Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 1543

#1426 from

from

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 104 сообщений
  • Из:tel-aviv
  • Судно: HR 43 MkII
  • Название: TYRA

Отправлено 14 октября 2020 - 10:33

Видел стальную лодку на которой вся проводка, включая топовый, была 220V :)

питалось это все от батарей через инвентор. 
хозяин , он же строитель, инженер электрик. 
Он «так видел»

Экипаж правда подвывал немного, мол от всего на лодке током бьет, но не убило никого. 
 


  • 0

#1427 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 797 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 октября 2020 - 11:32

 Так что пользоваться то нерж. болтами можно, но только как механическое крепление. Нужно следить чтобы медь плотно соприкасалась с медью же.

И даже нужно! Глупо считать, что ток у вас потечет по медному болту и краям клемм также, как по площади соприкосновения клемм. Т.е. со временем, если клеммы сами не контачат, на болте и краях клемм образуется окисел, что приведет неминуемо к перегреву и еще большему окислению. Так что, по-моему, еще более опасно, поскольку сразу не заметно. Крепеж из нержи сразу обнаружит плохой контакт.


  • 0

#1428 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 14 октября 2020 - 12:53

Вы не задумывались почему?

Я думаю все дело в стандартицазии. Переход на новые стандарты происходит через "боль" потому что компания которая строит лодки, она не будет заниматься решениями, которые ещё не прошли проверку временем. С другой стороны, компании которые производят электрооборудование для яхт хотят зарабатывать деньги а не заниматься дорогими исследованиями, за которые ещё и могут не заплатить покупатели. С точки зрения психологии покупателя ему лучше чтоб все на лодке было легко заменяемым. Оборудования на 12В огромное количество, 24В в 2-3 раза меньше. На 36, 48, 60В уже очень мало, это только начинает развиваться. Я вот инвертор на 60В долго искал такой чтоб не дорогой, к примеру.
Если глубже глянуть, то высокая напруга нужна только для силовых потребителей, такие как стартер и брашпиль. Остальное можно оставить на 12/24В. Опять же по причине многообразия электрооборудования на это напряжение и потребление у такого оборудования невысокое, острой необходимости повышать напругу для этих целей нет. Заводить высокую напругу на борту только для стартера и для брашпиль пока ещё слишком избыточно. Мощный инвертор на борту небольшой яхты пока ещё экзотика, вместе с большим массивом солнечных панелей. Поэтому в данный момент ещё не наступило время когда необходимость в высокой напруге на борту стала массовой. А если речь о электрояхте, то у неё уже есть такая напруга и без нее она не может двигаться под мотором. Поэтому удобно использовать высокое напряжение от батареи для инвертора и брашпиля раз уж такая батарея есть.
При этом я не отрицаю что в случае сделанной проводки как-нибудь 12В конечно же безопаснее 60В.

P.S. переход на 220В переменки по всей ллдке это перегиб имхо ) на эту напругу конечного много оборудования, при чем оно недорогое, но для морского применения среди этого оборудования мало что есть. Ну и все же батареи пока что дают постоянный ток, а КПД инвертора ниже чем даже КПД dc-dc преобразователя. Выигрыш на тонких кабелях съест КПД инвертора.
  • 0

#1429 CVY

CVY

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 600 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Нептун-2

Отправлено 14 октября 2020 - 13:15

Вот с трудом удержался чтоб не съязвить ) уже ходил, при чем через люк заливало солёной водой. Иногда грамотное проектирование проводки и наличие предохранителей решает проблемы. Хотя пока ещё предохранители не менял, не было нужды.
Не оставляйте не изолированные контакты
Делайте зазор между плюсовым и минусовым кабелями, они не должны идти совсем рядом. Тоже самое с болтовыми соединениями. Одевайте резиновые колпачки на гайки этих соединений или заливайте силиконом.
Используйте изоляцию кабелей которая не повреждается солёной водой.
Не прокладывайте кабеля там где люди шарят руками либо прокладывайте их в пластиковом коробе
То что вы боитесь напряжения больше 12В на борту не надо переносить на всех, есть люди которые ходят на катерах и яхтах с 400В ВВБ и уже не первый год.

Вы и сами пользуетесь 220В переменки на борту, что несколько выше 12В

Любая изоляция может со временем деградировать, а может быть повреждена при аварии, в последнем случае в лодке еще скорее всего будет и много воды. Обратите внимание что защитными средствами являются заземление, УЗО и т.д. а не "я тут все хорошо заизолировал по этому можно и без заземления и без УЗО" Оно конечно можно, и чаще всего годами без проблем служит ... Но лучше все таки не надо.
Есть прописанное в нормативной документации безопасное напряжение, и во влажных помещения надо стараться использовать именно его. Кстати, насколько я помню раньше таковым считалось 48В а сейчас 36В, с чего бы это?


  • 0

#1430 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 14 октября 2020 - 14:27

CVY, ваши доводы понятны, вы можете делать как хотите, впрочем и я так же.
  • 0

#1431 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 465 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 17 октября 2020 - 19:36

....что можно ведь сделать все проще - например сделать якорную лебедку на 60В - одни плюсы же. Провода тоньше, нагреваются меньше, но почему то до сих пор не сделали?

Ну ... вообщет я видел лодки,,,, не - это не лодки, это уже ближе к суперяхтам, с 48V системами.
Вполне себе оправданное решение.
 
И еще... Я совершенно не сомневаюсь в том, что коллега SharkRocks продумал всё до мелочей в своей лодке.
В том числе (или даже в первую очередь)  вопросы эл. безопасности.
 
На БЖП киловольтные цепи имеются зачастую, и ниче не происходит.
Важно сделать всё правильно сообразуясь с условиями.

 

Добавлю;

Нужно не забывать о том, что хоть мы и имеем дело с опасным (60V постоянки уже опасно) напряжением, Но!

В даном случае нет "земли" поэтому прикосновение к одному из проводов ничем не грозит.

А чтобы влезть сразу в два в - и + , да еще и разными руками или ногами - нужно сильно постараться.


Сообщение отредактировал nvc: 17 октября 2020 - 19:40

  • 0

#1432 plis

plis

    яхтомечтатель

  • Капитан
  • 5 158 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: RIB Аполлон 460

Отправлено 17 октября 2020 - 20:08

Тут, я с Вами не соглашусь.
Важно не наличие земли, а разность потенциалов и сопротивление между ими ..)

С уважением.

Сообщение отредактировал plis: 17 октября 2020 - 20:08

  • 0

#1433 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 465 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 17 октября 2020 - 20:23

Тут, я с Вами не соглашусь.
Важно не наличие земли, а разность потенциалов и сопротивление между ими ..)

Если мы говорим о возможности КЗ, то так, если о эл. безопасности, то система с "землей" намного опаснее раздельных полюсов.
Я говорил о эл. безопасности.
А на тему как прокладывать провода коллега SharkRocks выше уже упоминал.

С уважением.

Аналогично :)

P.S.
ИМХО, стоит перейти в его тему с этими вопросами.
  • 0

#1434 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 20 октября 2020 - 12:34

Недавно написал статью на своем сайте об относительно больших судах на литиевых аккумуляторах, ссылку здесь приводить не буду, но вкратце опишу что нашел:

2014 год - MV Ampere (1000 кВт*ч лития)

1280px-Ferry_Ampere_Sognefjord.jpg

Скрытый текст

2017 год - балкер Guangzhou Shipyard International (2400 кВт*ч лития)

Chinese-Electric-Ship-KK.jpg

Скрытый текст

2019 год - Электрический паром Ellen (4300 кВт*ч лития)

773x435_cmsv2_7df12084-2a64-556c-8b03-e514d96eaa2a-4097286.jpg

Скрытый текст

 

Не представляю себе какие сложности пришлось решить разработчикам. Особенно понравилась зарядка мощностью 1200 кВт для китайского судна. Как думаете какое напряжение АКБ используется на таких посудинах?

P.S. по поводу "зелености" электропосудин вопрос спорный, на него нет однозначного ответа. Воздух загрязняют меньше, но что с утилизацией лития - пока точного ответа нет. Хотя и острого вопроса по утилизации пока не стоит, т.к. качественный литий живет и 10 лет и больше. Я в этой теме скидывал ссылку на разборку 10 летней все еще рабочей ячейки LiFePO4


  • 1

#1435 AlexanderAGV

AlexanderAGV

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 41 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Naver 29

Отправлено 23 октября 2020 - 10:15

коллеги, прочитал вс 58 страниц темы (уф!), но так и не нашел ответа на вопрос (возможно, что-то пропустил):
какую нужно ставить BMS на батарею Lifepo на 90 А/ч, если, как правило, макс.зарядный ток ограничен 1/2 от ее номинального тока? При том условии, что альтернатор 75 А, двигатель Vetus 2.06 16 лс?
   К сожалению, померить ток и напряжение на альтернаторе нет возможности, поскольку лодка стоит в Финляндии и вот уже год до нее не добраться, а имевшиеся батареи, хоть и были забраны домой, летом неожиданно начали деградировать. По мануалу Vetus, напряжение должно быть 14 В.
   Понятно, что эти 75 А будут только на больших оборотах и холодном альтернаторе, но 55 А, скорее всего, будут в любой ситуации.
Если превышен пороговый ток, то BMS просто отключает батарею? И кстати, что происходит в этом случае с альтернатором? Или на этот случай непременно должна быть предусмотрена буферная свинцовая батарея, как советует коллега german1977?


Сообщение отредактировал AlexanderAGV: 23 октября 2020 - 10:35

  • 1

#1436 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 547 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 23 октября 2020 - 16:43

коллеги, прочитал вс 58 страниц темы (уф!), но так и не нашел ответа на вопрос (возможно, что-то пропустил):
какую нужно ставить BMS на батарею Lifepo на 90 А/ч, если, как правило, макс.зарядный ток ограничен 1/2 от ее номинального тока? При том условии, что альтернатор 75 А, двигатель Vetus 2.06 16 лс?
   К сожалению, померить ток и напряжение на альтернаторе нет возможности, поскольку лодка стоит в Финляндии и вот уже год до нее не добраться, а имевшиеся батареи, хоть и были забраны домой, летом неожиданно начали деградировать. По мануалу Vetus, напряжение должно быть 14 В.
   Понятно, что эти 75 А будут только на больших оборотах и холодном альтернаторе, но 55 А, скорее всего, будут в любой ситуации.
Если превышен пороговый ток, то BMS просто отключает батарею? И кстати, что происходит в этом случае с альтернатором? Или на этот случай непременно должна быть предусмотрена буферная свинцовая батарея, как советует коллега german1977?

надо смотреть какие зарядные токи позволяет ВМS . Как правило это 0.5 от выходного. Вот и исходите из того что при 75а зарядного  , BMS  должна быть 150а.  А меньше и смысла нет. Вдруг захочется  стартер покрутить? Буферная  батарея свинцовая, ИМХО, нужна.

 

зы. Есть также много BMS у которых и зарядный ток равен выходному... Стоят дороже. Ну и то что китайцы пишут о токах, хорошо бы поделить на 2, а лучше на 3.. ))))


Сообщение отредактировал eliz: 23 октября 2020 - 16:48

  • 0

#1437 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 23 октября 2020 - 16:52

надо смотреть какие зарядные токи позволяет ВМS . Как правило это 0.5 от выходного. Вот и исходите из того что при 75а зарядного  , BMS  должна быть 150а.  А меньше и смысла нет. Вдруг захочется  стартер покрутить? Буферная  батарея свинцовая, ИМХО, нужна.

 

зы. Есть также много BMS у которых и зарядный ток равен выходному... Стоят дороже.

Пользуюсь BMS которая не отключает разрядный ток напрямую, а делает это через внешнее реле. BMS не пропускает через себя разрядный ток вообще. Т.о. разряд ограничен только пропускной способностью реле (которое обычно легче найти, чем мощную BMS).

У себя высокотоковый заряд, на пример от генератора постоянного тока, сделал через разрядные контакты, а на BMS повесил управление зажиганием генератора. При заряде первой ячейки до напряжения отсечки BMS глушит генератор - воспользовался тем же принципом по которому BMS управляет релюшкой. Если генератор по какой-то причине не заглушится - то отключится силовое реле. BMS при этом всегда холодная - чего ей греться, если через нее не идет ток.

При заряде относительно малым током - 30А и меньше (от 220В зарядного и солнечной панели), я пропускаю его через зарядный порт BMS.


  • 0

#1438 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 275 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA, LiFePo4

Отправлено 23 октября 2020 - 18:18

коллеги, прочитал вс 58 страниц темы (уф!), но так и не нашел ответа на вопрос (возможно, что-то пропустил):
какую нужно ставить BMS на батарею Lifepo на 90 А/ч, если, как правило, макс.зарядный ток ограничен 1/2 от ее номинального тока? При том условии, что альтернатор 75 А, двигатель Vetus 2.06 16 лс?
   К сожалению, померить ток и напряжение на альтернаторе нет возможности, поскольку лодка стоит в Финляндии и вот уже год до нее не добраться, а имевшиеся батареи, хоть и были забраны домой, летом неожиданно начали деградировать. По мануалу Vetus, напряжение должно быть 14 В.
   Понятно, что эти 75 А будут только на больших оборотах и холодном альтернаторе, но 55 А, скорее всего, будут в любой ситуации.
Если превышен пороговый ток, то BMS просто отключает батарею? И кстати, что происходит в этом случае с альтернатором? Или на этот случай непременно должна быть предусмотрена буферная свинцовая батарея, как советует коллега german1977?

Я сезон отходил с единственным аккумулятором LiFePo4 75Ач. И двигатель у меня такой же. БМС ограничивала ток с альтернатора. Раньше, с разряженным свинцом у меня ток и 50А был. А сейчас строго 30А. По холодам, при попытке завести двигатель, бмс отключила аккум. Включается он или сам, если бмс хорошая, через пару секунд, или подачей на него 12В. Буду менять БМС на более высокотоковую. Рекомендуют, если планируется стартер крутить, ставить бмс не менее чем на 200А.

P.S. Коллега, какой ток у вас, при запуске двигателя? Напряжение не просаживается?


  • 0

#1439 AlexanderAGV

AlexanderAGV

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 41 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Naver 29

Отправлено 23 октября 2020 - 18:39

P.S. Коллега, какой ток у вас, при запуске двигателя? Напряжение не просаживается?[/quote]
Да в том и дело, что пока ходил на кислотных батареях на это не обращал внимание. Tudor Dual Marine CCA 510A,но на деле, конечно, гораздо меньше.
Но границы закрыты уже год, а лодка в Финляндии и оперативно не померить. А кислотные батареи начали деградировать, так что хотелось бы за зиму подготовиться.
Похоже, без кислотой стартовой батареи не обойтись.

Сообщение отредактировал AlexanderAGV: 23 октября 2020 - 18:42

  • 0

#1440 AlexanderAGV

AlexanderAGV

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 41 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Naver 29

Отправлено 23 октября 2020 - 18:45

За советы - спасибо!
  • 0

#1441 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 951 сообщений
  • Из:Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 25 октября 2020 - 15:36

https://aliexpress.r...earchweb201603_

Может кому-то пригодится - активный балансир (не BMS) на 6А, работает на 4s батареях

 

Есть и 8S балансир этого же производителя, если не найдете скину ссылку.

 

Мои наблюдения за различными литиевыми батареями показывают что LiFePO4 по сравнению с LiNMC к сожалению имеет тенденцию к разбегу напряжений между ячейками. Так что ему нужен мощный балансир того или иного типа.


  • 1

#1442 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 275 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA, LiFePo4

Отправлено 01 ноября 2020 - 19:50

После подъема яхты проверил свой аккум LiFePo4 75Ач. Завел он двигатель без вопросов.

Заряд примерно 90%. БМС не отключал.

 

Включил отопитель, свет - 6А потребление, 13,1В на вольтметре аккумулятора.

 

Включил инвертор и воткнул тепловентилятор на 220В.

Один режим - 78А, - 11,6В

Второй режим - 61А - 11,9В

 

Выключил инвертор - 13,1В. 


  • 1

#1443 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 797 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 04 ноября 2020 - 17:34

https://aliexpress.r...earchweb201603_

Может кому-то пригодится - активный балансир (не BMS) на 6А, работает на 4s батареях

 

Есть и 8S балансир этого же производителя, если не найдете скину ссылку.

 

Мои наблюдения за различными литиевыми батареями показывают что LiFePO4 по сравнению с LiNMC к сожалению имеет тенденцию к разбегу напряжений между ячейками. Так что ему нужен мощный балансир того или иного типа.

все никак не проэкспериментирую с дешевым маленьким балансиром. Штука в том, что каждый день балансировать ячейки не надо. 10 циклов спокойно держат без балансировки, потом разбегаются. Т.е. достаточно время от времени заряжать до 100% с подключеным балансиром, когда ток заряда будет недалеко от "0", то и слабенький балансир должен сравляться с балансировкой за какой час-другой. Теоретически. А практически надо смотреть поставив опыт. понятно, что при заряде большими токами он не будет работать (вернее, эффект не будет заметен), но на самом последнем этапе заряда должен работать У меня 100Ач и балансир то ли на 1 А, то ли на 1.5. Стоит копейки, потому и взял.


  • 0

#1444 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 275 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA, LiFePo4

Отправлено 07 ноября 2020 - 02:32

Неужели цена на литий начала существенно падать? 4 ячейки LiFePo4 100Ач за 13500 руб! Плюс БМС и получаем аккумулятор 100Ач до 20 тыс руб! Фирмы VariCore и LitoKala. По обзорам аккумов 18650, LitoKala показывает лучшие результаты. Но обзоров на именно такие ячейки я не нашел. 

 

https://aliexpress.r...earchweb201603_


  • 0

#1445 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 6 465 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 07 ноября 2020 - 08:15

Инфа интересная, и цена тоже.

За такие суммы,,,, хрен с ним с возможным некачеством :)


  • 0

#1446 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 664 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 20 ноября 2020 - 05:22

Заказал такие, жду. И BMS https://aliexpress.r....226833eds1FqBT

Предполагаю что после пропущенного сезона и так уже еле живой свинец все равно бы менять пришлось.


  • 1

#1447 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 275 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA, LiFePo4

Отправлено 20 ноября 2020 - 06:35

Заказал такие, жду. И BMS https://aliexpress.r....226833eds1FqBT

Предполагаю что после пропущенного сезона и так уже еле живой свинец все равно бы менять пришлось.

Супер! Ждем отчета об испытаниях.

На какой ток БМС?


  • 0

#1448 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 664 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 20 ноября 2020 - 07:29

На 20А, за 700 с чем-то р. пиковый короткое время 60.  (У меня нет мощных источников и потребителей). 


  • 1

#1449 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 093 сообщений
  • Из:Барнаул
  • Судно: Bavaria 34 Cruiser
  • Название: Andromeda

Отправлено 20 ноября 2020 - 09:34

На 20А, за 700 с чем-то р. пиковый короткое время 60.  (У меня нет мощных источников и потребителей). 

А вы читали, что там и зарядный ток ограничен 10А. У вас точно не больше?


  • 0

#1450 AlexanderAGV

AlexanderAGV

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 41 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Naver 29

Отправлено 20 ноября 2020 - 21:11

Заказал такие, жду. И BMS https://aliexpress.r....226833eds1FqBT

Предполагаю что после пропущенного сезона и так уже еле живой свинец все равно бы менять пришлось.

аналогичная ситуация -- только батарею заказал на 120 ач и БМС на 150 А (дорогая, зараза!), поскольку альтернатор номиналом на 75 А.
Думаю, что это звено может оказаться слабым -- альтернатор, по-видимому, будет греться при длительной работе мотора. А в архипелаговой акватории Финляндии без этого, зачастую, не обойтись.
Знакомый швед, который в этом сезоне тоже переделал все на литий, использует реле Стерлинга -- что-то вроде этого:
https://fisherninja....-bbw-12120.html. Но эти цены не для нас.
Думаю, что придется ставить на охлаждение альтернатора вентилятор с термостатом.
Посмотрим, что придет с Али.


Сообщение отредактировал AlexanderAGV: 20 ноября 2020 - 21:14

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей