длиннокилевые, балансирные - тьфу блин, сразу видно практиков
Скеговые - преимущества балансирных с прочностью длиннокилевых рулят!
Теорию тоже знать надо, а то что вы за капитаны без книжек?!!
ЗЫ а если серьезно - вообще-то длиннокилевые могут и не иметь пера на плавнике, а иметь отдельностоящий. Тот же Алькор, если не путаю.
на длиннокилевых с пером на плавнике - перо конечно прикрыто килем, но! находится близко к центру яхты, а потому его нужно отклонять на бОльший угол, нежели отнесенное на самую корму. При этом оно еще и доходит до самого низа плавника - соответсвенно при посадке оказывается у самого грунта. Если удар спереди - то киль прикрыл. а если удар сзади - то бьем прямо по нижней опоре баллера, который без нижней опоры в принципе не работает и сразу минус руль. Зарывшись в ил - тоже зарываем и низ пера. Поскольку перо в этом случае чаще всего не вертикально - то имеем сложности с проводкой стропов при подьеме лодки, строп запросто может лечь на перо и его сломать, надо следить.
Так же, в прошлом году реальный случай - Звезду выбросило на камни, это старая довоенная классическая яхта немейцой постройки. И что вы думаете? Руль сломан! Потому что когда лодка садится не самым низом плавника, а её наваливает на камни, эти самые камни бьют сбоку плавника и не в самой низкой точке, и прекрасно попадают по перу!
На лодках с пером на отдельном баллере (что балансирных, что без) - перо заметно короче плавника, и в большинстве случаев при посадке на пологую мель далеко от грунта, что носом сели кто кормой, вертимся вокруг пятки как хотим. При этом руль далеко от центра лодки - и гораздо эффективнее. Что важно не только в гавани, но и просто на волнении на попутняках, когда волна лодку в брочинг кидает. Да и вообще лодка рулиться лучше, меньше рулем вертеть и усилия на руле меньше, а скорость выходит выше.
Да, если удар пришелся по перу - легко гнет баллер, хотя критично ломает значительно реже, ну и прочность корпуса роляет - но это не зависит от типа руля, а от самой лодки. Но поскольку перо далеко от грунта - на так уж вероятен удар по перу, и погнутый баллер в общем-то оставляет руль боле-менее работопособным (опоры-то не страдают, и все что в корпусе тоже). А вот погнутый баллер на длиннокилевых - с бОльшей вероятностью клинит руль.
Ну и для тех кто не помнит теорию: есть скеговые рули, это когда для руля - отдельный плавник, и руль стоит отдельно, но конструктивно такой же как на классических длиннокилевых. В результате - прочность как раньше, за счет меньшей длинны дальше от грунта, а рулиться как на современных. Хотя там есть разные конструкции, скег часто бывает не на всю длину пера - впрочем отломать низ при сохранении всего остального может не так уж страшно.
Так же есть длинокилевые с рулем, навешанным на транец - там и прочность старых, и эффективность новых, правда усилия все же заметные (балансирность таки сильно облегчает усилие на румпеле). Классика - фолькбот же)
ЗЫ Ходил и рулил на всех четырех рулях. Самая классическая Л6 - по сравнению с остальными не рулиться вообще. Не только в гавани, в море тоже. Но ходить можно, просто рулить сложнее всего. Отдельностоящие рули на современных лодках (что со скегом что с балансирным) - управляемость во всех случаях в разы выше. Фолькбот - давно было, уже плохо помню, но получше чем у Л6, хотя похуже чем у современных. Но при этом при швартовке кормой в камни - нас било как раз по перу (а носом там вставать неудобно - ходить хуже). И при швартовке кормой к бону - удар будет по перу (после подвесного мотора). Впрочем, перо прочное, выдерживает - так просто не сломаешь.