Катамаран с асимметричными корпусами, улучшение ходовых качеств
#1
Отправлено 16 мая 2021 - 14:19
В данной теме хочу обсудить разницу между ходовыми качествами водоизмещающего катамарана с несимметричными корпусами в зависимости от способа установки плоской стороны борта (выпуклостью внутрь или наружу).
Я делал и так и так.
Катамаран 4 м длиной, 2,8 шириной при установке корпусов плоским бортом внутрь и 2,4 при установке плоским бортом наружу.
Сначала было плоским наружу, сейчас плоским бортом внутрь. По ощущения плоским бортом наружу было лучше. Скорость была на 1,5 км/ч больше, поведение на волнении так же лучше.
#2
Отправлено 16 мая 2021 - 14:25
Навскидку можно сделать третий короткий корпус и погрузить его корму в склон волны. Насколько это даст прибавку...
#3
Отправлено 16 мая 2021 - 14:39
#4
Отправлено 16 мая 2021 - 14:52
#5
Отправлено 16 мая 2021 - 15:10
Ваши хотелки очень напоминают электровелосипед , на заднем колесе которого мотор , а на переднем генератор.
#6
Отправлено 16 мая 2021 - 15:12
Скажу даже больше. У меня есть подозрение, что прирост скорости в варианте выпуклостью внутрь обусловлен тем, что носовые расходящиеся волны ударяют в заднюю часть вельботной кормы, там четко видна ступенька, т.е. на ахтершевне видно, как фронт волны становится вертикальным и потом сразу рушится после выхода за его пределы.
Сообщение отредактировал mafia: 16 мая 2021 - 15:17
#7
Отправлено 16 мая 2021 - 15:17
Лучшие диеты и средства для похудания...
А если сурьёзно, то может как то так?
.накладка на кавитационную плиту: 2 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках (yandex.ru)
#8
Отправлено 16 мая 2021 - 15:26
Ой не смешите меня. Я считал подводное крыло. На скоростях около 8 км/ч его площадь порядка кв.м. и это с хорошим удлинением. Эти крылышки для преодоления горба сопротивления.Лучшие диеты и средства для похудания...
А если сурьёзно, то может как то так?
.накладка на кавитационную плиту: 2 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках (yandex.ru)
Сообщение отредактировал mafia: 16 мая 2021 - 15:27
#9
Отправлено 16 мая 2021 - 15:29
Для начала - http://www.barque.ru...s_of_catamarans
#10
Отправлено 16 мая 2021 - 15:36
Спасибо, читал. Речь идёт не о выборе обводов, а о том можно ли добавив небольшой вспомогательный корпус улучшить. Он мне ещё и диферент на корму подправит.Про вЫпуклость и впУклость - все украдено до нас...
Для начала - http://www.barque.ru...s_of_catamarans
Сообщение отредактировал mafia: 16 мая 2021 - 15:41
#12
Отправлено 16 мая 2021 - 15:43
#13
Отправлено 16 мая 2021 - 15:56
В варианте с плоскими бортами внутрь за кормой где-то в метре идёт поперечная волна с обрушивающиися гребнем. Я так и не понял из-за чего... вдоль плоского борта нет ни расходящихся волн ни поперечных, как поперечная волна со стороны выпуклого борта успевает сомнуться в метре от кормы... эт вопрос...
Сообщение отредактировал mafia: 16 мая 2021 - 16:00
#14
Отправлено 16 мая 2021 - 19:34
Как видно картины волнообразования различаются очень существенно. В варианте с плоским бортом наружу почти вся энергияволны заключена в спутном следе, есть только небольшая кормовая расходящаяся волна. Вопрос к коллегам: можно ли каким-то способом отобрать часть энергии от кормовой поперечной волны и пустить её в дополнение к тяге?
Навскидку можно сделать третий короткий корпус и погрузить его корму в склон волны. Насколько это даст прибавку...
В дополнение к тяге - это будет именно тот велосипед, или барон, вытаскивающий себя за волосы из болота. В снижение сопротивления - можно, но это будет снижение сопротивления только на конкретной скорости, и не бесплатно, а за счёт увеличения длины судна. Которая, как известно, бежит. Изменили скорость - надо менять длину, иначе вместо снижения сопротивления получим его увеличение по сравнения с корпусом без прибамбасов. Если вы хотите понизить сопротивление именно на конкретной скорости, то это вполне реально, такие задачи решают например для больших судов используя носовой и, иногда, кормовой бульб; крыло в этом смысле будет работать аналогом бульба, плюс решать проблему дифферентовки на ходу. На скоростях отличных от "расчётной" нужно быть готовым к снижению скорости, и к проблемам, вызванным наличием дополнительных "выступающих частей".
#15
Отправлено 16 мая 2021 - 19:56
Сообщение отредактировал mafia: 16 мая 2021 - 19:57
#16
Отправлено 16 мая 2021 - 20:41
Так и... вперёд! Особо заморачиваться расчётами в данном случае смысла не вижу. В частности, делать оценку "дополнительной тяги" этого корпуса, вроде той, что приведена в #3, смысла особого не вижу: давление в волне несколько отличается от давления в бочке с водой. Надёжнее и быстрее будет определиться с формой "выносного" корпуса, а потом экспериментировать с его положением.
#17
Отправлено 16 мая 2021 - 20:45
С этим согласен. Затрат особо не потребует ни труда ни материальных. Эксперимент критерий истиныТак и... вперёд! Особо заморачиваться расчётами в данном случае смысла не вижу. В частности, делать оценку "дополнительной тяги" этого корпуса, вроде той, что приведена в #3, смысла особого не вижу: давление в волне несколько отличается от давления в бочке с водой. Надёжнее и быстрее будет определиться с формой "выносного" корпуса, а потом экспериментировать с его положением.
Сообщение отредактировал mafia: 16 мая 2021 - 20:56
#18
Отправлено 16 мая 2021 - 21:36
Меня больше беспокоит, что мне непонятно, почему при отсутствии всяких волн между корпусами в варианте с плоскими внутренними бортами за кормой возникает эта поперечная волна... бошку себе сломал, а так и не понял. Ну не должно её там быть... а она есть...
Это сечение по ДП. Амплитуда кривой для разных тел может меняться, но суть остается. Давление растет, вода "выпирает вверх".
#19
Отправлено 16 мая 2021 - 21:40
"Дополнительный корпус", использующий энергию кормовой волны - это будет типичный суп из топора.
Любой корпус в состоянии утилизировать энергию кормовой волны - при условии, что е гребень не перемещается за пределы кормы, т.е. при условии равенства длины разводимой волны длине судна между ПП. Это условие точно выполняется при Фруде около 0,38. Рост скорости приведет к смещению кормовой волны дальше в след, и лодка полезет на носовую волну, оказавшись в переходном режиме. И тут (внимание!) мы добавляем выдвижной корпус, корма которого достанет до второй волны. Что произойдет с длиной между ПП? Правильно, она фактически вырастет, переведя корпус в режим Фруда, равного 0,38.
Длина бежит, как всем известно.
...Меня больше беспокоит, что мне непонятно, почему при отсутствии всяких волн между корпусами в варианте с плоскими внутренними бортами за кормой возникает эта поперечная волна... бошку себе сломал, а так и не понял. Ну не должно её там быть... а она есть...
С этим согласен. Затрат особо не потребует ни труда ни материальных. Эксперимент критерий истины
Коллега, примите как аксиому, что любой движущийся погруженный объем вызывает поперечную волну.. Всегда.
#20
Отправлено 16 мая 2021 - 21:50
Вы видите волну на этой фотографии? Скорость около 8 км/чЭто сечение по ДП. Амплитуда кривой для разных тел может меняться, но суть остается. Давление растет, вода "выпирает вверх".
Плакат_P.jpg
Сообщение отредактировал mafia: 16 мая 2021 - 21:53
#22
Отправлено 16 мая 2021 - 22:08
Это вид того, что профессор выделил красным карандашиком за кормой. С носа выделены такие слёзы, что не о чем говорить. Как две нууу оооочень маленькие волны вдоль плоского борта могут вырасти о 20-ти сантиметровой волны с обрушивающимся гребнем? Тут я имеею ввиду уже переделанный вариант плоскими бортами внутрь. Пока не вижу объяснений...Весь комплект
post-2096-0-23491500-1621187367.jpg
Какие волны так взаимодействуют между собой, что подошва волны начинает отставать от вершины? Кормовые расходящиеся должны взаимодействовать далеко за кормой... волны от ноги мотора... плюс струя от мотора... но поперечная волна возникает по всей ширине катамарана... что-то не учитываю, но что...
Сообщение отредактировал mafia: 16 мая 2021 - 22:28
#23
Отправлено 16 мая 2021 - 22:30
#24
Отправлено 16 мая 2021 - 22:48
Кстати, в последней картинке тоже не всё понятно. Почему волна заключена между двумя кильватерными следами и не расползается. Тоже вопрос...
Расползается. Только с этого ракурса плохо видно. Вот как здесь, например. Кильватерный след "гасит" волну. И у Вас также поступает след от двух корпусов.
#25
Отправлено 16 мая 2021 - 22:59
Я вижу. И вы увидите, если приложите линейку к ватерлинии и оцените "прямолинейность" этой ватерлинии вдоль плоского борта. Волна есть, просто её амплитуда, снаружи, мала, а длина велика. Зато внутри, между выпуклыми бортами поплавков, амплитуда будет видна без всякой линейки. А за кормой примерно та же энергия, которая формирует "внутреннюю" волну, создаёт (за)кормовую поперечную волну, но не на "размазанной" вдоль корпусов длине, а на более коротком расстоянии, поскольку за кормой давление меняется резко. С процессом волнообразования и некоторыми ответами на разные "почему" можно подробней ознакомиться в литературе. Например, популярной, для детей старшего школьного возраста - "Волны вокруг нас" Кадомцева. Или научной, например "Теория волновых движений жидкости" Сретенского.Вы видите волну на этой фотографии? Скорость около 8 км/ч
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей