Перейти к содержимому

Фотография

Аварийные приемы навигации


Сообщений в теме: 820

#776 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 142 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 01 июля 2021 - 20:10

 

Кстати, было бы интересно узнать, как вы это делаете?
На айфонах, например, по ГНСС выставляется только часовой пояс, время устанавливается только по NTP (требуется доступ в сеть).

На экранчике Гармина где показаны спутники и сила сигнала показано точное время до секунд (часы соотв. заданному поясу). Но, понятно, посмотреть время на жпс-ке, отложить ее и взяться за секстан и расчеты... уже не совсем кошерно  :)


  • 0

#777 anonym

anonym

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 86 сообщений
  • Из:asdf
  • Судно: asdf
  • Название: asdf

Отправлено 02 июля 2021 - 23:01

В бытность работы в Сахалинском пароходстве попал на судно на мостике которого обнаружил нарисованную на рабочем столике таблицу где по вертикали указаны курсы судна а по горизонтали его скорость. Спросил штурманов что это за таблица, как ее применить. Мне ответили что сами не знают но кто-то вспомнил что таблица была нарисована старшим помощником который был откомандирован на период зимнего плавания из Тикси.  То есть штурман с опытом плавания во льдах. В те времена никаких спутниковых систем навигации не было и вдали от берегов только счисление. И эта таблица позволяла вести прокладку пути судна по счислению когда судно постоянно маневрирует изменяя курс и скорость. Каждые пять минут эти курс и скорость вносились в таблицу и в конце вахты значения осреднялись давая примерное положение судна на окончание вахты.

6284989_original.jpg


Сообщение отредактировал anonym: 02 июля 2021 - 23:02

  • 1

#778 Maximus Panin

Maximus Panin

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 375 сообщений
  • Из:Калининград
  • Судно: Парусная яхта
  • Название: Inspiration II

Отправлено 16 октября 2021 - 18:50

28934kv2346.jpg

Аварийная навигация «по Жюль-Верну»


Сообщение отредактировал Maximus Panin: 16 октября 2021 - 18:54

  • 1

#779 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 17 октября 2021 - 01:24

attachicon.gif

Или я что-то не понял, или опечатка:

То есть – солнце за сутки сдвигается относительно звезд по часовой стрелке на эти четыре минуты времени, или 1° угловой градус.

На самом деле Солнце отстаёт от звёзд на ~градус в сутки, то есть, движется на восток. В северном полушарии это будет против часовой стрелки.

Сообщение отредактировал booBot: 17 октября 2021 - 01:28

  • 0

#780 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 17 октября 2021 - 01:58

Не понял, о чём речь:

...плюс еще 30 сек из графика...

С методом Вилсона - знаком, поэтому и спрашиваю.
  • 0

#781 Sevanopula

Sevanopula

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 689 сообщений
  • Из:Зеленоград
  • Судно: пико-крейсер
  • Название: Мария

Отправлено 08 декабря 2021 - 23:31

У Чичестера был интересный метод определения долготы без часов. В полдень определялась широта. Потом примерно прикидывался который час по Гринвичу.  Затем вычислялись линии положения солнца и луны в момент на пол часа ранее до этого и линии положения в момент на пол часа позже. Их пересечение давало две точки восточнее и западнее искомой долготы. Потом вуаля: эти две точки соединялись линией и точка пересечения с ранее найденой широтой давала долготу. Все гениальное просто.

 

 

Прикрепленные файлы


  • 2

#782 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 09 декабря 2021 - 16:35

Mr D.H.Sadler по этому поводу дал своё мнение. :) На мой взгляд - с дивана - угол, под которым линия пересечёт параллель, чаще всего будет маловат для хорошей точности определения долготы. Хотя, если дело дошло до ТАКИХ ухищрений (как описаны Чичестером), - лучше иметь хоть какое-нибудь представление о долготе, чем совсем никакого.
  • 0

#783 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 18 февраля 2022 - 18:48

Рассказ очевидца/участника о том, как пленённые немцами английские моряки вели прокладку на борту танкера, захваченного немцами.
:)
  • 1

#784 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 233 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 18 февраля 2022 - 18:54

[Рассказ очевидца...
:)


Рассказ старпома " Как то мне не спалось на вахте... ". :-)
  • 1

#785 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 18 февраля 2022 - 19:24

Нет, там пикантнее:
  • у кого-то немцы не отобрали часы, подумав, что они сломаны, хотя часы просто шли в GMT
  • у кого-то в кармане нашёлся календарик с таблицами синусов и тангенсов для целых углов
  • у кого-то - аж кусок карты южных морей
  • у многих имелись карандаши
  • туалетную бумагу немцы сами раздавали, так что и журнал, и расчёты было на чём вести
Далее - всё по классике, кто-то вспомнил формулы, кто-то сообразил, как восстановить таблицу склонения Солнца, кто-то - таблицу поправок за высоту наблюдателя и рефракцию.
В первое время удавалось засекать только восход и закат Солнца, с помощью круглой крышечки от миски сделали подобие астролябии, измеряли высоту Солнца в местный полдень.
Однажды, когда танкер встретился ещё с какими-то немецкими кораблями, пленным удалось увидеть, хоть и за перегородкой, работу немецких штурманов. Те брали высоту в полдень. Как только все немцы дружно убрали секстанты, - пленные решили, что это и есть момент кульминации. Засекли время по своим часам.
Сверились со своей прокладкой и восстановленной по памяти таблицей поправки за уравнение времени.
Выяснилось, что накопилась ошибка в четверть градуса. Внесли соответствующие изменения в свою методику.

Короче говоря, - аварийная навигация в полный рост и в прямом смысле этого слова.
:)
  • 1

#786 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 18 февраля 2022 - 22:56

Кстати, астролябию сделали, приклеив МЁДОМ (!) транспортир, вырезанный из карты, к картонной крышке миски.
  • 0

#787 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 19 февраля 2022 - 00:43

Кстати №2: пленные (штурмана) радовались, что дело происходило не в марте или сентябре, так как владели они только одним методом решения навигационного треугольника, - основанным на разбиении его на два прямоугольных (Агетон, Байгрейв, и т.п.).
  • 0

#788 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 02 сентября 2022 - 21:10

На форуме американских штурманов нашлась такая ссылка: описание "сферанта" (Spherant).

Как я понял, в зрительную трубу - по трубчатой рукоятке - передаётся изображение пузырькового уровня (совмещаемого с прямовидимым изображением светила). А три лимба должны быть установлены в совершенно определённые положения, соответствующие значениям географической широты, склонения светила и его местного часового угла (иначе пузырёк не окажется в центре капсулы).

Данный прибор освобождает от необходимости решать навигационный треугольник.

PS
Купить единственный уцелевший образец сферанта можно тут.
:)

Описание сферанта и очень кратко работы с ним на русском. 

Прикрепленные изображения

  • IMG_20220901_084533.jpg
  • IMG_20220901_084535.jpg
  • IMG_20220901_084547.jpg

  • 1

#789 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 02 сентября 2022 - 22:02

Продолжаю разгребать первоисточники. :)

Тригонометрический циркуль Ричера (?) для решения параллактического треугольника. С пониженной точностью, разумеется.

 

Прикрепленные изображения

  • IMG_20220901_083939.jpg
  • IMG_20220901_083943.jpg
  • IMG_20220901_083954.jpg

  • 1

#790 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 05 сентября 2022 - 15:51

Добрый день!

Спасибо за картинки.
Откуда это взято?
  • 0

#791 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 05 сентября 2022 - 15:54

[offtopic]
PS
По пути на Соловки (на позапрошлой неделе), на борту парома разговорился с соседом, который поинтересовался, - с какой скоростью едем?
Оказалось, это отставной командир ПЛ.
:)
Все известные мне способы "аварийной навигации" под водой неприменимы! Неожиданно!
:)
[/offtopic]

Сообщение отредактировал booBot: 05 сентября 2022 - 16:48

  • 0

#792 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 05 сентября 2022 - 16:02

[offtopic]
PPS
На обратном пути с Соловков - снова оказались соседями в салоне.
Выяснилось, что он приехал на машине аж из Севастополя!
С Чёрного моря - на Белое.
:)
[/offtopic]

Сообщение отредактировал booBot: 05 сентября 2022 - 16:02

  • 0

#793 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 05 сентября 2022 - 22:25

Добрый день!

Спасибо за картинки.
Откуда это взято?

 

Антон, добрый!

Традиционно, наткнулся в каталоге Ленинки, занимаясь поисками "по теме". Получил на руки, офигел, сфоткал. Тираж мизерный. Уже заказал себе у букинистов оригинал.

Жирный плюс: на мой взгляд, единственное на русском издание, где методы расчёта (отечественные - все) и аналоговые вычислители систематизированы. Кое-что взял для себя в дальнейшую разработку.

Из минусов: учитывая год издания (в т.ч. и разгар холодной войны), есть некоторая политизированность и "продвижение" малоизвестных братьев из соцблока: Югославия, Китай (А то!). 

Эджитона, увы, нет. Гаверсинусов нет.

Из методов из капстран рекомендован H.O. 214. Да и то, с уточнениями от наших специалистов.

И вообще, по мнению автора, лучше, чем ВАС-58 ничего нет (их бы ещё поднять!)

Автор: http://lexicon.dobro..._Борис_Павлович
Данные на книгу в файлах. Настоятельно советую иметь под рукой, правильно оценивать выводы и творчески их дополнять. :D

Прикрепленные изображения

  • IMG_20220901_082505-1.jpg
  • IMG_20220901_084710-1.jpg
  • Untitled-1 copy.jpg

  • 2

#794 Алексей Малышев

Алексей Малышев

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 729 сообщений
  • Из:Щёлково
  • Судно: швертбот 14 фут.
  • Название: ЛУКАШ

Отправлено 06 сентября 2022 - 03:46

[offtopic]
PS
По пути на Соловки (на позапрошлой неделе), на борту парома разговорился с соседом, который поинтересовался, - с какой скоростью едем?
Оказалось, это отставной командир ПЛ.

Какой нафиг "паром "? Теплоход "Василий Косяков"

Теплоход "Василий Косяков"
Пассажирское судно внутреннего и смешанного (река - море) плавания класса «М-ПР
2,5/лед30/» Российского Речного Регистра типа «Теплоход» проекта №1875П.
Основные характеристики:
 пассажировместимость 160 человек
 год постройки - 1982, г. Находка
 длина 34,5 м
 ширина 6,70 м
 осадка 2,20
 мощность главных двигателей 631 л.с.
 скорость хода 20-25 км/ч
 грузоподъемность 37 т

----

Сам на нем от Кеми до Соловков пассажиром был на верхней палубе (август 2003 г.). В трюме "випперсоны" были типа финнов - туристов. В трехбальном шторме выскакивали на верхнюю палубу "травить". Потом звонили своим, рассказывали, как чуть не утонули... :D Я коньячком поправлялся под навесом на верхней палубе. Но сам немного опасался, качало хорошо на 4-5 баллов. Капитан объявлял 3 балла, видимо чтобы паники не было.

 
 

Прикрепленные изображения

  • о5.jpg

Сообщение отредактировал Алексей Малышев: 06 сентября 2022 - 03:57

  • 1

#795 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 233 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 06 сентября 2022 - 04:12

Какой нафиг "паром "? Теплоход "Василий Косяков"

Теплоход "Василий Косяков"
Пассажирское судно внутреннего и смешанного (река - море) плавания класса «М-ПР
2,5/лед30/» Российского Речного Регистра типа «Теплоход» проекта №1875П.
Основные характеристики:
 пассажировместимость 160 человек
 год постройки - 1982, г. Находка...

 
 

Эх, Находка, жемчужина у моря... :D


  • 0

#796 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 06 сентября 2022 - 13:26

[offtopic]Они сами называют свои лодки "паромами". А мне - всё равно, перевозят, при перевозке не утопяют, - и ладно! :) Там ещё пара монастырских лодочек бегает, но ОЧЕНЬ медленно...[/offtopic]
  • 0

#797 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 06 сентября 2022 - 13:37

Эджитона, увы, нет. Гаверсинусов нет.
...
И вообще, по мнению автора, лучше, чем ВАС-58 ничего нет (их бы ещё поднять!)

По отсутствию Агетона - не печалюсь, так как все методы с разбиением треугольников имеют изъян, - они не применимы, если углы близки с нулю или 90°. Да и ответ получается в четвертном счёте, у меня к нему сильнейшая аллергия.
Гаверсинусы - рулят! :)
  • 0

#798 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 06 сентября 2022 - 19:05

По отсутствию Агетона - не печалюсь, так как все методы с разбиением треугольников имеют изъян, - они не применимы, если углы близки с нулю или 90°. Да и ответ получается в четвертном счёте, у меня к нему сильнейшая аллергия.
Гаверсинусы - рулят! :)

Эджитон дал метод, который лучше, чем у Ющенко. А Ющенко, по мнению автора - с оговорками, но годится. И как быть с объективностью? 

 

Про гаверсинусы.... . даже не смешно. Обычный метод, со своими достоинствами и недостатками. У меня он в "копилке". Именно четыре значащие цифры в таблице дают вроде бы простоту расчёта, но точность, увы, ограничена, т.к. интерполяция практически невозможна. Если ввести ещё одну цифру (пять знаков) и аргумент  с шагом в минуту, то не только объём таблицы увеличится, но и умножение будет не двух четырёхзначных чисел, а уже пятизначных. Вероятность ошибки возрастёт примерно в отношении (5х5)/(4х4), зато точность расчёта возрастёт.

 

Я всё больше ценю традиционный метод (теорема косинусов в различных вывертах), где просто надо научиться пользоваться суммой/разностью двух логарифмов. Два листа (16 и 17) из МТ-75 заменяют собой толстенный учебник . Причём МТ-1903, МТ-1933, МТ-1953, МТ-1963, МТ-1975 -  в смысле основных таблиц, это одно и то же. Долгожители. А вот МТ-2000, бац.... метод Ющенко. Это что же, откат в каменный век (разбиение)?

"Аллергия" - не технический термин, а эмоциональный в переносном смысле. Любой обоснованный метод определения азимута годится, если учитываются особенности и ограничения.

Вы же технический специалист? :D

Прикрепленные изображения

  • стр 17.jpg
  • стр 16.jpg

  • 0

#799 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 07 сентября 2022 - 13:29

В приведённых примерах использования логарифмов - нелюбимая мной форма: не нотация "с чертой", а "умножение на сто миллионов".
Мне эти "отбрасывания двадцаток и тридцаток" СИЛЬНО не нравятся.
С чертой - всё чётко и логично. Жаль, что нет таких таблиц (в навигации), или - я их не встрелил (пока).

Сообщение отредактировал booBot: 07 сентября 2022 - 13:29

  • 0

#800 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 07 сентября 2022 - 15:04

В приведённых примерах использования логарифмов - нелюбимая мной форма: не нотация "с чертой", а "умножение на сто миллионов".
Мне эти "отбрасывания двадцаток и тридцаток" СИЛЬНО не нравятся.
С чертой - всё чётко и логично. Жаль, что нет таких таблиц (в навигации), или - я их не встрелил (пока).

Я всё понял. Виновата особая форма записи значений логарифмов.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей