Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

фанерный катамаран 5м с рамой под парусом клешня 10м2

фанера катамаран жесткие корпуса недояхтинг клешня краба гафельный цветок

Сообщений в теме: 24

#1 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 12:53

Первое сообщение оставляю под категоризацию сообщений в теме.
(пока пощу следующие сообщения, см ниже)
 
1. Первичный анализ корпусов: выбран несимметричный корпус большой килеватости для упрощения конструкции (не нужны шверты)
2. Первичный анализ парусной схемы: выбран парус Crab-Claw или клешня-краба, по соображениям простоты и нетребовательности к материалам.
3. Проработка корпуса в программе, получение развёрток. Сделано в программе Rhino 5, развёртки получены для изменённой формы корпуса.
4. Проработка парусной схемы "на коленке".
5. Сборка парусной схемы в натуральную величину на временной раме
Также, похоже утверждённое решение с трубами
6. Проработка и сборка рулевых устройств

7. по результатам (5): Проработка упоров на корпусе, выбор материалов. Первый корпус закрыт. Прикидка внешних усилителей и внутреннего усилителя
8. по результатам (7) Выкройка, сшивка, склейка корпусов
9. пробный монтаж и доработка косяков на готовых корпусах.


Текущий бюджет затрат (в следующем сообщении)


Сообщение отредактировал Dukuu: 15 июля 2019 - 13:02

  • 0

#2 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 12:58

Фактический бюджет постройки:

В ДЕЛО:
Раскройка 1-ого корпуса:    4500    (фанера 2\2 класса + лазерная резка её по моим раскроям)
Раскройка 2-ого корпуса:    3300
Стеклоткань 1-ый заход:     1000    20 метров ЭЗ-100 20м.п. *50р = 1000р
Стеклоткань 2-ой заход:     1000    ЭЗ-100 20 *50р = 1000р
 (не потрачена полностью, надо пересчитать сколько осталось, потратил порядка 10 метров наверное)
Эпоксидка 1-ый заход:        2100    (3 бутыля 700 рублей за литр) (глянуть чек, ценник другой, и 5 литров было)
Эпоксидка 2-ой заход:         4220    ( Смола ЭД-20 10кг * 350р = 3500р + Отвердитель ПЭПА 1,2кг * 600р/кг = 720р)
Эпоксидка 3-ий заход:         2300    (ЭД-20 5кг * 400р = 2000р + отвердитель ПЭПА 0,5кг * 600р/кг = 300р)
Брусья 1 комплект:             1500    (100*100*6метров сосновый брус, 2шт режется на 4м+2м)
Брусья 2 комплект:             1500     
Парус:                                    700     рублей за рулон 60м2 (вообще взял дешевле, за 350 рубелей. и используется не весь, может на трамплин пойдёт)
Рей 1-ый зачётный:              300     (2 трубы 50мм по 3м каждая, 130 рублей штука кажись, округлим до 150)
Рей 2-ой (материалы)          800     (4 трубы 50мм по 3м каждая, 189 рублей штука, округлим до 200)
Фанера под рули:                 700     (ОСБ ~8мм, был в наличии кусок, потому это примерная аккумулятивная цена)
Скотч армированный           350     (2 мотка для замотки стыков труб)
Стопоры кулачковые 4шт  1600     (брал с алиэкпресса пачкой)
Фурнитура разная:            1000      (разные шурупы, кольца-шурупы, пластиковые втулки итп. Цена примерная, не записывал точно)
Краска красная                    800       2 банки по 1.7л, 370р.
Краска серая                        900       (1х1.7=350, 1х0.7=150, 1 баллончик = 400)
Верёвки                               2000      (Опять же грубо и примерно (округлено в большую сторону), какие-то переиспользовал, другие докупали. Что-то сделано из грузовой упаковочной ленты)
 
ИТОГО (текущий ценник): 30 570 рублей

СОДЕРЖАНИЕ:
Тележка:                               2000     (Колёса 2 шт по 990 рублей, доски взяли имеющиеся и склепали из того что было)
Вывоз из дома (2016г):          600     (перевозка к друзьям)
Перевозка в яхт-клуб(2019г):700     (грузовое такси, уложились в один час)
Оплата яхт-клуба:               6000   (4 месяца июнь-сентябрь по 1500р.)


  • 1

#3 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 13:05

2017-01-25 13:15:20

1. Была найдена статья с интересными поплавками. Оригинальная статья, откуда взята идея поплавков: http://www.barque.ru...ran_for_juniors

2. Склеенная модель  в масштабе 1:10 по шпангоутам из статьи. Стало ясно, что это нужно пересобрать в программе и убрать косяки, которые наверняка корректировались "по месту" при сборке.
Kvavp60MMKw.jpg

3. Найдена подходящая для работы и получения раскроек программа Rhino 5. В ней построена модель по шпангоутам, а затем переделана передняя часть полностью, чтобы получить более удобную сборку с меньшими проблемами при сгибе фанеры.
CpgWKGW6pR8.jpg
(фото из программы для примера того, как выглядит корпус. Парус будет клешня)

sROYo4m3r9M.jpg
(фото развёрток для примера, ибо эти не сошлись на самом деле)

4. Окончательные раскройки склеены для носовой части (нижний левый кусок на фотке в 2 пункте), раскройки сошлись.
Проработка схемы в программе закончится, когда я определюсь с размерами фанеры и порежу раскройки с учётом размера фанеры и дальнейшей склейки листов.


  • 0

#4 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 13:10

2017-02-02 01:06:10
 
Поигрался в программе для забавы =)
Длина гиков и поплавков по 5 метров.
acdf22239e354a5b887afecf8ef7f4da.png
3814221e83994e99a0f3581dde9ca279.png
9e047b2fc48c41c4b866c6a70c6ce14d.png


2017-06-23 00:11:39
 
Идея упростить ещё обводы появилась как только я понял, что гнуть фанеру придётся с размачиваниями и другими бубнами.
Прикинул самый простой вариант с панелями без изгибов вообще:
aDa2gZboiUQ.jpg


  • 0

#5 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 13:13

2017-05-29 10:09:48

 

Собираю корпус потихоньку. Пока всё более-менее сходится, то есть "блокирующих" косяков не обнаружилось.

Так как наколядовать смог только 6 зажимов, то склеивал в основном по 1 шву за раз.
С эпоксидкой то тоже впервые работал, потому сохло в первый раз дня 4 наверное. Хотя и прохладно ещё было, может тоже сыграло. Последние швы уже сохнут менее чем за сутки, и тепло уже.
На фотке видно один лист склеивается, и один подпёрт к стене - уже склеенный. Так как 5 метров в комнату влазит только по диагонали - пришлось его ставить так и вязать за гардину =)
pVhVDOIS_ZQ.jpg

Ага, кровать поставил боком, матрас на полу, сплю под низом =))
Из кровати получился импровизированный верстак. Правда длинные детали приходится подпирать самодельными двуногами под свисающие нос и корму.

fO0_enivR_A.jpg

Начал собирать с кормы - там удобные прямые детали. Это скреплённый стяжками отсек между 9 и 8 шпангоутами.
Mdfg0dwr6f8.jpg

В процессе сборки понял, что поверхность таки должна быть ровной, иначе прогибы листов начинают играть и сложно собирать правильно. Хотя по мере скрепления кормы - она обрела жёсткость.
NBIZJHeLCvo.jpg

Скрепив основное по низам (на самом деле корпус лежит на борту, и палуба будет справа по последней фотке) я потом выгнал кровать в коридор и положил всё это на пол. Кстати весит пока не много, хотя и громоздкая штука для маленькой комнаты =)

Пока засверливал отверстия подумал, что стОило бы их на раскройку сразу перенести - длину резов это увеличит незначительно, а вот сборку ускорит заметно. И отмерять не придётся куда ставить шпангоуты. Сплошные плюсы. Минус - если промахнусь с отверстиями - придётся всёравно пересверливать и замазывать =) наверное это не так страшно.

Выявились следующие косяки:
1. треугольный врез на корме почему-то оказался короче на 3 мм чем остальные детали, приходящие к корме. Загадочно. Но проблем не доставило - просто он будет подходить не "угол-в-угол" как везде а "торец-в-плоскость"
2. почему-то 9-ый шпангоут был больше на 1-2 мм. Это вообще не критично, ибо я его просто отодвинул на 2 см к носу и он встал как на своё место. Но в раскройке это надо бы поправить "для будущих поколений". Видимо я где-то не доотрезал в проге.
3. кажется 5-ый выглядывает на 2мм над бортом. В остальных местах вроде сходится. Понятно, что обточу по месту, но такое-же недоразумение как с 9-ым...похоже это не совпадение.
4. Главный и эпичный прокол - самая широкая деталь носа, которая должна быть загнута потом (на последней фотке она слева, даже загиб в обратную сторону виден).
Она имеет продольную структуру фанеры, а соответственно очень фигово гнётся в нужном направлении. Остальные две детали, которые будут загинаться оказались удачно вырезанными - гнуться будут в нужном направлении просто отлично. А распарить и загнуть её заранее - я завтыкал, решил что можно будет её уже заклеенную загнуть. Но похоже придётся как-то прямо на месте распаривать и загинать. Слабо себе это представляю. Возможно проще снять всю поверхность, отпилить обратно по шву эту деталь, заказать её снова и попросить, чтобы волокна были в правильном направлении. Короче вопрос пока открытый.
Самый "на крайняк" - сделать "треугольный" нос без гибов вообще. Это я гляну в программе потом, возможно упрощённый вариант - это хороший вариант на будущее.

Итого. Выводы текущие:
1. Лазерная резка рулит, детали сходятся очень хорошо. Экономия по времени вычерчивания и выпиливания - оправдана ИМХО. Исключения - какие-то магические промахи, которые пока-что адекватно разруливаются без проблем.
2. Гибы фанеры - то, чего я боялся в начале - всёравно меня кармически настигло. Придётся либо гнуть либо переделывать деталь.

Планы (ближайшие) дальше:
1. Досшить корпус (по крайней мере до 2 шпангоута), всё за исключением палубы.
2. Проклеить и наложить галтели по корпусу, где это уже можно.

Галтели будут на муке в виде наполнителя (я прочитал что так делают) - ибо это очень дёшево и доступно легче некуда. Искать и покупать аэросил - дорого и нафига?
В общем буду разбираться как колхозить мукой =)


  • 0

#6 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 13:19

2017-06-21 09:16:49

Соображения по мосту примерно такие:
ux1inbjp7iY.jpg
fTOU5hIBSeg.jpg
Вырезаю в брусьях прорезь и наклеиваю их на углы корпуса. притягиваю стропами\верёвками корпуса к раме.
Дальше стягиваю парными  тремя балками поперечными.

Получается такой-себе гибрид надувного и жесткокорпусного.
Плюсы:
можно менять положение и количество поперечных балок.
можно добавить ещё алюминиевый уголок, если будет недостаточно жёсткости

дёшево, ибо комплект брусьев обошёлся в 3000 рублей.

можно поменять на алюминевую раму когда поднакопится денег

Минусы:
собирать будет интересно, ибо длина балок 3-4 метра, а вклеить надо целиком за 1 заход.

крепления: пришлось высверливать посадочные места под болты и заливать эпоксидкой.

весит такая конструкция почти 70 кг. (продольные брусья по 15 кг, поперечные около 6 кг.

верёвки\стропы крепления корпусов будут тормозить скольжение.


  • 1

#7 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 13:27

2017-07-17 01:36:39
 
Для истории.
Сгибание листа фанеры, заход второй =)
После него было ещё 2 и ещё один предстоит.
ABXuJ.jpg

там под бутылями лежит белая тряпка. Она была напитана водой, и замотана в полиэтилен(была), чтобы вода не испарялась. Так оно пролежало сутки. После этого полиэтилен я снял, положил тряпку и бутыли обратно и оставил так пока не высохнет тряпка (момент фото). Потом убрал тряпку, вернул бутыли и подождал пока высохла фанера.
Потом уже снял бутыли, сшил нос...ну и дальше по технологии.

Распаривать паром, когда уже ближайший шпангоут заклеен замазкой - я побоялся, ибо рядом другие элементы, если распарится что-то лишнее - будет проблема. Да и как его распаривать? Ставить плитку с кипятком под низ?
Я решил, что размачивание работает лучше и более прицельно, - можно изолировать от воды соседние элементы более менее (с паром так не получилось бы). До шпангоута вода не дотекла (тряпка лежит не до шпангоута, там даже видно мокрое пятно на фотке).

2017-07-23 02:03:59

Всё, нос собран.
7Ew5_lDzApg.jpg
t_kF6unEtXc.jpg
Такое ощущение теперь, что осталось совсем чуть-чуть =) На самом деле, конечно, много.
Но хоть этот мутняк со сгинанием я закончил.
На второй корпус переделал развёртки так, чтобы можно было попросить этот лист положить в правильном направлении, чтобы сразу получить сгинаемые без головняка поверхности. Повторять подвиг с гнутьём очень не хочется.
Пока будут доделываться галтели в носу и накладываться полосы стеклоткани на углы, буду искать и прилаживать брусья.

 

2017-07-30 23:05:40

Примерял брус для рамы. Собрал из двух кусков, положил на борт. Выглядит внушительно:
wjHDCrOSbjI.jpg
Здесь около 90*90 размеры бруса. Комплект брусьев по схеме из сообщения выше выйдет порядка 3000 рублей.


Склейка палубы велась уже по месту, ибо нос закрыл сначала, а уже потом собирал остальные 3 листа. На первый лист я приклеил соединители, потому клеил уже на них, и сверлил только с одной стороны.
Соединение листов на месте, вариант с вклейкой заранее

OE1WfgIn8jE.jpg
JC8fQwYkarw.jpg
Последний же кусок был не подготовлен, потому делал иначе
Соединение листов на месте, вариант с подтяжкой соединителя к обоим листам сразу

CUcjYhAmt_o.jpg
AI1330RJpIo.jpg
eP1xMIvV12M.jpg

Ну собственно всё, палуба закрыта.
8OU7Q1H4PKs.jpg
Дальше обклейка углов стеклотканью-200 до конца.
Потом приедет стеклоткань-100 для обклейки всей поверхности.
 


  • 0

#8 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 13:37

Сделал закладную в нижнюю часть транца. В неё потом можно будет нижнюю петлю руля вкрутить. Повезло, что была под рукой электро-шлифовальная ленточная машина. Благодаря ей получилось достаточно быстро и точно подогнать закладной брусок в транец. А вообще там углы не 90 градусов, и выпиливать пилой и напильником это - было бы затейливо.
Фото закладной:
Rww5W1hWHuE.jpg
2SzxKj4gOdU.jpg
OVJIkkZqM-4.jpg
NxpEjxAMkYw.jpg
RhmjWP6b2SQ.jpg
2017-12-24 12:22:30

Хм, оказывается я забыл поделиться собранным корпусом =)
Вот так он висит с 31 августа под потолком. Пока не было денег на доделку - повесили "на крючок" так сказать =)
Pg13c.jpg
1LZDs.jpg
Сначала все спрашивал чё за штука, и почему в байдарке нету дырки =)
После ответа, что это на самом деле половинка катамарана, второй вопрос был: а где вторая половинка =)))


На прошлой неделе заказал вторую раскройку, так что второй корпус уже лежит и ждёт январских праздников, чтобы обрести объёмность.
Кстати второй корпус был оптимизирован под порезку и обошёлся всего в 3300 рублей.
Я сильно удивился, по моим расчётам должно было 4100 получиться, судя по их прошлым ценникам. Может они мне скидку сделали за прошлый перегиб с ценой? Яхз.
В общем если округлить, получится что два корпуса (только по готовой к сборке фанере) вышли около 8000 рублей.
cwlX2.png
blSLC.jpg
  • 0

#9 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 13:48

2018-03-05 11:57:29

Фотки с зимних каникул:
AuMwosOJPI0.jpg
PoK4LLJ48jQ.jpg
NJx36WQdUo4.jpg
hlMVhlpyI7I.jpg


Благодаря тому, что при порезке правильно расположили волокна фанеры (см сообщение выше) - нос собрался вообще без напрягов.
Теперь под потолком висят два корпуса в разных углах =)

Примеряю брусы.
Сделал вырезы 40*40 в брусе 100*100
Выглядит массивно, и достаточно тяжело.
Вид с брусьями с носа
u4I6vQAY5hw.jpg

А здесь (левый брус) расширены вырезы до ~50*50 (больше не позволяет ручная циркулярка)
Вид с кормы с разными вырезами (50*50 слева, 40*40 справа)
hXu3Sn2IyuQ.jpg

Дальше надо подогнать по корпусу, чтобы прилягание было более-менее...но это потом.

Сейчас размышляю - не жирно ли такой огромный брус? Он и тяжёлый и объёмный, может он избыточный? А с другой стороны - едва-ли будет лишней прочность (при отсутствии вообще каких-либо рассчётов).
В подгонку уйдёт ещё ~5мм как минимум.

Сообщение отредактировал Dukuu: 15 июля 2019 - 13:51

  • 0

#10 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 13:54

2018-06-11 15:22:09

Пока возился с брусьями - поменял концепцию крепления поплавков к раме.
Концепция теперь -без вклеивания брусов, а пристегивание их на стропах. То есть будет жёсткая рама и пристежные поплавки. Раму если что можно будет переделать или поменять на алюминевую. Подгонка всеравно нужна, но без вклейки - уже не так страшно :)
Я просто пока подгонял один брус - потратил почти два дня и понял, что это жесть будет клеить.
Между рамой и корпусами нужен будет демфирующий материал. Скорее всего по началу будет что-то типа коврика туристического или подложки ламината. Если они не будут критично проседать - на них и остановимся.

Стрёмный артефакт, практически убивший проект в моей душе.
Один из корпусов, кажись как-раз второй, как только мы его вытащили на солнце под покраску - начал трещать галтелями внутри...похоже фанера при нагреве начала гнуться и поломала слабые швы - те, которые под палубой на поперечинах и может по углам.
Я стоял над трескающимся (визуально то не видно, но звук явно слышен был) корпусом и думал чё делать теперь.
Но краска была уже куплена, да и снаружи ничего не видать. По всем стыкам снаружи: 4-5 слоёв стеклоткани, так что прочность, я надеюсь, достаточная вышла. Принял решение докрашивать и дособирать. Ну и разбить потом об камни где-нибудь на Фиоленте или Балаклаве. Собственно без вариантов - это наиболее вероятная смерть этого проекта =) Если он таки доберётся до моря.

Короче, кроме пессемизма.

Оба корпуса покрашены в красный цвет.
cgg_6fU93zE.jpg
hJrFWZw9ink.jpg
cJqm5dQv2iE.jpg
cms1R.jpg

По корпусам на данный момент - всё.
Будет только ввёртыш под руль в нижней части кормы.
Делать буду скорее всего просверлив отверстие и на эпоксидку вкручу шуруп с кольцом.
2019-06-14 12:00:37

Обновлённая версия рамы выглядит чуть иначе. Теперь шпильки залиты в балки и поперечины к ним прикручиваются сквозь отверстия.
Текущая версия:
5OfMs4b1ksw.jpg
И собранная схема крепления мачты и паруса
(пришлось добавить бушприты чтобы было за что зацепить оттяги мачты вперёд)
4tzMMLE-KEo.jpg
MpaAnW7r2jE.jpg
Предполагаемая конструкция в сборке должна выглядеть так:
Q80g3NVGB4M.jpg

Сообщение отредактировал Dukuu: 15 июля 2019 - 13:54

  • 0

#11 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 14:18

2017-04-30 17:40:55

Дорисовал рули. По рулям есть интересная статья: http://www.barque.ru...on_modern_yacht
Ничего более современного не нашёл, рули начертил более-менее по рекомендациям оттуда.

Общий вид:
3BNY3NLNHdY.jpg
Чертёжный вид:
rsar2yqEgEI.jpg

Соображения по сборке такие:
Беру по 2 дверных петли на корпус.
Делаю "щёки" для крепления пера между ними.
К щекам приделываю палки и петли.
Перо вставляю в щёки и один сквозной болт или шпилька, не важно.
Чтобы не отходил назад - резинка в нижней части.

Наверное проще некуда.

Изначально хотел, чтобы рычагом можно было поднять руль...но это что-то сложное начинается. Решил забить.

По материалам - скорее всего тоже фанера и/или дерево, ибо просто дёшево и доступно.
Вроде можно успешно пропитывать олифами-маслами-восками для водостойкости.

По параметрам рулей:
площадь (каждого) 0,95 м2
удлиннение около 2:1
трапецевидность около 2,5
угол атаки не более 6 градсов

2019-06-19 11:14:08

Собранные рули
3Lbg4Sh-mdg.jpg
sXgbhPralu8.jpg
chLxLdHcqSA.jpg

Сообщение отредактировал Dukuu: 15 июля 2019 - 14:23

  • 0

#12 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 14:32

2017-01-24 00:47:23

Обоснование парусной схемы:
Схема выбрана по схожей конструкции, описанной в http://www.rclandsai....com/catamaran/
Фотки с оригинального сайта
Здесь видна главная проблема той схемы:
June_27_5.jpg
При фордаке получается аналогичная ситуация:
launch_13.jpg
Я хочу уйти от этой проблемы за счёт качающейся мачты, притянутой только к носу катамарана.

В общем концепция такова.
Клешня на 10-12 м2.
Установлена на треугольной низкой мачте максимально близко к носу катамарана.
Усилие передаётся ТОЛЬКО через шкоты, мачты не задействованы в создании движущего момента. Их задача лишь чтобы парус не падал.
Мачта качающаяся, за счёт этого предыдущий пункт и обеспечивается.

Байдевинд:
aXJRM.jpg
lfEXc.jpg

Галфвинд
XJda3.jpg
JtFEQ.jpg

Фордак
n7Uvm.jpg
Muirj.jpg

Фордак-сброс в левентик
ua0hQ.jpg
zOKU7.jpg

на вскидку мои соображения таковы:
0.1. я не имею познаний в конструкторстве, достаточных для оценки усилий, действующих на мачты
0.2. по задумке всё должно быть максимально просто и дёшево. Возможно даже всё из дерева, ибо с ним работать проще.

1.1. Установка Т-мачты на швертботе - логично, ибо её легко раскрепить в верхней палубе. На катамаранах такого нет.
1.2. Для установки Т-мачты на катамаране требуется как-то рассчитать дополнительную нагрузку на балку, в том числе на скручивание в случае экстримальной нагрузки на парус. Просто сделать ___|___ такой штырь на балке и одеть на него мачту мне показалось самонадеянным.
1.3. Раскрепление Т-мачты для удержания её от падения и снятия скручивающих нагрузок с балки лишает Т-мачту своих преимуществ: отсутствие растяжек, мешающих всем возможным положениям паруса.

2.1. Л-мачта ставится на поплавки, и не требует доп устройств на передней балке.
2.2. В оригинале Л-мачта у него очень высокая так, чтобы держала за центр тяжести паруса. Плюс у него мачта участвует в формировании движущего усилия - часть усилия паруса передаётся через мачту в корпус. Отсюда по 2 оттяжки на мачте - вперёд и назад.
2.3. В моём варианте, который я получил совершенно случайно по неточности при сборке модели - мачта цепляется в передней трети своей длины. Это даёт псевдо-устойчивость системе из нескольких элементов:
* мачта, (может даже иметь наклон вперёд) оттянута только вперёд штагами оранжевого цвета. Назад не оттягивается, ибо не нужно
* вес паруса, находящийся позади точки крепления, в статическом положении тянет назад мачту, и грузит передние оттяжки а так-же галсовый оттяг. У мачты задействована передняя треть как рычаг, за который тянет...
* ...галсовый шкот, который подтягивает мачту вверх-назад через переднюю часть верхнего рейка. Тяжение за задние рейк-гик-шкоты упирает мачты в палубу и тянет за галсовый шкот и за передние оттяги мачты.
2.4. В эстренной ситуации:
Фордак: (парус стоит вертикально, галсовым углом к балке) сброшенные шкоты позволяют положить парус с мачтой вперёд, реализуя экстренный сброс тяги. Альтернативой мне казалось, могла быть поломка мачты и/или рейков, или переворот ката через нос.
Байд- и Галфвинд: бросаются задние шкоты (или даже один) и парус флюгерит полностью или частично, чем уже спасает ситуацию.
2.5. В лавировке, мне кажется, есть возможность закрепить шкоты таким образом, чтобы при смене галса ничего трогать не нужно было совсем - перебрасывающийся парус становится в зеркальное положение сам. Это будет проверено, когда соберу полноразмерную парусную систему во дворе.

Я видел Т-подвес на сплавном катамаране, но я хотел максимально обтечь сложные узлы, влияющие на надёжность. Там рама уже была металлическая, а значит доработать её было возможно. У меня же балка может оказаться и наборной-фанерной. Так как опыта у меня ноль, а значит повредить переднюю балку или мачту из-за порыва фордакового ветра - очень-очень вероятно.

Сообщение отредактировал Dukuu: 15 июля 2019 - 14:32

  • 0

#13 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 14:36

2017-04-17 00:28:56

Гики из полипропиленовой водопроводной трубы диаметром 50мм (теоретически бывает ещё 40, 60, 75, фактически у нас я нашёл только 32, 50, 110).
Продаётся она кусками не более 3м. Я взял два, отпилил раструбы для соединений, за тем отмерял куски ~3м+2м. Оставшийся кусок пошёл на соединение.
Соединение через кусок этой-же, но вспоротой продольно трубы. То есть два куска 3+2 м завёрнуты посередине в короткий кусок трубы, длиной около 90см.
Краштесты показали два варианта слома. Пока трубы были не закреплены - первым происходило выщёлкивание из переходного куска.
Дальше труба была замотана молярным скотчем (что было под рукой). После этого излом произошёл в 30 см от края переходника, при этом излом не портит трубу полностью. Если снять нагрузку - труба выравнивается. Место, конечно, остаётся слабым, но радует что слом не деструктивный.

Фотки варианта из трубы
2xOdJ.jpg
gbwhW.jpg
А это излом трубы, при этом прочность более-менее восстановилась.
B5MQO.jpg

Конструкция из ПП труб.
Недостаток - кажется, что эта конструкция хилая, хотя это ещё надо проверить.
Слабое место - усилие на излом может дать перегиб трубы (хотя и с значительным восстановлением прочности после снятия усилия, и уже есть мысли как это побороть).
Преимущества
+ очень дёшево (две трубы = 1 гик меньше 300 рублей вышли)
+ конструкция легче всех других вариантов. Кажется, даже частичное удвоение стенок для большей прочности - сохранит этот плюс.
+ достаточно быстро собирается, заморочек при сборке практически нет (хотя посмотрим что будет после проработки усиления)

С этими двумя вариантами уже можно смотреть на море. С трубами можно даже быстро собрать и уплыть в закат...но лучше в слабый ветер ;)
Вот такие результаты пока =)


  • 0

#14 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 14:42

2017-02-07 11:16:38

Так как с длиной реев я окончательно определился (5м), наступает время раскроя парусов.
За 350 рублей на рынке урвал 60 м2 гидро-парозащиты серого цвета, это будут паруса (штук 5 можно накроить наверное). Цена за него была, раза в 2+ меньше чем должна быть. Плотность 75 г на м2, этого достаточно?

Контекст выписан.
Теперь техзадание.
длина реев 5 метров.
Угол 50 градусов = 8 м2
Угол 40 градусов и глубоченный вырез = 5 м2, типа штормовой парус, например.
Угол 60 градусов = 10 м2 (типа максимальная площадь)


(Ответ от клешневодов :)
Пароизоляция 75гр/м2 вполне пойдет на парус клешня, думаю до 10-12м2, хотя в большей степени зависит какой "груз" (судно + экипаж/багаж) этот парус тащит при определенной ветровой нагрузке. У тебя (предлагаю перейти на ты) судно легкое, гидравлическое сопротивление небольшое, экипаж маленький, поэтому пароизоляция вполне приживется.

По поводу заворотных карманов - так не получится. Ткань кармана должна тянуться, повторяя изгибание рейков, только в этом случае не будет морщить (деформировать) основное полотнище клешни.
Карманы НУЖНО КРОИТЬ ТОЛЬКО по "КОСОЙ" (в идеале, 45град к долевой нити ткани)!!! Подогнуть ткань на криволинейных участках можно, например для усиления шкаторин (в один загиб) мм 10 - 15 не больше.
Можно рассматривать вариант - основное полотнище из пароизоляции, карманы из любой (желательно синтетической) хорошо тянущейся ткани, большей плотности. Но и в этом варианте карманы кроятся ПО КОСОЙ!!!


2018-06-11 15:41:00

Клешня краба парус из паро-гидроизоляции - подготовка раскройки
UH4XuFuzCVM.jpg
P2doN_W6B40.jpg
-PKRYjsYrQo.jpg[/spoiler]

В итоге получилась такая-вот вырезка из продольно сшитых трёх отрезков парозащиты:
N81CU.jpg

Вот такой шов использовали на машинке (см ниже)
taZ1dGxzfIo.jpg
Рукав-карман сшивали тоже по косой. То есть резал отрезки по 45 градусов к долевой нити, а край получался скошеным. Этот скошенный сшивали с другим скошенным. Потом складывали вдвое, сшивали в рукав. После этого в рукав вшили парозащиту.
1q88eCkKRh0.jpg

Парус одет на трубы и повешен на мачту =)
Правда держали пока руками, да.
KAHIyEgfIQk.jpg
LfppfPcfWcg.jpg
M8Bmg8waKSE.jpg
  • 0

#15 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 15 июля 2019 - 14:45

2019-06-27 15:33:09

Первый и второй выход был в прошлые выходные:

6uXLr.jpg

r4kiM.png

f9dCP.png

Из положительного: всё сработало, не утонуло, вперёд тянуло.
Из негативного: надо доделывать всякое разное =)

Но главное - этапы от проектирования через строительство и до ходовых испытаний - реализованы!
  • 1

#16 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 14 871 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 15 июля 2019 - 17:44

а чем обоснована обратная асимметрия???,

ну в смысле левый стоит на правой и наоборот,А?


  • 0

#17 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 657 сообщений
  • Из:село Пивань
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 15 июля 2019 - 22:48

Поздравляю со спуском!!!

а чем обоснована обратная асимметрия?

Как владелец ката с асимметричными поплавками, тоже хетел про это уточнить.
Как сказано в первом сообщении - для простоты постройки. Это понимаю. Между палубой и внутренним бортом 90 градусов - постройка упрощается.
Далее в том же в параграфе про несимметричность сказано, что не нужны шверты. Вот этого не понимаю. Несимметричность выпуклостями наружу тут никоим боком не увязывается. В приведённой конструкции симметричные корпуса будут иметь лучшие лавировочные качества только за счёт меньшего гидродинамического сопротивления.
Имхо естественно.
  • 0

#18 Дон П.Зурита

Дон П.Зурита

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 631 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Иол 8,5 м
  • Название: Вот-вот придёт

Отправлено 16 июля 2019 - 04:55

Тут, скорее, надо интересоваться у автора исходного проекта. Меня, помню, эта "обратность" удивила еще давненько - журнал 88го года. Автор подчеркмвал, что благодаря наклону наружного борта при крене обеспечивается глиссирование.... Что при этом с лавировкой, не уточняется.
  • 0

#19 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 16 июля 2019 - 09:06

(1) Между палубой и внутренним бортом 90 градусов - постройка упрощается.
(2) Далее в том же в параграфе про несимметричность сказано, что не нужны шверты. Вот этого не понимаю. Несимметричность выпуклостями наружу тут никоим боком не увязывается.

(1) Постройка в принципе пофиг, это я уже сейчас так вижу. Изначально же я хотел чем проще тем лучше, и это был удачно подвернувшийся корпус с 4 поверхностями в носу а не с 5-ю как обычно(где 4 из них гнутые). Я там описывал как мне не понравилось гнуть фанеру вдоль волокон. Поперёк гораздо легче =) В общем при лазерной резке и правильном направлении волокон - это не так замороченно. Для постройки на каркасе, как скорее всего делали авторы статьи - угол в 90 градусов конечно удобен и сильно упрощает конструирование.

(2) Расскажите что знаете про несимметричность корпусов, интересно. Я в самом начале читал какую-то статью с исследованиями правда про моторные катамараны. Там я не вынес чего-то, что определяло бы выбор в какую-то сторону. Я заглянул в ваш проект Катамарашка - там корпуса имеют гораздо меньшую асимметрию, и скорее всего "выпуклость" внутрь играет на руку прочности монолитной конструкции. Да и вы сами писали, что это скорее "хотелка" чем что-то ещё. В общем конструктивные и информативные соображения про несимметричность интересны. В том числе и потому, что поменять корпуса местами стоит всего лишь четырёх шурупов-колец для рулей (вкрутить второй комплект на эпоксидку) и переставить корпуса местами. Короче делов на часок.
 

Тут, скорее, надо интересоваться у автора исходного проекта. Меня, помню, эта "обратность" удивила еще давненько - журнал 88го года. Автор подчеркмвал, что благодаря наклону наружного борта при крене обеспечивается глиссирование.... Что при этом с лавировкой, не уточняется.

 

Про лавировку там было сказано, что они увеличивали размеры рулей чтобы улучшить лавировочные качества. Я рули сделал сразу их окончательного размера. В лавировку идёт туго =) Я общался с одним яхтостроителем, который был свидетелем постройки и испытаний того катамарана. Он говорил что проект был взят какой-то американский, 50-х годов. Когда испытывали - ставили поплавки в обоих вариантах. Видимо вариант описанный в статье оказался более универсальным? Я не спросил, если честно. И опять-же, если скинете почитать про несимметричность корпусов что-то краткое и понятное - буду только рад.

 

П.С.: кого попросить чтобы дали права редактировать заглавное сообщение темы? Я думал там "оглавление" сделать, а через какое-то время похоже доступ на редактирование снимается =(


Сообщение отредактировал Dukuu: 16 июля 2019 - 09:08

  • 0

#20 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 16 июля 2019 - 09:25

Можно рассмотреть весь колхоз, который я нагородил с креплением корпусов к раме Х)

Посмотрел по видосу осадку. В самом высоком месте при загрузке один спереди, один посередине, один на руле около 25 см из 43 см в этом месте. У оригинала тоже осадка была порядка 20см, так что похоже вес у них был не сильно меньше моего.

Внутрь корпусов воду вроде не сильно давит, и кстати внутрь и не брызгается по факту. На волне только наружу плещет из под скошенного внешнего борта при боковой волне.

 
В прошлый выход, верёвки крепления корпусов были не все затянуты, и где-то на 3 кмч начинала жужжать первая. В этот раз мы обтянули чутка, начало жужжать на 4 кмч =) За то удобно на слух определять скорость Х)

Скорость на фотках ниже около 3 кмч.

G7VPVSfl3Bw.jpg

08AsUg4G_l8.jpg

2tucpLAFmQs.jpg

RzhOIeysLZ0.jpg

Kb1xm6zu3Mg.jpg


  • 0

#21 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 657 сообщений
  • Из:село Пивань
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 17 июля 2019 - 13:23

...Расскажите что знаете про несимметричность корпусов, интересно...

Да там всё предельно просто и интуитивно понятно. Даже не надо читать какую либо литературу.
 

...Я заглянул в ваш проект Катамарашка - там корпуса имеют гораздо меньшую асимметрию, и скорее всего "выпуклость" внутрь играет на руку прочности монолитной конструкции...

Асимметрия там ого-го какая. Но в подводной части я добивался симметрии ватерлинии. Потому как если ходить "на лапе" не планируется, то асимметрия на фиг не нужна. Прочность там вообще не при чём. У меня толщины обшивки 9-12 мм, не считая стеклоткани, при меньших чем у Вас габаритах.

Что значит "монолитная конструкция"? Обычная фанера со стеклопластиком, как и у Вас.

Кстати, не у видел какие толщины фанеры Вы используете.

И как Ваша "клешня" рифится?

 

P.S. Использование скотча одобряю. Скотч - наше всё. Использую его в любой непонятной ситуации )))))


  • 0

#22 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 17 июля 2019 - 13:38

(1) Да там всё предельно просто и интуитивно понятно. Даже не надо читать какую либо литературу.
 

(2) Что значит "монолитная конструкция"? Обычная фанера со стеклопластиком, как и у Вас.

 

(3) Кстати, не у видел какие толщины фанеры Вы используете.

 

(4) И как Ваша "клешня" рифится?

 

(5) P.S. Использование скотча одобряю. Скотч - наше всё. Использую его в любой непонятной ситуации )))))

(1) ну тогда можно и на пальцах - я на лапе ходить не буду, оба поплавка всегда в воде

 

(2) я имею ввиду, что мост и поплавки - единый монолит, а не отдельные детали как у меня.

 

(3) 4мм фанера ФК берёзовая 2\2 класса. Углы(скулы?) сначала снаружи проклеены лентой 200-ой стеклоткани, потом целиком 2 слоя стеклоткани 100, все углы внахлёст клеены. То есть по всем скулам 5 слоёв стеклоткани, на пролётах по 2 слоя.

 

(4) никак, теоретически надо просто бросить одну верёвку...но мы пока не пробовали - не надо было. В эти выходные опробуем - ветер будет посильнее.

 

(5) Скотчем были привязаны только пено-полоски между рамой и поплавками. Отрезать было лень, скорее на воду хотелось =)


Сообщение отредактировал Dukuu: 17 июля 2019 - 14:06

  • 1

#23 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 435 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 18 июля 2019 - 11:09

И как Ваша "клешня" рифится?

А никак!

Это первые выходы. Потом вдует и ..... вопрос обострится.

Предлагаю автору всё же перейти на Т-подвес. Там хотя бы виртуальное рифление имеется. Которое, конечно же не панацея, но расширяет ветровой диапазон применения паруса.

Опасения по поводу загромождения пространства расчалками можно отбросить. Тем более на жестком кате.

Пирамидка из трёх брусков вполне выдержит нагрузки.

На снимке ниже, где наш коллега вообще не стал раскреплять мачту (должно было таки вырвать, но сломало), представлена Т-клешня на интекс-галоше. И бегает таки.

cap_26.05.2019 на ветер_00:00:13_01.jpg


Сообщение отредактировал утлюк: 18 июля 2019 - 11:18

  • 0

#24 Dukuu

Dukuu

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 20 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Недояхт- катамаран

Отправлено 18 июля 2019 - 11:28

Да, я помню что собирался и Т-подвес тоже опробовать после А-мачты. Сейчас под Т-подвес надо нижний гик сделать жёсче (хотябы как верхний сделан) и проводку шкотов всю переделать. Как выдадутся безветренные бездельничные выходные - может займусь.

Покачто порывы ветра только радуют - всё начинает весело бежать и всё такое =)

На самом деле пока аргумент простейший - меньше верёвок, проще разбираться. Когда с этими освоимся - попробуем следующие.


Сообщение отредактировал Dukuu: 18 июля 2019 - 11:29

  • 0

#25 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 435 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 18 июля 2019 - 15:57

 

На самом деле пока аргумент простейший - меньше верёвок, проще разбираться. Когда с этими освоимся - попробуем следующие.

Совершенно в точку. Только так и не иначе. Медленно спуститься с холма ...... :D

 
  • 0



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами фанера, катамаран, жесткие корпуса, недояхтинг, клешня краба, гафельный цветок

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей