Я хотя и не опытен в данном вопросе, но мое мнение таково. Из дух зол надо выбрать меньшее . При кормовом размещении печки шланг горячего воздуха неизбежно получится длинным. Это приведет к склонности к перегреву отопителя, так как вентилятору будет труднее пропихнуть длинный столб воздуха через далеко не гладкую гофру, к тому же еще горизонтальный, а значит естественной тяги не будет. И про теплопотери в гофре тоже не стоит забывать. Выход дымохода в транец тоже так себе решение, низко от воды, и при стоянке на кормовом якоре ветер будет как раз задувать в короткий дымоход.При центральном расположении печки зачем тащить дымоход в корму? В борт его по кратчайшему расстоянию, воздух на горение из подпалубного пространства (хоть из рундука, хоть из МО), воздуз на обгрев я беру из кокпита через штатную вентиляционную решетку лодки. И все замечательно работает
В инструкции строго-настрого запрещено брать воздух на горение изнутри. У нас же единое пространство - МО, рундуки, каюта. Пишут, что может задуть на минимальном режиме и выдувать продукты горения через впуск в помещение.
Максимальная длина воздуховода горячего воздуха по инструкции - 5м. Так что +- метр не играет роли. Но если у коллеги все работает с выхлопной трубой 3.5м, то расположу ближе к каюте. И выведу выхлоп и забор в верхнюю часть транца. На кормовом якоре я никогда не стою. И уж тем более не буду стоять на холоде, когда будет работать отопитель.
Вот как обеспечить уклон от отопителя к выхлопу, если нужно будет делать гусак? Пишут, что в выхлопной будет скапливаться конденсат в самой нижней точке.
Идеальный вариант вывода горячего воздуха в каюту - прямо посередине прохода, чтобы он дул вдоль прохода. Т.е. под двигателем прокладываем трубу и выводим ее через фронтальный моторный щит. Как это сделать красиво, чтобы щит поднимался и при этом щелей не было - вопрос. Ближе к весне буду просить Руфата выложить подробные фото такого решения.