Перейти к содержимому

Фотография

LIFEPO4 (ЛИТИЙ) ВОПРОС BMS


Сообщений в теме: 116

#26 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 23 234 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 28 января 2020 - 18:34

Господа, прошу прощения, но я написал в предыдущем посте про активные/пассивные балансиры ерунду. Господин Кирхгофф со мной не согласится.

Постораюсь более корректно (если получится)....

С терминологией стало более-менее понятнее. А в целом как быть, прояснилось не особенно.

Видимо, для полного счастья батарее не достаточно глупых балансиров следящих за одной отдельно взятой ячейкой. Будь они активные или пассивные. Чтобы гарантированно не перезарядить отдельные ячейки, зарядному устройству нужна обратная связь с самой слабой ячейки. А для этого, контроль напряжения на всех ячейках.

 

Или, если будет статистика и прогноз состояния ячеек, то пользоваться балансирами ограниченной мощности, предположив, что разбаланс батареи не превышает какой-то величины.

 

Может быть уже есть статистика и рекомендации по режимам зарядки и току балансиров в зависимости от ёмкости элементов?


  • 0

#27 Сергей Б..

Сергей Б..

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 427 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Флинк 320ТЛА и др.

Отправлено 28 января 2020 - 19:35

Активный ещё и при разряде перекачивает из сильных в слабую.


  • 0

#28 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 28 января 2020 - 21:53

С терминологией стало более-менее понятнее. А в целом как быть, прояснилось не особенно.

Видимо, для полного счастья батарее не достаточно глупых балансиров следящих за одной отдельно взятой ячейкой. Будь они активные или пассивные. Чтобы гарантированно не перезарядить отдельные ячейки, зарядному устройству нужна обратная связь с самой слабой ячейки. А для этого, контроль напряжения на всех ячейках.

 

Или, если будет статистика и прогноз состояния ячеек, то пользоваться балансирами ограниченной мощности, предположив, что разбаланс батареи не превышает какой-то величины.

 

Может быть уже есть статистика и рекомендации по режимам зарядки и току балансиров в зависимости от ёмкости элементов?

Проще и дешевле всего сделать автомат по выходному току зарядки в зависимости от напряжения (или поискать у китайцев, может есть чего такое). Но это требует приложения рук и знаний (или поискать у китайцев, может есть чего такое). Второй простой выход дороже - ставить мощные балансиры. Третий - самый дешевый - балансировать в ручную. 10 полных циклов без проблем. Минус - удобство эксплуатации. 

Проще и дешевле всего сделать автомат по выходному току зарядки в зависимости от напряжения (или поискать у китайцев, может есть чего такое). Но это требует приложения рук и знаний (или поискать у китайцев, может есть чего такое). Второй простой выход дороже - ставить мощные балансиры. Третий - самый дешевый - балансировать в ручную. 10 полных циклов без проблем. Минус - удобство эксплуатации. 

 

По подбору оптимальных токов для конкретного балансира сделаю тест через пару недель, когда новый приедет.


  • 0

#29 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 23 234 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 28 января 2020 - 23:42

Проще и дешевле всего сделать автомат по выходному току зарядки в зависимости от напряжения...т.

Напряжения где?

Как я понимаю, интерес представляет напряжение на каждой отдельно взятой ячейке. Это требует знаний. Знаний, где взять 24 канала изолированного ввода :)


  • 0

#30 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 23 234 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 28 января 2020 - 23:46

Вот какая мысль меня посетила. Сделать неторопливый мультиплексор для ввода напряжений по ячейкам, на базе активного балансира на конденсаторах. Один конденсатор, периодически подключать ко всем банкам, и к АЦП. Заодно и немного балансировать ячейки.


  • 0

#31 plis

plis

    яхтомечтатель

  • Капитан
  • 5 184 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: RIB Аполлон 460

Отправлено 29 января 2020 - 00:52

Вот какая мысль меня посетила. Сделать неторопливый мультиплексор для ввода напряжений по ячейкам, на базе активного балансира на конденсаторах. Один конденсатор, периодически подключать ко всем банкам, и к АЦП. Заодно и немного балансировать ячейки.

Точно такая же пришла.
Ток без АЦП.
Просто гонять по кругу конденсатор.
Он будет заряжаться до максимального напряжения какой либо банки и разряжаться до минимального.
Вот только как это реализовать...)

С уважением.
  • 0

#32 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 23 234 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 29 января 2020 - 08:37

Точно такая же пришла.
Ток без АЦП.
Просто гонять по кругу конденсатор.
Он будет заряжаться до максимального напряжения какой либо банки и разряжаться до минимального.
Вот только как это реализовать...)
С уважением.

Это просто. Купить готовые активные балансиры у китайцев. Типа таких (упомянутых выше)
https://48volt.ru/bm...-0-4a-1-5v-5-5v
  • 0

#33 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 551 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 29 января 2020 - 09:08

Кстати у этих балансиров подозрительно низкая цена....


  • 0

#34 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 23 234 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 29 января 2020 - 09:26

Кстати у этих балансиров подозрительно низкая цена....


У них и устройство не сложное.
  • 1

#35 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 12:45

Напряжения где?

Как я понимаю, интерес представляет напряжение на каждой отдельно взятой ячейке. Это требует знаний. Знаний, где взять 24 канала изолированного ввода :)

Само собой на батарее/выходе зарядки. Но я размышляю о 4-х ячейках последовательно. Если больше - все сложнее (разбаланс больше будет без балансиров) при том же напряжении на батарее.


  • 0

#36 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 29 января 2020 - 15:29

Мне тут сегодня пришла такая мысль -

в системе нужно использовать активные и пассивные балансиры.

У меня генератор больше 14.2В не дает на батареи, а в остальных зарядных устройствах я могу ограничить напряжение тем же порогом(что и сделал). В конце фазы заряда у меня ток заряда примерно 1-3 А. Соответсвенно если в бмс у меня пассивные балансиры на 1 А и я добавлю в систему активные балансиры на 1.2 А, то в в конце заряда если балансиры успеют, то ток снизится до меньше 1А и таким образом пассивные балансиры будут просто греть воздух и перезаряд никогда не наступит. Если в системе были бы только активные балансиры, то надо было бы придумывать защиту от перезаряда.


  • 0

#37 Сергей Б..

Сергей Б..

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 427 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Флинк 320ТЛА и др.

Отправлено 29 января 2020 - 15:51

Я когда то начинал городить, сначала на дешифраторах, потом на мультиплексорах, адресная система, ищет самое низкое напряжение и туда разряжает конденсатор, потом посмотрел на всё это, выкинулнах, и забил.

Даже DS18B20 на каждой банке, разница в 5 градусов отслеживалась.

Литий оказался не так страшен.


  • 0

#38 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 29 января 2020 - 16:41

Я когда то начинал городить, сначала на дешифраторах, потом на мультиплексорах, адресная система, ищет самое низкое напряжение и туда разряжает конденсатор, потом посмотрел на всё это, выкинулнах, и забил.

Даже DS18B20 на каждой банке, разница в 5 градусов отслеживалась.

Литий оказался не так страшен.

Ну если я прав, то мне надо всего то за 600 руб активный балансир купить и от перезаряда я защищен ;-) 


  • 0

#39 Сергей Б..

Сергей Б..

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 427 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Флинк 320ТЛА и др.

Отправлено 29 января 2020 - 16:54

У меня активные по 350 рублей на 0,4 ампера, на 100 часовой батарее.


  • 0

#40 Pashka79

Pashka79

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 145 сообщений
  • Из:Rishon
  • Судно: Dehler 35
  • Название: Whisper

Отправлено 29 января 2020 - 18:12

 

2. Активный. Система такая же и процессы похожи до достижения равенства токов зарядки и балансира. А дальше начинаются различия в процессе (выделение тепла резисторами пассивного всем понятны и не влияют на сам процесс). Теперь в отличие от пассивного активный заберет 1А у слабой ячейки и отдаст его сильным. А к этому Амперу присоединится еще уменьшающийся ток зарядки. Т.е. Процесс балансировки будет происходить БЫСТРЕЕ при том же токе балансира в 1А. Т.е. шансов на перезаряд слабой ячейки будет меньше, поскольку сам процесс балансировки будет протекать быстрее.

Такие вот отличия мне видятся. Конечно же, массогабариты тоже: если то, что мне китаецы прислали, действительно выдает 1,2А, то это - крохотная плата 20х50мм! Пассивный на 1.2 А содержит кроме автоматики резистор на 1,2*3,65=4,38, т.е. не менее 5Ватт. А в реале надо ставить на 10 Ватт, чтоб ничего от него не загорелось. Размер одного 10Вт резистора около 70х12мм (по памяти). Вес - граммов 20.

 

Прошу вопросы, если где не совсем понятно написал (или опять ошибся).

 

 

 

 

Активный выравнивает ячейки в течении всего процесса и на зарядке и на разрядке. По етому  напряжение на ячейках всегда выравнено.

Активному не надо ничего рассеивать макс ячейка из 2х смежных заряжает конденсатор который разряжается на мин ячейку и так по кругу пока они не уровняются .


Сообщение отредактировал Pashka79: 29 января 2020 - 18:12

  • 0

#41 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 18:15

Мне тут сегодня пришла такая мысль -

в системе нужно использовать активные и пассивные балансиры.

У меня генератор больше 14.2В не дает на батареи, а в остальных зарядных устройствах я могу ограничить напряжение тем же порогом(что и сделал). В конце фазы заряда у меня ток заряда примерно 1-3 А. Соответсвенно если в бмс у меня пассивные балансиры на 1 А и я добавлю в систему активные балансиры на 1.2 А, то в в конце заряда если балансиры успеют, то ток снизится до меньше 1А и таким образом пассивные балансиры будут просто греть воздух и перезаряд никогда не наступит. Если в системе были бы только активные балансиры, то надо было бы придумывать защиту от перезаряда.

Балансиры могут быть и на небольшой ток. Тут вопрос в токе зарядки. Если у Вас 14,2 с генератора, но 200А, то до 14.2 батарея дойдет на этом токе и тогда балансиры - слону дробина. Если при этом разбаланс не большой, то ток начнет падать но вопрос в том, насклько были разбалансированы банки до начала заряда. И генератором Вы не станете еще два часа ждать, пока банки сбалансируются. Т.е. балансировку при генераторе можно оставить за скобками. А балансировать теми же панелями, бо бесплатно, можно и при 1А 5 часов ждать окончания балансировки. Я бы от мощных источников заряда ограничил напряжение , как уже озвучивал уважаемый Сергей, 13,8, на крайняк 14В. 14.2 может быть уже чревато. Вообще смотреть на конкретную систему надо. Впрочем, если у Вас 600Ач, к примеру, то и балансир на 10-20А повесить уже не так дорого относительно общей цены. Тогда генератором в 2 кВт можно процентов 97 зарядить эффективно, вероятно.


 

Активный выравнивает ячейки в течении всего процесса и на зарядке и на разрядке. По етому  напряжение на ячейках всегда выравнено.

Активному не надо ничего рассеивать макс ячейка из 2х смежных заряжает конденсатор который разряжается на мин ячейку и так по кругу пока они не уровняются .

 

Почитайте мои посты здесь и в теме Литий. Вы не правы.


  • 0

#42 Pashka79

Pashka79

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 145 сообщений
  • Из:Rishon
  • Судно: Dehler 35
  • Название: Whisper

Отправлено 29 января 2020 - 18:22

а каким образом переводит в тепло? каков принцип действия?

 

я не вижу смысла для балансирвоки переводить в тепло излишек, как мне кажется, надо обеспечить что бы слабые банки не разряжались раньше более сильных, т.е. ограничить отдачу от слабых банок.

а если утилизировать энергию от сильных банок - тогда фактически уменьшается полезная емкость аккума же, если часть емкости в тепло направлять...

 


вот вам объяснения как работает активный балансир и на какой он микросхемме других пока не придумали , точнее есть но они на порядок дороже 

 

https://www.beyondlo...transfer-board/

eta3000.png


Сообщение отредактировал Pashka79: 29 января 2020 - 18:25

  • 1

#43 Pashka79

Pashka79

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 145 сообщений
  • Из:Rishon
  • Судно: Dehler 35
  • Название: Whisper

Отправлено 29 января 2020 - 18:40

 


Почитайте мои посты здесь и в теме Литий. Вы не правы.

Читал по этому и поправляю. Мне очень интересно ваше мнение, но пока оно основано на одном спаленном балансире и на видео из ютюба .

С уважением.


  • 0

#44 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 18:52

Специально для Вас. В середине зарядной/разрядной кривой напряжения на банках различаются на милливольты и по ним не возможно определить, какая банка слабее. Толъко на последнем участке вылезает разбаланс. Только там любой балансир будет работать.


  • 1

#45 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 29 января 2020 - 19:01

Балансиры могут быть и на небольшой ток. Тут вопрос в токе зарядки. Если у Вас 14,2 с генератора, но 200А, то до 14.2 батарея дойдет на этом токе и тогда балансиры - слону дробина. Если при этом разбаланс не большой, то ток начнет падать но вопрос в том, насклько были разбалансированы банки до начала заряда. И генератором Вы не станете еще два часа ждать, пока банки сбалансируются. Т.е. балансировку при генераторе можно оставить за скобками. А балансировать теми же панелями, бо бесплатно, можно и при 1А 5 часов ждать окончания балансировки. Я бы от мощных источников заряда ограничил напряжение , как уже озвучивал уважаемый Сергей, 13,8, на крайняк 14В. 14.2 может быть уже чревато. Вообще смотреть на конкретную систему надо. Впрочем, если у Вас 600Ач, к примеру, то и балансир на 10-20А повесить уже не так дорого относительно общей цены. Тогда генератором в 2 кВт можно процентов 97 зарядить эффективно, вероятно.


Почитайте мои посты здесь и в теме Литий. Вы не правы.

 

Насколько мне известно, почти все генераторы двигателей (я о нем говорил, отдельного у меня нет)ограничивают напряжение, так что когда батареи зарядятся, ток будет небольшой и никак не может быть 200А. И я все 4 сезона вижу как все происходит. Если поставить балансиры на ток 10 А, то наверное в конце действительно нечего будет балансировать, но как кто то здесь писал литий не любит режим заряда флоат. Вот как раз в этом режиме пассивные балансиры просто будут греть воздух и не допустят перезаряда, если ток будет им по силам. Ну и я наверное неправильный яхтсмен и мне иногда приходится идти под двигателем 10-15 часов подряд и я вижу, что мои балансиры на 1 А не справляются ну и солнечными панелями вы как раз не сможете сбалансировать по простой причине - у меня например батареи  (400 Ач) заряжаются в лучшем случае к 17 часам ;-) при 800 Вт солнечных панелей.

Про ограничение напряжение я уже писал - на всех современных зарядниках это можно сделать, только 13.8 или 14.2 абсолютно без разницы(это мы уже выяснили выше). Только он генератора двигателя это нельзя сделать не поменяв регулятор. 

Еще мне пришла хорошая мысль как избавится от мощного реле защищающего слабые ячейки от малого напряжения на них. У меня самые мощные потребители на 220В, так что надо просто поставить копеечную релюшку отрубающую потребители на 220В. Тем более, что они никак не влияют на безопасность ;-) 


  • 0

#46 Pashka79

Pashka79

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 145 сообщений
  • Из:Rishon
  • Судно: Dehler 35
  • Название: Whisper

Отправлено 29 января 2020 - 19:07

Еще раз повторяю специально для вас вы почти правы, но не совсем активному балансиру все равно как только ест разница на ячейках 0.1в активный балансир работает .

Пасивный работает только в конце заряда по достижению определенного порога обычно 3.65-3.7в на железе и 4.25-4.3 в на литий ионе .

обычно на железе сильный дисбаланс вылезает в конце\начале  заряда или в конце разряда, но бывают и исключения. У литий иона все по другому у титаната по третьему ,а у свинца по четвертому.

В конце заряда ток падает очень сильно и ни как не будет 200А кривые заряда я уже выкладывал .

Обычно балансиры расчитывают из правила ёмкость акка делённая на 10 этого должно хватить на балансировку .


  • 0

#47 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 19:21

Что есть флоут? Я не в курсе значения этого часто употребляемого термина. Объясните, пожалуйста, "на пальцах".


  • 0

#48 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 19:26

Еще раз повторяю специально для вас вы почти правы, но не совсем активному балансиру все равно как только ест разница на ячейках 0.1в активный балансир работает .

Вот я Вам и докладываю, что 0,1В разница на банках возникает ТОЛьКО в самом конце зарядной/разрядной кривой. А на пологом участке дельта составляет не более 10мВ (0,01В), если, конечно у вас разбаланс по банкам не 30% и более. Т.е. никакой балансир работать на пологом участке не в состоянии.


  • 0

#49 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 января 2020 - 19:36

Насколько мне известно, почти все генераторы двигателей (я о нем говорил, отдельного у меня нет)ограничивают напряжение, так что когда батареи зарядятся, ток будет небольшой и никак не может быть 200А. И я все 4 сезона вижу как все происходит. Если поставить балансиры на ток 10 А, то наверное в конце действительно нечего будет балансировать, но как кто то здесь писал литий не любит режим заряда флоат. Вот как раз в этом режиме пассивные балансиры просто будут греть воздух и не допустят перезаряда, если ток будет им по силам.

Пассивные балансиры , так же, как и активные, отключатся, когда закончится балансировка и ничего греть не будут. Если у Вас дествительно с генератора ограничено 14.2 В, то, при условии баланса, опасаться совершенно нечего, кроме небольшого нюанса, о котором я писал выше. Эти 14.2В могут быть интегральными от импульсов в 15-16 Вольт. Это надо смотреть осциллографом. Ни один тестер/вольтметр этого не увидит.  В таком случае надо изобретать како-то буфер, мне кажется. Я по крайней мере, на свой литий такое подавать не стану. На какой ток у Вас генератор?

 

Кстати, неплохая идея пришла: поставить копеечную релюшку в цепь обмотки возбуждения, чтоб при достижении определенного уровня на батарее/отдельных ячейках ток возбуждения сделать маленьким, тогда и ток генератора станет маленьким и напряжения тех импульсов, если они присутствуют. Надо посмотреть, что там да как.


Сообщение отредактировал alexk61: 29 января 2020 - 19:41

  • 0

#50 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 29 января 2020 - 20:12

Что есть флоут? Я не в курсе значения этого часто употребляемого термина. Объясните, пожалуйста, "на пальцах".

 

Насколько я понимаю, это попытка зарядного устройства поддерживать определенное напряжение, обычно чуть ниже чем максимальное при заряде. Обычно для свинцовых батарей 13.8В. Чем это плохо для лития я не знаю ;-)

Но думаю именно тем, что возможен перезаряд, хоть и малым током.

 

 

Пассивные балансиры , так же, как и активные, отключатся, когда закончится балансировка и ничего греть не будут. Если у Вас дествительно с генератора ограничено 14.2 В, то, при условии баланса, опасаться совершенно нечего, кроме небольшого нюанса, о котором я писал выше. Эти 14.2В могут быть интегральными от импульсов в 15-16 Вольт. Это надо смотреть осциллографом. Ни один тестер/вольтметр этого не увидит.  В таком случае надо изобретать како-то буфер, мне кажется. Я по крайней мере, на свой литий такое подавать не стану. На какой ток у Вас генератор?

 

Кстати, неплохая идея пришла: поставить копеечную релюшку в цепь обмотки возбуждения, чтоб при достижении определенного уровня на батарее/отдельных ячейках ток возбуждения сделать маленьким, тогда и ток генератора станет маленьким и напряжения тех импульсов, если они присутствуют. Надо посмотреть, что там да как.

 

Насчет балансиров наверное и правда отключатся, при условии полной балансировки. Я у себя такого еще не видел, вот и подумалось ;-) Вопрос про генератор выглядит смешным ;-) Насколько я в курсе на 99% яхт генераторы +- одинаковые, у них разве что максимальный ток и напряжение может чуток отличаться. У меня самый обычный генератор, который ставят на вольво пенту на 115А.

Подскажите пожалуйста, что будет, если провод идущий от генератора просто отключить от батареи? Сгорит? Ток скорее всего в этот момент будет около 1-3А. 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей