Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3162

#1376 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 20 августа 2020 - 18:50

Китай


  • 0

#1377 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 20 августа 2020 - 18:53

С весом ошибочка вышла - 18.6 кг. Сын купил 100-амперную силиконовую батарею, что-то типа гелевой так она весит за 30 кг потому как свинец внутри!


  • 0

#1378 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 24 августа 2020 - 11:00

У меня 75Ач LiFePo4 - 9 кг. Вместо 54 кг свинца - ощутимая разница. :) 


  • 0

#1379 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 24 августа 2020 - 14:27

А кто производитель батареи? Как то она мало весит. У меня винстон 4 ячейки по 400 Ач весят все вместе 54 кг.

У вас получается в 2 раза вес ниже по плотности.

Китай

Та оно всё китайского производства.

Просто у CALB и Winston ячеек - довольно ощутимо  толстые и тяжелые корпуса.

 

Смотрел у знакомых нонейм (синего цвета банки) от нажима пальцем - прогибается корпус.

Чет мне такое не нравится, не знаю чем, но не нравится.

Какое то подспудное чувство халтуры :)


  • 0

#1380 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 25 августа 2020 - 18:52

У меня Кальбы 100Ач, не взвешивал специально, но ячейка не менее 5 кг точно. Мало весят 200 Ач.


  • 0

#1381 KUP1929

KUP1929

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 271 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ал 550
  • Название: Герда

Отправлено 12 сентября 2020 - 18:41

С УВАЖЕНИЕМ, но не совсем в тему.

Массово списывают троллейбусы и утилизируют НК-70. Не Бог весть что, но все таки ...


  • 0

#1382 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 11 октября 2020 - 21:24

Вопрос по BMS.

 

Весь сезон мой LiFePo4 75Ач аккумулятор исправно трудился на яхте в качестве единственного источника. Заряжался от солнечной панели и генератора на движке. Вчера вечером я решил завести двигатель. Наверное, уже прохладно, нужно дольше держать прогрев свечей, чтобы движок запускался с полоборота. Не запустился с первого раза. Покрутил ключом еще раз - все потухло. Электричества нет, вольтметр на аккуме не светится. До этого смотрел, там было 13,1В, по монитору 85% заряда.

 

И оказалось, что я не знаю, что делать в данной ситуации. Рядом был катер, на буксире дотащил меня до базы. Проверил напряжение - 2.8В. На яхте разбираться не стал, забрал аккум с собой, думал, что он сломался и придется его везти чинить. Дома подключил зарядник - аккум тут же ожил, напряжение 13.2В. Т.е. он не разрядился, просто его отключила БМС, при перегрузке по току. Продавец сказал, что в таком случае либо аккум включается через 5 минут, либо нужно активировать его, подав 12В на клеммы. И для заводки двигателя лучше брать аккумуляторы от 105Ач. Там более силовая БМС, которая легко выдерживает стартерные токи.

 

Теперь собственно вопрос специалистам и разбирающимся в работе БМС. 

1. Можно поставить автомат с кнопкой? Точнее, почему он не стоит? Это же простейшее решение. Перегруз - выбило автомат - нажал кнопку - опять все работает. Если автоматов для постоянного тока не бывает, пусть будет предохранитель. 

2. Чем активировать БМС? Днем солнечная панель даст нужное напряжение. А вечером? На яхте у меня есть батарейки пальчиковые в фонариках, есть рация с аккумулятором, которая заряжается от 220В. Если рацию в холдер зарядный поставить и подключить в прикуриватель, она даст 12В в сеть или там диоды стоят? Можно и просто от клемм рации тонкими проводами на аккум подать 12В.


  • 1

#1383 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 октября 2020 - 22:16

_


  • 0

#1384 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 11 октября 2020 - 23:03

Вчера вечером я решил завести двигатель.

.... Я очень надеюсь что этот отрицательный опыт поможет Вам понять правоту некоторых моих постов и утверждений, с которыми Вы спорили коллега.
Я не злорадствую - поверьте, наоборот сочувствую случившимуся.

Но представьте такую ситуацию, когда Вы на якорной стоянке с ползущим якорем и... и яхту тащит в сторону берега или камней.
Это не мой опыт насчет отдельной стартерной батареи.
Это опыт таких же яхтсменов как Вы и я, с которыми случилась похожая ситуация.
И да, я рад, что с Вашим аккумулятором всё в порядке.

А по теме;
Как раз от стартерной батареи механическим переключателем актививируете если что.
Или меняйте БМС, всё остальное будет... эммм.... ненадежно в общем.

Только... я хотел бы взглянуть на схему БМС. Если это возможно.
Непонятно вообще, зачем там защита по току стоит то?
Не БМСа это задача при разряде отрубать батарею. Его задача балансировать ячейки и всё.
Ну может еще при перезаряде защитное отключение делать это более менее ок, но никак не при разряде.
А токовая защита - это другое.

Добавлю:
Спасибо Вам коллега за информацию с отрицательного опытом.
Это намного ценнее "охов и ахов и сюси пуси лайков"

Сообщение отредактировал nvc: 11 октября 2020 - 23:05

  • 4

#1385 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 11 октября 2020 - 23:04

Бмс у вас дешёвая... Нормальная бмс сама через несколько секунд активируется. кстати, раз у вас дешёвая бмс, проверьте - она вообще держит ячейки в балансе или уже есть дисбаланс?

Дешевая - это сколько? Нормальная - это сколько в долларах? Буду признателен за ссылку, чтобы понимать, о чем речь.

Т.е. просто заменить бмс на более дорогую и все будет Ок? Или найти проблему в цепи стартера, почему просаживается ток и напряжение, при запуске?

Яхту поднимем на зиму - привезу аккумулятор домой для опытов, проверим, как он прошел сезон.

 

Если я правильно понял вашу мысль, хорошей бмс не нужны дополнительные кнопки перезапуска и предохранители. Она работает автоматически.


  • 0

#1386 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 11 октября 2020 - 23:20

.... Я очень надеюсь что этот отрицательный опыт поможет Вам понять правоту некоторых моих постов и утверждений, с которыми Вы спорили коллега.
Я не злорадствую - поверьте, наоборот сочувствую случившимуся.
 

Тут нечему сочувствовать. Абсолютно штатная ситуация работы бмс. Бмс оказалась не совсем такой, которая должна быть. Вопрос с неправильной бмс я решу. Я так понимаю, все дело в слишком маленьком аккуме. На аккумы от 100Ач уже ставятся нормальные большие бмс с автовключением. За зиму разберусь, поставлю более мощную бмс с автовключением. И в вашей гипотетической ситуации с ползущим якорем достаточно будет подождать несколько секунд - и все запустится.

Рекомендовать поставить 75Ач на яхту не буду. Опыт эксплуатации показал, что это очень впритык. Нужно хотя бы 105Ач. Потому что отопитель с холодильником за ночь съедают 20-25 Ач. Это уже почти полаккума. И по-хорошему, нужно каждый день хотя бы час под мотором - это 30Ач в аккумулятор. В этом сезоне под мотором ходили очень мало, поэтому зарядки было мало.

 

А фантазировать неисправности можно сколько угодно. У кого отдельные стартовые аккумы - регулярно имеют проблемы с их разрядкой и невозможностью запуска двигателя. Даже если есть у вас отдельный заряженный аккум - поворачиваете ключ, а движок не заводится - солярка кончилась. Движок запустился, включаете ход - винт слетает, трос управления рвется... :) И так далее фантазии неисправностей по списку. У Марата на дорогом Леопарде 48 перо руля отвалилось! Кто бы мог подумать, что такое возможно на 10-ти летней лодке за миллион долларов. Но это же не повод покупать только двухперьевые лодки? Одноперьевые ходят многие десятилетия без проблем.


  • 0

#1387 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 11 октября 2020 - 23:27

Ну... "пожуем увидим" :)

Возможно таки Вы придете к тому, к чему пришли  тысячи других людей по всему миру.

Но за описание проблем - спасибо еще раз.

Так же будет интересно если Вы промеряете вольтметром каждую ячейку и скажете есть ли разница и если да то какая.


  • 0

#1388 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 666 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 11 октября 2020 - 23:31

Только... я хотел бы взглянуть на схему БМС. Если это возможно.
Непонятно вообще, зачем там защита по току стоит то?
Не БМСа это задача при разряде отрубать батарею. Его задача балансировать ячейки и всё.

Немного оффтоп, но по сути о том же самом.

Когда в свое время переводил шуруповерт и прочую бытовуху на литий, выбирал БМС на Али.

Там (и вокруг) много всего было разного написано. Выводы для себя сделал следующие. БМС имеют разные возможности. Одни только отключают аккумулятор, защищая от переразряда и перезаряда. Вторые дополнительно балансируют отдельные банки. И наконец некоторые после КЗ требуют полного отключения аккумулятора, после чего можно подключить снова и они заработают. А другие через некоторое время восстанавливаются сами. Для шуруповертов это защита от заклинивания патрона или большого стартового тока.

Уверен, что и серьезные БМС для яхтенных аккумуляторов тоже имеют подобное деление по функциональным возможностям.

Для себя выбрал систему, обеспечивающую все три условия, включая автоматическое восстановление.  :)


  • 0

#1389 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 11 октября 2020 - 23:52

Немного оффтоп, но по сути о том же самом.

Я в курсе коллега, про многофункциональность БМСов.

Но считаю, что задача БМСа - балансировать и только :) Ну еще от перезаряда защищать.

А защищать при разряде - задача другого устройства.

 

Единственно.... под аббревиатурой BMS подразумевают два девайса как минимум.

А то и все три, как Вы описали. Battery Management System - это вот как раз мультифнукциональность.

Но Balance Management System - это чистый балансир

 

Ииии.... гммм..... а чего это БМС ранее не отключал батарею при старте..... а теперь отключил.....

Хмммм..... а не потому ли отключил, что при старте напруга просела ниже критического ?

Это при "показометрических" 85%.

А напруга то просела (наверное)

 

Надо попросить коллегу дать нагрузку ампер в 30 (~1/2C)  и померять напругу на клеммах аккумулятора в это время.

И если напруга заметно проседает - это верный признак, что батарейке скоро будет каюк.

 

Только таки поначалу зарядить батарейку, потом разрядить процентов до 80%, желательно еще дать постоять недельку, и вот после этого токовый тест.

Но можно и сразу после разряда до 80% чем нибудь малотоковым.


  • 0

#1390 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 12 октября 2020 - 00:19

https://aliexpress.r...e_backgroup_101

 

Покритикуйте БМС. Или достаточно и на 200А? 


  • 0

#1391 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 12 октября 2020 - 01:30

Покритикуйте БМС. Или достаточно и на 200А?

Я не знаю какой стартер стоит на Вашем двигателе. На Веге он не очень большой. Но допустим киловатт.
Это 83 ампера тока. По факту больше, поэтому рассматриваем 100 ампер.

Коллега.... как бы это помягче сказать.....
Судя по схемам подключения, предлагается через эту платку пропускать 100+ ампер тока.
Китайцы применили сверхпроводимость при комнатных температурах ? Сомневаюсь.

Но как тогда обьяснить, что сто ампер предлагается пустить через два винтика на M5 не более. ?
Посмотрим на тех же китайцев, но других.....
https://www.aliexpre...earchweb201603_
Вот шунт на 100 ампер, хотя бы на соединительные винты глянуть, тут не менее M8, что вполне себе для ста ампер.

Но и на измерительную пластину так же... Вы в том БМС что либо похожее видите ?
Я чето нет.
То есть ток в сто ампер идет по не очень толстым и широким дорожкам на печатной плате ... ну не знаааюююю.
Может какое то очень короткое время выдержит... вопрос какое.

В общем мое резюме отрицательное.
Вы просили покритиковать - покритиковал.

И да, не говорим уже про 200 ампер, это за гранью какой то уже совсем, для такой платки. Верне еплатка то может и ничего, но шунты возможно со стоящими на них FET'ами - должны быть внешние и здоровенные.
Ибо против законов Ома не попрешь.

Для понимания же каким должен быть БМС (и то этот вариант так себе, не очень)
https://shop.gwl.eu/...etooth-4-0.html
И никаких защит тут нет, для них нужно докупать отдельные девайсины.
  • 0

#1392 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 12 октября 2020 - 02:00

 

Покритикуйте БМС. Или достаточно и на 200А? 

У меня стоит эта БМС. Снимаете крышки, пролуживаете толстым слоем шоколада припоя  входные и выходные дороги и переходные отверстия и можете спокойно пропускать 150А (у меня не нашлось больше чем нагрузить долговременно. Чайник через инвертор 2квт  примерно в течение примерно 5 минут). БМС имела температуру около 40С. Там весьма неплохие MOSFET  004N03L

в ключах. Без пропайки больше 50-80а не рекомендовал бы пропускать. У вмс есть косяк в виде отключения при 2.1 вольта. ИМХО маловато. Но меня это мало беспокоит, у меня начнет орать счетчик амперчасов\вольтметр\амперметр раньше .

 

зы. И не стоит забывать, что максимальный зарядный ток у вмс на 200а составляет половину. т.е больше 100а не давать. Реально меньше.... Я бы взял сейчас https://aliexpress.r...earchweb201603_   . Сделана гораздо правильней.


Сообщение отредактировал eliz: 12 октября 2020 - 02:08

  • 1

#1393 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 12 октября 2020 - 12:09


  • 0

#1394 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 12 октября 2020 - 14:29

 

Покритикуйте БМС. Или достаточно и на 200А? 

и да, если эта  БМС отключилась по какой либо причине, то включится она только если увидит на своем выходе  больше 10 вольт (примерно)...


  • 0

#1395 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 12 октября 2020 - 15:09

Может я и не прав, но пусковой ток может быть и 400А. И не просто так наверное ставят на яхты в качестве стартерной батареи - аккумы на 100Ач. У них допустимый пусковой ток 800А. Не думаю, что бмс на такой ток будет дешевой. Так что проще, дешевле и надежнее ставить отдельную стартерную свинцовую батарею.

Ну и если вы таки решили пользоваться одной батареей для сервиса и пуска двигателя, то тогда надо как минимум сделать ее из двух банков со своей БМС каждый. Тогда в случае проблем с одной ячейкой вы просто отключаете один банк и остаетесь с батареей половинчатой емкости. Плюс к тому же и ячейка в 2 раза меньшей емкости в 2 раза дешевле - можно просто в запас положить.

Есть правда проблема как объединить два банка. По уму надо ставить какой то сумматор, но вот цена его на большой ток будет не дешевой. Плюс нужен будет еще и изолятор на 2 банка. 

Но можно и по старинке - просто поставить в параллель ;-) 


  • 0

#1396 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 12 октября 2020 - 22:27

...Есть правда проблема как объединить два банка.
По уму надо ставить какой то сумматор, но вот цена его на большой ток будет не дешевой. Плюс нужен будет еще и изолятор на 2 банка.

У меня есть и сумматор по выходу (комбайнер) и изолятор по входу (разделитель)
Сделано всё на нескольких (по количеству банок/батарей) LTC4412 и старинных IRFках :)
Базой служила вот эта схема:
https://forum.katera...487#entry291487

Конструктивно так: (это комбайнер)
https://forum.katera...-4#entry1536458
Как там написано, стартер 3.5 киловатта, крутит без вопросов и нагрева ~300A тока расчетного, а по факту я не мерял.

Всё обошлось в цену деталей и немного труда.
Да, LTC4412 недешевая микросхема, платил я поставщику, в пересчете, примерно ~$12 за штуку.
Но она того стоит, "диод" получается отличный :)
  • 0

#1397 yfafyz

yfafyz

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 339 сообщений
  • Из:РОССИЯ
  • Судно: помошник

Отправлено 13 октября 2020 - 04:17

"и старинных IRFках".
А новых р-типа, похоже, и не придумали. Решил собрать разделитель, а кроме старых добрых IRF4905 ни чего подходящего и нет.
  • 0

#1398 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 13 октября 2020 - 06:43

А новых р-типа, похоже, и не придумали.

Придумали. И с гораздо лучшими характеристиками.

Решил собрать разделитель, а кроме старых добрых IRF4905 ни чего подходящего и нет.

Есть. Вот я, в феврале, в лифепошной теме, на стенде  дурью маялся  использовал. Характеристики девайса в посте.


  • 0

#1399 yfafyz

yfafyz

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 339 сообщений
  • Из:РОССИЯ
  • Судно: помошник

Отправлено 13 октября 2020 - 09:07

Придумали. И с гораздо лучшими характеристиками.

Есть. Вот я, в феврале, в лифепошной теме, на стенде  дурью маялся  использовал. Характеристики девайса в посте.

Ну так дайте ссылку на то что придумали.

А то что вы использовали ... ток 36А сопротивление 110мОм...  в ПЯТЬ раз хуже :)


  • 0

#1400 yfafyz

yfafyz

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 339 сообщений
  • Из:РОССИЯ
  • Судно: помошник

Отправлено 13 октября 2020 - 09:11

Вдогонку.

IRF4905 есть в исполнении для автотранспорта. Стоят в два раза дороже. Так и не понял чем отличаются от простых. Может кто знает?


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей