Поход начинается в Евле Швеция, задумка спустится к Стокгольму, не доходя до него изменить курс на остров Фаста-аленд,
Не нашел,что это за остров. Опишу нежесткий вариант маршрута, как себе представляю, названия будут без диакритических значков, все же найти легче чем русские. (Честно говоря и Евле не сразу нашел, не думал что оно Gavle)
Предварительные замечания.
Для зимне-диванного планирования очень хороша программа SASPlanet (да и летом пригодится, если будет виндовый ноут) - поставьте и накачайте в нее всяких карт - Навионикс, Гугль, Яндекс, спутниковые виды - туда постепенно подключают чуть ли не все что доступно для просмотра в интернете. Что посмотрели или специально скачанный регион остается на компе и потом доступно без сети. Только места изрядно занимает, ибо растр - для каждого масштаба свой набор картинок.
В SASPlanet можно загрузить коллекцию точек стоянок, см. https://forum.katera...iiskim-marinam/ (глядишь к весне будет и обновление). Сам работаю с гармином (mapsource/gpsmap) Как точки перетащить в смартфон или планшет не знаю, наверное можно, формат там gpx, для обмена, но надо чтобы в навиг. софтине на планшете была возможность импорта и шнурки-флэшки срослись. Как-то пробовали с коллегой Вилье45 в планшетный навионикс загрузить - не нашли как.
Эти точки видны при более мелких масштабах карт чем собственные обозначения марин на навиг. карте, что для планирования удобно.
Стоянки и причалы попадаются следующих основных видов.
1. Марины (guesthamn) - коммерческие заведения. Сюда же отнесем гостевые места на клубных и пр. стоянках (обычно куда можно встать - на понтоне табличка с зеленым значком). Стоимость в среднем примерно 20е / 200sek за ночь для небольшой лодки, минимум 10е, максимум аж под 40 (например, Ханко, Мариехамн с западной стороны). В мае, особенно в начале, где-то может оказаться и некому денег отдать, хотя все уже работает. У шведов часто оплата через автоматы, надо платить. Но если пришли поздно, офис закрыт, встали на свободное место, к электричеству не подключались, харбор-мастер с кассовой машинкой для карточек не подошел и с утра пораньше ушли - угрызаться совестью не стоит, это в порядке вещей.
За электричество иногда отдельная плата 30-50 крон, в душе часто могут требоваться монетки, запускающие на время горячую воду, так что нужна мелочь по 10-20 крон.
2. Может быть муниципальный причал или стоянка рыбацких катерков, иногда рядом с мариной. Не такой красивый и без услуг, но бесплатно. Подошли, спросили если есть у кого - можно переночевать? Можно так можно, нет так нет. "Нет" ни разу не слышал, если место есть. А вот с частного причала скорее всего могут прогнать.
3 - частные, privat. Клубные стоянки без гостевых мест, или просто причал у дома. Встать к домашнему причалу даже если хозяев нет (нет вымпела на флагштоке у домика) - все равно что вломиться в чужую квартиру, не наш метод. Но всякое бывает - домиков рядом не видно а причал какой-то есть, стоянка очевидно пуста или причал имеет заброшенный вид...
4 - naturharbor, "зеленая стоянка" - милое дело. Специально для путешествующего лодочного народа, бесплатно. Может быть только якорная стоянка с кольцами для швартовки на береговых камнях, может быть причал, туалет, баки для мусора, стол с лавками, место для гриля а то и целый павильон, сауна. Содержит эти места муниципалитет или у финнов - организация с невоспроизводимым названием, логотип которой - синий кружок с тюленьей мордой. У них все бывает сделано очень приятно и даже любовно.
Собственно по маршруту.
Намерения как понимаю без спешки? да и зачем спешить - плавание будет самым интересным. Не исключено, под конец появится желание осесть где-нибудь под Хаминой, а не тащить корабль в Серпухов
Из Gavle на Oregrund N60 20.3 E18 26.6. 85 км, можно в два дня - близко к половине марина Sikhjalma N60 34.6 E17 49.0 потом Angskarsklubb N60 29.8 E18 04.0. Дальше - Grisslehamn, Fiskharbor (N60 06 E18 48.7). Идти именно туда, с морской, восточной стороны. Основная марина там за перешейком с западной стороны, откуда в море не попасть (вернее, есть длинный узкий проход далеко на юг, за островами Vaddo и Bjorko. Не бывал там - какие-то мосты есть, надо по картам проверять. Заправка в основной марине, зато у "рыбацкой" рыбный магазинчик, ммм..... В нем и за стоянку платить. Рядом паром на Аланды (Eckero), там еще бывает регата традиционных деревнных "почтовых лодок" по этому же маршруту.
Из Грисслехамна на Аланды. Например, до Degersand N60 09.4 E19 36.2 всего 45 км. Можно и прямо с Орегрунда; возможные промежуточные точки Massten N60 11.3 E18 50.7, Hallskaren N60 13.3 E18 52.5, Enskar N60 12.7 E19 19.0 (naturharbors), Signilskar N60 11.55 E19 20.63 (marina).
В проливе (да и вообще) желательно не попадать в туман, который бывает довольно часто - пока АИС приемника нет. (На лодке пассивный отражатель наверное есть? Если вдруг нет, сразу обязательно прикупите.)
По Аландам - в Мариехамн, посмотреть город, полазить по барку Поммерн из "летающих пи", вообще интересное место. Память о русском периоде здешней истории. Кстати если выбрать альтернативный вариант - обходить Аланды с северной стороны, можно посетить развалины крепости Бомарсунд. Марина при кемпинге N60 13.1 E20 13.9 самая дешевая в здешних краях - 10е, правда, это было давненько, в 12 году. В Мариехамне дорого, восточная стоянка была 25 евро, западная кажется 35.
Дальше фарватерами на восток, альтернатива - открытое море, что гораздо быстрее, но вряд ли имеет смысл.
у Foglo вилка, соблазнителен путь на восток, но там низкий мост! - надо двигать выше, по фарватеру на NE.
Вероятный следующий пункт - о. Kokar. Там несколько марин, я был только с северной стороны, в Sandvik N59 56.4 E20 53.0. Место хорошее. Заправка, продуктовый магазинчик, в марине все удобства. Можно заправиться-закупиться, а потом встать рядом на якорь, недалеко от причала и WiFi добивает.
Потом без вариантов - фарватер идет сначала на ЮВ, потом на восток. Вдоль него марины есть, и просто за каким-нибудь островом можно постоять. Trunso N59 52.9 E21 46.4 - некий гибрид марины с "тюленьей мордой". Мест там немного, длинный старый пирс. По идее, 15 е, но когда заходил, никого кроме овец на острове не было. Кухня со всем оборудованием, прочие сервисы, роскошная сауна - целый терем с залом отдыха.
Yxskar N59 52.5 E22 03.2 - натурхарбор. С восточной стороны есть причальчик (прямо у него каменюка), гриль, туалет. С севера можно просто на якоре постоять у острова если с юга дует.
Rosala - замечательное местечко, не пройти. TB Marin. N59 51.8 E22 25.3 Отовсюду закрытая бухта, в марине все что надо, заправка, магазин, прокат великов, маленькая моторно-лодочная мастерская с магазинчиком. 15е, а можно отойти и на якорь, или напротив у высокого берега недостроенная купальня (уже лет 5) - с метровой осадкой как раз подойдете к ее причалу. Никто там не купается (да, и финны тоже так строят ) - наверх лестница идет, потом тропинка по лесу, на дорогу между мариной и поселком. В поселке есть маленький музей викингов с ладьей, но больше пожалуй и ничего. Паром туда местный приходит, ходит катер на маяк Bengskar.
Причалы местные, официально гостевых нет. Раньше был там магазин, но больше нет, у паромного причала можно остановиться на короткое время, чтобы не помешать.
Дальше фарватер на Ханко. Там несколько марин, но не стоял ни разу (дорогие), а так, по окрестным островкам. Например, чуть подальше рядом с фарватером Trelanningen N59 50.0 E23 22.8 - натурхарбор, красивая бухточка посередине группы маленьких островков. Никаких сервисов, носом к берегу и порядок. Потом возможное место Jussaro N59 49.90 E23 34.3 - сделали платным, с электричеством. Интересный участок - пролив Barosund. После моря кажется что в реку попал. Основная стоянка у магазина и заправки N59 58.7 E23 52.9. Раньше была бесплатная при магазине, теперь марина, 20 е. Но там и вокруг есть где приткнуться.
Потом открытый залив, Поркаланселька, и уже до Хельсинки недалеко. Обычно перед Хельсинки останавливаюсь на Stora Brando N60 02.65 E24 36.1- причал, есть туалет, грильный павильон, в сезон черники полно. Подходить аккуратненько, шаг вправо-влево - каменюки.
В Хельсинки, если надо прикупить что-то лодочное, можно подойти прямо к магазину Maritim N60 08.97 E24 53.4 - пару часов можно постоять бесплатно. (но вообще, по возможности отовариваться надо в Biltema или Motonet, чтобы не втридорога). В том же районе все лодочные дела, другие магазины, мастерские.
В центр города добираться оттуда неудобно, лучше пойти на стоянки поближе, правда там денежку берут и за несколько часов днем. Ну и конечно, если свяжетесь с коллегой Вилье45, который рад гостям из России, будет вам помощь и счастье а по возможности, если обстановка позволит, и местечко на денек-другой у моста метро и кемпинга Rastila. N60 12.4 E25 6.7. На входе в кемпинг комнатка с телевизором и бесплатным WiFi. Рядом уличная заправка и супермаркет. Напротив там крупная стоянка Puotila, где можно на несколько часов оставить лодку сбоку у причала где септик-отсос и спускают лодки на воду. А если надо и официально прописаться на какое-то время.
Чтобы спокойно постоять не в городе и перевести дух - рядом Malkasaari, островок со статусом городского парка, бесплатно. N60 11.2 E25 07.2
Дальше в сторону Porvoo. Если интересно зайти в город, надо подняться по реке до марины N60 23.3 E25 39.9.
Хорошие naturharbor: до Порвоо - Pirttisaari N60 10.06 E25 26.32, после - Bockhamn N60 16.1 E25 59.9.
Там уже Ловиса, потом Котка и Хамина. Стоянок много, и марин и натурхарбор, и так на якоре по шхерам.
Внешние шхеры до российской границы - заповедник восточной части Финского залива, есть несколько штатных стоянок. Интересное место Haapasari N60 17.3 E27 11.8 - остров с настоящей лагуной с узеньким входом, стоянка у церкви. Было бесплатно, давно правда. Там же финский погранпереход, можно закрыть границу и оттуда двигать прямо в РФ. Погранцы не в лагуне, снаружи, хозяйство приметное.
Остров Улько-Таммио, причал, бесплатно. N60 21.01 E27 27.2 Стоит здоровенная пушка. Вырубленная в скале пещера - недостроенная казарма.иИ основной погранпункт Santio N60 27.4 E27 43.3
Уфф. Еще сто грамм и пончик в студию!