Поставил парус на лодку, хотя и недостроенную. Получился вот такой пепелац!.......


В воскресенье утром выглянул в окно, увидел качающиеся деревья и поехал снаряжаться в испытательный заплыв. Сразу же отметил необходимость установки поддержки для мачты и гика (буду называть части рангоута клешни таким образом), когда они находятся в опущенном состоянии. Индонезийцы ставят сие устройство стационарно на корме. Можно конечно подумать и о легкосъемном варианте, чтобы "насест" не болтался на корме постоянно.
Помня предостережения форумчан о высоком ЦП, с замиранием сердца, на глубине не более метра, поднимаю мачту, парус и гик одним пакетом (снасть через два блока с креплением на утке), растравливаю гика-шкот, вскакиваю в лодку.... и начинается.
Выбираю гика-шкот и замечаю, что это действие приводит лодку к ветру довольно интенсивно, беру сей факт на заметку, в дальнейшем это неплохо помогало на сильном ветре, хотя и в начале заплыва ветер был метра 3-4/сек. Становлюсь в левентик, потом подтягиваю гик в ДП - лодка немного уваливается, парус начинает принимать форму. Появился ход, и довольно неплохой. Всё внимание на крен и моменты сил его создающие. Крен маленький и легко регулируется перемещением корпуса в пределах ширины лодки. Кстати, о форме паруса. Пуза, заложенные при покрое у мачты и гика, наполняются по-разному. Если в левентике подтянуть гик в ДП (натрудив ладонь шкотом, я частенько потом просто удерживал гик рукой, как на виндсерфе), то попаший в карман поток, сразу же оформляет пузо у гика а затем (при небольшом довороте гика или лодки рулём) оформляется пузо и у мачты. Это и есть рабочая форма паруса, которая даёт хороший прирост тяги. То-есть, никаких колдунчиков не нужно, достаточно доворотами и натяжкой гика-шкота сформировать пузо у мачты. Если же парус опущен пониже, то "нижнее пузо" (на гике) может быть совсем даже не пузатым, а вот верхнее да. Тогда форма паруса больше напоминает классический профиль, но и тяга уже не та. Во всяком случае мне так показалось....
Лодка по-прежнему не переворачивалась, ходила правым и левым галсом, которые я менял поворотом оверштаг, благо запаса хода вполне было достаточно для проскакивания линии направления ветра. Попробовал поднимать и опускать мачту, соответственно и весь парус. Лодка по-прежнему сильно не кренилась. Но вот работа паруса мне всё же больше понравилась при поднятой почти до вертикали мачты. Забегая вперёд отмечу, что мне удалось избежать оверкиля в этом заплыве, но и на крайние режимы я лодку не выводил. Конечно, при ходе под хорошим ветром (метров около 7-8), при откренивании уже "вываливал" корпус и за габариты лодки. А при более слабых ветрах управлял парусом даже стоя у рубки, что стало для меня приятным открытием, поскольку попа иногда просит поднять её с твёрдой фанеры. Пробовал на ходу менять форму паруса приподнимая гик - парус приобретал более воронкообразную форму, кренящий момент уменьшался а ход оставался прежним, хотя это, да и не только это, требует дальнейшей проверки, притом на различных ветровых режимах. Попробовал делать то же самое - приблизить гик к мачте, т.е. уменьшить угол раствора клешни, но при помощи тали, намертво связывающей ноки мачты и гика, эффект был тот же. Сразу же возникла мысль о бегущем такелаже для изменения "раструба" клешни, что легко сделать с помощью пары блочков на мачте - на ноке и в районе шпора, хотя бы в испытательных выходах. Следующее упражнение - повороты фордевинд, никакой сложности не представляли. Кроме того, что гик проходил высоко над головой, он ещё, несмотря на приличную длину (4 метра), и не дёргал лодку, переваливаясь через ДП. Сей факт тоже обрадовал. Влюбившись в парус, потихоньку подобрался в район озера где живёт "ветровое горло", сформированное сужением лесистых берегов. В нём ветер рваный и переменчивый, по сути один непрекращающийся шквал. Помучился в нем минут десять, послушал хлопанье паруса из плёнки, по имени тарпаулин, и убрался оттуда восвояси, понимая, что незапланированный переворот на десятиметровой глубине не входит в программу первого выхода. Из района "горла" сразу надо было идти хорошим таким фордевиндом. Здесь я обнаружил, что он сильно отличается от того, что было мне дано в ощущениях ранее. Понимание того, что на фордевинде гик и мачта меняются ролями в части надувания пуз, пришло после того как мне удалось обмотать весь парус вокруг опорной мачты (белая на снимке), отдав сильно гика-шкот вперёд - чего-то там в этом действии вихревым жгутам Мархая не понравилось и они свели гик и мачту в одну прямую. А мне не понравилось крепление гика-шкота, которое изначально я устроил на ноке гика. За весь выход крепление перевязывалось раз пять, но окончательного решения по этому вопросу так и не сложилось. На оригиналах шкот крепится примерно на 2/3 гика от мачты, в двух точках. Там гик - гнущаяся бамбучина, в два-три раза тоньше мачты, а у меня дюралевая труба 35 мм. Там гик просто петлёй привязан к мачте и не може ею вилять как хвост собакой, а у меня они закреплены на осях в узле крепления, вращающемся в горизонтальной плоскости и поворот гика в горизонтали поворачивает всю конструкцию. Как уже упоминалось выше, я могу управлять парусом взявшись рукой за гик на 120 см от мачты, а вот с бамбуком это не получится. Пробовал и ванту с топа мачты. При среднем ветре устройство бесполезное, а при сильном будем посмотреть. В целом же, конструкция оправдала возлагавшиеся на неё ожидания. За исключением отсутствия насеста на корме для монтажа-подъема-спуска паруса, пока недостатков не вижу.
Относительно скорости хода. Навскидку (в этот раз было не до замеров и фотосессии) она частенько переваливала за 10 км/час. Т.е. и по этому параметру парус оправдал ожидания.
В целом же выход показал, что без вихревой, или иной силы, там не обошлось, что подтверждается непроизвольным "рифлением", обматыванием паруса вокруг всех трёх рангоутных труб и наличием довольно приличной тяги "двухпузного" профиля.
Сообщение отредактировал утлюк: 13 июля 2010 - 07:41