Прочитав ваш текст и согласившись с ним в принципе , так и не смог уснуть .... Какой то (дисбаланс) в голове между прочитанным и увиденным ? Касается малых и сверхмалых судов .... Не рассчитывая на божий промысел в помощь... Разве не может иметь решающего значения к примеру склон волны , резкое перемещение массы (вперед -назад , право -лево ,вверх -вниз ) , направления тяги паруса (например в верх ), резкое направление курса?? Просто пытаюсь перечислить увиденное ... Из собственного опыта (при движении ) , удавалось( накачать )крыло резкими приседаниями ... Конечно нельзя рассчитывать на это в основном , но находящаяся на борту перемещаемая масса , может послужить дополнением а не балластом ?
Склон волны безусловно божий промысел, так как выход на режим вашего судна будет зависеть от того, имеется ли волна с нужным склоном, а это вне вашей воли. Резкое перемещение массы в вашей воле только на сверхмалых и, может быть, очень малых судах, потому что перемещаемая масса уже на не очень малом судне, имеющем собственную массу (не резкоперемещаемую) того же порядка, уже не способна резко переместить суммарную массу. Направление тяги паруса, строго говоря, всегда одно и то же - вдоль ДП; если под ним подразумевается направление аэродинамической силы на парусе, то оно, конечно, может меняться, но при разгоне его обычно и так стараются оптимизировать, чтобы получить максимум тяги, так что тут резервов особых нету. То же и с резким изменением курса, тут резервов я б сказал нет вовсе, если ваш изначальный курс - галфвинд. Если тяга вашего двигателя не обеспечивает выхода на крыльевой режим без резких приседаний экипажа на гладкой воде, а с приседаниями, иногда, обеспечивает, то при небольшом ухудшении внешних условий (волна, ветер не оттуда) не помогут и приседания. То есть опять уповаем на божий промысел. Ну, а куды без него парусникам?