости, но современные батареи это терпят .

Раньше рекомендовали делать полный токовый заряд от сети каждые пол-года, особенно перед зимой.

Поэтому срок службы АКБ на авто 2--3 года, который можно реально продлить правильной эксплуатацией и зарядкой.

 

  Блок питания при выключенных АКБ на стоянке  должен обеспечить все потребители на борту, в том числе и сильноточные (насосы, злектроунитазы и т.д.), с чем обычные ЗУ могут не справится.


Сообщение отредактировал DmIP: 18 октября 2018 - 12:46

  • 1

#15 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 18 октября 2018 - 12:46

Собираюсь модернизировать бортовую сеть.

Вопрос: если на входе с берега поставить преобразователь 220В => 12В (например такой https://www.chipdip....roduct/rs-75-12 ), можно ли с него сразу заряжать аккумулятор, или обязательно нужно ставить зарядку аккума отдельно?

Изначально была мысль питание 220В => 12В чисто в бортовую сеть (отключая аккум), и отдельно поставить зарядку акума. Но потом вспомнил схему автомобилей - там же отдельно зарядки аккума нет, на сеть одновременно работают и генератор и аккум, и он сам заряжается сколько ему надо - тогда и на яхте отдельной зярядки ставить не надо, просто подавать в туже сеть 12в с берега, не отключая аккум, а он сам будет заряжаться сколько ему надо? Аналогично если ставить подвесной мотор с генератором - то с него просто два провода в общую сеть, а атм все само образуется?

 

ЗЫ аккум обычный автомобильный, 60..70 Ач. В бортовой сети только ходовые огни, освещение, прикуриватели для зарядки гаджетов (подумываю поставить еще преобразователь 12В => 5В и USB разьемы для зарядки). Ну и понятно что трехпозиционный переключатель питания только с аккума, все выкл, с берега+аккум.

У вас уже есть одна сеть 12В. Зачем вторая? :)

В вашем случае достаточно поставить ЗУ для аккумулятора. Все остальные потребители 12В будут питаться по существующей сети от аккума. А ЗУ будет компенсировать разряд аккума. 


  • 2

#16 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 547 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 18 октября 2018 - 12:47

   Генератор на авто никак не учитывает степень заряда акб, он тупо выдает свои 14 В на все потребители (зимой напряжение может повышаться).   Считается,что генератор не дает 100% заряда акб , работающих в буферном режиме.

    

Это кто вам такую ерунду сказал? Вставьте вольтметр в прикуриватель и померяйте напряжение в бортовой сети.

 

 

Специальное сетевое зарядное устройство формирует специальный профиль заряда для каждого вида АКБ с повышением напряжения в конце заряда до 14,5 -15,5 В и последующим отключением ЗУ или перехода его в режим оддержания 13--13,5 В. Таким образом АКБ набирает свои 100% емкости.

Нормальные зу имеют семиступенчатый алгоритм заряда. 


Сообщение отредактировал Yarinen: 18 октября 2018 - 12:48

  • 0

#17 DmIP

DmIP

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 280 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: п/м судно
  • Название: КИ

Отправлено 18 октября 2018 - 12:56

У вас уже есть одна сеть 12В. Зачем вторая? :)

В вашем случае достаточно поставить ЗУ для аккумулятора. Все остальные потребители 12В будут питаться по существующей сети от аккума. А ЗУ будет компенсировать разряд аккума. 

Смысл в том, чтобы не кипятить АКБ при стоянке у стенки или зимой. Сеть одна, источники разные.


Сообщение отредактировал DmIP: 18 октября 2018 - 12:57

  • 0

#18 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 18 октября 2018 - 12:57

У вас уже есть одна сеть 12В. Зачем вторая? :)

В вашем случае достаточно поставить ЗУ для аккумулятора. Все остальные потребители 12В будут питаться по существующей сети от аккума. А ЗУ будет компенсировать разряд аккума. 

Т.е. просто клемму ЗУ на клемму аккума, аккум от сети не отключаем, освещение продолжает светить?

 

Это кто вам такую ерунду сказал? Вставьте вольтметр в прикуриватель и померяйте напряжение в бортовой сети.

Нормальные зу имеют семиступенчатый алгоритм заряда. 

Эээ, напряжение - не ток. И оно гуляет еще и от оборотов двигателя, и от нагрузки на сеть.

На старых машинах вообще на ХХ генер мало чего выдавал и аккум ему помогал. т.е. работали совместно.


  • 0

#19 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 18 октября 2018 - 12:59

Смысл в том, чтобы не кипятить АКБ при стоянке у стенки или зимой. Сеть одна, источники разные.

Нормальная зарядка сама сбрасывает и добивает, всё на автомате.


  • 0

#20 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 669 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 18 октября 2018 - 12:59

А как он учитывает? Я не представляю как он разделяет потребителей - там же все в одной куче, и фары и зажигание и аккум, и прочее. Как мне видиться - он просто поддерживает заданное напряжение и выдает ток сколько сеть попросит.

Видится правильно. Дело в том, что внутреннее сопротивление аккумулятора и его напряжение зависят от степени заряда. Когда аккумулятор полностью заряжен, его напряжение близко к напряжению реле регулятора. И ток через аккумулятор практически не течет. Закон Ома.  :)

Это касается и работы зарядного устройства. Только там ток и напряжение дополнительно контролируются автоматикой и можно менять пороговые значения.


  • 1

#21 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 547 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 18 октября 2018 - 12:59

Т.е. просто клемму ЗУ на клемму аккума, аккум от сети не отключаем, освещение продолжает светить?

 

 

Да. Зарядное устройство будет просто поддерживать  аккумы в заряженном состоянии и обеспечивать потребители 12 вольт. Везде сделанно именно так.

 

 

Эээ, напряжение - не ток. И оно гуляет еще и от оборотов двигателя, и от нагрузки на сеть.

На старых машинах вообще на ХХ генер мало чего выдавал и аккум ему помогал. т.е. работали совместно.

Напряжение генератора регулируется возбуждением.


  • 0

#22 DmIP

DmIP

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 280 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: п/м судно
  • Название: КИ

Отправлено 18 октября 2018 - 13:00

Это кто вам такую ерунду сказал? Вставьте вольтметр в прикуриватель и померяйте напряжение в бортовой сети.

Нормальные зу имеют семиступенчатый алгоритм заряда. 

Вольтметр на машине никогда не показывает выше 14,5 В


  • 0

#23 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 547 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 18 октября 2018 - 13:01

Вольтметр на машине никогда не показывает выше 14,5 В

А 12.8 например?


  • 0

#24 DmIP

DmIP

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 280 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: п/м судно
  • Название: КИ

Отправлено 18 октября 2018 - 13:08

Нормальная зарядка сама сбрасывает и добивает, всё на автомате.

Все равно вы расходуете ресурс АКБ- частичная зарядка-разрядка зачем это у стенки или зимой.


 


Сообщение отредактировал DmIP: 18 октября 2018 - 13:08

  • 0

#25 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 18 октября 2018 - 13:08

Смысл в том, чтобы не кипятить АКБ при стоянке у стенки или зимой. Сеть одна, источники разные.

Зарядное устройство не кипятит АКБ. Понаблюдайте за ним. Когда аккум полный, зарядка прекращается. Это реализовано даже на самых дешевых ЗУ.

 

Т.е. просто клемму ЗУ на клемму аккума, аккум от сети не отключаем, освещение продолжает светить?

Именно так. Вы можете использовать энергию из аккумулятора и одновременно заряжать его без ущерба для аккума или сети. 

Если вы ставите солнечную панель, у вас аккумулятор всегда заряжается. И при этом вы им пользуетесь.  Нет никаких проблем и противоречий. Кстати, установка солнечной панели даже 50Вт избавит вас от необходимости подключаться к береговому питанию, если у вас в потребителях только зарядки для гаджетов и светодиодные лампочки. Для холодильника нужна бОльшая мощность. 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей