Первый альбатрос Назарова, или как-то по другому называлось? Уже не помню... Но здесь обсуждалось. И вот, снова...
Краля
Сообщение отредактировал Bro: 28 августа 2022 - 20:15
Отправлено 28 августа 2022 - 23:36
Назаров упоминает о двух построенных лодках с подобным швертом (предпочитаю это название) в аналогичной теме на ботдизайн-форуме: одну модификацию Pluto800 (которые в проекте имели вертикальный шверт),
и вторую на лодке длиной 6,3 м:
Там же он отмечает, что имели место проблемы с жёсткостью плавников на скручивание (чего, имхо, и следовало ожидать), и со временем на обеих лодках шверты заменили на (почти) вертикальные.
Отправлено 29 августа 2022 - 13:06
А как можно зафиксировать, что киль скручивается? Вибрация?
Вопрос, наверное, следует задать Альберту. Я не думаю, что это вибрация или нечто похожее на флаттер у самолётных крыльев. Могу только предполагать, что тут скорее наблюдалась не вибрация, а повышенная рыскливость после достижения определённой скорости.
То, что шверт или плавниковый киль, по сути - консольная балка, изгибается под нагрузкой - это вполне естественно. Используя авиационную терминологию, у нас "крыло обратной стреловидности". При его изгибе локальный угол атаки на конце, у бульба, увеличивается по сравнению с локальным углом атаки корневого сечения. Следовательно, распределённая ГД нагрузка возрастает от изгиба, что. вроде бы хорошо, так как это уменьшает угол дрейфа. Причём возрастает она от корня к концу, что смещает ЦБС в нос от его прежнего положения - а это уже не очень хорошо, поскольку такое смещените, вопреки умозрению Игоря К., увеличивает момент на привод. Ещё хуже то, что увеличение нагрузки на конце плавника увеличивает изгибающий момент и конец плавника отклоняется на ещё больший угол... и так далее. Это про то, что происходит при изгибе, без учёта крутки.
Теперь про крутку. В сопромате есть такие понятия, как центр изгиба для сечения и (продольная) ось центров изгиба для балки. Если на консольную балку действует поперечная сила, то балка будет изгибаться без кручения только в том случае, когда сила проходит через эту ось. Если не проходит, а для плавника это скорее всего, то кроме изгиба будет иметь место и кручение.
То есть, даже вертикальный плавник обычно скручивается при изгибе, хотя и слабо, за счёт момента от "непопадания" составляющих боковой силы в центры изгиба. А если он, используя авиационную терминологию, имеет стреловидность, то его крутка при изгибе практически неизбежна, так как к упомянутому крутящему моменту "вертикального" плавника добавятся крутящий момент составляющих ГД сил треугольных "кусочков" плавника у корня и у конца, которые останутся, если из стреловидного плавника вырезать прямоугольную часть, аналогичную вертикальному. В принципе, если уделить этому моменту внимание при конструировании плавника, то можно добиться крутки от изгиба как в одном, так и в другом направлении. Но чаще всего у крыльев с обратной стреловидностью крутка происходит таким образом, что передняя кромка пытается уйти от набегающего потока, что усугубляет тенденцию, которую вызывает поперечный изгиб плавника.
Отправлено 29 августа 2022 - 16:00
От кручения киля, на концевом сечении локальный угол атаки растёт, что приводит к увеличению ГД силы на киле -> появляется дополнительные кренящий и приводящий моменты. Чем выше скорость, тем сильнее скручивание. С другой стороны, скорость у нас растёт при росте силы на парусах. А при росте силы на парусах растёт крен, что ведёт к появлению приводящего момента. По сути эффект от кручения киля должен быть аналогичный эффекту от усиления ветра. А так как кручение возникает как раз фактически от усиления ветра, то эти вещи происходят одновременно.
Безусловно киль деформируется. Но можно ли утверждать, что эффект от кручения на столько значимый, что его можно как-то выделить на фоне всего остального? На мой взгляд, не всё однозначно.
Отправлено 29 августа 2022 - 16:37
От кручения киля, на концевом сечении локальный угол атаки растёт, что приводит к увеличению ГД силы на киле -> появляется дополнительные кренящий и приводящий моменты. Чем выше скорость, тем сильнее скручивание. С другой стороны, скорость у нас растёт при росте силы на парусах. А при росте силы на парусах растёт крен, что ведёт к появлению приводящего момента. По сути эффект от кручения киля должен быть аналогичный эффекту от усиления ветра. А так как кручение возникает как раз фактически от усиления ветра, то эти вещи происходят одновременно.
Безусловно киль деформируется. Но можно ли утверждать, что эффект от кручения на столько значимый, что его можно как-то выделить на фоне всего остального? На мой взгляд, не всё однозначно.
Эффект зависит от жёсткости плавника. Это и отметил Назаров. Разумеется, говорить об эффекте имеет смысл, если мы сравниваем конструкции, так сказать, при прочих равных, с прямым и стреловидным плавниками. Если цели сравнить не стоит, или когда сравнивать не с чем, то и говорить не о чем, ну, приводится и приводится. Как грицца, чё мамка купила, на том и катаюсь.
А если сравнивать, то получается, что к жёсткости прямого шверта требования гораздо ниже, чем к жёсткости стреловидного при их одинаковом размахе/осадке и одинаковой тенденции к приведению.
Конечно, если скорости небольшие, то эффект слабо заметен или незаметен вовсе. А вот у гоночных парусных досок, котрые глиссируют, а не водоизмещают, характеристики жёсткости плавников, как на изгиб, так и на скручивание имеют огромное значение. И цены на вроде бы одинаковые по форме и размерам плавники могут отличаться на порядок (и больше). Стреловидность у них тоже варьируется, хотя обратная стреловидность, небольшая - редкость.
Отправлено 30 августа 2022 - 17:57
Когда-то у меня тоже была серая палуба. Пока не окатишь водой - не сядешь без риска прижариться!
Окрасил в белый цвет - кайф! Даже под прямым солнцем палуба прохладная.
Не знаю как у вас с солнышком, у меня тоже белого цвета, но в некоторые деньки босиком можешь не пройти
Отправлено 30 августа 2022 - 22:05
Сообщение отредактировал ИльяZ: 30 августа 2022 - 22:07
Отправлено 31 августа 2022 - 09:35
Не знаю как у вас с солнышком, у меня тоже белого цвета, но в некоторые деньки босиком можешь не пройти
![]()
Солнышко у нас что надо. Может быть и за +40 в тени.
Сильно зависит от краски. Покрасил бюджетной - палуба тёплая (пройти всё же можно) , покрасил Тикуриллой - палуба прохладная даже в полдень под прямыми лучами...
Отправлено 31 августа 2022 - 17:09
Солнышко у нас что надо. Может быть и за +40 в тени.
Сильно зависит от краски. Покрасил бюджетной - палуба тёплая (пройти всё же можно) , покрасил Тикуриллой - палуба прохладная даже в полдень под прямыми лучами...
Солнышко у нас что надо. Может быть и за +40 в тени.
Сильно зависит от краски. Покрасил бюджетной - палуба тёплая (пройти всё же можно) , покрасил Тикуриллой - палуба прохладная даже в полдень под прямыми лучами...
В прошлом году я тоже окрасил тикуриллой полиэфной очень понравилась...
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей