Перейти к содержимому

Фотография

LIFEPO4 ЛИТИЙ - силовые РЕЛЕ ДЛЯ HVC/LVC и чем ими управлять


Сообщений в теме: 122

#26 fortuni

fortuni

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 23 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Sailing Yacht

Отправлено 06 января 2020 - 23:25

если под веб версией вы понимаете форум с гаджета, то просто указать в настройках "полная версия"


Да. Так и поступил. Но не очень-то это удобно )
Спасибо!
  • 0

#27 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 935 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 27 января 2020 - 16:30

Че-то не нашел в теме ответов собственно по реле...

А вопрос остался. Чем будет управлять БМС?

 

Мне попались 4 батареи Литий-феррофосфат, 12 ячеек в каждой, ячейки по 33Ач. Собираю их в блоки по 2 батареи (всего 24 ячейки). Для одного блока, у меня есть БМС типа "кирпич", имеющая в своём составе пассивные балансиры на резисторах, защиты, и силовой ключ в виде батареи Мосфетов.

Вторая БМС значительно круче, состоит из 3х плат, и умеет считать остаток ёмкости по току заряда-разряда. Но в её составе нет силового ключа. Есть только выход для управления ключом 12В.

Пытаюсь найти готовые решения, но пока попадаются только механические контакторы. Попробовал спросить по поводу силовых модулей на основе Мосфетов, но слегка обалдел от цены. Китайский "кирпич" в сборе, вместе с балансирами, несколько дешевле.


  • 0

#28 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 29 января 2020 - 02:20

А можно еще раз огласить требования к такому реле ?

Ну я к тому, что есть вобщет достаточно простые схемы на мосфетах.

И микросхемы управления этими мосфетами.


  • 0

#29 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 935 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 29 января 2020 - 11:11

А можно еще раз огласить требования к такому реле ?

Ну я к тому, что есть вобщет достаточно простые схемы на мосфетах.

И микросхемы управления этими мосфетами.

Требования вытекают из задач. Реле должно выдерживать и отключать ток номинальный и ток перегрузки. Выдерживать ударный ток КЗ, и установившийся ток КЗ до момента срабатывания быстродействующего плавкого предохранителя. В моём случае, номинальный ток 100А, ток перегрузки 150А. Номинальное напряжение 80В. Ток КЗ пока не знаю как посчитать.

 

У меня есть одна БМС, в ней как раз такая схема, батарея Мосфетов 34шт. Не уверен, что она выполняет предъявляемые требования, особенно по току КЗ, но хочется надеяться именно на это.

 

Для второй батареи пока остановился на контакторе.


  • 0

#30 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 12:55

Я бы постремался полупроводники ставить. Самопал тем более. Именно при том, что делал в свое время многокиловаттные блоки питания. Для дома - можно без проблем. Для лодки - не хочу. Ну и кушать они тоже не так мало будут. Массогабариты не меньше получатся, чем электромеханика. Схемы там должны быть вылизаны до блеска именно для конкретного применения, и то не гарантия для нестандартной ситуации. 

 

К примеру, защита от КЗ будет работать ТОЛьКО в случае применения дросселя, а он получится не маленьким на эти токи (и не дешевым). А его еще обвешивать надо демпферами. А демпферы хорошо работают только не определенных режимах. Много там нюансов.


Сообщение отредактировал alexk61: 29 января 2020 - 12:59

  • 0

#31 Сергей Б..

Сергей Б..

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 427 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Флинк 320ТЛА и др.

Отправлено 29 января 2020 - 13:26

Я давно применяю реле РЭН 33, мощнейшие контакты, 4 пары переключающих, герметичные, некоторые заполнены водородом. Единственное неудобство - срабатывает при 24 вольтах, но при удержании 12 вольтами можно добиться тока 25-30 ма.


  • 1

#32 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 29 января 2020 - 13:40

Вот Вам защита от КЗ. Сам рожал. Используем на лодках, в щитах, взамен плавких. 12v.

 

4.png

 

R1-R4 определяют порог срабатывания. Схема настроена на 8А. Если нужны большие токи - пропорционально уменьшаете.

При сработке остается в сработанном виде пока не будет отключена нагрузка.

После отключения нагрузки (SW2) само-восстанавливается при условии отсутствия КЗ на выходе.

Время срабатывания 8-12мкс.

Светодиод D1 трехцветный с общим катодом:

Желтый - дежурный режим (канал запитан)

Синий - питание нагрузки включено

Красный - КЗ.

Если не нужна индикация то элементы R8-R11, Q4,Q5, D1,D2,D3 - можно исключить.

 

зы: Если озадачиться, то можно измерительный шунт выкинуть вообще и вместо него мерять падение напряжения на сток-истоке полевика.

 

ззы: С масштабированием проблем нет.


Сообщение отредактировал r0b0k0t: 29 января 2020 - 14:11

  • 2

#33 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 14:26

Угу. И даже на 10А уже более 10 Ватт только резисторы выделяют а полевик тоже не греется. 12мкс не хватает полевику, чтоб сгореть?

А ведь народу к литию надо под 100А нагрузочки.


  • 0

#34 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 29 января 2020 - 14:35

И даже на 10А уже более 10 Ватт только резисторы выделяют а полевик тоже не греется.

facepalm.gif В каком месте Вы там 10 ватт насчитали?? Про полевик уже молчу... Даже странно, как TL-ку не зацепили.
  • 0

#35 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 14:57

0,5/4=0,125 Ohm. 10x10x0,125=12,5W


  • 0

#36 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 29 января 2020 - 15:15

А в какой вселенной такой интересный закон ома? :D

 

зы: Если чо, прямо щас сэмпл лежит на столе, ток потребления нагрузкой 7.9А, нагрев резисторов +39С.


  • 0

#37 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 18:20

А в какой вселенной такой интересный закон ома? :D

 

зы: Если чо, прямо щас сэмпл лежит на столе, ток потребления нагрузкой 7.9А, нагрев резисторов +39С.

P = U x I. 

U = I x R

P = I x R x I = I x I x R  or  U2/R

Вообще, мне всегда казалось так. Робокот сайт в сети - ваш? По электронике?

 

При чем здесь температура? Мы о мощности говорим. Вместо 0,0,,,,1 Вт выделяемом на плавкой вставке у Вас под десятку Ватт на электронной схеме. Там надо микроомный резистор и операционник на усиление (если типовых микрух нет, я за этим давно не слежу).


Сообщение отредактировал alexk61: 29 января 2020 - 18:24

  • 0

#38 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 29 января 2020 - 18:25

P = U x I. 

U = I x R

P = I x R x I = I x I x R  or  U2/R

Вообще, мне всегда казалось так. Робокот сайт в сети - ваш? По электронике?

Ладно. Я в альтернативную электронику не умею.

Какой сайт Вы имели в виду?

По расчету: Падение напряжения на резисторах при токе 7.9А 0.78в. Перемножаем. Получаем 6.2Вт. Откуда 12.5 то?


Сообщение отредактировал r0b0k0t: 29 января 2020 - 18:50

  • 0

#39 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 18:49

Да несколько лет назад встречал как-то даже чего-то там посмотрел, не помню уже...


  • 0

#40 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 29 января 2020 - 18:59

РадиоКот наверное. Живет и процветает. Нет, не мой.


  • 0

#41 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 19:48

По расчету: Падение напряжения на резисторах при токе 7.9А 0.78в. Перемножаем. Получаем 6.2Вт. Откуда 12.5 то?

Я считал на 10А.

6 Вт на каждый канал (радио, свет, помпы и пр)... Жуть! Понятно, мощных потребителей не так много, но все равно греть воздух от аккумулятора.... Автопилот и холодильник молотят не переставая. Навигация и приборы тоже. А тут КПД такой защиты получается под 90%. Почти 10% заряда батареи - в воздух!


  • 0

#42 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 935 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 29 января 2020 - 20:11

...

 

К примеру, защита от КЗ будет работать ТОЛьКО в случае применения дросселя, а он получится не маленьким на эти токи (и не дешевым). А его еще обвешивать надо демпферами. А демпферы хорошо работают только не определенных режимах. Много там нюансов.

Может Вы не внимательно прочитали? Защита от КЗ будет плавким предохранителем.

 

Задача ключа, отключать батарею при перегрузке, и защитами БМС по повышению и понижению напряжения на элементах.


  • 0

#43 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 935 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 29 января 2020 - 20:16

Ладно. Я в альтернативную электронику не умею.

Какой сайт Вы имели в виду?

По расчету: Падение напряжения на резисторах при токе 7.9А 0.78в. Перемножаем. Получаем 6.2Вт. Откуда 12.5 то?

На 100А, это будет уже 62Вт. Во первых жалко, а во вторых, их куда-то нужно отводить, в герметичном корпусе батареи. Ну этот вопрос решаемый, там есть датчик тока.

 

Самый главный вопрос, выдержат-ли ключевые транзисторы ток КЗ? Мне представляется, что скорее всего нет, и уж точно не смогут его отключить.


  • 0

#44 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 935 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 29 января 2020 - 20:20

Я давно применяю реле РЭН 33, мощнейшие контакты, 4 пары переключающих, герметичные, некоторые заполнены водородом. Единственное неудобство - срабатывает при 24 вольтах, но при удержании 12 вольтами можно добиться тока 25-30 ма.

Жидковато выглядит на 100А
 


  • 0

#45 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 20:36

Может Вы не внимательно прочитали? Защита от КЗ будет плавким предохранителем.

 

Задача ключа, отключать батарею при перегрузке, и защитами БМС по повышению и понижению напряжения на элементах.

Вы - шутник! Полупроводник защищать плавкой вставкой! Ему микросекунд хватает, чтоб сгореть.


  • 0

#46 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 20:40

На 100А, это будет уже 62Вт. Во первых жалко, а во вторых, их куда-то нужно отводить, в герметичном корпусе батареи. Ну этот вопрос решаемый, там есть датчик тока.

 

Самый главный вопрос, выдержат-ли ключевые транзисторы ток КЗ? Мне представляется, что скорее всего нет, и уж точно не смогут его отключить.

Если поставите ключи, рассчитанные на ток больший, чем КЗ, то в чем проблема? Только вот ЛиФеПо4 , похоже, более 10С на КЗ выдает. Толстовато получится!

Ничего путного кроме нормальной электронной защиты не придумаешь. Потому и говОру - электромеханика. Надежно и просто.


  • 0

#47 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 935 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 29 января 2020 - 20:44

Вы - шутник! Полупроводник защищать плавкой вставкой! Ему микросекунд хватает, чтоб сгореть.

Ну не полупроводник меня беспокоит, батарея. И провода, чтобы огнём не загорелись.

 

А полупроводник вот прямо любой сгорит за микросекунду? Или Вы вообще всё невнимательно читаете?

В природе известна такая характеристика пролупроводниковых приборов, как "ударный ток КЗ", допускаемый ограниченное количество раз. И тепловой интеграл. И есть быстродействующие предохранители, для которых нормировано значение квадрата тока на время.


  • 0

#48 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 935 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 29 января 2020 - 20:48

Если поставите ключи, рассчитанные на ток больший, чем КЗ, то в чем проблема? Только вот ЛиФеПо4 , похоже, более 10С на КЗ выдает. Толстовато получится!

Ничего путного кроме нормальной электронной защиты не придумаешь. Потому и говОру - электромеханика. Надежно и просто.

Для одной из батарей, УЖЕ есть ключ на транзисторах. Скорее всего, тока КЗ он не выдержит, поскольку ток КЗ сильно больше 10С. В случае КЗ, его придётся выбросить.


  • 0

#49 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 30 января 2020 - 00:47

На 100А, это будет уже 62Вт. Во первых жалко, а во вторых, их куда-то нужно отводить, в герметичном корпусе батареи. Ну этот вопрос решаемый, там есть датчик тока.

 

Самый главный вопрос, выдержат-ли ключевые транзисторы ток КЗ? Мне представляется, что скорее всего нет, и уж точно не смогут его отключить.

Если внимательно глянуть на схему то можно увидеть что кроме шунта в токовой цепи присутствуют сами проводники, ключ и два выключателя. В дебри не полезу, но и 62Вт Вы там никогда не увидите. Таковы реалии. С полевиками все просто. Они прекрасно параллелятся. Батареи запараллеленных ключей в всегда можете увидеть в силовых БМС. Это первое.

Второе: Ни одна схема с плавким предохранителем на 100А при протекающем токе 99.9А не протянет и 10 секунд. Предохранитель сгорит попытавшись возомнить себя лампой накаливания, так как падение напряжения на нем будет гораздо больше чем на шунте в моей схеме. Можете убедиться на практике.

Третье: Схему я дал рабочую. Мы используем ее, жалоб НЕТ. Номинал 8А используется в линиях которые ранее защищала плавкая вставка на 5А. Соответственно номиналы защиты для линий в 10А, 15А и 30А также приподняты на 30%. Сделано это осознано, так как надо учитывать пусковые токи и индуктивность проводов. Плавкая вставка, в виду неторопливости по срабатыванию эти моменты просто не замечает.

 

Печатная плата отработана на 1 канал и 6 каналов, smd и обычные компоненты. Платы односторонние. Кому надо - в личку пожалуста.


  • 0

#50 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 30 января 2020 - 01:13

Если внимательно глянуть на схему то можно увидеть что кроме шунта в токовой цепи присутствуют сами проводники, ключ и два выключателя. В дебри не полезу, но и 62Вт Вы там никогда не увидите.

Коллега, спасибо за схему Вам - это однозначно.
И то что она рабочая, ну я так не сомневаюсь ибо она у Вас работает :)

Но всё таки на четырех 0.5омных резисторах в параллель = 0.125 Ом, при токе в 10 ампер будет рассеиваться 12.5 ватт мощности при 12 вольтах.

 

Как alexk61 и посчитал.

0.5/4 = 0.125 Ом - общее сопротивление 4х параллельно включенных резисторов по 0.5 Ом каждый.
0.125 Ом * 10А = 1.25 вольт - падение напряжения на этом сборном резисторе.
1.25 * 10А = 12.5 ватта, как ни крути :\

Вы точно уверены, что в схеме верные обозначения привели ?
А то быват же, ноликом (разрядом) ошибешься и потом шаманские танцы с бубнОм устраивать приходится.
 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей