Проект лодки для жизни под парусом. Критерии выбора.
Понятно, что человека, обошедшего вокруг света, и построившего идеальную (с его точки зрения) лодку для длительных плаваний, станут спрашивать. В том числе и о том, почему я выбрал для постройки проект, немного странноватый на первый взгляд. Желающие строить свои лодки трепетно разворачивают бумажные распечатки, или показывают чертежи на планшетах – Андрей, смотри, смотри, какая красивая лодка! Что ты скажешь об этом проекте? Да, красивая. Согласен. И что дальше? Вам же жить на ней, а не картинкой в рамке любоваться!
Что бы не повторять по многу раз одно и тоже, я решил еще раз, по возможности более четко, сформулировать свою точку зрения на то, каким критериям должно удовлетворять судно, на котором можно будет высунутся из-за мыса Горн, или на год затеряться среди атоллов Южных морей Тихого океана. Ведь помимо очевидных параметров – прочности, остойчивости и т.п., есть далеко не очевидные вещи, которые понимаешь, только просидев три года в консервной банке. Итак, берите приглянувшийся вам проект лодки, и сравнивайте основные характеристики. Считайте баллы, это еще и тест вашего будущего судна.
Ширина.
Все наскипидаренные спиди-гонщики стараются ширину уменьшить, из-за убогой поговорки о том, что длина бежит, а ширина, якобы, стоит. Вроде как, чем лодка Уже (тоньше), тем она быстрее. Возможно. Хотя и не очевидно, поскольку скорость водоизмещающего судна зависит от массы причин, где ширина отнюдь не самая важная. Но, даже если и так, то нам не нужно никуда бежать. Нам нужно сто – сто пятьдесят миль суточного перехода, и лодка, в которой мы станем жить. Жить долго, и, хотелось бы, по возможности комфортно.
3 метра ширины – это ужасно! 1 балл
4 метра ширины – ну, ок, терпимо… 2 балла
5 метров ширины – отлично! 3 балла
Подводная часть. Киль – руль – винт.
Печальная новость состоит в том, что мировой океан грязен. На поверхности плавает в основном пластик – строительные мешки, обрывки тросов, куски сетей. Так же много бревен. Бревна выламывают рули, пластик наматывается на винты.
Когда я вижу руль, висящий на одной сопле из подуставшей нержавейки, мне прям нехорошо делается. Когда я вижу голый винт между килем и скегом… тоже неприятно, но, как бэ, ваше дело. Это вам ночью и на волне лезть под лодку с ножом в зубах… Причем, обычно это происходит в районах интенсивного судоходства. Что логично. Чем больше судов, тем больше с них обрывков швартов за борт падает, и тем больше разлапистых предметов плавает по поверхности, только и ожидая, как бы намотаться вам на винт. Мне в Малакском проливе намоталось ночью… мерзейшие ощущения.
Вторая печальная новость состоит в том, что вы будете садиться на мель. Увы. Будем надеяться, что у вас хватит искусства кораблевождения, что бы не вылететь на фатальные рифы с океанским прибоем, но вот бытовые тюк-о-камушек, это прям к бабке не ходи. Внутри атоллов не картографированные коралловые шапки, чуть в сторону от фарватера лежит бульник, ой-а-давайте подойдем поближе к бережку… Будем надеяться, что это случится не на полных ходах, но в любом случае очень важен профиль передней кромки киля. Если передняя кромка киля близка к вертикали, или, не дай Бог, к нему зачем-то приделан бульб, вы, даже если не оторвете киль полностью, то надорвете крепления. А оторвется он потом сам. Если же киль напоминает полозья саночек, и интегрирован в корпус – ой, упс, задний ход… Вроде, даже краску не поцарапали.
Одна точка крепления пера руля – неприемлемо! 0 Баллов
Плавниковый киль с почти вертикальной передней кромкой, – ужасно! 1 балл
Голый винт между килем и скегом – плохо. Очень плохо. 2 балла
Оптимальный профиль подводной части экспедиционного судна на рисунке. 3 балла
Осушка
В теплых тропических водах необрастайку нужно красить каждый год. Вы должны быть очень богатым и (или) очень тупым, что бы не заметить простую вещь – наша гениально сконструированная планета имеет еще и опцию сухого дока. Не нужно платить ломовых денег за подъем тяжелой лодки! Достаточно ткнуться на милый пляжик, подставить подпорки, и у вас будет шесть часов на работы ниже ватерлинии. Бесплатно. Но, ваша лодка должна уметь стоять на киле.
Лодка умеет стоять на киле? – если да, то вы сэкономили от тысячи дллрв в год, и вам не нужно искать кран. Плюс 2 балла вашему проекту.
Площадь затентованного пространства.
Это один из главных критериев выбора лодки для тропиков. Внутри лодки – жарко мучительно, на солнце жарко смертельно. В тропической жаре вся жизнь происходит под тентом. Какая площадь палубы у вас под тентом?
6 кв.м. – (тентик 2*3 м.) – вы скоро вскроетесь. И мне не будет вас жалко. 1 балл
16 кв.м. — (серьезный тент 4*4 м.) – ну, неплохо, неплохо… 2 балла
30 кв.м. – а что, такое может быть? Да, может – смотрите. 3 балла
Тридцать квадратных метров восхитительно прохладной тени! Или укрытия от дождя.
Запас топлива.
Запас топлива = автономность. Если вы выскакиваете в Средиземное озеро на выходные, то вам хватит и трехсот литров. Если же вы думаете о возможности не зависеть от социума месяцы, если не годы, то топлива нужно много. Соляра – это не только ход и бесперебойное питание автопилота и навигации. Соляра — это пресная вода, это теплая пресная вода, это холодильник, морозильник и замороженный тунец, набитый на переходе. Соляра – это ручной электроинструмент и даже сварка. Кондиционер, стиральная машина, посудомойка, швейная машинка, телевизор и музыка. А еще соляра – это универсальная валюта. Бартер что-угодно-за-топливо работает в любой точке планеты, кроме Венесуэлы. Запас топлива на экспедиционном судне измеряется не литрами. Тоннами.
Полтонны – НИ-О-ЧЕМ! 1 балл
Две тоны – ну, при должной экономии – может быть. 2 балла
Четыре тонны – а что, такое возможно? Да! И к этому нужно стремиться. 3 балла
Да, там еще полторы тонны пресной воды, но это уже мелочи…
Масса судна.
Чем тяжелее самодвижущийся экипаж, тем более плавен его ход. Представительский лимузин невозможно сделать легким. Это физика. Второй закон Ньютона. A=F/M. Если волна прикладывает к вашей лодке силу F, то, чем больше M — масса судна, тем меньше A — то ускорение, с которым вы врезаетесь лбом в переборку. Или с которым чашка убегает от вас по столу.
В море вас все равно качает. Это море. Но, чем больше М — масса судна, тем больше шансов увернуться от переборки или поймать чашку с кипятком. Чем больше ваше М, тем меньше тошнит вашу женщину, и тем охотнее она занимается приятными процедурами, которыми ей приятно заниматься, когда ее не тошнит.
10 тонн – для океана мало… 1 балл
20 тонн – ну, типа, норм 2 балла
30 тонн – о, да вы король! 3 балла
Ваши результаты:
5 балов – Если вы бесстыже молоды, то дерзайте! Вам все по плечу! Наплюйте на всех старперов с их советами, и в путь!
10 баллов – Даже в зрелом возрасте, вы, безусловно, будете получать некоторое удовольствие от плавания на лодке, построенной по такому проекту. Но, не очень долго. Через некоторое время ваша женщина начнет бурчать, ныть и проситься на берег. Да и у вас самого, через годик-другой возникнет ощущение тесноватой рубашки. Она, вроде, и рубашка, но не вздохнуть в ней, не охнуть. Нету свободы движений… И, чем старше вы будете становиться, тем теснее будет казаться рубашонка.
15 баллов – У вас отличное экспедиционное судно. И не важно, сколько вам лет…