Коллеги, пройдя путь самостоятельной регистрации самостройного судна и набив все возможные шишки реши поделиться опытом.
Это буден не совсем прям строгая инструкция, а больше записки по теме с акцентом на возникающие вопросы и как их решать.
Итак поехали.
Первое и главное! Вы не проситель. Вы не совершаете никаких противоправных действий. Гражданин имеет конституционное право построить судно для собственых нужд и сам себя предоставлять при регистрации данного имущества (ст. 14 ГК - Самозащита гражданский прав) государство обязано его зарегистрировать (статье 8.1 ГК РФ - Регистрация государством прав на имущество). Сотрудники ГИМС же являются представителями Государства и в силу своих должностных обязанностей обязаны оказывать подобную госуслугу. А в случае противодействия/бездействия попадают по действие статьи 5.63 КОАП РФ.
Второе. Настоятельно рекомендую для регистрации использовать портал Госуслуг и при всех тёрках, жалобах, обращениях делать акцент, на то, что вам отказывают в оказании государственной услуги! Данное словосочетание имеет волшебное действие. Дело в том, что просто регистрация - это внутреннее дело ведомства. А вот государственная услуга регистрации маломерного судна, проведённая через Госуслуги дополнительно контроллируется межведомственной комиссией. Это очень полезный функционал, который придумали для верхнеуровнего контроля над ведоствами. И он работает.
И третья вводная. Все тёрки и проблемы возникают из-за недоработки непосредственных регламентов, которыми руководствуются работки ГИМС на местах. Они во первых сами не сильно умные, во вторых ленивые, а в третьих трусливые и плюс не любят работать и брать на себя хоть какую то ответственность, которая не прикрыта любой другой бумажкой. И мы попадаем в тот самый случай, когда нет однозначной бумажки что делать инспектору ГИМС с самостроем. С купленной лодкорй - прописано чуть ли не побуквенно и инспектор действует по шаблону. На самострой таких регламентов нет. А раз нет - значит начинается придумка любых отмазов что бы не сделать чего ни будь лишнего. Отсюда вывод - постраться найти всё таки нормальных инспекторов, которые имеют мужество провести регистрацию и поставить подпись. Если нет, то без спора и ругани проводим эскалацию до вышестоящих начальников.
Итак исчерпывающий комплект документов для регистрации:
1. Заявление с указанием:
а) фамилии, имени, отчества (при наличии),
б) даты рождения,
в) адреса регистрации по месту жительства (пребывания),
г) документа, удостоверяющего личность,
д) ИНН (при наличии),
е) СНИЛС (для физических лиц), ОГРН и КПП (для юридических лиц),
ж) доли права собственности;
з) номера телефона,
и) адреса электронной почты (при наличии),
к) сведений о маломерном судне.
2. Копия документа о праве собственности на маломерное судно - Здесь сами себ оформляете Декларацию о строительстве.
3. Копия документа, подтверждающего наличие прав на двигатель маломерного судна. - Тут надо приложить Договор купли продажи и Пасспорт (или User manual) к мотору. Теперь опять мотор стал обязателен, даже не смотря на то, что он 5лс и сам по себе нерегистрат.
4. Копия документа, подтверждающего категорию сложности района плавания - Вот первая нестыковка. Вам на неё будут кивать и требовать. Но такого документа у самостройщика быть не может в принципе, потому что он выдаётся самим ГИМСом только для юрлиц и ИП на серийно выпускаемую продукцию.
Далее идут дополнительные документы, которые должен предоставить самостройщик.
5. Строительный проект Должен содержать продольный разрез, мидель-шпангоут, расположение основных систем. Собственно просто печатаете максимально что есть у вас в проекте.
6. Пояснительная записка (спецификация) к проекту. Этот документ должен содержать обязательным следующие разделы: Расчёт прочности, Расчёт непотопляемости, Расчёт устойчивости. Тут начинаются тёрки. С вас будут требовать что бы эти расчёты делала лицензированная организация - это требование незаконно. Более того, есть упоминание о обязательном наличии этих Разделов документации, но ни где не сказано о содержании этих разделов. Я взял за основу документ, ранее выкладываемый уважаемым тов. Алексеевым и переработал по своей лодке. Плюс Игорь Седелльников сделал реальный расчёт остойчивости, который я в документ и встроил. Получился документ на 20 страниц. Весьма убедительно.
7. Сертификаты качества на используемые материалы. Тут я приложил целую пачку паспортов качества от Эпитала (дают с каждой покупкой), выудил у продавцов сертификаты на фанеру, стеклоткани, краску. Данные документы не являются обязательны, но помогают ГИМСовцам прикрыть задницу. Ну и нам не сложно в этом помочь.
8. Информация об уплате пошлины за регистрацию 1600 руб и пошлины за выдачу судового билета 200 руб. Идеально если оплатите с Госуслуг и оттуда же распечатаете оплату. Тут конечно возможны варианты, но лучше действовать наиболее прямолинейно, что бы не было придирок.
Этот исчерпывающий комплект документов. Далее записываетесь на Госуслугу, прикладываете его электронные копии и регистрируетесь на приём. С собой приносите оригиналы (кроме заявления). На приёме начинается торг.
Вам начнут говорить что:
- Вы не имеете Документа о категории. - Да, вы не имеете и не можете его иметь. Классификацию без выдачи удостоверения они обязаны провести при осведетельствовании.
- Вы вообще не можете быть строителем, потому что в Техническом регламенте Таможенного Союза (ТР ТС) указано что строитель - это ИП или Юрлицо - На вас ТРТС не распространяется, потому что он для коммерции а вы самострой. (Позже разберём отдельно)
- У них нет регламента как вас регистрировать - Ну это не ваша проблема.
- Инспектор молодой и у него дети - он не хочет за вас сидеть если вы утоните - Тут многозначительно молчим. Объясняем инспектору, что в акте освидетельствования есть графа (изготовитель - строитель) в которой нужно указать ФИО строителя, и тогда инспектор никуда кроме своего кресла не сядет!
То есть вас будут упорно мурыжить и не принимать документы. Вам надо:
1. Спросить их - они действительно отказывают в оказании госуслуги? Записать фамилию и должность инспектора, который несёт всю эту чушь.
2. Вежливо обратиться к его начальнику со словами: Ваш сотрудник ВасяПупкин отказывает мне в оказании государственной услуги.
3. Если и местный начальник участка (района) тоже тупит - обращаетесь к вышестоящему начальнику. Я дошел но областного. Каждый вышестоящий начальник всё более и более грамотный и уж точно понимает, что необоснованный отказ от оказания государственной услуги - это тоже стаья 5.63 КОАПРФ причём как за действия так и за бездействия!!!
Как правило это заканчивается прямым указанием начальника подчинённым - СДЕЛАТЬ!
При подаче заявления через Госуслуги оно актуально в течении 30 дней. За эти 30 дней вам надо добиться что бы они документы приняли. По идее, если они отказываются их принимать - попадают под действие статьи административного кодекса.
Если документы приняты - надо предъявить лодку (на воде) для осмотра и освидетельствования (и фотографирования).
А теперь интересное!
При регистрации маломерного судна самостоятельной постройки ГИМС обязан:
- Провести классификацию без выдачи классификационного удостоверения - По сути присвоить категорию сложности. Они всем ставят IV-IV
- Провести осмотр и первичное осведетельствование!!!
- Зарегистрировать судно и выдать судовой билет
То есть отдельного освидетельствования быть не должно! Всё дорлжно быть сделано за один заход.
Далее сроки. Тут опять разнобой. В Регламенте регистрации указано, что они обязаны провести регистрацию в течение 30 дней, ссылаясь на Кодекс Водных путей. Но это относится к регистрации больших судов в Речном регистре. В стиандарте Госуслуги регистрации маломерных судов указано:
1 рабочий день с момента приема надлежащим образом оформленного заявления и прилагаемых документов
(сведений)
На это и стоит ориентироваться, несмотря на их страшные угрозы регистрировать 30 дней!
Теперь отдельно про страшный Технический Регламент Таможенного Союза.
В его преамбуле сказано:
-----------
4. Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов, а также связанные с требованиями к ним процессы проектирования, строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидации и утилизации.
---
Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).
-----------
Тут конечно за всё хорошее против всего плохого, но главное я выделил:
Выпускаемое в обращение - это юридический термин, обозначающий коммерческую деятельность по производству (в данном случае лодок) и передаче их потребителю на возмездной или безвозмездной основе.
При самострое данного процесса нет. Вы являетесь и проектировщиком, и строителем и потребителем в одном лице и сами себя обмануть не можете, а значит вас не надо защищать. Деятельность не коммерческая и под действие ТРТС не подпадает.
Отсюда следует, что:
- Неправомерно требовать проект от сертифицированной конторы
- Неправомерно заявлять что строить может только юрлицо или ИП
- Неправомерно требовать от вас Классификационного удостоверения
Но есть нюанс. На данный ТРТС в некоторых гимсовских регламент есть дополнительные ссылки и они применимы в части непосредственно характеристик, правил и прочих таблиц.
И эту информацию мне подтвердили высокостоящие начальники ГИМС.
Ниже прикладываю документы по Госуслуге.
Всем успешных регистраций!
PS. На самом деле единственным и правильным способом разруливания данной ситуации было бы создание отдельной Госуслуги по регистрации Самостроя с написанием отдельного регламента по ней. Тогда все вопросы снимутся сами собой. Подтолкнуть к этому ГИМС может коллективное письмо, которое мы могли бы написать и отправить на самый верх.