Коллега, поясните, пжл, почему топ мачты Вы считаете неподходящим местом для размещения комбоогня маломерного парусного судна? Это, в конце концов, _регламентированное_ место.
Мнение Владимира понятно и в чём-то он, конечно, прав. Но ежели смотреть не с колокольни БЖП, а с другой яхты или просто мелкосейнера, например, то картина изменится - огни на релинге в подавляющем большинстве случаев будут гораздо менее видны, чем огни на топе.
Опять-же из давних личных наблюдений - первый опыт знакомства с Картерами,первая ночная гонка по Невской губе показали, что Картер Речного училища Несси может появиться у борта совершенно неожиданно, а все по причине ходовых огней на топе, не как у других. Смотришь-то по горизонтали,а огонь градусов на 15-20 выше и теряется среди звезд. Вот на большом расстоянии топовый огонь виден дальше,но вам-то важнее увидеть что вблизи чтобы избежать столкновения. Нет, я - за нормальный огонь (огни), расположенные на носовом релинге, впереди всех парусов. Опять-же, для расхождения ночью огонь на носовой оконечности точно укажет где эта самая носовая оконечность.
А из-за, скажем, неформальных (чтобы не сказать - неправильных ) расположений ходовых огней много случаев бывает. Например, у судна типа Волгалес кормовой топовый находится на надстройке, что посередине судна. И наблюдатель полагает, что это и есть оконечность судна. Пройдя вдоль борта он подворачивает и благополучно врезается в судно позади надстройки. Случай не выдуманный, именно так в судно Райчихинск Сахалинского пароходства врезался японский рыбак. И чтобы обозначить себя в нынешнее время моряки на больших контейнеровозах включают палубное освещение. Оно расположено под комингсом открытий трюмов вдоль борта и с мостика закрыто контейнерами, не слепит. А вот со стороны видна цепочка огней. Как-то не по МППСС, скажете вы? Но ведь эффективно, а то как еще обозначить присутствие судна длиной в 360 метров с навигационными огнями на заоблачной для яхтсмена высоте? Пассажирские суда, те вообще как новогодние елки светятся, там и огней ходовых не видно.