Как обычно, начал с техники, но погрузился в историю.....
1837 г. Дэвид Филби организовал в Гамбурге компанию, которая торговала морской литературой, графиками и секстантами, импортированными из Англии. По другим данным, компания проверяла и сертифицировала секстанты, барометры и компасы на судах в Северной Германии, а также изготовила эти инструменты вручную.
1857 г. Карл Кристиан Плат организовал в Гамбурге мастерскую по производству геодезических приборов.
1862 г. Д. Филби продаёт свою компанию Плату. Со своим новым бизнесом Карл Плат сконцентрировался на производстве секстантов, магнитных компасов, биноклей и барометров, но ещё три года, до смерти Д. Филби, фирма называлась «К. Плат, преемник Д. Филби».
1865 г. Приобретён точный делительный круг (возможно, гравировальный или зуборезный) с ручным приводом.
1868 г. У Карла Плата родился сын, Теодор Кристиан.
1882 г. Карл Плат продал отдел морской литературы и карт недавно созданной фирме Eckardt & Messtorff, книжному магазину, который существует и по сей день.
1889 г. Карл Плат был награжден Золотой медалью на Гамбургской выставке ремесел и промышленности за его навигационные инструменты.
1889 г. Теодор Кристиан Плат, стал совладельцем компании.
1899 г. (предположительно) Фирмой разработан новый делительный круг с электрическим приводом, на этом устройстве будут производиться секстанты до WWII.
1900 г. Карл и Теодор Плат выставили коллекцию морских инструментов в павильоне Немецкой судоходной выставки на Всемирной выставке в Париже и были награждены Серебряной медалью как знак высшей награды за морские инструменты в коммерческом судоходстве.
1902 г. У Теодора рождается сын, Иоганн Кристиан.
1905 г. В возрасте 80 лет Карл Плат вышел на пенсию.
1906 г. Зарегистрирован широко известный логотип компании, стилизованный человечек с сектантом (Sun Shooter). Реклама прилагается.
1908 г. Теодор Плат стал единственным владельцем фирмы.
1910 г. Умирает К.Плат.
1912 г. Фирма Плат стала агентом по продажам гирокомпасов фирмы Аншютц для торговых судов. Сама фирма Аншютц сосредоточила свои усилия на германском флоте.
1913 г. Фирмой продан и установлен первый в мире гирокомпас именно на торговом судне.
1929 – На немецких дирижаблях используется одна из первых моделей секстанта с пузырьковым уровнем (пока ещё как модификация классического) фирмы Плат. Реклама прилагается.
1929 г. В возрасте 27 лет умирает единственный сын Теодора, Иоганн Кристиан.
1930 г. Зять Теодора, Йоханнес Бойсен, начал участвовать в управлении фирмой, чтобы позже возглавить её.
1933 г. На фирме работает 33 человека. Условия для бизнеса начали меняться, меньше свободы для творчества, зато устойчивые заказы от военных.
1937 г. Теодор Плат передал бизнес своему зятю.
1939 г. Начало выпуска сначала авиационного, а в конце года и морского секстанта с интегратором – осреднителем (Sold Libellen Oktant ; позже ставшие советскими ИАС-1М и ИМС-3). Отличия остались и у наших: больше защиты от брызг, другая левая рукоятка, другой выключатель освещения, перенос реостата освещения.
1942 г. На фирме работает 650 человек, рабочее время в неделю составляет: 49 часов для женщин и 57 часов для мужчин. Значительная часть производства была передана в субподряд другим компаниям.
1943 г. Часть производственных мощностей разрушено бомбардировками. Компания частично была переведена на субподряд (русск: аутсорсинг) в экономические районы, не подверженные бомбардировкам.
1943 г. По требованиям подводников, начало выпуска секстанта (октанта) с гироскопическим коллиматором, модель SKS-3D (Kreiselsextanten; позже ставший советским ГИМС-3). Появившийся тогда у ПЛ шноркель спасал только от всплытия, но не от выполнения обсерваций. И если крупные суда имели достаточно большой период качки и невысокие линейные ускорения, то у лодок, даже при умеренном волнении, период был гораздо меньше, а ускорения -больше . Кроме того, усиление противолодочной авиации союзников в Северной Атлантике и появление сантиметровых радаров оставляло всё меньше времени для нахождения на палубе. Судя по документам, ротор гироскопа раскручивался через один из кранов камеры сжатым воздухом, затем кран закрывался, через другой кран камера гироскопа должна была вакуумироваться (в разумных пределах; во избежание торможения ротора; всё это можно было делать ещё под водой, почти в лабораторных условиях). После всплытия ПЛ боец с прибором пулей мчался через люк на верх и там производил обсервации. Таким образом, несколько минут гироскоп хоть и находился на выбеге , но был нечувствителен к линейным ускорениям, что так мешало пузырьковым приборам. Правда оставалась прецессия гироскопа, поэтому время обсерваций всё равно было ограничено.
1945 г. Всего, с начала войны, произведено 21 000 классических секстантов, 11 000 октантов с искусственным горизонтом и гироскопических, 9 000 морских компасов и более 3000 дополнительных устройств.
1945 г. Гироскопический секстант попадает в руки англичан (это как минимум!). Предположительно в августе проводятся полевые сравнительные испытания с английским авиационным секстантом Mark VIII (он без гироскопа) на точность, причём как со штатива, так и с рук. Результаты задокументированы, выводы англичан: сложность SKS-3D себя практически не оправдывает, межремонтный интервал минимален, точность чуть лучше их собственного прибора, но не выдающаяся, время использования оценено ими в 12 мин (выбег), период собственных колебаний плоскости искусственного горизонта зависит от оборотов ротора, а они падают и прочее и прочее. Но мы-то понимаем, что всё шло уже к холодной войне и англичане знали, что немецкие приборы достались как им, так и нам. Поэтому есть вероятность, что документ мог быть и умело состряпанной дезой для нашей разведки.
1945 – 1948 гг. выпуск только самых необходимых и востребованных в мирное время устройств, в т.ч. печатных машинок, помывочных пистолетов, механизмов для ж/д часов.
1948 – 1949 гг. Оборудование фирмы было полностью демонтировано оккупационными силами.
1949 г. восстановление производства классического ассортимента морских инструментов. Куплен патент на гирокомпас.
1951 г. Первый гирокомпас был представлен общественности. Фирма из производителя инструментов превратилась в производителя морского навигационного оборудования. В последующие годы ассортимент продукции был расширен за счет многих более современных конструкций, таких как автопилоты, регистраторы скорости, радиопеленгаторы и т.д.
1953 г. Й. Бойсен, совместно с известным американским штурманом Вимсом (основателем собственной навигационной школы), основал в Вашингтоне фирму Вимс и Плат Инк., основной целью которой было активизировать продажу секстантов под маркой Плат в США.
1960 г. Умирает Теодор Плат.
1962 г. Фирма Вимс и Плат переходит в собственность американской корпорации Литтон Индастриз.
1997 г. фирма объединяется с Декка Марин и Сперри Марин.
2000 г. объединение переименовывается в Сперри Марин.
2001 г. Сперри Марин переходит во владение нынешнего владельца, корпорации Нортроп Грумман.
Использованы материалы с сайтов:
https://www.amazon.c...iedrich Jerchow
https://www.sperryma...history-c-plath
http://www.knirim.de/plathe.htm
https://cplath-hambu.../cplath-history
http://www.weemsjohn...Navigation.html
https://www.worthpoi...onal-1824666111
https://www.luftfahr...m#_Hlk500400838
https://ww2.ru/shop/....html#gallery-5
и др.
Несколько важных фото/иллюстраций из истории.
- табличка с товарным знаком
- информация о применении секстанта на дирижаблях
- один из командиров дирижаблей с ранней версией авиационного секстанта (как у "португальцев")
- три файла с распознанным (pdf) текстом по истории и вообще...