Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

малое рыболовное судно


Сообщений в теме: 1124

#26 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 13 августа 2011 - 18:32

Прогнал через свою параметрическую модель, вот примерно получается так: Обратите внимание на веса. По мощности - поскольку модель для глиссирования, то мощность берет неточно; но она уже более 75 л.с.

Прикрепленные файлы


  • 0

#27 Байкал 71

Байкал 71

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 479 сообщений
  • Из:г.Иркутск
  • Судно: различн
  • Название: Мария

Отправлено 13 августа 2011 - 18:32

Уважаемый Байкал 71,

http://www.atkinboat...sers/Naiad.html

если я правильно понял то судно помимо двигателя, экипажа и снабжения несет еще и балласт в 2000 фунтов. Ох неспроста там этот балласт.
Но моих знаний не хватает разобраться в этом. Данные суда строились из дерева 50-70 лет назад. Корпуса весили не так уж и мало.
Но я согласен с Вами в том, что задача абсолютно нереальная. Простую задачу я и решил бы просто.

ну и решайте ее не стандартно, например, промысел или лов ведете на доброй водоизмещающей посудине, (имеющей скорость, соответствующую данному водоизмещению либо квл)а на буксире у Вас быстроходный "грузовик"( требуется смотрящий за траулером) либо "купцов" в море на своем транспорте зазывайте :) сделайте им скидку .. :blink: , НАЛЕЙТЕ :)
И все же из чего, Вы, хотите корпус?
Балласт у проекта Аткина скорее всего для остойчивости, форма корпуса такая интересная.

Сообщение отредактировал Байкал 71: 13 августа 2011 - 19:24

  • 0

#28 Seadog

Seadog

    Полный кавалер Ордена Бана

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 779 сообщений
  • Из:МО

Отправлено 13 августа 2011 - 18:36

Уважаемый ЮЛА,

у Природы (Фюзис) нет никаких законов, законы придумали люди.С их помощью они пытаются описать то, что видят. История науки показывает, что люди в основном ошибаются. У меня есть собственный опыт в этой области. С того момента как я записал уравнения и до реализации англичанами в прошлом году некоторых принципов из этих уравнений прошло 22 года. На физтехе только один Овчинкин В.А. сказал, что наверное это возможно, остальные просто рассмеялись. Наверное это уже OFF TOP. Мои извинения.


Ага, точно.... был тут у нас один - воздушный шар штормовые суда изобрел, так мы на кол его уж серьезно и не воспринимаем. :D

Сообщение отредактировал Seadog: 13 августа 2011 - 18:48

  • 0

#29 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 13 августа 2011 - 18:55

Вот те раз... :unsure: Такие "мелочи" разве могут нервировать человека, который


Рыбацкий труд обыкновенно труден до смешения с каторжным, но нищенски никогда не оплачивался, а тут цельный "организатор"... .

Да и проект - лишь начальная, самая малая толика начала "тернистого пути" революционера "рыбного промысла", замыслившего нимного-нимало - а ниспровергнуть всю веками сложившуюся "косность" сего старейшего из занятий человечества, пожалуй более старо - лишь собирательство корешков первобытными.


Уважаемый Seadog,

насчет косности я с Вами полностью согласен. Наш, российский "Атлантик-333" за сутки промысла в Атлантике поднимает 7-8 тонн креветки тягая трал с досками. Норги, аналогичного размера и тяговооруженности, втроем тянут два трала без досок, по близнецовой схеме, на каждое судно в сутки поднимают 25-30 тонн креветки. Абсолютная косность не дает нашим тупо скопировать норгов. Вот что печально.
Ставку катраньих сетей длиной 750 метров я с напарником регулярно выбирал на слип ПМБ-74 идущего задним ходом, вручную, с глубины 50 метров и труд рыбака мне знаком не понаслышке. Подъем составлял в среднем 500-600 кг катрана и лисы. Но не век же вручную корячиться.
  • 0

#30 GOLF_stream

GOLF_stream

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 2 271 сообщений
  • Из:Питер
  • Судно: Л6
  • Название: Онега

Отправлено 13 августа 2011 - 19:00

А купить б/у подобную лодку у тех же норвегов со всем необходимым оборудованием? Или заказать у них новую, но серийную? Не получится ли дешевле, чем проектировать и строить новое?
  • 0

#31 Seadog

Seadog

    Полный кавалер Ордена Бана

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 779 сообщений
  • Из:МО

Отправлено 13 августа 2011 - 19:13

Уважаемый Seadog,

насчет косности я с Вами полностью согласен. Наш, российский "Атлантик-333" за сутки промысла в Атлантике поднимает 7-8 тонн креветки тягая трал с досками. Норги, аналогичного размера и тяговооруженности, втроем тянут два трала без досок, по близнецовой схеме, на каждое судно в сутки поднимают 25-30 тонн креветки. Абсолютная косность не дает нашим тупо скопировать норгов. Вот что печально.
Ставку катраньих сетей длиной 750 метров я с напарником регулярно выбирал на слип ПМБ-74 идущего задним ходом, вручную, с глубины 50 метров и труд рыбака мне знаком не понаслышке. Подъем составлял в среднем 500-600 кг катрана и лисы. Но не век же вручную корячиться.


Не знаете истории, любезнейший мой сухопутный друг... . В Мурманске любой "рыбак" знавал историю про то, как один наш капитан "бармалея" (БМРТ) спровоцировал "перехлест" тралов с супостатом аглицких кровей. Затем всю получившуюся "мешанину" быстренько вывирал к себе на борт - и полным ходом домой !!! Так наша Родина получила образец пелагического трала, который с тех пор растиражирован и "кормит" вкусной рыбкой наших соотечественников, а капитан тот "раздолбайский" - орден Ленина, ну и еще там кой-чего наверняка. А вы - косность, косность... .


Умеем ить, когда захотим !!! :D
  • 0

#32 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 13 августа 2011 - 19:35

ну и решайте ее не стандартно, например, промысел или лов ведете на доброй водоизмещающей посудине, (имеющей скорость, соответствующую данному водоизмещению либо квл)а на буксире у Вас быстроходный "грузовик"( требуется смотрящий за траулером) либо "купцов" в море на своем транспорте зазывайте :) сделайте им скидку .. :blink:
И все же из чего, Вы, хотите корпус?
Балласт у проекта Аткина скорее всего для остойчивости, форма корпуса такая интересная.


Уважаемый Байкал 71,

в пояснениях к своим проектам скифов Аткин пишет, что двигатель не должен быть мощности больше рекомендованной т.к. большая чем необходимо мощность будет тратиться на бесполезное волнообразование, во всяком случае так я это понял - Spermaceti is 27 feet 10 inches in length; 26 feet on the water line; 8 feet in breadth; and 2 feet draft. She is a wholesome little boat having freeboard at the bow of 3 feet 3 inches and at the stern, 2 feet 2 inches. The lines have been prepared with a view to a speed of 19 to 20 miles an hour, using a Gray Six-51 motor, or one of approximately similar characteristics. Forty horsepower is about the minimum that should be installed, and any power in excess of the motor specified will be wasted in useless wave-making.
Gray Six-51 motor - это шестицилиндровый дизель мощностью 52 л.с., крутящий момент найти не удалось.
Я не браконьер и никоим образом к этому отношения не имею и иметь не буду. Любые дополнительные люди и суда для перевозки это снижение экономических показателей. Я собираюсь работать сам, максимум - взять одного-двух помощников. В Черном море нет судака, как в Азове. Я хочу ловить катрана и лису, ставридку, мерланга и иногда пелингаса.
Балласт, насколько я понимаю, Аткин уложил не столько для остойчивости, а в первую очередь для удифферентовки и осадки, что бы полка борта лежала на поверхности воды или была на какой-то определенной глубине. Так же он пишет что данный тип корпуса был придуман на побережье неизвестным судостроителем довольно давно, иначе судостроитель захватил бы весь рынок судов на побережье.
  • 0

#33 Seadog

Seadog

    Полный кавалер Ордена Бана

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 779 сообщений
  • Из:МО

Отправлено 13 августа 2011 - 19:43

.............................. Аткин уложил не столько для остойчивости, а в первую очередь для удифферентовки и осадки, что бы полка борта лежала на поверхности воды или была на какой-то определенной глубине. Так же он пишет что данный тип корпуса был придуман на побережье неизвестным судостроителем довольно давно, иначе судостроитель захватил бы весь рынок судов на побережье.


Ой-ё-ёй... . Такой большой, а все сказки любишь. Да то не грех - я, признаться, и сам их люблю, особливо там всякие мифы древних греций.. . Беда в том, что веришь в сии сказки. :rolleyes:
  • 0

#34 Байкал 71

Байкал 71

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 479 сообщений
  • Из:г.Иркутск
  • Судно: различн
  • Название: Мария

Отправлено 13 августа 2011 - 19:44

Уважаемый Байкал 71,

в пояснениях к своим проектам скифов Аткин пишет, что двигатель не должен быть мощности больше рекомендованной т.к. большая чем необходимо мощность будет тратиться на бесполезное волнообразование, во всяком случае так я это понял - Spermaceti is 27 feet 10 inches in length; 26 feet on the water line; 8 feet in breadth; and 2 feet draft. She is a wholesome little boat having freeboard at the bow of 3 feet 3 inches and at the stern, 2 feet 2 inches. The lines have been prepared with a view to a speed of 19 to 20 miles an hour, using a Gray Six-51 motor, or one of approximately similar characteristics. Forty horsepower is about the minimum that should be installed, and any power in excess of the motor specified will be wasted in useless wave-making.
Gray Six-51 motor - это шестицилиндровый дизель мощностью 52 л.с., крутящий момент найти не удалось.
Я не браконьер и никоим образом к этому отношения не имею и иметь не буду. Любые дополнительные люди и суда для перевозки это снижение экономических показателей. Я собираюсь работать сам, максимум - взять одного-двух помощников. В Черном море нет судака, как в Азове. Я хочу ловить катрана и лису, ставридку, мерланга и иногда пелингаса.
Балласт, насколько я понимаю, Аткин уложил не столько для остойчивости, а в первую очередь для удифферентовки и осадки, что бы полка борта лежала на поверхности воды или была на какой-то определенной глубине. Так же он пишет что данный тип корпуса был придуман на побережье неизвестным судостроителем довольно давно, иначе судостроитель захватил бы весь рынок судов на побережье.

Я, что, описал браконьерский вид лова? Остальное оспаривать не буду, Вам, виднее.

Сообщение отредактировал Байкал 71: 13 августа 2011 - 19:50

  • 0

#35 vvk01

vvk01

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 955 сообщений
  • Из:Samara

Отправлено 13 августа 2011 - 19:46

В первом приближении формализованные требования выглядят так:


Судно предназначено для промысла:
..... Крейсерская скорость 15 узлов на спокойной воде.
Извините если что то недопонимаю. Я больше рыбак чем судостроитель.


Вот ответьте, пожалуйста, на один простенький вопрос: на кой ляд Вам 15 узлов на 9-ти метровом рыбацком баркасе? Что, 6-7 узлов хода ну никак не хватит для преодаления 12-ти мильной рыболовной зоны?

А вот если хватит, то 90% вопросов автоматом изчезают.
  • 0

#36 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 13 августа 2011 - 19:53

А купить б/у подобную лодку у тех же норвегов со всем необходимым оборудованием?
Или заказать у них новую, но серийную?
Не получится ли дешевле, чем проектировать и строить новое?


Уважаемый GOLF_stream,

лодки подобных размерений норги используют в шхерах, волновая и ветровая обстановка в них существенно отличается от Черного моря, особенно зимне-весеннего. Суда выходящие в открытое море либо значительно крупнее, либо имеют значительно более высокую тяговооруженность. Кроме того ярусами в Норвегии в основном добывается донная рыба. Mustad сказал мне что яруса для добычи катрана они не производят. Вопрос в том и состоит, что требуется судно для совершенно определенных условий использования, т.е. ветроволновой обстановки и тактики лова с возвращением в порт каждый вечер.
Относительно высокая крейсерская скорость добавляет дополнительно 3 часа в районе промысла. Для 13 часового промыслового дня 3 часа это серьезный довесок. Насколько я понимаю, плоские обводы кормы на волнении 1,5 метра подвершены сильнейшему слеммингу и судно фактически идет в водоизмещающем режиме с большим перерасходом топлива и ресурса главного двигателя, без возможности вести промысел. Акула лучше всего ловится или за 12 часов до начала 5-6 бального шторма или через 12 часов после. Купить наверное будет дешевле, но использовать значительно менее выгодно. Для любой работы нужен свой инструмент.
  • 0

#37 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 13 августа 2011 - 19:59

Не знаете истории, любезнейший мой сухопутный друг... . В Мурманске любой "рыбак" знавал историю про то, как один наш капитан "бармалея" (БМРТ) спровоцировал "перехлест" тралов с супостатом аглицких кровей. Затем всю получившуюся "мешанину" быстренько вывирал к себе на борт - и полным ходом домой !!! Так наша Родина получила образец пелагического трала, который с тех пор растиражирован и "кормит" вкусной рыбкой наших соотечественников, а капитан тот "раздолбайский" - орден Ленина, ну и еще там кой-чего наверняка. А вы - косность, косность... .


Умеем ить, когда захотим !!! :D


Уважаемый Seadog,
я думаю приведенная Вами история - это городская легенда.
Хотя рекорд добычи принадлежит нашему соотечественнику, в конце шестидесятых годов он за 11 месяцев добыл без малого 100 000 тонн на БМРТ кажется, дело было на Камчатке в каком-то из колхозов. Орден Ленина ему дейсвительно за это дали.
  • 0

#38 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 13 августа 2011 - 20:16

Прогнал через свою параметрическую модель, вот примерно получается так:

Обратите внимание на веса. По мощности - поскольку модель для глиссирования, то мощность берет неточно; но она уже более 75 л.с.


Уважаемый Альберт,

cargo 3000 кг - это полезная нагрузка,
КПД винта 55%.
Потребная мощность ГД 111 л.с.,
крейсерская скорость 13,3 узла.
я правильно Вас понял?
  • 0

#39 Seadog

Seadog

    Полный кавалер Ордена Бана

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 779 сообщений
  • Из:МО

Отправлено 13 августа 2011 - 20:30

Залез тут в поисковик посмотреть - а что нынче для "настоящей-то" рыбалки в родном Отечестве продают ??? Дак есть кой что, но чудны дела Твои... . Один и тот же траловый бот - продается одномоментно и за 35000 у.е. и за 1000000 у.е. :blink: http://www.topserver...vessels/32.html http://www.alltransp...oard/water/3547 И даже предлагаемый нам тут "по-корешовски, со скидкой..." СТБ с гордым именем "Рубин" (вроде 2,2 "ляма" хотели)..., предлагается любому, даже не подозреваюшему о существовании сего форума, за нескромные 1,5 все тех же "ляма"... http://www.topserver...essels/260.html :nono: Да и ваще... там всяких ржавых посудин до.... ну, вобщем - вам примерно по пояс будет(С). http://www.topserver...fishingvessels/ Зато купил - и завтра уж "король браконьеров всея черноморского побережья"... . :D
  • 0

#40 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 13 августа 2011 - 23:56

Простое решение, в рамках параметрической модели Альберта Назарова http://www.kulkuri-v....fi/en/31l.html
  • 0

#41 pirat-pirates

pirat-pirates

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 378 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Fishing Boat

Отправлено 14 августа 2011 - 00:15

есть решение ещё проще, берёшь списанную спасательную шлюпку типа неваляшки морд на 60, срезаешь верх и строишь надстройку как на картинке выше и вперёд!!! у нас на судне такая 14 узлов бегала

Сообщение отредактировал pirat-pirates: 14 августа 2011 - 00:16

  • 0

#42 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 14 августа 2011 - 07:17

есть решение ещё проще, берёшь списанную спасательную шлюпку типа неваляшки морд на 60, срезаешь верх и строишь надстройку как на картинке выше и вперёд!!!
у нас на судне такая 14 узлов бегала


Уважаемый pirat-pirates,

а на фото или ссылочку посмотреть можно.
  • 0

#43 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 14 августа 2011 - 07:32

Вот такая шлюпка? http://www.selbo.ru/...снодар-2518714/
  • 0

#44 Seadog

Seadog

    Полный кавалер Ордена Бана

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 779 сообщений
  • Из:МО

Отправлено 14 августа 2011 - 08:27

Вот такая шлюпка?
http://www.selbo.ru/...%D1%80-2518714/


Сам, паря, не знаешь, чё те надобно... . :blink:


А надобно те вот чё:

http://www.blocket.s...9.htm?ca=11&w=3

Альтернатива:

http://www.blocket.s...7.htm?ca=11&w=3

Так что цепляй трейлер к фаркопу своего пепелаца - и вперед, за флагманом флота черноморских бракош... .

Ценник сиротский, вполне хватит тех грОшей - из сэкономленных, что мамка "на мороженое" давала. :D
  • -4

#45 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 14 августа 2011 - 08:46

Сам, паря, не знаешь, чё те надобно... . :blink:


А надобно те вот чё:

http://www.blocket.s...9.htm?ca=11&w=3

Альтернатива:

http://www.blocket.s...7.htm?ca=11&w=3

Так что цепляй трейлер к фаркопу своего пепелаца - и вперед, за флагманом флота черноморских бракош... .

Ценник сиротский, вполне хватит тех грОшей - из сэкономленных, что мамка "на мороженое" давала. :D


Уважаемый Seadog,

Забавные колымаги. Вполне себе сиротские. Гравицапу сейчас начищу и рвану.
  • 1

#46 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 14 августа 2011 - 08:55

Уважаемый Альберт,

cargo 3000 кг - это полезная нагрузка,
КПД винта 55%.
Потребная мощность ГД 111 л.с.,
крейсерская скорость 13,3 узла.
я правильно Вас понял?

Да именно так.
По мощности - думаю реально будет чуть больше; эта модель для гилссирющих судов и на переходном дает погрешность.
  • 0

#47 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 14 августа 2011 - 08:56

Простое решение, в рамках параметрической модели Альберта Назарова

http://www.kulkuri-v....fi/en/31l.html

Отличная лодка, вот это и можно брать за прототип.
  • 0

#48 Seadog

Seadog

    Полный кавалер Ордена Бана

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 779 сообщений
  • Из:МО

Отправлено 14 августа 2011 - 09:15

Уважаемый Seadog,

Забавные колымаги. Вполне себе сиротские. Гравицапу сейчас начищу и рвану.

Не, ну для "крутых перцев" возможны ж варианты:

http://www.blocket.s...2.htm?ca=11&w=3


Токмо "слуги диавола" на горизонте "нарисовались" - обе рукояти газа "до отказа уперед !!!" - и летишь так "низэнько" 100+ узлов... . :w00

Диавол, в бессильной злобе - только зубами "щёлк... щёлк..." :shuffle: "Offshore " опять же... понимать надо !!!

Засим - временно прощевайте, удаляюсь (как обычно в день Воскресный) в Храм Божий, душу свою спасать многогрешную... . :angel:

Сообщение отредактировал Seadog: 14 августа 2011 - 09:17

  • -4

#49 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 14 августа 2011 - 09:42

Отличная лодка, вот это и можно брать за прототип.


Уважаемый Альберт,

не смогли бы Вы вкратце описать характер движения воды под днищем подобной лодки на скоростях 15 узлов и 20 узлов.
Интересует толщина возмущенного слоя и наличие воздуха. Дело в том, что согласно избранной тактики лова судно выходя из порта включает поисковое оборудование и идет в предполагаемый район промысла. Запись катрана на экране гидролокатора выглядит как набор отдельных точек в виде облака неправильной формы. Голова сонара выступает на 40 см ниже уровня днища. При скорости 20 узлов и более помехи в виде красных точек заполняют весь экран. При оптимальной крейсерской скорости 15 - 16 узлов количество помех находится на допустимом уровне. Катран в отличие от донных рыб не живет на одном месте и постоянно движется со скоростью 1 - 1,5 узла. Перед постановкой горизонтального яруса (который может выставляться как в придонном так и в пелагическом варианте, в зависимости от конкретной ситуации вертикального распределения стаи) включается вертикальный ярус и производится пробный облов. Если результаты удовлетворительные, ставим горизонтальный ярус. Постановка 1-1,5 часа. Застой 1-2 часа. Выборка 1-1,5 часа. Полна операция 5 часов. Во время застоя яруса работаем рядом в поисках следующей стаи или если эта большая ставим следующую ставку из 1000 крючков. После 12-13 часов такой работы быстро идем домой разгружаться и спать. Выход утром в 4 часа. Были случаи когда всю стаю выбирали 3 суток.
Вкратце примерно так.
  • 0

#50 Putnic7

Putnic7

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Из:АНАПА

Отправлено 14 августа 2011 - 09:53

Не, ну для "крутых перцев" возможны ж варианты:

http://www.blocket.s...2.htm?ca=11&w=3


Токмо "слуги диавола" на горизонте "нарисовались" - обе рукояти газа "до отказа уперед !!!" - и летишь так "низэнько" 100+ узлов... . :w00

Диавол, в бессильной злобе - только зубами "щёлк... щёлк..." :shuffle: "Offshore " опять же... понимать надо !!!

Засим - временно прощевайте, удаляюсь (как обычно в день Воскресный) в Храм Божий, душу свою спасать многогрешную... . :angel:


Уважаемый Seadog,

на иностранных языках катран называется Dogfish, а на Черном море - акула-собака.
Может быстрых разумом Невтонов российская земля рождать.
http://forum.katera...._1
  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей