5) если все же не получается (по разным причинам) сделать приспособы, то выбираем всегда сначала томбуй, потом уже якорную цепь
Если не получается сразу, то смотрим п.5
Не совсем понял про "сначала томбуй потом цепь" - не выбрав цепь до панера до томбуя не добратся же.
Как меня учили капитаны старой закалки и как мы в общем-то всегда делали:
1). готовимся к отходу. расчехляем паруса (даже если переход под мотором - неплохо бы с грота чехол снять, мало ли что), раздаем сбухтованные ходовые концы, на палубу достается отпорник (что бы под рукой был. как на отходе так и на подходе). Прогреваем двигатель (даже если с якоря планируем сниматься под парусами)
2). в случае, если на якоре стоим у пристани, то на берег заводится конец серьгой (один конец заложен на утку на палубе, далее на берег вокруг рыма/кнехта и обратно на палубу, закладываем на туже утку сверху) - назовем его "завозной конец", швартовы убираются.
3). собсно начинаем подтягиваться к якорю, выбирая якорный. Завозной, заведенный на берег серьгой, соответственно потравливаем - задача этого конца придержать лодку в первую очередь что бы не заваливало в сторону. Не всегда получается, но в любом случае полезно иметь конец на берег, можно одержаться или подтянутся обратно в случае чего. Часто завозной помогает выехать из щели между двумя лодками при боковом ветре, что бы на них не снесло.
4) Если видим, что едем до якоря нормально, завоз уже почти не работает да и совсем не нужен - отдаем один конец завоза с утки и выбираем его на палубу, выхлестывая с берега. Если делать быстро - конец не успевает у тонуть и не приближается к винту, но вообще-то обычно на данный момент винт еще не врубали за ненадобностью.
5) Если мы швартовались носом и якорный был с кормы - переносим его на нос и соотвественно разворачиваем лодку.
Далее начинается собсно само снятие с якоря. Если стояли на рейде - предыдущая часть с отдачей швартовых отсутсвовала.
6). Неспешно подтягиваемся до якоря, пока якорный не будет выходить из воды почти вертикально (но почти, в идеале гр 80..85 - если будет строго вертикально и натянут то есть риск соврать якорь раньше времени) - мы пришли на "панер", в идеале матрос на баке докладывает рулевому "Панер!" т.к. от руля якорный-то не виден. В этом положении мы еще на якоре, но уже вытянулись на боле-менее чистую воду (а именно в таком месте якорь и надо кидать, что бы потом при отходе проблем не было), в большистве случаев можем сделать паузу и спокойно постоять. Лодку неспешно развернет по ветру.
7) Вот как раз в этот момент мы находимся у самого якоря и можем спокойно ловить томбуй! Поймали, буй вытащили на палубу, если надо - заложили/привязали хоть за леер. Так же, в этот момент можно легко поставить грот, а то и стаксель (но стаксель обычно не ставят т.к. будет мешать выбирать якорь, хотя иногда приходится).
8) Рвем якорь. В момент отрыва якоря матрос должен доложить рулевому "сорван" - это важный момент, т.к. мы перестали держаться за грунт и нас начинает нести ветром, рулевой должен об этом знать! Если снимаемся элетробрашпилем под мотором - можно просто добрать якорный и вытащить якорь. В момент, когда он показывается из воды - обязательно его рассмотреть и убедится что он ни за что не зацеплен, с него не свисает ни каких цепей/кабелей и если все норм, то доложить рулевому "якорь чист!" - рулевой должен знать что все хорошо и можно начинать движение.
Есть хитрости: можно немного потравить якорного, а потом быстро добирая его разогнать лодку, в момент панера задержать якорный - и лодка ходом выворотит якорь из грунта. Если снимаемся под парусами - то нужно за якорный предварительно разогнать лодку, что бы была управляемость и можно было с левентика увалиться до бейдевинда. что бы заработали паруса. В принципе, в панере паузу можно и не делать, а заранее разогнать лодку и ходом сразу рвать, но нужно быть уверенным что на дне нет никаких забытых цепей или кабелей. В сильный неудобный ветер иногда приходится разгонять лодку и быстро рвать якорь, что бы ветер не успел стащить куда не надо. Тут уже важна слаженность движений, в том числе быстро вытащить якорь под клюз.
Вот собсно если делать как положено, с панером - то проблем с томбуем и не возникает, даже в одиночку можно все сделать.
ЗЫ Если лодка 6..7 м, а якорь небольшой (5..10кг), то в принципе можно его выбирать и с кормы. Но делать это можно только в совершенно спокойной обстановке и при условии что матрос этот якорь выдергивает быстро (поэтому якорь и должен быть не тяжелый), так же имейте ввиду - томбуй и якорный окажутся непосредственно у винта и врубать мотор не вытащив и якорь и томбуй на палубу вы не сможете! Поэтому надежнее и правильнее все таки выбирать его с носа - там и подальше от винта, и постоять в панере можно, и подержать якорь под клюзом на ходу что бы помылся от ила.