Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3168

#1951 tedbeer

tedbeer

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 263 сообщений
  • Из:Almere
  • Судно: Maxi38+
  • Название: Khamsin

Отправлено 18 июня 2021 - 11:19

Зачем выставлять емкость на кулонометре с запасом вверх? Скорее наоборот. Я выставил 170Ач, при емкости 175Ач.

Этот алгоритм понятен, но он ручной, требует времени и постоянного участия. А речь шла об автоматической разрядке-зарядке-разрядке-зарядке с выдачей информации о батарее.

 

Как раз времени требуется не много, меньше дня, а не неделю "автоматического" режима.

Присутствия как бы тоже не требуется - включил заряд, включил разряд, включил заряд, где тут постоянное участие? Причем эти операции независимы и можно (даже нужно) делать с некоторым перерывом между ними.

Запас вверх на мониторе требуется для первоначальной операции. Иначе монитор упирается в ноль и не считает энергию выданную после достижения нуля. А после операции у вас будет цифра сколько может реально отдать батарея. Вот ее после и пишут в монитор. Наверняка есть умные батарейные мониторы, которые могут сами пересчитать эти лимиты, но за совсем другие деньги.


Сообщение отредактировал tedbeer: 18 июня 2021 - 11:20

  • 0

#1952 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 999 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 18 июня 2021 - 11:45

Как раз времени требуется не много, меньше дня, а не неделю "автоматического" режима.

Присутствия как бы тоже не требуется - включил заряд, включил разряд, включил заряд, где тут постоянное участие? Причем эти операции независимы и можно (даже нужно) делать с некоторым перерывом между ними.

Запас вверх на мониторе требуется для первоначальной операции. Иначе монитор упирается в ноль и не считает энергию выданную после достижения нуля. А после операции у вас будет цифра сколько может реально отдать батарея. Вот ее после и пишут в монитор. Наверняка есть умные батарейные мониторы, которые могут сами пересчитать эти лимиты, но за совсем другие деньги.

На ячейке емкость указана. Существенно больше, чем эта цифра, ячейка не отдаст. И разряжать на 110% точно не стоит ячейки. Ниже 20% остатка обычно не разряжают.


  • 0

#1953 tedbeer

tedbeer

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 263 сообщений
  • Из:Almere
  • Судно: Maxi38+
  • Название: Khamsin

Отправлено 18 июня 2021 - 12:06

На ячейке емкость указана. Существенно больше, чем эта цифра, ячейка не отдаст. И разряжать на 110% точно не стоит ячейки. Ниже 20% остатка обычно не разряжают.

А вдруг китаец обманул и продал нам "гораздо лучший мех"? :D Речь только о том чтобы прописать достаточную цифру. А то в моем случае изначально в мониторе было 100Ач прописано и я не поменял, запустил процесс как есть. Пришлось повторять. Кстати емкость еще будет зависеть от тока разряда. Более низким током можно вытащить больше энергии. Так что для реалистичности я бы подключил нагрузку, сравнимую с будущим потреблением.


  • 0

#1954 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 18 июня 2021 - 12:31


  • 0

#1955 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 999 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 18 июня 2021 - 21:05

Не всегда, иногда наоборот.
По разряде высоким током высокотоковых ячеек в холодную погоду те разогреваются до оптимальной температуры, понижается их внутреннее сопротивление и можно достать незначительно больше энергии чем по разряде малым током холодных ячеек.
Это все фигня, там разброс будет порядка 5%, просто интересный факт.

Боюсь, что если 100Ач аккум разряжать током 100А и 1А, то разница будет процентов 20. Не в пользу больших токов.


  • 0

#1956 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 18 июня 2021 - 22:13


  • 0

#1957 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 18 июня 2021 - 22:24

Закон или экспонента Пейкерта к лиферу практически неприменима, ну,,, там если и будет разница, то реально до 5%.

Поэтому "считать" лифер,  намного проще чем свинец, но!

Charging Efficiency никто не отменял, и он равен примерно 90%..95%

В том числе  поэтому я "топлю" за нормальные батарейные мониторы, даже самодельные, но не китайские показометры - счетчики кулонов и только.


  • 0

#1958 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 18 июня 2021 - 23:41


  • 0

#1959 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 19 июня 2021 - 00:04

У лития эффективность зарядки 99%.

Возможно у Вашего лития так, но,  насколько я обладаю  информацией и нахожу ей подтверждения в Интернет, у лифера он меньше. Сам лично однако не тестировал.


  • 0

#1960 syoma

syoma

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 792 сообщений
  • Из:Germany
  • Судно: Beach Catamarans
  • Название: Topcat K1, K4, F2

Отправлено 19 июня 2021 - 14:22

В том числе  поэтому я "топлю" за нормальные батарейные мониторы, даже самодельные, но не китайские показометры - счетчики кулонов и только.

 

Есть такая контора Mathworks, которые продают софт Simulink, который служит для моделирования различных электрических и электронных систем. Они сейчас очень активны в автомобильной индустрии, так как там с батареями сегодня очень сильно заморачиваются. Я с ними работаю уже больше 10 лет.

Так вот я был на ихней презентации на этой неделе, где они представили обновленный блок для моделирования аккумуляторов, который моделирует практически все известные сегодня процессы и позволяет оценить как State-of-Charge так и State-of-Health, включая изменения характеристик от цикла к циклу, потерь, температур, старения, истории разряда/заряда и кучи других факторов. По идее этот блок позволяет оценить заряд батареи с точностью до пары процентов и плюс предупреждать, когда какой-либо режим приведет к ускоренному старению батареи.

 

Главный прикол, что с этих блоков можно сгенерировать Си/Си++ код и загрузить его в свой микроконтроллер, который будет все считать уже по реальным токам и напряжениям. Будет самый лучший монитор. Если интересно, могу кинуть еще информации.


Сообщение отредактировал syoma: 19 июня 2021 - 14:24

  • 0

#1961 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 791 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 19 июня 2021 - 15:18

Начинка этого блока доступна? Имеется ввиду, что они туда вложили, формулы и комментарии, исходный код тоже интересен.


  • 0

#1962 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 19 июня 2021 - 20:50

 


  • 0

#1963 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 19 июня 2021 - 23:51

Есть такая контора Mathworks, .....
Если интересно, могу кинуть еще информации.

Очень интересно!
Всюда напишите плз, оно там будет более по теме.
https://forum.katera...k-batare/page-2


  • 0

#1964 syoma

syoma

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 792 сообщений
  • Из:Germany
  • Судно: Beach Catamarans
  • Название: Topcat K1, K4, F2

Отправлено 24 июня 2021 - 14:00

Очень интересно!
Всюда напишите плз, оно там будет более по теме.
https://forum.katera...k-batare/page-2

 

Вот пара ссылок: 

https://www.mathwork...attery-modeling

https://www.mathwork...ery-models.html - во второй много видео и ссылок на используемые алгоритмы. 

https://www.mathwork...evs-in-simscape

 

В вышеуказанную тему не писал, так как там больше свинец обуждается.


  • 1

#1965 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 24 июня 2021 - 20:48

Вот пара ссылок:  ..........

Перенес свой ответ на Ваш пост, таки в профильную тему.
Вот сюда: https://forum.katera...-2#entry2529336
 


  • 0

#1966 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 234 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 07 июля 2021 - 23:48

Этакий блиц-вопрос - предстоит гонка на 300 миль, в дополнение к имеющемуся 100-амперному силиконовому аккумулятору поставили 200-амперный литий. Аккумуляторы стоят в разных группах так что можно их использовать по очереди включая один и отключая другой. Оба типа аккумулятора допускают глубокий разряд без повреждения. Но вот когда настанет нужда подзарядить эти аккумуляторы от двигателя (дает 14 вольт) то как это осуществить, тоже по очереди? Оба аккумулятора позволяют заряжаться высоким током, я когда литий тестировал то гнал в него 30 ампер до практически полного обьема. Силиконовый это обычный гелевый, все что нашел про него это ток заряда не выше 10% обьема аккумулятора. И вот вопрос - допустима ли параллельная зарядка этих аккумуляторов или руки можно уже не мыть? 

 

Нашел - можно 25 ампер гнать на зарядку силиконового


Сообщение отредактировал В. Мельников: 07 июля 2021 - 23:55

  • 0

#1967 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 08 июля 2021 - 11:36

А источник заряда сколько дает? Если менее 50А, то можно без опасений. Литий по-любому будет брать больше. Поскольку он больше емкости, то заряжаться будут, вероятно, в соотношении 4/1 в пользу лития. Ближе к концу заряда кислотного он сам ограничит зарядный ток. Так что он будет, скорее всего, почти всегда недозаряжен (около 80% заряда), а литий будет полностью, если источник долгоиграющий.


  • 0

#1968 bad040

bad040

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 292 сообщений
  • Из:Ramle
  • Судно: Dehler 35
  • Название: Whisper

Отправлено 08 июля 2021 - 12:58

P.S. Должен заметить, что существует теоретическое альтернативное решение ограничения тока генератора;
Это ШИМ регулятор между генератором и аккумулятором, но... я не встречал такого применения.
Основной вопрос, как отреагирует, на такой режим нагрузки, штатное реле-регулятор.
А ШИМ регуляторов, "вообще", на рынке то есть немало.

 

У меня такое стоит от Стерлинга.  Реализует любой из 6 имеющихся алгоритмов заряда. В моей частной ситуации используется только СС/СV . Обязательно подключать с внешним датчиком температуры альтернатора ( идет в комплекте) . Подключен на 80А янмаровский альтернатор. Пока в моторном отсеке прохладно ток заряда около 80А. По мере прогрева ток падает и минут через 20-30 стабилизируется на 65А.  Опыт использования более 3 лет. За это время спален оригинальный альтернатор (см выше как подключать)  на 60А - поленился поставить датчик температуры. 


Сообщение отредактировал bad040: 08 июля 2021 - 13:06

  • 1

#1969 tedbeer

tedbeer

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 263 сообщений
  • Из:Almere
  • Судно: Maxi38+
  • Название: Khamsin

Отправлено 08 июля 2021 - 14:45

 За это время спален оригинальный альтернатор (см выше как подключать)  на 60А - поленился поставить датчик температуры. 

В соседней теме запостил ссылку как собрать простой контроллер заряда лифера, с ручной регулировкой тока альтернатора и контролем его температуры.


  • 0

#1970 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 234 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 08 июля 2021 - 14:54

А источник заряда сколько дает? Если менее 50А, то можно без опасений. Литий по-любому будет брать больше. Поскольку он больше емкости, то заряжаться будут, вероятно, в соотношении 4/1 в пользу лития. Ближе к концу заряда кислотного он сам ограничит зарядный ток. Так что он будет, скорее всего, почти всегда недозаряжен (около 80% заряда), а литий будет полностью, если источник долгоиграющий.

Генератор стандартный, дает 14 вольт 55 ампер. Оба аккумулятора требуют более высокого напряжения для полной зарядки, видимо, будет недозаряд у обоих.


  • 0

#1971 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 08 июля 2021 - 20:05

Нормально все будет. И с токами заряда и с полученным уровнем заряда. Пол-процента на литии Вам вряд ли сильно пригодятся. А кислотный Вы все равно генератором до упора заряжать никогда не будете. Подключайте и заряжайте. Только на всякий случай подразрядите разок оба до 50% и начните заряжать, контролируя ток заряда на каждом - хотя бы клещами. Вдруг я ошибся. Заодно расскажете, что получилось. В любом случае - попробуйте все должно быть без проблем, а уж если роблемы будут, то и будете думать и советоваться. не должно их быть. Мне лично интересно будет соотношение - насколько я ошибся в прогнозах. А как вы заряжали без лития тот же кислотный? Ток-то ведь на него весь шел.


  • 0

#1972 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 234 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 08 июля 2021 - 22:45

... А как вы заряжали без лития тот же кислотный? Ток-то ведь на него весь шел.

Аккумуляторы новые, силикон заряжали зарядным чтобы напряжение было 14.6 вольт как требуется. А у лития своя зарядка, сначала я его после теста заряжал 30-амперным зарядником а потом добивал своим 10-амперным с напряжением 14,5 вольт пока аккумулятор не отключился.


  • 0

#1973 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 09 июля 2021 - 10:30

Если у кислотника собственное напряжение не выше 13В - то почему от 14В он будет недозаряжаться?  :) 

13,7В - тоже стандартное напряжение зарядки. 

Кмк, вопрос лишь в скорости зарядки. 


  • 0

#1974 Pashka79

Pashka79

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 145 сообщений
  • Из:Rishon
  • Судно: Dehler 35
  • Название: Whisper

Отправлено 12 июля 2021 - 16:45

Генератор стандартный, дает 14 вольт 55 ампер. Оба аккумулятора требуют более высокого напряжения для полной зарядки, видимо, будет недозаряд у обоих.

Уверенны ,что дает 14В ?


  • 0

#1975 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 234 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 14 июля 2021 - 01:25

Уверенны ,что дает 14В ?

Был уверен но вот после вашего вопроса... Разные мысли лезут, тут и вольтметр кривой, тут и вольты другой системы... Решил так - вольтметр показал 14 вольт значит быть посему!  :D

 

Ну и краткий отчет - литий сработал на Ура! Гонка заняла 67 часов. Сначала использовали силикон. На яхте разветвленная система электроники и некоторые группы приборов не имеют отдельного провода питания, все через их собственную сеть. В итоге наблюдали падение напряжения на приборах над входным люком до 0.9 вольта. В остальных точках, а это внизу у плоттера, у автопилота, в кокпите у рулевого напряжение практически такое-же как на самом аккумуляторе. И когда через 18 часов напряжение на приборах над входом показало 11 вольт перешли на литий. Тут картина с напряжением была более светлая. Везде 13 вольт а на приборах наименьший показатель 12.1 вольт. так и ехали еще полтора суток с потреблением с аккумулятора на приборы, связь и автопилот, кстати сказать имеющий мощный электрический привод. Падения напряжения практически не заметили но я помню что когда тестировал этот аккумулятор то видел как напряжение упало резко когда весь заряд был потрачен и до такого момента не доводили.  Двигатель гоняли для подзарядки один раз. Заряжали литий отдельно примерно один час пятнадцать минут и другой аккумулятор такое-же время. Потом снова перешли на силикон но тот уже через 10 часов стал показывать признаки усталости, видимо заряжать нужно было подольше. Опять перешли на литий и с ним уже до финиша. Причем, обычно когда запускаешь двигатель на подразряженном аккумуляторе то происходит провал напряжения и приборы сразу пищат, выдают аларм. А тут после финиша двигатель стартовали и без провала напряжения, значит в этом литии еще был хороший заряд.

 

Ну, а кому интерестно как мы гонялись то живая картинка тут http://yb.tl/lo3002021#  Наша яхта называется традиционно Ариадна. Еще тут результаты https://yachtscoring...ber=1&eID=13262


Сообщение отредактировал В. Мельников: 14 июля 2021 - 01:31

  • 2



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей