Перейти к содержимому

Фотография
* * * * - 2 Голосов

ДОРИ


Сообщений в теме: 714

#126 Alessandro

Alessandro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 695 сообщений
  • Из:нашараша
  • Судно: сухопутный диван
  • Название: Sofa

Отправлено 25 марта 2009 - 01:46

Скажите, какой ширины надо доску искать? нашёл 150мм и длины 3-4м. 1.в КиЯ днище у дори получается из 5 поясьёв. но тада доски должны быть 175мм шириной, т.к. по миделю днище 870мм / 5 = 174мм ~ 175мм. могу заменить 175 на 150мм? пусть не 5 а 7 поясьёв будет ? 2.а на борта? имеет значение ширина доски? какой принцип: чем шире пояс тем лучше, или по барабану? как прикинуть количество досок на борт с учётом перекрытия кромка на кромку? Курбатов даёт значение перекрытия кромки 35-50мм. Я так прикидываю. на транце высота борта от ОЛ 1125мм. Высота скулы от ОЛ 145. вычитаем второе из первого, получаем 980мм. самая высокая часть борта. если доска у меня 150, то 980/150=6,5 ~ 7досок. перекрываем 6 раз. берём макс перекрытия 50мм. 6х50=300. ышо 2 доски. итого 9 на борт. ещё надо учесть лекалу шпунтовой доски, примыкание к днищу. или не надо? у штевня и транца доска эта буит широкой, и по днищу узкой. правильно я считаю, или я законченный двоечник? Если кромка на кромку обшивка, ширина бортовой доски регламентируеца по минимуму? 3. если нет длины нуной 6м, а 3м есть или 4. понимаю что мона срастить или на ус, или через подкладку с внутренней стороны лодки. вопрос такой: сращиваеца ли шпунтовая доска, т.е. допускаеца ли это по правилам? или на шпунтовый пояс непремъенно нуна чтап доска была цельная на полную длину?
  • 0

#127 Bonch

Bonch

    Марсофлот

  • Капитан
  • 1 748 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 25 марта 2009 - 13:36

Скажите, какой ширины надо доску искать? нашёл 150мм и длины 3-4м.

1.в КиЯ днище у дори получается из 5 поясьёв. но тада доски должны быть 175мм шириной, т.к. по миделю днище 870мм / 5 = 174мм ~ 175мм. могу заменить 175 на 150мм? пусть не 5 а 7 поясьёв будет ?

2.а на борта? имеет значение ширина доски? какой принцип: чем шире пояс тем лучше, или по барабану? как прикинуть количество досок на борт с учётом перекрытия кромка на кромку? Курбатов даёт значение перекрытия кромки 35-50мм. Я так прикидываю. на транце высота борта от ОЛ 1125мм. Высота скулы от ОЛ 145. вычитаем второе из первого, получаем 980мм. самая высокая часть борта. если доска у меня 150, то 980/150=6,5 ~ 7досок. перекрываем 6 раз. берём макс перекрытия 50мм. 6х50=300. ышо 2 доски. итого 9 на борт. ещё надо учесть лекалу шпунтовой доски, примыкание к днищу. или не надо? у штевня и транца доска эта буит широкой, и по днищу узкой. правильно я считаю, или я законченный двоечник? Если кромка на кромку обшивка, ширина бортовой доски регламентируеца по минимуму?

3. если нет длины нуной 6м, а 3м есть или 4. понимаю что мона срастить или на ус, или через подкладку с внутренней стороны лодки. вопрос такой: сращиваеца ли шпунтовая доска, т.е. допускаеца ли это по правилам? или на шпунтовый пояс непремъенно нуна чтап доска была цельная на полную длину?

Исходите из того материала, что у вас есть в наличии.
  • 0

#128 Alessandro

Alessandro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 695 сообщений
  • Из:нашараша
  • Судно: сухопутный диван
  • Название: Sofa

Отправлено 25 марта 2009 - 14:36

в наличии нету. я коллекционирую конторки у которых есть древесина 0-1 сорта или в случае ангарской сосны сорта экстра. дело то в том, что в разных конторах разные длины. пока наковырял всего три конторы из великого множества тех кто продаёт дрова. правда дальше телефонных разговоров дело не пошло. надо будет проехать и сделать инспекцию на соответствие слов и дела. я вот думаю что на стапель покупать. хочу с некоторым запасом, если (!) постройка дори выгорит, то может быть прицелюсь на снекке, опять же может быть. потому стапельный брус думается мне надо купить не на один раз. стапель можно городить из кусков по длине? скажем два по 3 метра срастить в 6м? или чётко 6м одной штукой надо? вопрос перевозки. дале. в гараже плитка, приколотить брус не получится к полу. как быть? :wacko: а сверлить и анкерить какие нить крепления - пол портить не хочется. может собрать какой каркас/фундамент из какого нить горбыля и к нему пришпандорить брусы для стапеля? в гараже отопление. жарко даже. есть опасность что стапель будет вести туда/сюда в зависимости от температуры и влажности? кабы приколотить к полу, я бы не парился. но низя. брус какой брать, чтоб с запасом? думаю 150х150. и лучше брать квадрат, или чтап стороны были не равны? типо 100х150, или 150х200. что жёстче и надёжнее в плане жёсткости на кручение?
  • 0

#129 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 25 марта 2009 - 20:27

Вот такой вариант усовки

Прикрепленные изображения

  • шпунтовый_пояс.jpg

  • 0

#130 Alessandro

Alessandro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 695 сообщений
  • Из:нашараша
  • Судно: сухопутный диван
  • Название: Sofa

Отправлено 25 марта 2009 - 23:23

Очень интересно. впечатление, что эта заусовка не из-за "бедности", а специально сделано. зачем? а что за лодка? и стапеля не видать. как то всё не по канону делается :) Это Вы что-то делаете? если нет, то ссылку на ресурс дадите? ЗЫ и киль похоже составной. т.е. нет собссно киля и прибацаных штевней с кницами. похоже штевни по ходу в киль загнуты и стыкуются на миделе, потому сверху накладка и клёпка. что за лодка то? интересно

Сообщение отредактировал Alessandro: 25 марта 2009 - 23:27

  • 0

#131 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 26 марта 2009 - 06:36

http://www.woodenboa...display.php?f=2

Я уже здеь эту ссылку приводил... тема на форуме - народные норвежские лодки, там и про дори какую планируеш строить есть...
  • 0

#132 nikzp

nikzp

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 79 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: Прогрес-4

Отправлено 27 марта 2009 - 08:00

Ну если не на раз стапель тогда можно так. Это парень из Владивостока, после наведения "порядка" в компе :rolleyes: ссылку на сайт потерял. Материал на стапель как по мне клееный массив.

Прикрепленные изображения

  • prp1014.jpg
  • prp1009.jpg
  • prp1008.jpg
  • prp1007.jpg

  • 0

#133 лёвик

лёвик

    деньги нужно экономить ,пока они есть

  • Капитан
  • 1 938 сообщений
  • Из:г.Ульяновск
  • Судно: швертбот микро
  • Название: Мечта

Отправлено 27 марта 2009 - 11:00

http://www.woodenboa...display.php?f=2

Я уже здеь эту ссылку приводил... тема на форуме - народные норвежские лодки, там и про дори какую планируеш строить есть...

Без знания языка там как в блуднях.Хотя посмотреть есть на что.Больше всего мне нравится у них то,что они не гонятся за скоростью и современностью форм.Главная цель быть ближе к воде.А попутный ветер погонит любую лодку :)
  • 0

#134 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 27 марта 2009 - 20:07

Без знания языка там как в блуднях.Хотя посмотреть есть на что.Больше всего мне нравится у них то,что они не гонятся за скоростью и современностью форм.Главная цель быть ближе к воде.А попутный ветер погонит любую лодку :)

Я смотрю этот форум через переведенную версию - худо бедно понять можно...
  • 0

#135 лёвик

лёвик

    деньги нужно экономить ,пока они есть

  • Капитан
  • 1 938 сообщений
  • Из:г.Ульяновск
  • Судно: швертбот микро
  • Название: Мечта

Отправлено 27 марта 2009 - 20:37

Я смотрю этот форум через переведенную версию - худо бедно понять можно...

Наводим курсор и смотрим переведёные слова составляя по смыслу текст
  • 0

#136 Alessandro

Alessandro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 695 сообщений
  • Из:нашараша
  • Судно: сухопутный диван
  • Название: Sofa

Отправлено 28 марта 2009 - 01:10

Это парень из Владивостока, после наведения "порядка" в компе :rolleyes: ссылку на сайт потерял.


Это имхо Аб_Ориген http://www.ntboat.com/
  • 0

#137 Bonch

Bonch

    Марсофлот

  • Капитан
  • 1 748 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 28 марта 2009 - 14:59

в наличии нету. я коллекционирую конторки у которых есть древесина 0-1 сорта или в случае ангарской сосны сорта экстра. дело то в том, что в разных конторах разные длины. пока наковырял всего три конторы из великого множества тех кто продаёт дрова. правда дальше телефонных разговоров дело не пошло. надо будет проехать и сделать инспекцию на соответствие слов и дела. я вот думаю что на стапель покупать. хочу с некоторым запасом, если (!) постройка дори выгорит, то может быть прицелюсь на снекке, опять же может быть. потому стапельный брус думается мне надо купить не на один раз. стапель можно городить из кусков по длине? скажем два по 3 метра срастить в 6м? или чётко 6м одной штукой надо? вопрос перевозки. дале. в гараже плитка, приколотить брус не получится к полу. как быть? :wacko: а сверлить и анкерить какие нить крепления - пол портить не хочется. может собрать какой каркас/фундамент из какого нить горбыля и к нему пришпандорить брусы для стапеля? в гараже отопление. жарко даже. есть опасность что стапель будет вести туда/сюда в зависимости от температуры и влажности? кабы приколотить к полу, я бы не парился. но низя. брус какой брать, чтоб с запасом? думаю 150х150. и лучше брать квадрат, или чтап стороны были не равны? типо 100х150, или 150х200. что жёстче и надёжнее в плане жёсткости на кручение?

Ну, как будет что в наличии, так от этого и плясать будете.
Зачем стапель для дори к полу крепить? Ненужно это...
  • 0

#138 Bonch

Bonch

    Марсофлот

  • Капитан
  • 1 748 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 28 марта 2009 - 16:19

Вот такой вопрос:
Если обшивка - ФАНЕРНЫЙ клинкер (на той же дори), то можно ли перехлест поясьев соединить на эпоксидке с временной запрессовкой шурупами. Без применения заклепок?

Таки наверно да :) при соответствующей подгонке...

И вдогонку:
Эпоксидка встала - выворачиваем шурупы и на их место деревянные шестигранные нагели на эпоксидке...
  • 0

#139 Alessandro

Alessandro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 695 сообщений
  • Из:нашараша
  • Судно: сухопутный диван
  • Название: Sofa

Отправлено 29 марта 2009 - 00:47

Ну, как будет что в наличии, так от этого и плясать будете.
Зачем стапель для дори к полу крепить? Ненужно это...

Ну, типа колотить буду заклёпки, чтап не перекосилось всё :) Ездил в одну конторку, в Липицы. Это по Симферопольскому шоссе. за Окой. поворот на Пущино. Там есть конторка. посмотрел что у них есть. есть дуб. Средняя полоса(воронеж) и краснодарский. Какой дуб луче брать? Краснодарский грят более плотный. а я где то читал что дуб как раз нуна брать с более толстыми годовыми кольцами. нет? Есть ясень. Дуб и ясень 30 и 50мм толщина досок. ширина..ой, забыл, ну, до 300-400мм имхо. на глаз так. длина досок в среднем по 3-4м. ест правда и 5 и попадаются доски аж 5,5м. но это диковина. камерной сушки. у них камера. грят что влажность 8%. сосна тоже есть, но вся в сучках. при этом доска шириной 150мм. есть и 200, но тут уже толщина 50! а мне нуна в чистоте строганую на обшивку согласно проекта Курбатова 18мм. короче с сосной я там проехал. про бук и берёзу не говорю, т.к. нам не пригодна. Предложили КАРАГАЧ. что за зверь? нигде не видел в описаниях по постройке карагача. грят что к влаге весьма устойчивый.
Ещё был на рынке строительном. пошёл присматривать брус для стапеля. 6 метровые есть. но! опять все в сучках, а что совсем не понравилось, брус весь ПОГОЛОВНО пилен из серёдки дерева. т.е. присутствует сердцевина. врут, что влажность 18%. я так подумал, и наверное буду покупать для стапеля брус клеёный. как думаете? мне кажется что самый лучший вариант. На обшивку наверное придётся брать доску с сучками. свинство просто, нет нормальной отборной доски. изучаю что есть живой сучок и что табачный.

Вот ещё вопрос. поскоку в чертеже толщина форштевня 65-75мм, а ширина его в районе примыкания к днищевой доске достигает 120мм и учитывая что пока таких размеров брусков дуба или ясеня не нашёл, то раздумываю, как мне лучше сделать.
вариант 1: купить доску 50мм толщиной, распилить на брусочки и распустить эти брусочки на рейки 6-8 мм толщиной. потом собрать в пакет и на цулаге склеить. склейка получится перпендикулярно ДП, вы поняли. после склейки естественно обработать в размер. если так, то какого распила(радиал/тангенциал) брать доску, чтобы напиленные рейки правильно склеились в пакет?
вариант 2: беру большую доску, пилю на более узкие доски. потом пару узких пластями склеиваю в пакет. из доски 50мм, могу получить форштевень в 100мм. или из трёх досок по 30мм набираю штевень в 90мм. шов в этоих случаях будет параллельно ДП. потом по толщине обрабатываю в размер, а по ширине изгиб просто выпиливаю лобзиком. тут правда слои перерезаться будут.
Що кажите?

на их место деревянные шестигранные нагели на эпоксидке...


а почему шестигранные? не трёх..четырёх..восьми.. ? и где их брать , ...гранные. самим стругать?

ЗЫ вопрос по заклёпкам и шайбам открыт у меня. Аб Ориген их из Америки заказывает. а поближе нигде не заказать? Вариант городить гвоздильню, рубить заклёпки из проволоки и делать пуансон и опять же рубить самому шайбы(причём ПЛОСКИЕ) мне не нравится. это самый крайний случай. и то, имхо если припрёт наверное схвачусь за оцинкованные гвозди, что нежелательно весьма.
  • 0

#140 YachtWorld

YachtWorld

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 126 сообщений
  • Из:***
  • Судно: **
  • Название: **

Отправлено 29 марта 2009 - 01:49

ЗЫ вопрос по заклёпкам и шайбам открыт у меня. Аб Ориген их из Америки заказывает. а поближе нигде не заказать? Вариант городить гвоздильню, рубить заклёпки из проволоки и делать пуансон и опять же рубить самому шайбы(причём ПЛОСКИЕ) мне не нравится. это самый крайний случай. и то, имхо если припрёт наверное схвачусь за оцинкованные гвозди, что нежелательно весьма.


У шведов , финнов , всю прибалтику где клинкер строят в нынешный день.Какая америка? Если вагонами брать, там наверно дешевьле, как всё в основном, но вам то надо несколько тысяц.


Делается это так:

Прикрепленные изображения

  • instruct2.gif

Прикрепленные изображения

  • tnflat.jpg.jpeg
  • tnrove.jpg.jpeg

Сообщение отредактировал YachtWorld: 29 марта 2009 - 01:55

  • 0

#141 YachtWorld

YachtWorld

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 126 сообщений
  • Из:***
  • Судно: **
  • Название: **

Отправлено 29 марта 2009 - 02:47

Посмотрел ради интереса, продаются в онлине магазине Watski тоже.


http://www.watski.se...e...8&catId2=97
  • 0

#142 Bonch

Bonch

    Марсофлот

  • Капитан
  • 1 748 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 29 марта 2009 - 16:24

а почему шестигранные? не трёх..четырёх..восьми.. ? и где их брать , ...гранные. самим стругать?

Можно и восьми..., но ИМХО шестигранные лучше.
Изготовление: круглая заготовка протягивается через кондуктор - стальную пластину.
  • 0

#143 Alessandro

Alessandro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 695 сообщений
  • Из:нашараша
  • Судно: сухопутный диван
  • Название: Sofa

Отправлено 30 марта 2009 - 00:14

Можно и восьми..., но ИМХО шестигранные лучше.
Изготовление: круглая заготовка протягивается через кондуктор - стальную пластину.


Всё таки ПОЧЕМУ именно шестригранные? А вы же писали про


на их место деревянные шестигранные нагели на эпоксидке...


деревянные :rolleyes: хм..
  • 0

#144 Alessandro

Alessandro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 695 сообщений
  • Из:нашараша
  • Судно: сухопутный диван
  • Название: Sofa

Отправлено 30 марта 2009 - 00:21

Какая америка?

Ну, Ab_Origen живёт во Владивостоке. Он приводил точно такие картинки как и Вы, и писал что покупает эти клёпки из Америки. ему оттуда ближе получать чем из Европы.
Да, вот такие хочу.

Посмотрел ради интереса, продаются в онлине магазине Watski тоже.
http://www.watski.se...e...8&catId2=97


Спасибо за ссылку. ТОлько я в Москве живу. как мне от них это получить или из другого любого места? Интернет магазинов много европейских, я по разным ссылкам ходил. не представляю как купить и получить и чтобы эти заклёпки не встали brutto мне по цене золота.
  • 0

#145 YachtWorld

YachtWorld

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 126 сообщений
  • Из:***
  • Судно: **
  • Название: **

Отправлено 30 марта 2009 - 00:41

Ну, Ab_Origen живёт во Владивостоке. Он приводил точно такие картинки как и Вы, и писал что покупает эти клёпки из Америки. ему оттуда ближе получать чем из Европы.
Да, вот такие хочу.



Спасибо за ссылку. ТОлько я в Москве живу. как мне от них это получить или из другого любого места? Интернет магазинов много европейских, я по разным ссылкам ходил. не представляю как купить и получить и чтобы эти заклёпки не встали brutto мне по цене золота.


С Владика конечно америкосы ближе. С Европейских других ещё и немецкие или голландские стойт смотреть. Наверняка у кого то есть, там тоже клинкером увлекаются. Как получается , золотом или нет, не могу сказать. Надо запрос сделать, с фрахтовкой и узнать на какой основе растаможка у вас.Выясняется. Или летом прогулку к финнам/шведам сделать, за одно и собрать.Можно же и чё нибудь другое нужное за одно прихватывать.

Намёк ...когда негде было достать шайбы, их выдавили из ...копеек. Одна копейка бывшая караз размер . На болших лодках *двух копеечные* шайбы. Такие вот времена были. :wacko:

Сообщение отредактировал YachtWorld: 30 марта 2009 - 00:45

  • 0

#146 Bonch

Bonch

    Марсофлот

  • Капитан
  • 1 748 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 30 марта 2009 - 17:23

Всё таки ПОЧЕМУ именно шестригранные?

Субъективно ЛИЧНО МНЕ такие больше нравятся, да и кондуктор легче изготовить.
  • 0

#147 kirpich

kirpich

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 224 сообщений
  • Из:chernigov
  • Судно: швертбот
  • Название: Хильда

Отправлено 30 марта 2009 - 23:44

Всем доброго времени суток. А интересно. Дори здесь когда нибудь начнется строится? Время прошло даже не на дори.
  • 0

#148 Alessandro

Alessandro

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 695 сообщений
  • Из:нашараша
  • Судно: сухопутный диван
  • Название: Sofa

Отправлено 30 марта 2009 - 23:58

Всем доброго времени суток.
А интересно. Дори здесь когда нибудь начнется строится? Время прошло даже не на дори.


Готов уступить Вам право первого строителя за тарелку чечевичной похлёбки :)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. из чего строить? не нашёл пока ничего толкового. если читаете тему, значит это знаете. самое простое это из фанеры сбацать, палка палка... и получится дори.

ЗЫ в среду планирую посмотреть 6-метровый клееный брусья(брусы) 120х180. клеен из трёх пластей на полную длину из цельных досок. цена за куб 22500р. грят клеен из досок отборного и 1 сортов. врут наверное. мы их будем брать на перекрытия дома а я хочу под стапель приспособить.
Я вот, молодой человек, сейчас штудирую 15 проектов Курбатова и по ходу пытаюсь получить какие нить знания от форумчан. Но видите, на обширные мои вопросы получаю лаконичные ответы, очень лаконичные :) потому нужно время чтобы дойти своим моском до того уровня знаний, что позволит мне построить лодку без косяков. ну и гвозди/шайбы нужно тоже. никто не предлагает. все металлисты, пластмассники или фанерщики тут. деревяшечников/клинкеристов нету, "вымерли".

ЗЫ зы вопрос. в книге Курбатова всё время слово сурик приводится. знаю что краска. тока вот бывает сурик свинцовый и сурик железный. о каком именно сурике идёт речь?
  • 0

#149 kirpich

kirpich

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 224 сообщений
  • Из:chernigov
  • Судно: швертбот
  • Название: Хильда

Отправлено 31 марта 2009 - 00:01

За молодого человека спасибо. Обнадежился. Я просто за то, что бы побыстрее переходили из стадии мечтателей в стадию строителей.
  • 0

#150 лёвик

лёвик

    деньги нужно экономить ,пока они есть

  • Капитан
  • 1 938 сообщений
  • Из:г.Ульяновск
  • Судно: швертбот микро
  • Название: Мечта

Отправлено 31 марта 2009 - 08:54

Готов уступить Вам право первого строителя за тарелку чечевичной похлёбки :)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. из чего строить? не нашёл пока ничего толкового. если читаете тему, значит это знаете. самое простое это из фанеры сбацать, палка палка... и получится дори.

ЗЫ в среду планирую посмотреть 6-метровый клееный брусья(брусы) 120х180. клеен из трёх пластей на полную длину из цельных досок. цена за куб 22500р. грят клеен из досок отборного и 1 сортов. врут наверное. мы их будем брать на перекрытия дома а я хочу под стапель приспособить.
Я вот, молодой человек, сейчас штудирую 15 проектов Курбатова и по ходу пытаюсь получить какие нить знания от форумчан. Но видите, на обширные мои вопросы получаю лаконичные ответы, очень лаконичные :) потому нужно время чтобы дойти своим моском до того уровня знаний, что позволит мне построить лодку без косяков. ну и гвозди/шайбы нужно тоже. никто не предлагает. все металлисты, пластмассники или фанерщики тут. деревяшечников/клинкеристов нету, "вымерли".

ЗЫ зы вопрос. в книге Курбатова всё время слово сурик приводится. знаю что краска. тока вот бывает сурик свинцовый и сурик железный. о каком именно сурике идёт речь?

Свинцом вроде только на железных судах днище покрывают и то только ниже ВЛ. Он же тяжеленный. На деревяшках должно-быть железный идет. Сурики играют роль необростайки больше. Да и достать сурик раньше было гораздо проще видимо чем хорошую краску.Это сейчас всё наоборот.
А в чем принципиальность такая против шурупов? :blink:
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей